search
menu
person

NEWS AND UDATES


Военно-морской салон "Евронаваль-2008" аспекты морского ракетостроения

Военно-морской салон "Евронаваль-2008" аспекты морского ракетостроения

Капитан 2 ранга А. Быков;

В. Безменов, кандидат технических наук;

А. Кудрявцев, кандидат технических наук

Крупнейшие зарубежные компании - разработчики военно-морской техники на прошедшем во Франции салоне «Евронаваль-2008» представили последние технологические достижения, в том числе и в области разработок и производства ракет морского базирования. В определенной степени образцы данного направления отражают основные тенденции, сложившиеся в развитии морского ракетостроения к концу первого десятилетия XXI века.

Одной из заслуживающих внимания систем оружия на выставке стала новая управляемая ракета (УР) IDAS малой дальности и универсальная по типам целей. Ее разработка ведется по заданию министерств обороны Германии и Норвегии совместным предприятием, в состав которого вошли германская судостроительная компания «Ховальдсверке-дойче верфт» (HDW) и ракетостроительная компания «Бодензееверк гератетехник» (BGT), а также норвежская фирма «Конгсберг дефенс энд аэроспейс» (KDA).

Эта разработка призвана продолжить направление европейской программы «Полифем» (Polyphem). Программа «Полифем» (1992-2002) была направлена на разработку ракет, способных поражать наземные, морские и воздушные цели. Ракетный комплекс получивший обозначение IDAS (Interactive Defense and Armament for Submarines), предусматривает создание оборонительной системы с многофункциональной ракетой, управляемой по оптоволоконному кабелю. Система оружия на основе УР IDAS предлагается к использованию на подводных лодках для борьбы с противолодочными вертолетами, надводными кораблями, а также для нанесения ударов по береговым слабозащищенным объектам.

Наведение УР IDAS на цель осуществляется оператором ПЛ, получающим визуальную информацию от размещенной в носовой части ракеты всеракурсной тепловизионной ГСН. Предполагается, что здесь будет использована ИК ГСН с матричным приемником излучения, разработанная для управляемых ракет IRIS-T класса «воздух - воздух». Из состава оборудования этой ракеты будет заимствована и система навигации. В остальном УР IDAS представляет собой изделие вполне оригинального проекта, во многом отличного и от разрабатывавшейся ранее ракеты «Полифем». Так, если на последней предполагалось использование малоразмерного твердотопливного стартового ускорителя ТРД, то на УР IDAS устанавливается трех-режимный РДТТ. Это обусловило некоторое снижение ее дальности пуска по сравнению с УР «Полифем», несмотря на общее подобие этих ракет по габаритам и стартовой массе.

Ракета IDAS массой 120 кг имеет боевую часть массой около 20 кг, дальность действия до 20 км при длине 2,45 м и диаметре-0,18 м.

По заявлению разработчиков, четыре УР IDAS будут размещаться в транспортно-пусковом контейнере для стрельбы из 533-мм торпедного аппарата. При необходимости обеспечения защиты ПЛ, находящейся в подводном положении, от возможного удара с воздуха контейнер заполняется водой, и ракета выталкивается из него при помощи поршня с гидравлическим приводом. Затем запускается ракетный двигатель и УР выходит из-под воды в воздушное пространство. Наведение ракеты на цель может осуществляться как в автоматическом режиме по данным ИК ГСН, так и в полуавтоматическом по командам оператора с использованием волоконно-оптического кабеля. Предварительная подготовка инерциальной системы наведения УР IDAS выполняется навигационным оборудованием подводной лодки.

Хотя разработка оборонительной управляемой ракеты IDAS, инициативно начатая фирмой «Диль БГТ» в 2003 году, является достаточно закрытой, по данным некоторых западных информационных агентств, она в настоящее время близится к завершению. Подтверждение тому состоявшиеся недавно первые успешные пробные пуски ракеты с подводной лодки. Впервые испытательный пуск УР IDAS из подводного положения был осуществлен ПЛ U-33 проекта 212А ВМС Германии. Ракета успешно вышла из торпедного аппарата, раскрыла крылья и рули, а после запуска двигателя преодолела подводный участок и набрала заданную высоту. На конечном участке траектории полета она была переведена в режим планирования.

Поставки серийных образцов новой УР в случае принятия на вооружение могут начаться уже в 2009 году. Поскольку данная разработка не связана прямым контрактом с министерством обороны Германии, фирма «Диль БГТ» имеет определенную свободу действий в поиске зарубежных заказчиков. Известно, в частности, что при проведении уже имевших место демонстрационных испытаний УР IDAS этой компанией приглашались представители военных ведомств различных стран. Данным обстоятельством объясняется, очевидно, и факт демонстрации рассматриваемой разработки нового оружия на прошедшей выставке в Ле Бурже.

В научно-техническом плане разработка УР IDAS подтверждает то, что западные специалисты продолжают осваивать технологии управления оружием по оптоволоконному кабелю. В практическом плане эта разработка представляет интерес в связи с тем, что указывает на возможности появления в ряде стран высокоточного оборонительного оружия подводных лодок.

При условии успешного осуществления проекта по разработке комплекса IDAS ВМС Германии планирует оснастить этой системой вторую подсерию подводных лодок проекта 212А.

Американская фирма «Нет файрс LLS» (Net Fires LLS, совместное предприятие компаний «Рейтеон мисайлз системе» и «Локхид-Мартин») представила на салоне ракетную систему NLOS-LS (Non-Line of Sight Launch System), которая является одним из 14 видов вооружений, создаваемых по программе «Боевые системы будущего» - FCS (Future Combat Systems). Контракт на разработку NLOS-LS стоимостью 1,1 млрд долларов был заключен с компанией «Нет файрс LLS» в начале 2004 года. Комплекс представляет собой пусковую установку контейнерного типа (на 15 ячеек), предназначенную для вертикального пуска ракет двух типов - РАМ и LAM, технические характеристики которых представлены в таблице.

Ожидается, что создаваемая система войдет в состав вооружения кораблей прибрежной зоны LCS в качестве основного оружия, предназначенного для поражения наземных целей и малотоннажных боевых кораблей.

Первый боевой корабль прибрежной зоны «Фридом» (LCS-1) уже оснащен морским вариантом установки системы NLOS-LS, которая может уничтожать цели высокоточными снарядами с лазерным наведением или выполнять функции беспилотного летательного аппарата.

Система NLOS-LS представляет собой контейнер, в котором находятся радиоэлектронное оборудование и пусковые установки для 15 ракет двух видов.

Ракеты первого типа, получившие наименование Loitering Attack Missiles (LAM), способны летать над полем боя в ожидании команды с земли и затем, получив координаты цели, поражать ее. Они также могут вести разведку местности, аэрофотосъемку, выполнять целеуказание и поддерживать связь. Второй вид ракет- Precision Attack Missiles (РАМ) - это высокоточные снаряды, которые можно направлять к цели по лазерному лучу.

Компанией «Нет Файрс LLS» было объявлено о первом успешном управляемом пуске по цели высокоточной управляемой ракеты РАМ, входящей в состав комплекса NLOS-LS. Ракета РАМ, оснащенная полуактивной лазерной ГСН, запускалась из ПУ контейнерного типа. Ракета поразила бронированную цель, в качестве которой использовался танк.

Как сообщали представители компании, испытания продемонстрировали успешную работу всех бортовых систем ракеты РАМ. После запуска она подключилась к сетевой системе управления и работала как ее компонент, используя бортовые средства связи. До момента поражения цели ракета гарантированно передавала с использованием бортовой сетевой системы связи ее изображение на командный пункт управления.

Согласно замыслу, ракетная система NLOS-LS осуществляя запуск УР с закрытых наземных позиций или с боевых кораблей в прибрежной зоне, обеспечит возможность оперативного высокоточного поражения бронированных и небронированных наземных целей различных типов, включая стационарные и движущиеся, в условиях сложного рельефа местности

Морской вариант системы NLOS-LS в отличие от армейского представляет собой счетверенную установку, интегрированную в один модуль на 60 ракет. Всего на борту может находиться до 180 боеприпасов.

В 2009 году планируется провести испытания системы NLOS-LS, установленной на LCS-1 «Фридом». Если они пройдут успешно, это оружие может стать эффективной составляющей вооружения кораблей ВМС США.

В перспективе такого рода ракетные комплексы могут быть размещены на кораблях водоизмещением 3-4 тыс. т (класса фрегат), выполняющих широкий круг задач в океанской и морской зонах, а также на кораблях водоизмещением 1-2 тыс. т (корвет), действующих преимущественно в прибрежной морской зоне.

На военно-морском салоне «Евронаваль-2008» компания MBDA впервые сообщила, что 23 сентября 2007 года были проведены успешные боевые пуски ракеты «Отомат» в режиме TG2 (режим управления 2) с борта корвета «Надин» типа «Лаксамана» ВМС Малайзии. Пуск осуществлен в соответствии с условиями контракта, которые требовали от этой компании провести проверку системы перенацеливания TG2 комплекса «Отомат» при ведении стрельбы по загоризонтной цели. Эта система перенацеливания была установлена на борту вертолетов «Супер Линкс», поставленных ВМС Малайзии компанией «Агуста/Уэстленд». Пуск ракеты, выполненный по сценарию открытого моря, предполагал, что цель находится за пределами радиолокационного горизонта корабля, с борта которого производился этот пуск.

Полет ракеты осуществлялся в двух режимах управления:
-первый - TG1 - применялся корабельным оператором на участке траектории полета ракеты с корабля-носителя к вертолету, оснащенному загоризонтной системой перенацеливания TG2;
- второй - TG2 - включался, когда ракета, получив от вертолета уточненные координаты местоположения цели, производила доворот (до 30°) и на предельно малой высоте успешно ее поражала.

Данная схема управления позволяет поражать цели на дальности более 60 км. При этом ракета может следовать по заранее запланированной траектории и выполнять подлет к цели с высокой точностью. Поражение цели может осуществляться по заданной программе подрыва боевой части.

Стрельбу организовали ВМС Малайзии при технической поддержке группы компании MBDA. Представители командования малайзийских ВМС находились на борту вертолета, барражировавшего над районом цели, наблюдая за пуском.

На мировом рынке эта ракета, по мнению разработчиков, будет иметь значительный экспортный потенциал. На экспорт она будет поставляться под индексом «Отомат» Мк 2 Block 4 («Тезео» Мк2). Предыдущие модификации ПКР «Отомат»/«Тезео» состоят на вооружении ВМС нескольких стран. Всего заказчикам было поставлено более 1 000 ракет данного семейства. Модифицированная ПКР «Отомат» Мк2/А оснащена цифровой системой обнаружения и наведения на цель, что обеспечивает высокую боевую эффективность ее применения не только в открытом море, но и в прибрежной зоне.

Ведущими европейскими компаниями «СААБ-Бофорс/Дайнэмикс» и «Диль БГТ дефенс» (Diehl BGT Defense) была представлена ракета RBS15 Мк 3, окончательная разработка которой завершилась после успешных испытаниий ее в Швеции.

Ракета RBS15 Мк 3 является развитием ракеты RBS15 Мк 2. В ней используются те же самые методы наведения и программное обеспечение управления, а также осколочно-фугасная БЧ массой 200 кг. Однако новая ракета имеет увеличенную дальность, улучшенные возможности распознавания целей и обеспечивает более эффективный прорыв ПРО противника благодаря подлету к цели на предельно малых высотах, маневрированию по случайному закону и увеличению тяги двигателя на конечном участке траектории.

В состав бортовой системы управления RBS15Mk3 входят: новый компьютер, ориентированный на задачи, решаемые ракетой; навигационная система INS/GPS; адаптивный радиолокационный высотомер с частотно-модулированной непрерывной волной и новая электрическая сервосистема.

ТТХ ПКР «Отомат» Мк2/А («Тезео» Mk 2/А)
Длина, м 4,46
Диаметр, м 0,4
Масса стартовая, кг 770
Масса боевой части, кг 210
Дальность действия, км 150

Внешний корпус ракеты претерпел небольшие аэродинамические изменения для улучшения маневренности и уменьшения ЭПР (за счет некоторых изменений конфигурации вокруг носового отсека и воздухозаборников турбореактивного маршевого двигателя «Микротурбо» TRI-60, а также использования радиопо-глощающих материалов).

Испытательный пуск проводился на шведском полигоне министерства обороны в г. Видзель с целью оценки полной работы бортовых систем ракеты RBS15Mk3, включая подготовку УР с помощью системы планирования перехвата, проверку возможностей ГСН по обнаружению цели и реализуемость маневрирования на конечном участке траектории с высокими перегрузками.

По информации представителей компании СААБ, пуск ракеты RBS15Mk3 был осуществлен береговой ракетной батареей, установленной на грузовом автомобиле. Она совершила маршевый полет на фиксированных высотах и на предельно малых высотах над водой, автоматически адаптируясь к параметрам волнения моря.

Ракета пролетела 165 км через 25 пунктов поворота маршрута и была предварительно запрограммирована на «захват» двух кораблей-целей (включая повторную атаку) и одной наземной перед поражением конечной цели - корабля.

На этой УР используется новый турбореактивный двигатель с регулируемой силой тяги для автоматического изменения скорости ракеты для поражения цели в заранее установленное время, так же, как и для выполнения маневров на конечном участке траектории с максимальной скоростью.

Ракеты типа RBS15 Мк 3 приобретают Германия и Польша для оснащения ими кораблей своих ВМС.

В целом приведенные выше новые типы ракеты объединяют их высокая эффективность и универсальность по возможностям боевого применения по различным целям: надводным, береговым и даже воздушным (ракета IDAS).

В павильонах салона «Евронаваль-2008» был представлен и ряд других интересных экспозиций. Следует отметить, что на выставке не демонстрировали свою продукцию в области ракетостроения китайские и южнокорейские производители управляемых ракет.

Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.67-71

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (25.03.2009) | Автор: Капитан 2 ранга А. Быков
Просмотров: 3927 | Теги: IDAS, Евронаваль, РАМ, FCS, NLOS-LS, Future Combat Systems | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar