Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 13:29
Ключевые слова
РЭБ, А. Форский

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Техническое обеспечение

Средства электронной войны ВМС США (2000)

Средства электронной войны ВМС США.

Капитан 1 ранга А. Форский,
кандидат технических наук

Использование самолетов РЭБ и РТР "Проулер" в боевых действиях против Ирака и Югославии в 1998 - 1999 годах позволило, по мнению зарубежных военных экспертов, оценить эффективность их применения на современном этапе развития вооружения и определить наиболее актуальные технические и организационные проблемы ведения электронной войны (ЭВ), которые необходимо решить в ближайшее время. Как сообщалось в журнале "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи", Ирак, учитывая опыт войны в зоне Персидского залива 1991 года, в последней военной кампании стал чаще вводить режим радиомолчания, а также, произвел замену радиоэлектронных компонентов и средств управления на находящихся на вооружении ЗРК российского производства SA-2 и SA-3. Американские средства оказались не готовы к этому (в базах данных отсутствовали новые привязки к объектам разведки и подавления), и эффективность применения противорадиолокационной ракеты (ПРЛР) HARM против иракских РЛС оказалась крайне низкой. Основные же выводы по использованию самолетов ЕА-6В в войне против Югославии, согласно публикациям в зарубежной военной прессе, сводятся к следующему:
- вылет каждого боевого самолета в зону действия системы ПВО противника должен обеспечиваться самолетом РЭБ и РТР "Проулер" (при действии в Ираке это правило выполнялось, в Югославии имели место неоднократные нарушения), а при использовании самолетов, изготовленных по технологии "стелт" (F-117, B-2A), для их защиты от средств ПВО противника требуется задействовать не менее двух самолетов;
- используемые средства обнаружения и определения местонахождения целей для поражения их ПРЛР HARM не обеспечивают требуемой точности наведения ракет на объекты поражения;
- бортовая аппаратура РТР не обеспечивает разведку РЛС с псевдослучайной перестройкой частоты (работа таких станций воспринимается как функционирование сразу нескольких РЛС, что обусловливает постановку помех в неоправданно широком диапазоне частот и приводит к уменьшению спектральной плотности мощности помехи и невозможности обнаружить сигналы от других радиолокационных станций).
В настоящее время, в соответствии с планами развития вооружения и военной техники, командование ВС США осуществляет комплекс мероприятий по модернизации системы электронной войны на базе самолетов ЕА-6В "Проулер".
Главным подрядчиком по производству и модернизации самолетов ЕА-6В (всего с 1969 по 1991 год было произведено около 170 машин) является фирма "Нортроп - Грумман". Разработку и установку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) осуществляют пять фирм-субподрядчиков.
К настоящему времени в боевом составе находятся самолеты, изготовленные по техническим условиям серии Block 82/86 (более 60 проц.) и Block 89 (около 35 проц.). С начала 1999 года на вооружение начали поступать расконсервированные самолеты серии Block 82, прошедшие модернизацию по техническим условиям серии Block 89A (до конца 2000 года на вооружение поступят 20 машин этой серии). Отличие самолетов различных серий заключается в конструкциях двигателей, центроплана, БРЭО и вспомогательного оборудования. Комплексная модернизация средств электронной войны самолетов "Проулер" в 80 - 90 годах с целью повышения их эффективности проводилась по программам, имеющим обозначение 1САР-П (Increased Capability) и ADVCAP (Advanced Capability с 1992 по 1995 год).
С 1998 года модернизация системы электронной войны на базе самолетов ЕА-6В осуществляется по программе 1САР-Ш, которая имеет целью существенное повышение технических возможностей бортовой аппаратуры. Программой предусматривается установка на все самолеты ЕА-6В модернизированных комплексов радиоэлектронного подавления (РЭП) радиосвязи (AN/USQ-113) и радиолокации (AN/ALQ-99 Block 9/10 и Block 1/2, обеспечивающих своевременную защиту от длинноволновых РЛС) и их интеграция в единую систему, высокопроизводительной аппаратуры обработки и отображения разведывательной информации нового поколения, терминалов системы сбора и обработки данных "Линк-16" и спутниковой связи, контрольного и вспомогательного оборудования. В результате модернизации БРЭО самолета планируется: расширить диапазон частот ведения Р и РТР и постановки радиоэлектронных помех (до 40 ГГц); ввести новые режимы радиоэлектронного подавления с использованием более совершенных методов формирования сигналов, в том числе для обеспечения одновременного подавления нескольких десятков целей, включая РЛС, работающие со скачкообразной перестройкой частоты. Процесс идентификации и определения координат радиоизлучающих объектов с передачей данных целеуказания на средства поражения планируется привести к реальному масштабу времени. Для продления сроков эксплуатации самолетов на них будут проведены работы по укреплению конструкции и улучшению летных характеристик (самолеты получат обозначение Block 2000).
Основные отличия самолетов ЕА-6В "Проулер" (в плане наращивания возможностей БРЭО) различных серий показаны в таблице.
Главным подрядчиком по программе 1САР-Ш является фирма "Нортроп - Груммаю). По оценкам специалистов министерства обороны США, общий объем финансирования работ по данной программе составляет около 2 млрд долларов.
Командование ВМС планирует осуществить в 2002 году демонстрационные летные испытания первых модернизированных самолетов, а к концу 2003-го обеспечить их готовность к оперативному использованию. Предполагается, что в 2004 году новыми самолетами будет оснащена одна эскадрилья, а к 2009-му модернизацию пройдут более 100 машин. Самолеты "Проулер" останутся в боевом составе вплоть до 2015 года, после чего планируется их постепенная замена на универсальный самолет электронной войны нового поколения.
Однако командование военно-морских сил, исходя из опыта войны в Югославии в 1999 году, считает, что по целому ряду характеристик самолет "Проулер" и после модернизации не будет отвечать современным требованиям. Одним из наиболее вероятных вариантов ускоренного принятия на вооружение военно-морских сил перспективного самолета электронной войны, исходя из бюджетных ограничений, считается самолет F/A-18G "Гроулер", создание которого прорабатывается на базе двухместного истребителя F/A-18F "Супер Хорнет".
Предполагается, что система электронной войны на базе самолета F/A-180 "Гроулер" (см. рисунок) обеспечит значительное повышение эффективности ведения ЭВ на море за счет расширения диапазона подавляемых частот радиоэлектронных средств (РЭС), увеличения боевого радиуса действия самолета и четырехкратного увеличения боевой нагрузки.
Так как экипаж самолета "Гроулер" составляет всего два человека, предполагается, что один оператор буцет выполнять весь объем работы по обнаружению, идентификации РЭС противника и принятию решения на их подавление. Это практически невозможно без объединения всех бортовых и подвесных систем ЭВ в единый высокоавтоматизированный комплекс.
Такой комплекс, получивший обозначение JTT (Joint Tactical Terminal) в настоящее время уже разрабатывается. Отдельные элементы его установлены на одном из опытных образцов F/A-18F. На этом самолете на внешней подвеске размещены пять контейнеров аппаратуры комплекса AN/ALQ-99(V), две ПРЛР HARM и на законцовках крыла макеты приемников новой станции РТР LR-700. Данная станция в автоматическом режиме контролирует широкий спектр частот РЭС ПВО противника и выдает географические координаты обнаруженных целей, что позволяет осуществлять не только их подавление и применение против них ПРЛР, но и делает возможным уничтожать объекты авиабомбами с комбинированной системой наведения (типа JDAM). По мнению американских специалистов, применение таких авиабомб возможно и по выключенным, но ранее идентифицированным РЛС. Кроме того, пуск управляемых ракет SLAM-ER (входят в номенклатуру средств поражения F/A-18E/F) буцет осуществляться вне зоны поражения ЗРК российского производства типа SA-10, -12. У находящихся в настоящее время на вооружении самолетов "Проулер" ПРЛР HARM AGM-88 дальность стрельбы значительно меньше, чем у вышеуказанных ЗРК. При этом на самолете, даже при подвеске максимального количества (пяти) контейнеров комплекса AN/ALQ-99(V), имеется возможность подвесить четыре единицы оружия класса "воздух - поверхность".
Ведутся также работы по модернизации контейнеров для аппаратуры комплекса AN/ALQ-99(V), используемого на самолетах "Гроулер". Предусматривается демонтаж электрогенератора с аэродинамическим приводом и установка вместо него еще одного (третьего) передатчика помех. Таким образом, по заявлению представителей фирмы "Боинг", самолет F/A-18G "Гроулер" сможет одновременно использовать до 15 передатчиков помех и подавлять работу РЭС противника в диапазоне до 18 ГГц. В случае окончательного утверждения решения о принятии системы ЭВ на базе самолета F/A-18G "Гроулер", она может поступить в ВМС США уже в 2004 - 2005 годах.
Системы электронной войны на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) рассматриваются в настоящее время командованием ВМС как наиболее перспективные средства ЭВ на море и при действиях в прибрежных районах. Они могут привлекаться для электронного подавления морских и береговых радиоэлектронных средств управления и связи противника, а также электронного обеспечения (радио- и радиотехнической разведки) своих сил.
К основным достоинствам систем электронной войны на базе БЛА, по мнению американских специалистов, относятся: отсутствие помех своим каналам управления и связи благодаря значительному удалению станции постановки помех от расположения своих сил и средств; резкое снижение (по сравнению с существующими самолетными и вертолетными средствами постановки электронных помех) необходимой мощности помехи для эффективного нарушения функционирования (вывода из строя) РЭС противника.
В настоящее время командованием ВМС предпринимаются интенсивные усилия по ускорению разработки и принятию на вооружение систем электронной войны на базе БЛА корабельного базирования. Несмотря на то что окончательное решение о выборе специализированного типа БЛА для выполнения задач ЭВ еще не принято, их полезная нагрузка в значительной степени будет идентична той,что установлена на беспилотниках аналогичного назначения в ВВС (БЛА "Предатор") и СВ (БЛА "Аутрайдер"). Это подтверждается, в частности, тем, что разработка систем ЭВ для этих БЛА осуществлялась с учетом потребностей ВМС.
Американское военно-морское командование считает, что оптимальным вариантом конструкции беспилотных летательных аппаратов на прогнозируемый период являются БЛА с вертикальным взлетом и посадкой вертолетного типа. В феврале 2000 года министерством ВМС выдан заказ фирме "Нортроп - Грумман" на разработку и производство беспилотных летательных аппаратов корабельного базирования вышеуказанной конструкции. Командование ВМС планирует, что БЛА будут нести различные варианты полезной нагрузки и выполнять широкий круг задач. Предполагается, что в случае принятия данных БЛА на вооружение ВМС в ближайшие годы, первые системы ЭВ на их базе появятся уже в 2004 - 2005 годах.
Корабельная система электронной войны AIEWS предназначена для радиоэлектронного обеспечения и электронной защиты при решении задач по прикрытию корабля или группы боевых кораблей от средств радиолокационного обнаружения и управляемых ракет, а также электронного подавления систем управления и связи противника.
Разработка системы была начата в 1997 году компанией "Локхид-Мартин". В настоящее время изготовлены опытные образцы системы, мелкосерийное производство (по 12 комплектов ежегодно) будет осуществляться до 2002 года, а полномасштабное серийное производство системы начнется с 2003-го. В 2003 финансовом году планируется провести демонстрационные испытания комплекса. Оснащение надводных кораблей новой системой планируется проводить как в ходе их строительства, так и плановой модернизации. Всего планируется оснастить системой до 170 надводных кораблей. Общая стоимость программы оснащения кораблей системой, получившей обозначение AN/SLY-2, по оценкам министерства ВМС, в период до 2010 года составит около 2 млрд долларов (цена одного комплекта системы составляет около 6,8 млн долларов).
В состав новой системы войдут станции радиотехнической и оптоэлектронной разведки, постановки активных заградительных и уводящих помех. Одним из главных отличий новой системы от AN/SLQ-32 (V), на базе которой она разрабатывается, является то, что структурно AN/SLY-2 должна стать составной частью общекорабельной системы боевого управления и будет объединена в единую информационную сеть обмена данными о противнике с многофункциональной системой оружия "Иджис" и системой самообороны корабля ISDS (Integrated Ship Defense System). При обнаружении противокорабельных ракет (ПКР) система, в отличие от прототипа, будет не только переходить в режим постановки активных помех головкам самонаведения, но и автоматически, через корабельную БИУС, выдавать целеуказания по ПКР на РЛС AN/SPY-1 для последующей организации их огневого поражения. Кроме того, система будет обладать более высокими возможностями по обнаружению и классификации объектов разведки, постановке активных направленных и, широкополосных шумовых помех объектам радиоэлектронного подавления. Так, по оценке американских экспертов, система AIEWS будет способна классифицировать групповую воздушную цель даже тогда, когда она определяется и сопровождается корабельной РЛС обнаружения AN/SPY-1 как одиночная.
Командование ВМС США считает, что принятие на вооружение системы AIEWS повысит боевые возможности американских надводных кораблей как при действиях в составе разнородных сил, так и в условиях одиночного плавания, особенно при отражении атак современных я перспективных управляемых ПКР противника.
Таким образом, в соответствии с планами МО США, в ВМС идет наращивание возможностей технических средств РЭБ, которые должны обеспечивать установление полного контроля за функционированием РЭС противника и одновременное недопущение или снижение возможностей подавления своих средств на любом из ТВД, как в военное, так и в мирное время.
Рассматриваемые в настоящее время американскими специалистами в качестве основных компонентов информационного оружия ВМС корабельные и авиационные системы электронной войны (на базе палубных самолетов и беспилотных летательных аппаратов) отличаются тем, что они разработаны с применением новейших технологий и обеспечивают возможность адаптации к новым задачам, благодаря универсальности используемых в них аппаратно-программных средств.
Комплекс НИОКР, проводимых в интересах совершенствования средств ведения ЭВ американскими ВМС, по мнению военных экспертов, обеспечит в ближайшем будущем повышение возможностей по радиоэлектронному обеспечению (обнаружению работы средств связи повышенной скрытности и определению их местоположения, увеличению дальности ведения радио- и оптоэлектронной разведки), электронному подавлению систем управления и навигации противника, электронной защите (в частности, одновременному созданию активных помех ракетам противника с различными типами систем управления), а также ускорит автоматизацию процесса сбора данных о противнике из разных источников и их обработки в масштабе времени, близком к реальному
Большие объемы финансирования НИОКР и закупок технических средств ЭВ обеспечивают запланированный американским командованием перенос акцента в деятельности ВМС с традиционных форм воздействия к противоборству и завоеванию превосходства в информационно-интеллектуальной области, благодаря установлению и осуществлению полного контроля за функционированием РЭС, используемых противником в системах управления и связи

Зарубежное военное обозрение №9 2000

Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (02.09.2003) | Автор: Капитан 1 ранга А. Форский

Просмотров: 3806 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов