search
menu
person

NEWS AND UDATES


Анализ и оценка зарубежного опыта подготовки летного состава военной авиации

 Анализ и оценка зарубежного опыта подготовки летного состава военной авиации

Подполковник Р.Ф. Равлык кандидат военных наук

Военно-политическое руководство зарубежных государств уделяет значительное внимание совершенствованию системы подготовки летных кадров военной авиации. В целях повышения их профессионального уровня разрабатываются и проходят всестороннюю проверку в войсках новые формы, методы и приемы обучения. Однако, как свидетельствуют результаты анализа мирового опыта военно-профессиональной подготовки летного состава, единых взглядов на ее организацию и проведение в настоящее время не существует. Многие страны мира реализуют свои подходы, обусловленные целым рядом факторов – исторических, экономических, политических и др.

Анализ зарубежного опыта подготовки летного состава военной авиации позволил определить существование характерных этапов, присущих большинству систем профессиональной подготовки летного состава ВВС. К ним следует отнести: этап первоначальной летной подготовки (ПЛП), базовой летной подготовки, непосредственное освоение боевого авиационного комплекса, поддержание натренированности боеготового летчика, а также этап переучивания на новую авиационную технику. Помимо этого проведенный анализ также показал, что подготовка летных кадров во многих зарубежных странах представлена сетью взаимосвязанных образовательных и авиационных организаций, в том числе гражданских и военных вузов, учебных центров, школ теоретической и практической подготовки, объединенных по единому замыслу и реализующих целостный и интенсивный учебно-воспитательный процесс. В настоящее время существует три основные модели системы военного образования (СВО) в подготовке летных кадров (рис. 1).

Рис. 1. Типы моделей системы военного образования летных кадров

Основанием для отнесения конкретной национальной СВО к той или иной является очередность (параллельность, последовательность) академической (общенаучной) и специальной (профессиональной) составляющих основного (вузовского) образования, а также их приоритетность.

Общеобразовательно-ориентированная модель (применяется в США) предполагает получение в вузе полноценного образования главным образом по гражданской специальности, без получения летной квалификации. Примером тому является академия ВВС и гражданские вузы США (колледжи и университеты), осуществляющие подготовку будущих офицеров, ориентированную в своей сущности на получение высшего гражданского образования (степень бакалавра) и воспитание будущего офицера. При этом объем военной и военно-профессиональной подготовки незначителен. Получение профессиональной квалификации военного летчика в США осуществляется после окончания вуза и присвоения первичного офицерского звания в специализированных учебных авиационных организациях, в том числе в строевых частях, в рамках дополнительного образования. Достоинство этой модели состоит в конкурентоспособности и профессиональной универсальности военного образования.

Профессионально ориентированная модель (реализуется в Германии) в отличие от предыдущей модели предполагает получение летной квалификации без общегражданского высшего образования. Авиационные военные вузы в рамках основного образования ориентированы, прежде всего, на военно-профессиональную подготовку специалиста. Концепцией военного образования предусмотрено получение офицерами высшего общегражданского образования после определенного срока службы в специально созданных для военнослужащих гражданских университетах. С целью рационального использования «профессионального ресурса», летный состав, как правило, не привлекается для учебы в университете бундесвера. Данная модель позволяет осуществлять подготовку боеготового летчика в минимальные по сравнению с другими моделями сроки.

Параллельная (общеобразовательно-профессиональная) модель (принята в Великобритании, странах ближнего зарубежья, в том числе и в России) предполагает получение в вузе высшего образования по специальности и профессиональной квалификации одновременно. Сроки обучения в военном вузе, как правило, составляют не менее 5 лет.

Сравнительная интерпретация состояния и тенденций развития существующих зарубежных систем подготовки летных кадров, проводимая в аспекте «почему у них именно так, что этим достигается и что является приемлемым для условий функционирования отечественной системы профессионального образования и подготовки летного состава?», представлена на примере трех государств: США, Германии, Великобритании по причине принципиального их отличия в моделях профессионального образования и подготовки летных кадров, а также военно-политическим влиянием этих стран на тенденции развития мировой обстановки.

Анализ военно-политической обстановки свидетельствует о том, что США характеризуются постоянным стремлением установить под своей эгидой однополюсный мировой порядок и удержать за собой роль ведущей мировой державы, в том числе и в Европе. Помимо этого, тенденции развития американской высшей школы позволили объединить в себе главные достоинства нескольких школ: советской (естественно научных исследований), немецкой (интеллектуального исследования), шотландской (полезного знания) и британской (свободного обучения). В связи с этим рассмотрены некоторые элементы СВО, проведен детальный анализ и оценка профессионального образования и подготовки летного состава ВВС США, а остальных стран (Германии, Великобритании) – в разрезе их отличий друг от друга.

Военно-политическое руководство и командование вооруженных сил США, реализуя концепцию всеобщего просвещения американского общества, интенсивно увеличивает количество вузов, в том числе авиационных, расходуя при этом огромные финансовые средства. Методологической основой современной системы подготовки американских военных летных кадров является Основная доктрина ВВС США, имеющая так называемый «разрешительный характер». Командирам предлагается учитывать не только содержание данного доктринального документа, но также и свои конкретные потребности при осуществлении программ обучения и подготовки личного состава.

Особенность американских военных вузов заключается в уровне их престижности. В борьбе за абитуриента между многочисленными вузами существует постоянная конкуренция. Это обусловило наличие тенденции по «огражданиванию» военного образования и его интеграции с гражданским. Относительно высокая стоимость высшего образования (в государственном 4-х летнем вузе 20 тыс. дол., в частном более 120 тыс. дол.) делает военные вузы престижными и привлекательными для американской молодежи, особенно с достаточно низким уровнем доходов их родителей. Главная отличительная особенность американской общеобразовательно ориентированной модели состоит в получении специалистом общенаучной базы широкой ориентации и ограниченной профессиональной подготовки. Именно поэтому военные вузы США, в частности, академии (общевойсковая West-Point, военно-морская – Nawal Akademy и академия ВВС – Air Force Akademy) по существу представляют собой престижные гражданские вузы университетского типа с начальной военной и специальной подготовкой.

Постоянная реализация принципа экономической оптимизации военной школы США состоит в достижении максимального результата в рамках выделенных средств. Цель оптимизации состоит не в сокращении бюджетных ассигнований на подготовку военных кадров, а в эффективном их использовании. Одним из направлений рационального расходования денежных средств является укрупнение военных вузов до одного (академии) для каждого вида ВС, что позволило сосредоточить в них мощный образовательный потенциал, обеспечило их конкурентную способность при минимуме затрат. В академиях будущие офицеры готовятся по многочисленным военным специальностям по принципу «базисное образование – в вузах плюс точечное – в учебных центрах». Содержание образования направлено на получение первой ступени высшего образования «бакалавр» по одной из гражданских специальностей и развитие профессионально важных качеств. Получение же военной квалификации как подготовки к выполнению должностных обязанностей осуществляется после окончания вуза (академии) в соответствующих учебных центрах и школах.

Американские военные академии не являются основным источником комплектования офицерских кадров. Ежегодное пополнение выпускниками этих вузов обеспечивает лишь 10 от потребности комплектования. Как свидетельствует статистика, до 40 кадровых офицеров ВС США являются выпускниками курсов вневойсковой подготовки при гражданских вузах (ROTC – Reserve Officer Trainer Course), что позволяет значительно сократить расходы военного ведомства на общеобразовательную подготовку офицеров. Интеграция же СВО летных кадров с системой боевой подготовки (СБП) обеспечивается единой системой, основным элементом которой является командование обучения и подготовки кадров (КПК). Именно оно объединяет функции нескольких органов управления: военного образования, боевой подготовки и воспитательных структур. Его задачи состоят в формировании долгосрочного и ежегодного авиационного кадрового заказа; отборе, подготовке, переподготовке и повышении квалификации летного состава; расстановке кадров и их продвижения по службе; в обеспечении на требуемом уровне морально-психологического состояния и дисциплины, а также в разработке и реализации системы мер по привлекательности воинской службы. Специфика профессионального образования летного состава ВВС США рассмотрена на примере американской академии ВВС, являющейся основным вузом, готовящим высококвалифицированные кадры офицерского состава с высшим образованием по различным авиационным специальностям. К отличительным особенностям образовательного процесса академии следует отнести:
- многоэтапный и организационно сложный отбор кандидатов, критериями оценки которого являются уровень физического и умственного развития, судебно-юридическая неподотчетность, лояльность к государственному строю, техническая подготовленность, отсутствие вредных привычек, особенно непристрастие к алкоголю и наркотикам;
- дальнейшее комплектование учебных групп (15 – 20 человек) происходит на основе результатов тестов. Все слушатели организационно сведены в крыло, состоящее из четырех групп по десять эскадрилий. В крыле имеется около 50 офицеров командиров подразделений. В каждую эскадрилью входят слушатели всех четырех курсов. По мнению командования академии, повседневный контакт молодых курсантов со старшекурсниками положительно сказывается на их воспитании, способствует поддержанию порядка и воинской дисциплины в подразделениях и передаче традиций. Соотношение постоянного и переменного состава академии составляет 1 : 1 (на семь курсантов имеется один преподаватель и шесть человек обеспечивающего персонала);
- весь образовательный процесс строится на модульном планировании и включает 44 дисциплины в общеобразовательных, инженерных, гуманитарных и социальных областях знаний общим объемом 7 200 ч за четыре года обучения по 120 ч каждая. Обучаемый кроме обязательных дисциплин, как правило, проходит 7 – 9 курсов по своему выбору;
- соотношение часов занятий под руководством профессорско-преподавательского состава к самостоятельной подготовке равно 1 : 2, тем самым обеспечивается реализация принципа «от специалиста знающего к умеющему самостоятельно учиться»;
- военно-профессиональная подготовка занимает только шестую часть от общего объема всего образовательного процесса (1 200 ч) и представлена незначительной по объему специальной и начальной летной подготовкой. Остальное время отводится на общеобразовательную и физическую подготовку;
- особая роль принадлежит формированию профессионально важных качеств будущих летных кадров и, прежде всего, лидерских. Физическая подготовка и спорт насыщены различными соревнованиями, в которых обязан участвовать каждый курсант. Отличительной особенностью летной подготовки курсантов академии следует считать целевую направленность: она состоит не в обучении летной профессии, а в определении на возможно более ранней стадии пригодности курсанта к такому обучению, прогнозированию дальнейшей профессиональной деятельности и привитии любви к авиации (до 20-25 выпускников ежегодно не рекомендуются к дальнейшему летному обучению). В соответствии с существующей в США системой подготовка летчиков и штурманов осуществляется не в академии, а в школах КПК.

Первоначальная летная подготовка, проводимая параллельно с теоретическим обучением в академии, осуществляется на менее затратной в эксплуатационном отношении авиационной технике (планерах, легкомоторных самолетах), при этом основным принципом является «от простого к сложному». Исследования показали, что построение процесса летного обучения сразу на боевой технике экономически и методически является необоснованным. Стоимость одного часа полета на УТС типа Т-37, -38 в ходе осуществления этапа базовой подготовки (школы КПК) в 2 – 7 раз меньше, чем на современных тактических истребителях. После его завершения осуществляется дифференциация обучаемых, основанием для которой являются потребности ВВС, результаты летного обучения и желание самого летчика. Конечной целью этапа освоения боевого авиационного комплекса, по окончании которого летный состав убывает в строевые части, является освоение состоящей на вооружении ВВС боевой авиационной техники, а также подготовка до боеготового уровня. Система подготовки летных кадров ВВС США позволяет в относительно короткие сроки (чуть более шести лет) подготовить боеготового летчика.

Наибольший интерес исследования представляют особенности по адаптированности системы подготовки летного состава к преобразованиям в целях постоянного совершенствования; особенности по роли и месту тренажерной подготовки в системе; эффективная система ежегодного и долго-срочного заказа на подготовку летных кадров, а также высокая интенсивность в проведении мероприятий боевой подготовки ВВС.

В профессиональном образовании летного состава ВВС США реализуются идеи бенчмаркинга – процесса непрерывного улучшения алгоритмов и технологий образовательной деятельности с использованием информации об эталонных образцах. Адаптированность системы к преобразованиям обеспечивается наличием в ней и ее элементах полномочий степеней свободы, необходимых для оперативных преобразований.

Роль тренажерной подготовки в профессиональном становлении летных кадров многих зарубежных государств, в частности, США, особенно на этапе ПЛП (тренажерный «налет» занимает 50 – 60% налета на учебном самолете), с развитием тренажерных технологий существенно возрастает и рассматривается как неотъемлемая часть всей системы подготовки летных кадров. Всесторонний анализ опыта применения зарубежной авиации в военных конфликтах последнего десятилетия убедительно свидетельствует о влиянии тренажерной подготовки на эффективность ведения ВВС боевых действий.

Несомненный интерес вызывает также система формирования ежегодного и долгосрочного кадрового заказа на подготовку летных кадров. Основанием для ежегодного заказа являются перспективные пятилетние планы подготовки летного состава школ КПК, разрабатываемые штабом ВВС с учетом прогноза изменений в составе авиационного парка. Для поддержания общей численности летного состава ВВС на уровне 14 000 человек ежегодно выпускается около 1 100 летчиков, что составляет 7 – 8 % от штатной численности.

Высокая интенсивность в проведении мероприятий боевой подготовки достигается благодаря регулярной корректировке годовых планов учений ВВС, где главная цель состоит в устранении недостатков, выявленных при анализе применения ВВС на Балканах, в Афганистане и Ираке, а также активному проведению экспериментов по боевому применению новейшего вооружения и военной техники преимущественно в темное время суток и в сложных метеорологических условиях.

Однако, как показал опыт применения американских ВВС в Ираке и в Афганистане, система подготовки летных кадров ВВС США является несовершенной. Окончание «активной фазы» войны в Ираке и первичный анализ уроков, вынесенных из боевых действий с иракскими ВС и силами так называемой вооруженной оппозиции, настоятельно поставили перед американским командованием вопрос о смещении акцентов в оперативной и боевой подготовке. Ведущие американские военные специалисты подтверждают тот факт, что «противник, с которым столкнулись американские войска, весьма существенно отличался от того, с которым нам приходилось «воевать» на учебных полях». В связи с этим при разработке сценариев всех учений, как компьютерных командно-штабных, так и полевых, в качестве приоритетного рассматривается вопрос «о реальном отображении противника», который зачастую прибегает, как показал опыт Ирака и Афганистана, к асимметричным действиям. Весьма примечателен следующий факт: когда в модель боевой обстановки были введены вводные, касающиеся включения в противоборство «нетрадиционных» противников, применявших «низкотехнологичное» оружие и элементарную тактику действий, обучаемая сторона ничего не смогла противопоставить и проиграла по всем статьям.

В отличие от общеобразовательной направленности системы подготовки летных кадров ВВС США, образование и подготовка летного состава ВВС Германии имеет профессиональную направленность и осуществляется в соответствии с едиными принципами подготовки офицеров ВВС бундесвера, предусматривающими получение в первую очередь общей офицерской (унтер-офицерской) и затем специальной подготовки по выбранной специальности. Особенностью является то, что на летных должностях боевой авиации ВВС и ВМС могут проходить службу только кадровые офицеры или офицеры по контракту на 12 15 лет, а вспомогательной авиации офицеры и унтер-офицеры, подписавшие контракт не менее чем на 4 11 лет. Характерным направлением образовательного процесса в авиационных вузах Германии следует считать подготовку курсантов непосредственно к выполнению должностных обязанностей по предназначению. Объем общенаучной подготовки позволяет усваивать военно-специальные дисциплины. Подготовка будущих летчиков ВВС в авиационных вузах построена по функциональному организационно декомпозированному типу: этапы подготовки летных кадров осуществляются не одним вузом, а сетью взаимосвязанных школ и центров. При этом обучение и воспитание имеет явно выраженную военно-профессиональную направленность.

Особенность этапов в системе подготовки летных кадров состоит в аттестации обучаемых после ПЛП к профессиональной пригодности и дифференциации по родам авиации и летным специальностям после базовой подготовки. В результате на более дорогостоящие в эксплуатации типы воздушных судов допускаются кандидаты, профессионально пригодные к летной работе, способности которых максимально соответствуют характеру летной деятельности. Обучение осуществляется методом поточных сборов по принципу «от простого к сложному». Переход к сложному типу осуществляется после полного использования обучающих возможностей более простых и менее затратных в эксплуатации воздушных судов. В строевые части приходит боеготовый летный состав с общим налетом около 400 ч и 220 ч летчики тактической и армейской авиации соответственно. При этом тренажерная подготовка занимает четвертую часть от общего объема подготовки летного состава и рассматривается как неотъемлемый элемент всей системы подготовки летных кадров ВВС бундесвера.

Система подготовки летного состава ВВС Германии предусматривает использование учебной и материальной базы государств - партнеров по блоку НАТО на всех этапах подготовки летного состава различных родов авиации, например, обучение полетам на вертолетах проводится в УАЦ СВ США в Форт Раккер (шт. Алабама) по общенатовской программе ENTP (Euro-NATO Training Program).

В отличие от общеобразовательной американской модели или профессиональной немецкой, образование летных кадров ВВС Великобритании предполагает получение как академической степени, так и профессиональной квалификации. Подготовка в вузе осуществляется главным образом к первичной должности, к каждой последующей проводится обязательная курсовая доподготовка. Как и в США, связующим звеном военного образования, боевой подготовки и воспитательных структур выступает КПК. Фундаментализация образования и приоритетность профессиональной подготовки обеспечивается тем, что будущий английский летчик получает полноценную общенаучную (академическую), специальную и летную подготовку. По завершении обучения он получает диплом о высшем образовании общегосударственного образца по специальности с одновременным присвоением квалификации военного летчика.

Первоначальная летная подготовка проводится до поступления в летную школу в двух видах молодежных авиационных организаций: в гражданских авиационных клубах, где проходят летное обучение школьники – «авиационные кадеты», и в университетских авиационных эскадрильях ПЛП, где обучаются студенты последних курсов университетов и желающие из добровольного резерва. Кандидатами для поступления в летные школы становятся закончившие три курса гражданского вуза и имеющие общенаучную и начальную летную подготовку. По результатам базовой летной подготовки происходит дифференциация по родам авиации. Дальнейшее обучение проводится в узкоспециализированных летных школах на воздушных судах, менее дорогих в эксплуатационном отношении (табл. 1).

Таблица 1
Стоимость обучения летного состава на различных воздушных судах
Категория летного состава Тип авиационного комплекса Стоимость, тыс. фунтов стерлингов
Летчик истребитель УТС «Хок» 6
ИБ «Ягуар» 13
ИБ «Торнадо» GR - 1 28
Летчик ВТА УТС «Джетстрим» 1
ВТС «Геркулес» 16
ПЛС «Нимрод» 21
Вертолетчик УТВ «Гриффин» 1
МВ «Газель» 3
ТВ «Чинук» 14

По завершении обучения присваивается квалификация военного летчика с вручением диплома об образовании. После этого выпускники направляются в учебные центры, где готовятся до боеготового уровня.

Проведенный анализ и оценка зарубежного опыта профессионального образования и подготовки летного состава военной авиации США, Германии и Великобритании, а также выполненные автором исследования позволили выявить характеристики систем подготовки летных кадров зарубежных государств, достаточно приемлемые для условий построения и функционирования рациональной отечественной системы профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС. К их числу следует отнести: - многоступенчатость системы профессиональной подготовки летного состава авиации ВВС с ранним определением профессиональной пригодности, пролонгированным отбором и дальнейшей дифференциацией летного состава по родам авиации, а также эффективной системой ежегодного и долгосрочного заказа на летные кадры; - адаптированность профессионального образования и подготовки летного состава авиации ВВС к преобразованиям в целях совершенствования, оптимизации этапов подготовки летного состава по показателю «результат – затраты» и постоянного поиска путей по сокращению сроков подготовки летного состава;
- построение модели профессионального образования на основе теории функциональных систем (бенчмаркинга) с максимальной унификацией содержания обучения с другими специальностями, получение общегражданского образования с государственным и общественным контролем деятельности авиационных вузов;
- тренажерная подготовка рассматривается как составная и неотъемлемая часть профессиональной подготовки летного состава (особая роль на начальных этапах подготовки);
- максимально полное использование на всех этапах подготовки (особенно на ранних) ресурса менее затратной в эксплуатации авиационной техники (учебных и учебно-тренировочных самолетов (вертолетов));
- постоянная ротация инструкторского состава с войсками (стажировки в войсках); - увеличенный (более 5 лет) срок заключения первого контракта после окончания вуза;
- морально-этическое воспитание в ходе учебной деятельности; продуманная система мотивации; наличие рейтинговой системы оценки; отсев обучаемых путем их периодических аттестаций (как средство повышения качества обучения);
- высокая интенсивность в проведении мероприятий боевой подготовки, направленность на отработку взаимодействия и повышению уровня боевого мастерства и слаженности авиационных формирований. Проведенный анализ и оценка зарубежного опыта подготовки летного состава военной авиации позволили установить, что развитие и совершенствование систем подготовки летного состава вооруженных сил зарубежных государств, в частности США, Германии и Великобритании, нацелено на повышение ее интенсивности и эффективности с тем, чтобы в короткие сроки, в условиях, максимально приближенных к боевым, готовить высококвалифицированные летные и командные кадры, способные успешно решать широкий круг задач. Именно такой подход должен быть положен в основу совершенствования отечественной системы подготовки летных кадров авиации ВВС.

Использованная литература:
1. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса ВС // Зарубежное военное обозрение. – М., 2001, № 2.
2. Курзенков Г.К., Кобельков Н.О., Кодола В.Г. Тренажерная подготовка летного состава. Теоретические основы // Монография. Монино: ВВА, 2006.
3. Подготовка офицерского состава в академии Бундесвера. Система подготовки летных кадров для ВС ФРГ. М., 1997.
4. Подготовка офицеров ВВС Бундесвера. Подготовка кадров для ВВС США, Великобритании и Германии // Сборник переводов № 379. – Монино: ВВА, 1993.
5. Стрелецкий А.В. Исследования в области совершенствования профессионализма личного состава ВС США // Зарубежное военное обозрение. – М., 2006, № 5.

Вестник АВН №3 (24) 2008

Смотрите также
Категория: Личный состав, подготовка | Добавил: pentagonus (10.11.2010) | Автор: Подполковник Р.Ф. Равлык
Просмотров: 12349 | Теги: училище ВВС, подготовка ВВС, Р. Равлык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar