Разведывательное сообщество США на пути реформ
Полковник Ю. Свиридов, кандидат военных наук
В США, когда говорят о разведке, имеют в виду разведывательное сообщество, 60 лет со дня образования которого исполняется в 2007 году. Исторически сложилось так, что национальной разведки как центрального информационно-аналитического органа в государственной системе принятия стратегических военно-политических решений в этой стране до начала Второй мировой войны фактически не существовало. Разведкой занимались разрозненные и малочисленные отделы сухопутных войск, ВМС и внешнеполитического ведомства - государственного департамента. Считалось, что военные действия на территории Североамериканского континента против США в принципе невозможны. Сухопутная граница с севера прикрывалась дружественной Канадой, а с юга - не менее дружественной Мексикой, а огромные морские пространства Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов являлись надежной естественной защитой от нападения со стороны стран «старого света», СССР и других государств. С началом Второй мировой войны ситуация стала меняться. Первым ощутимым уроном, который Соединенные Штаты понесли в этой войне, стала потеря Тихоокеанского флота в 1941 году. Япония одним решающим ударом разгромила главную базу Тихоокеанского флота США Пёрл-Харбор. Разведка США получала сведения о готовящейся акции, но они не были достаточно оценены администрацией и военным руководством. Американский профессор Г. X. Рэнсом по этому поводу пишет следующее: «... Дело было в том, что из всей массы предупреждающих сигналов, указывающих на то, что может случиться, руководители разведки и лидеры, принимавшие решения, отбирали только такие виды на будущее, которые были близки им, которые они представляли себе заранее или предпочитали иметь. Они не замечали объективной реальности, игнорируя признаки вероятных и возможных событий...».
Из случившейся трагедии были сделаны выводы. В июне 1942 года в США создается так называемое управление стратегических служб - первый в истории этой страны национальный координирующий орган, объединивший военную и политическую разведки, который просуществовал до конца войны. Однако после капитуляции Японии в конце 1945 года данное управление было расформировано, а его кадры возвращены в военное и дипломатическое ведомства.
Следующим событием, повлиявшим на безопасность США, стало начало «холодной войны». Американская разведка докладывала о разработке в СССР атомной бомбы и средств ее доставки. Советский Союз набирал силу, рвался в космос и стремительно превращался в мощную державу, способную не только противостоять Соединенным Штатам, но и одержать над ними верх. Поэтому в июле 1947 года американский конгресс принял закон «О национальной безопасности» (National Security Act of 1947). Согласно ему создано Центральное разведывательное управление (ЦРУ), взявшее на себя функции по сбору и анализу всей информации о внешних угрозах, а также выработке рекомендаций в интересах Совета национальной безопасности (СНБ) при президенте США, образованного в соответствии с этим же законом. Одновременно был учрежден пост директора Центральной разведки, функции которого были возложены на директора ЦРУ.
Вступление в силу этого основополагающего федерального закона можно считать датой рождения разведывательного сообщества США. Он определил развитие и формирование американских разведслужб на последующие полвека. Со времени его принятия в текст был внесен ряд существенных поправок. В настоящее время в законе содержится более 60 статей, часть из которых напрямую относится к деятельности американских разведывательных органов. Несмотря на это, динамика изменений состава разведсообщества в данный период была весьма незначительна. Они касались лишь упразднения или учреждения разведывательных подразделений отдельных гражданских ведомств (министерств торговли, юстиции, управления по борьбе с наркотиками), их переподчинения и изменения наименований, а также увеличения и расширения органов военной разведки.
К середине 1970-х годов система разведки США насчитывала около десяти министерств и ведомств. В 1976 году указом американского президента «Деятельность внешней разведки», обобщившим законодательные акты и решения федеральных органов исполнительной власти, на основании которых функционировали разведорганы различной ведомственной принадлежности, термин «разведывательное сообщество» был введен официально.
Попытки серьезных реформ разведывательного сообщества США предпринимались с конца, 1980-х годов. Но они не приводили к заметным успехам. Например, после окончания «холодной войны» в 1990-1996 годы численность сотрудников разведки была сокращена, финансирование урезано, американская разведка начала уделять больше внимания не агентурной работе, а технической разведке (с помощью спутников, средств перехвата радио-, телефонных и пр. сообщений и т. д.), а также анализу открытых источников информации (газет, книг, телепередач и др.). Однако эти нововведения не привели к улучшению работы спецслужб. Большинство американских аналитиков ныне считают, что современные проблемы национальной разведки заключаются не в недостатке информации, а в неумении ее обрабатывать и анализировать. Причиной этого и стала реформа 1990-х годов, когда из ЦРУ были уволены многие аналитики. Впервые к такому выводу пришли комиссии конгресса, созданные в конце 1990-х годов.
Намерение реформировать спецслужбы США вынашивалось президентом Дж. Бушем давно. Провалы в их деятельности становились все более серьезными: внезапные ядерные испытания в Индии и Пакистане, факты перевербовки американских разведчиков, создание ракетного оружия в КНДР. Разведывательное сообщество оказалось неспособно отследить и предупредить данные факты, за что подверглось суровой критике в администрации и конгрессе.
Апофеозом всего стали теракты 11 сентября 2001 года, которые продемонстрировали серьезные изъяны в системе предупреждения руководства страны о реальных угрозах национальной безопасности. После почти трехлетней работы ряда специальных комиссий, рабочих групп и законодателей в декабре 2004 года вступил в силу закон «О реформировании американской разведки и предотвращении террористических актов». В нем предусматривается крупнейшая за
последние 50 лет реорганизация американских спецслужб.
Законом упразднена должность директора центральной разведки, которую по совокупности занимал директор ЦРУ, и впервые введена отдельная должность - директор национальной разведки (ДНР), который назначается главой государства и утверждается сенатом конгресса США. В соответствии с этим законом он является руководителем всего американского разведывательного сообщества и главным советником президента по разведке, основная обязанность которого - координация всей разведывательной деятельности всех разведорганов страны.
18 февраля 2005 года на должность директора национальной разведки Джордж Буш назначил Джона Негропонте, до этого - посла Соединенных Штатов в Ираке. Спустя два месяца, 22 апреля, президентский выдвиженец успешно прошел процедуру утверждения в сенате американского конгресса.
Первому ДНР США приходится решать задачу реформирования разведывательного сообщества прежде всего для того, чтобы его деятельность соответствовала новым геополитическим условиям, когда основные задачи обеспечения национальной безопасности страны оказались сосредоточенными в сфере борьбы с международным терроризмом, распространением оружия массового поражения (ракетного, ядерного, химического, бактериологического), наркобизнесом, экономическими преступлениями, осуществления контроля за экспортом стратегических материалов и технологий. Изменений требует не только характер информации, получаемой от разведывательных источников, но и технологическая цепочка ее прохождения в бюрократическом лабиринте государственных институтов власти.
В настоящее время в состав разведывательного сообщества входят 16 структур, одна из которых является самостоятельной, восемь подчинены МО и семь принадлежат различным гражданским ведомствам: Центральное разведывательное управление, разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), национальное управление геопространственной разведки (НУГР), национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), разведки сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты, Федеральное бюро расследований (ФБР), разведывательные органы государственного департамента, министерства финансов, министерства
энергетики, управления по борьбе с наркотиками, главное управление анализа информации и защиты инфраструктуры министерства внутренней безопасности (МВБ) и разведка береговой охраны (см. схему).
Под непосредственным руководством ДНР они функционируют как единая организация, призванная обеспечивать органы политического и военного руководства достоверной развединформацией, касающейся национальных стратегических интересов государства в политической, военной и экономической сферах.
Главным органом стратегической разведки США является самостоятельная структура - Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency - CIA). Президентским указом от 4 декабря 1981 года на него возложены следующие задачи:
- добывание и обработка разведывательной и контрразведывательной информации о деятельности иностранных государств;
- разработка и реализация программы сбора политической, экономической, научной. технической, военной, социологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности США;
- осуществление и координация контрразведывательной деятельности за пределами США;
- проведение специальных операций, одобренных президентом:
- обеспечение безопасности этих спецопераций, сохранности объектов и сооружений, личной безопасности сотрудников и режима секретности главных управлений ЦРУ.
Организационно-штатная структура ЦРУ включает подразделения центрального подчинения и четыре главных управления. Подразделениями центрального подчинения являются отделы, занимающиеся обеспечением разведывательного процесса. Среди них отделы по связям с конгрессом, генерального юрисконсульта, генерального инспектора, по связям с общественностью, протокольный, планирования и программ и прочие. Основу же ЦРУ составляют главные управления: главное управление информации, главное управление науки и техники, главное административное управление, а также национальная служба тайных операций: Последняя создана в ходе проведенных в 2005 году реформ на базе бывшего главного оперативного управления и является особой структурой. На нее возложены задачи ведения агентурной разведки не только в рамках ЦРУ, но и координации подобной деятельности всего разведывательного сообщества США. ЦРУ имеет более сотни действующих резидентур по всему миру. Общая численность постоянного состава 17-18 тыс. человек, а с учетом лиц, работающих по контрактам и в учреждениях прикрытия, 40 тыс.
Восемь структур разведывательного сообщества США принадлежат Пентагону. Общее руководство ими, но без права вмешиваться в конкретную деятельность, в соответствии с данными министром обороны полномочиями осуществляет заместитель МО по разведке. Согласно сведениям газеты «Вашингтон пост», из примерно 45 млрд долларов, выделяемых ежегодно из американского бюджета на разведывательную деятельность, на долю военной разведки приходится более 80 процентов.
В военной составляющей разведсообщества главную роль играет разведывательное управление министерства обороны США (Defense Intelligence Agency - DIA). Оно предназначено для информирования военно-политического руководства страны по военно-стратегическим вопросам, обеспечения стратегического планирования операций вооруженных сил США и их проведения в глобальном масштабе.
На РУМО возлагаются задачи по добыванию достоверной информации и докладу ее министру обороны, председателю комитета начальников штабов (КНШ) и другим должностным лицам, контроль над иностранными государствами в сфере выполнения договорных обязательств, руководство деятельностью аппаратов военных атташе за рубежом и другие.
Разведывательное управление возглавляет директор в звании генерал-лейтенанта. Оно включает специальные службы директора РУМО, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности данной организации, и семь управлений: агентурной разведки; инструментальной разведки и разведки техническими средствами; аналитическое; начальника информационной службы и информационного обеспечения; административное; разведывательного обеспечения; людских ресурсов.
Наиболее крупным, по данным американской печати, является аналитическое управление. В ходе реформ его штат значительно расширился. Только в центральном аппарате, по некоторым оценкам, работают от 7-8 тыс. аналитиков. Общая же численность военного и гражданского персонала РУМО приближается к 10 тыс. человек, из которых более тысячи офицеров постоянно находятся на зарубежной работе.
Управление национальной безопасности США (National Security Agency - NSA) является одной из крупнейших американских спецслужб. Оно организует радиоэлектронную разведку, перехват и дешифрирование закрытых переговоров и сигналов иностранных государств, а также обеспечивает правительство США и все военные ведомства шифрами, кодами и закрытыми системами связи. Возглавляет УНБ директор в воинском звании генерал-лейтенанта. Общая численность персонала составляет около 120 тыс. человек, из них 3/4 работают в региональных центрах, расположенных по всему миру.
Национальное управление геопространственной разведки (National Geospatial Intelligence Agency - NGA) было преобразовано три года назад из управления видовой разведки и картографии. Оно предназначено для картографического, топогеодезического и навигационного обеспечения войск, хранения и обработки массивов информации по оценке обстановки, координатам объектов и целей. Кроме того, на это управление возложена задача по оценке последствий стихийных бедствий и катастроф. Его директор - генерал-лейтенант, штат около 10 тыс. человек.
Национальное управление воздушно-космической разведки (National Reconnaissance Office - NRO) предназначено для ведения разведки из космоса. Это ведомство обеспечивает не только управление работой бортовой разведывательной аппаратуры, но и запуски космических аппаратов, их функционирование на орбитах, проектирование, координацию программ изготовления и закупку ракет-носителей и КА. В рамках одной организации полностью решается весь цикл задач космической разведки, начиная от замысла и заканчивая его реализацией. Директором управления воздушно-космической разведки назначается гражданское лицо, одновременно являющееся заместителем министра ВВС по космическим операциям. Численность персонала 25 тыс. человек.
Разведки видов вооруженных сил, являясь самостоятельными членами разведывательного сообщества, выполняют в основном соответствующие задачи в оперативно-тактическом звене.
Разведка сухопутных войск предназначена для обеспечения разведданными соединений и объединений сухопутных войск. В СВ основным органом по добыванию и обработке таких сведений является командование разведки и безопасности сухопутных войск (Intelligence and Security Command - INSCOM). Командование ведет агентурную, видовую и радиоэлектронную разведку в оперативном звене, оказывает помощь органам разведки дивизий и корпусов в добывании и обработке разведданных. Штатная категория командующего - генерал-майор. В состав этого органа входят: четыре бригады и восемь групп военной разведки, а также командование информационных наземных операций, национальный разведывательный центр, группа обработки информации системы «Джистарс» и другие структуры. Численность личного состава около 11 тыс. человек.
Разведка ВВС представлена в разведывательном сообществе разведывательным управлением ВВС (Air Intelligence Agency - AIA), которое отвечает за оперативное руководство добывающими органами космической, воздушной и наземной разведки этого вида ВС, ведение информационных операций, РЭБ, обеспечение безопасности систем управления, связи и информации, координацию деятельности разведорганов оперативного звена. Аппарат начальника разведки ВВС занимается изучением обстановки в различных регионах мира и оценками угроз национальным интересам США, организует ведение воздушной, космической, видовой, радио-, электронной, криптографической и других видов разведки, планирует и ведет информационную борьбу и РЭБ. Общая численность личного состава разведки ВВС более 13 тыс. человек.
Руководство разведкой ВМС возложено на разведывательное управление ВМС (Office of Naval Intelligence- ONI), основная часть персонала которого сосредоточена на базе национального морского разведывательного центра, расположенного в г. Сьютленд (штат Мэриленд). Разведка ведется с помощью технических средств, размещенных на кораблях, самолетах, космических аппаратах, а также личным составом морской пехоты. Основные задачи этого органа - отслеживание деятельности данного вида ВС иностранных государств, обеспечение операций на приморских направлениях и в морских акваториях, накопление информации о прибрежной инфраструктуре зарубежных стран. В последнее время на разведку ВМС дополнительно возложены следующие две функции: обеспечение проведения мероприятий по борьбе с терроризмом и наркобизнесом и оказание противодействия распространению оружия массового поражения. Общая численность личного состава около 16 тыс. человек.
Разведывательный центр морской пехоты (Marine Corps Intelligence Activity) включает два основных подразделения: разведывательное управление при штаб-квартире данного объединения, обслуживающее командующего и штаб, а также отдел разведывательного обеспечения, действующий как в национальном морском разведывательном центре, так и на главной базе корпуса в штате Виргиния. Эта структура предназначена для разведобеспечения военных операций морской пехоты и осуществляет в основном сбор информации на тактическом уровне.
Проводимая в настоящее время реформа менее всего затронула разведслужбы Пентагона. В частности, по заявлению руководителя аппарата РУМО Л. Андрэ, радикальных изменений не произошло - работа идет по схемам, налаживавшимся не одно десятилетие.
Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation - FBI), организационно входящее в состав министерства юстиции, пользуется относительной самостоятельностью и сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска. В этом отношении ФБР представляет собой единственное в своем роде учреждение не только в США, но и во всем мире. На это ведомство возложены следующие функции: проверка лояльности граждан, поступающих на государственную службу, оформление допусков к работе с секретными документами в правительственных учреждениях и частном секторе, периодический контроль благонадежности граждан.
В 2005 году в основном завершена поэтапная реализация комплексного плана реформирования ФБР. В результате реорганизации центрального
аппарата (штаб-квартиры) изменилась структура данного ведомства. В частности, впервые в его составе появилось разведывательное управление, на которое возложены задачи не только соответствующего обеспечения операций, проводимых ФБР, но и координации всей разведывательной деятельности в рамках министерства юстиции. Всего в штате центрального аппарата ФБР насчитывается около 10 тыс. сотрудников.
Управление по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration), также входящее в состав министерства юстиции США, имеет 19 территориальных отделений в крупнейших городах США и около 50 представительств в различных странах мира. Основными его функциями являются следующие: надзор за соблюдением законодательства в области наркотических средств и за предприятиями, выпускающими данные средства; координация деятельности разведки и других федеральных органов в интересах борьбы с наркотиками; планирование мероприятий по борьбе с контрабандой наркотиков; проведение расследований, выявление и арест лиц, связанных с производством и распространением наркотиков.
Разведывательная структура этого управления - отдел разведки и безопасности (Office of National Security Intelligence) стала 16-м членом в составе разведсообщества в начале 2006 года. На него возложены задачи добывания, анализа и обмена с другими спецслужбами информацией, которая касается компетенции деятельности управления.
Управление разведки и исследований (Bureau of Intelligence and Research) государственного департамента является информационно-аналитическим органом, ведет досье на политических, военных, общественных деятелей и ученых различных стран. Оно обеспечивает в сфере своей компетенции деятельность дипломатических миссий США за рубежом, доводит до их сведения разведывательные задачи по указанию директора национальной разведки, обеспечивает рассылку докладов, подготовленных зарубежными аппаратами, формулирует соответствующие задания для других органов разведсообщества в интересах выработки и проведения внешнеполитического курса страны. В штате отдела насчитывается около 500 сотрудников.
Министерство финансов представлено в разведывательном сообществе США отделом разведки и аналитическим (Office of Intelligence and Analysis), входящим в состав управления финансовой разведки и противодействия финансированию терроризма, образованного в данном
министерстве в 2004 году. В отличие от имеющихся в структуре Минфина подразделений по ведению финансовой разведки на своей территории (отмывание денег и т. д. местными гражданами и компаниями) этот отдел занимается исключительно иностранной составляющей финансовой безопасности.
Разведывательный отдел министерства энергетики (Office of Intelligence) в сотрудничестве с ЦРУ, ФБР и министерством обороны осуществляет сбор политических, экономических и технических данных о состоянии дел в международной, в том числе ядерной, энергетике, отслеживает вопросы предотвращения хищения компонентов ядерного оружия (ЯО) и сопутствующих материалов.
В последние годы функции разведывательного отдела заметно расширились и включают также обеспечение национальной безопасности в области ядерных технологий, повышение устойчивости экономического развития страны за счет диверсификации источников энергоресурсов. Отдел накапливает и анализирует информацию о деятельности зарубежных государств в области атомной энергетики, участвует в разработке системы контроля за ядерными испытаниями, отвечает за организацию работы по оценке возможностей стран в области создания ЯО, новых ядерных технологий, отслеживает деятельность стран - поставщиков расщепляющихся материалов и т. д. Например, он осуществляет контроль за работой российского хранилища ядерных материалов, построенного на Южном Урале. Численность личного состава отдела свыше 300 человек.
Управление анализа информации и защиты инфраструктуры (Information Analysis and Infrastructure Protection Division) министерства внутренней безопасности (МВБ) является основным органом, отвечающим за информационное обеспечение его деятельности и реализацию программ защиты важнейших объектов инфраструктуры. С момента создания МВБ в 2004 году управлению переданы функции центра защиты национальной инфраструктуры из ФБР, управления обеспечения критической инфраструктуры из министерства торговли, центра анализа и моделирования национальной инфраструктуры из министерства энергетики, центра реагирования на чрезвычайные ситуации в работе компьютерных сетей федерального значения из администрации общих служб. Особое внимание в его работе уделяется защите компьютерных сетей США.
Отличительной чертой деятельности данного структурного подразделения является организация взаимодействия МВБ с американскими разведслужбами, правоохранительными органами, федеральными ведомствами и местными властями в области обмена информацией, касающейся внутренней безопасности государства. Непосредственно разведывательную деятельность в пределах управления осуществляет отдел анализа информации (Office of Information Analysis).
Береговая охрана (БОХР), входящая в состав МВБ, является одной из военизированных структур Соединенных Штатов. Разведка береговой охраны (United States Coast Guard Intelligence) отвечает за сбор разведанных, касающихся морских границ США. Основная ее функция - это борьба с контрабандой наркотиков, экологическими преступлениями и террористической деятельностью. Разведка БОХР проводит также контрразведывательные операции. Однако в большинстве случаев по роду своей деятельности данная служба занимается расследованиями, а не разведкой как таковой.
Необходимо сказать несколько слов о том, какие изменения претерпела с момента вступления в силу закона «О реформировании американской разведки и предотвращении террористических актов» модель разведывательной системы США.
Существующие в , распоряжении каждого министерства собственные, в определенной степени могущественные силы и средства разведки работают не только на свои ведомства, но на всю систему государственной власти в целом. Однако у них нет прямого выхода на Белый дом. Добытая информация, имеющая общегосударственное значение, пройдя внутриведомственную обработку, направляется в аппарат директора национальной разведки (ДНР). Здесь она поступает в специальные разведцентры, которые ДНР уполномочен создавать собственным решением в соответствии с текущими задачами (в настоящее время действуют национальный контртеррористический центр и национальный центр по нераспространению ОМП).
В этих центрах, укомплектованных опытными аналитиками из различных структур разведывательного сообщества, информация, полученная из различных источников, аккумулируется, систематизируется, дополнительно анализируется и в обобщенном виде передается ДНР. Тому необходимо подвести окончательный итог совместной работы и сделать вывод, с которым он идет к президенту. Благодаря такой схеме обработки разведданных вероятность принятия ошибочного решения существенно уменьшается. Это является сильной стороной американской разведки.
В заключение кратко о перспективах разведывательного сообщества Соединенных Штатов Америки. Дж. Буш при назначении Негропонте на должность выразил надежду, что новая служба под руководством опытного дипломата сумеет добиться согласованной работы всех американских разведывательных ведомств.
На данный момент просматриваются следующие перспективы развития:
- Внедрение новых технологий в процесс обработки информации. Лавинообразный рост информационных потоков заставляет разведсообщество совершенствовать систему их качественной обработки, приводит к необходимости увеличивать число аналитиков, специализирующихся в этой области.
- Повышение эффективности видовой (космической) разведки за счет широкого использования коммерческих космических аппаратов. Дальнейшее развитие беспилотной разведывательной авиации.
- Более широкое привлечение журналистов, работающих в «прямом эфире», владельцев сотовых телефонов, пользователей сети Интернет к своевременному обеспечению разведданными соответствующих органов. Незамедлительное доведение
информации в прямом эфире позволяет производить ее одновременную обработку и оценку аналитиками всех уровней - от стратегического до тактического звена, исходя из собственных потребностей и временных нормативов.
ЗВО №10, 11 2006
Смотрите также
|