Береговая охрана США (2020)
Капитан 1 ранга А. Романов
Береговая охрана (БОХР) США предназначена для обеспечения безопасности прибрежного судоходства в водах открытого моря и реках, внутренних водоемах страны, а также охраны и соблюдения правил пересечения государственной морской границы.
Ее регулярные силы насчитывают до 40 тыс. военнослужащих, в организованном резерве - около 7 тыс. человек, во вспомогательной службе - 31 тыс., а гражданских служащих - более 8 тыс. человек. Общая численность личного состава американской БОХР - до 90 тыс. военнослужащих, гражданского персонала и резервистов.
БОХР США в структуре обеспечения национальной безопасности. После серии террористических актов, произошедших на территории страны 11 сентября 2001 года, американское руководство принимает решение о выводе этой структуры из подчинения министерства транспорта и передаче (25 февраля 2003-го) в состав нового ведомства - министерства внутренней безопасности (МВБ). Береговая охрана является одним из трех ведомств в структуре МВБ, отвечающих за обеспечение пограничной безопасности и охрану государственной границы. В военное время распоряжением президента страны она передается в оперативное подчинение ВМС.
В законе "О национальной безопасности США", принятом в 2002 году, задачи БОХР разделены на две группы: связанные с обеспечением национальной безопасности:
- обеспечение безопасности портов, водных путей и побережья;
- противодействие противоправному ввозу наркотиков;
- борьба с нелегальной миграцией;
- поддержание боеготовности;
- обеспечение исполнения требований иных законов;
не связанные с обеспечением национальной безопасности:
- обеспечение безопасности судоходства;
- проведение поисково-спасательных работ;
- установка, сохранение и поддержание в исправном состоянии навигационных знаков;
- охрана морских ресурсов (обеспечение исполнения требований законодательства о рыболовстве);
- защита морской среды;
- проведение ледокольных операций.
Организационная структура БОХР США. Береговую охрану (штаб в г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) возглавляет комендант, который несет ответственность за боевую готовность, боевую подготовку, планирование повседневной деятельности подчиненных сил, строительство, финансирование, материально-техническое обеспечение, тыловое обслуживание, а также взаимодействие с другими федеральными службами и зарубежными поисково-спасательными организациями. Коменданту БОХР подчинены вице-комендант, начальник штаба и командующие зонами (Атлантической и Тихоокеанской). На начальника штаба замыкаются управления и части центрального подчинения. Учебные заведения береговой охраны:
- академия БОХР США (Нью-Лондон, штат Коннектикут);
- учебный центр "Петалума" (Петалума, Калифорния);
- учебный центр "Кейп-Мэй" (Кейп-Мэй, Нью-Джерси);
- учебный авиационно-технический центр БОХР (Элизабет-Сити, Северная Каролина);
- учебный авиационный центр БОХР "Мобил" (Мобил, Алабама);
- учебный центр "Иорктаун" (Иорктаун, Виргиния).
Организационная структура американской БОХР предусматривает деление территории континентальной части страны, а также Аляски, Гавайских о-вов и прилегающих акваторий, на две зоны - Атлантическую (штаб в г. Портсмут, штат Виргиния, командующий вице-адмирал Скотт Бушман), объединяющую пять морских районов (1, 5, 7, 8 и 9-й), и Тихоокеанскую (штаб в г. Аламида, штат Калифорния, командующий вице-адмирал Фред М. Миджетт), включающую четыре района (11, 13, 14 и 17-й), которые, в свою очередь, поделены на секторы.
Таблица Состав районов БОХР, зоны их ответственности и секторы районов |
Район |
Штаб |
Зона ответственности района |
Секторы района |
Атлантическая зона
|
1 |
Бостон, штат Массачусетс |
Штаты Новой Англии, восточный Нью-Йорк, северный Нью-Джерси |
"Северная Новая Англия" |
"Бостон" |
"Юго-Восточная Новая Англия" |
"Залив Лонг-Айленд" |
"Нью-Йорк" |
5 |
Портсмут, Виргиния |
Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная Каролина, южный Нью-Джерси |
"Залив Делавэр" |
"Мэриленд - столичный регион" |
"Хэмптонский рейд" |
"Северная Каролина" |
7 |
Майами, Флорида |
Южная Каролина, Флорида, Джорджия, Пуэрто-Рико, Виргинские о-ва |
"Чарльстон" |
"Джексонвилл" |
"Майами" |
"Ки-Уэст" |
"Сент-Питерсберг" |
"Сан-Хуан" |
8 |
Новый Орлеан, Луизиана |
Штаты Среднего Запада и Мексиканского залива |
"Мобил" |
"Долина Огайо" |
"Верхняя Миссисипи" |
"Нижняя Миссисипи" |
"Новый Орлеан" |
"Хьюстон - Галвестон" |
"Корпус-Кристи" |
9 |
Кливленд, Огайо |
Штаты Великих озер |
"Буффало" |
"Детройт" |
"Озеро Мичиган" |
"Су-Сент-Мари" |
Тихоокеанская зона
|
11 |
Аламеда, штат Калифорния |
Калифорния, Аризона, Невада и Юта |
"Сан-Франциско" |
"Гумбольдт-Бей" |
"Лос-Анджелес - Лонг-Бич" |
"Сан-Диего" |
13 |
Сиэтл, Вашингтон |
Орегон, Вашингтон, Айдахо и Монтана |
"Колумбия-Ривер" |
"Норт-Бенд" |
"Пьюджет-Саунд" |
14 |
Гонолулу, Гавайи |
Гавайи и тихоокеанские территории |
"Гонолулу" |
"Гуам" |
17 |
Джуно, Аляска |
Аляска |
"Анкоридж" |
"Джуно" |
Командующие зонами БОХР через свои штабы направляют деятельность командиров морских районов, которым подчинены силы флота и авиация Береговой охраны, а также поисково-спасательные станции и другие подразделения ведомства, базирующиеся в пределах границ морских районов.
Командиры морских районов через свои штабы обеспечивают общее руководство деятельностью сил по выполнению стоящих перед ними задач, отвечают за организацию и управление поисково-спасательными операциями, эффективность и своевременность их проведения через спасательно-координационный центр соответствующего района БОХР. Во время проведения операции им подчиняются все участвующие силы и средства, независимо от их организационной принадлежности.
В мирное время в штабах командующих зонами и командиров районов БОХР разрабатываются плановые документы, предусматривающие выполнение экстренных мероприятий (на случай введения в стране чрезвычайного положения) по обеспечению охраны и безопасности сооружений и водной акватории, находящихся в пределах границ соответствующих зон и районов. В этих же целях планируются и проводятся тактические учения, в ходе которых силы береговой охраны отрабатывают на практике действия по обороне объектов и участков побережья, предусмотренные планами.
С объявлением в стране чрезвычайного положения морские зоны и районы БОХР преобразуются в морские оборонительные зоны и районы соответственно, а их командование приступает к реализации соответствующих плановых мероприятий.
Основные силы флота и авиации БОХР привлекаются к патрулированию в полосе водной акватории у побережья континентальной части США шириной до 200 миль для ведения разведки, контроля оперативной обстановки, поиска и борьбы с подводными лодками, защиты прибрежных морских коммуникаций и прикрытия побережья. Кроме того, силами и средствами береговой охраны обеспечивается усиление охраны наиболее важных объектов инфраструктуры портов и других морских сооружений, которые могут использоваться террористами в качестве целей для атаки.
Имеющаяся система управления и связи БОХР обеспечивает сбор необходимой информации, ее оперативную обработку, подготовку обоснованных решений и доведение их до соответствующих командиров частей и подразделений для исполнения. В каждом районе береговой охраны связь между штабами, кораблями, судами, спасательными станциями и подразделениями авиации обеспечивается районной подсистемой связи. Ее основу составляют центр связи и радиостанции, образующие линии и сети различных видов связи. При необходимости могут задействоваться элементы системы связи военно-морских сил.
Боевой состав БОХР. Корабельный состав ведомства насчитывает до 240 кораблей, катеров и вспомогательных судов, а также более 1500 малоразмерных катеров различного назначения.
В составе авиации БОХР более 180 летательных аппаратов (в основном -патрульные и поисково-спасательные самолеты, разведывательные и патрульные вертолеты), дислоцированные на авиабазах и аэродромах, расположенных в основном на незначительном удалении от побережья.
Корабельный состав БОХР США. Силы флота представлены сторожевыми кораблями (СКР), патрульными катерами (ПКА), ледоколами, ледокольными буксирами, вспомогательными судами различных классов и типов.
СКР типа "Феймос" - водоизмещение 1 820 т - строились в период с 1983 по 1991 год в серии из 13 единиц. Основное предназначение - надзор за выполнением морского законодательства и международного морского права, перехват судов, пытающихся осуществлять нелегальную иммиграцию и контрабанду наркотиков, а также выполнение дополнительных задач в интересах обеспечения безопасности государства в территориальных водах США и на удалении до 500 миль от побережья. На вооружении кораблей данного типа состоят: 76-мм артиллерийская установка (АУ) Мк75, два пулемета калибра 12,7 мм или два 40-мм гранатомета, а также две пусковые установки (ПУ) для постановки заградительных помех и ложных целей. Для высадки подготовленных специалистов на подозрительные суда с целью проверки документов и досмотра грузов на борту патрульного корабля имеются два катера и вертолет.
СКР типа "Релайенс" (водоизмещением до 1129 т) построены в серии из 14 единиц в период с 1964 по 1969 год, а с 1989 по 1994-й прошли модернизацию по программе ММА (Major Maintenance Availability). Основным предназначением кораблей данного типа является обеспечение соблюдения федеральных законов и международного морского права в водах, находящихся под юрисдикцией США, а также поиск и оказание помощи судам, терпящим бедствие на море. На вооружении кораблей состоят 25-мм АУ Мк38 и два 12,7-мм пулемета. При отсутствии ангара на борту оборудована платформа для вертолета.
Продолжается строительство восьми СКР нового типа - "Ледженд" водоизмещением 3 956 т и длиной 128 м. Головной корабль серии построен на судоверфи компании "Нортроп-Грумман шип системз" в г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Большие патрульные катера предназначены для контроля за соблюдением федеральных законов в территориальных водах США и выполнения задач по поиску и спасению на море. Основным характером их деятельности является патрулирование в прибрежных районах и дежурство в порту в режиме повышенной готовности к выходу в море. В составе БОХР катера представлены двумя типами - "Айленд" и "Марин Протектор".
Катера типа "Айленд" построены в период с 1986 по 1992 год тремя сериями (водоизмещение 168, 154 и 134 т соответственно). Они обладают высокой маневренностью, имеют на вооружении 25-мм АУ Мк38 и два 12,7-мм пулемета.
Катера этого типа прошли модернизацию с целью дооборудования их новыми электронными системами боевого управления, связи, поиска и спасения, а также кормовыми устройствами для спуска на воду и подъема на борт спасательных средств. В настоящее время производится их замена катерами нового типа FRC (Fast Response Cutter), которые должны насчитывать 58 единиц.
Катера типа "Марин Протектор" - водоизмещение 91т- построены в период с 1998 по 2004 год серией из 56 единиц и выполняют задачи патрулирования, контроля состояния водной среды в портах и прибрежных водах, поиска и спасения на море. Часть из них (до 20 единиц) планируется к замене на катера проекта FRC.
Катера нового проекта FRC (тип "Сентинел") строятся с 2012 года. Водоизмещение такого катера составляет 359 т, скорость хода - 28 уз.
Оперативная напряженность использования корабельного состава БОХР достаточно высока. Так, до 50% кораблей и катеров постоянно находятся в районах патрулирования или в повышенной готовности к выходу в море. Проводку судов в арктических условиях и во внутренних водоемах обеспечивают ледоколы и ледокольные буксиры.
Ледоколы береговой охраны представлены тремя судами. Ледокол "Хили" построен и введен в состав флота ведомства в 1999 году, приписан к порту Сиэтл (штат Вашингтон). На его борту могут находиться до 50 научных сотрудников для проведения научно-исследовательских работ в районах Арктики и Антарктики. "Хили" способен преодолевать ледяное покрытие толщиной до 2 м на скорости хода до 3 уз, принимать на борт до двух вертолетов. Ледокол "Полар Стар" типа "Полар" также базируется в порту Сиэтл и обеспечивает проведение научно-исследовательских работ в тех же регионах. Третий ледокол - "Макино" - построен в 2006 году и считается наиболее современным.
Ледокольные буксиры типа "Бей" (9 единиц) - водоизмещение 690 т - построены в период с 1979 по 1988 год, имеют стальной корпус и могут передвигаться в сплошном ледяном поле толщиной до 60 см. Они задействуются на Великих озерах, реках и в районах северных портов Восточного побережья США.
Суда навигационного обеспечения предназначены для оборудования морских и океанских ТВД, а также судоходных участков внутренних водных коммуникаций и портов навигационными средствами обеспечения безопасности судоходства. Наиболее современными из них являются суда типов "Джунипер" и "Кипер".
Гидрографические суда типа "Джунипер" (16 единиц), построенные в период с 1997 по 2004 год, предназначены для обеспечения функционирования навигационных средств дальнего и ближнего действия (маяки, буи, ограждения и т. п.). Суда данного типа водоизмещением 2 097 т многофункциональные, вооружены 25-мм АУ и двумя 12,7-мм пулеметами и при необходимости могут задействоваться для выполнения задач по надзору за соблюдением федерального законодательства и международного морского права, а также поиска и оказания помощи терпящим бедствие плавсредствам.
Гидрографические суда типа "Кипер" (14 единиц) водоизмещением 853 т вошли в состав флота БОХР в период с 1996 по 2000 год. Они не предназначены для применения в ледовых условиях, но могут преодолевать сплошное ледяное поле толщиной до 23 см на скорости хода до 3 уз.
Суда обеспечения навигационного оборудования типа"Энвил" (8 единиц) выполняют свойственные им задачи, действуя на судоходных участках внутренних водных коммуникациях западной части страны и в акватории Великих озер.
Суда обеспечения и производства гидротехнических работ предназначены для установки новых, ремонта вышедших из строя и обслуживания навигационных систем и сооружений на реках, в гаванях и портах. Среди них четыре судна типа "Памлико", одно типа "Космос", два типа "Берри", а также суда "Блубелл" и "Бакторн".
Авиация БОХР США. По своему предназначению она может выполнять широкий спектр задач.
Разведывательная авиация представлена патрульными самолетами НС-130Н (16 единиц) и HC-130J (9 единиц). Последние оснащены радиолокационными станциями обнаружения надводных целей, инфракрасной аппаратурой и другими электронно-техническими средствами, позволяющими вести наблюдение за оперативной обстановкой на море и состоянием водной среды (по маршруту полета на дальность до 4 000-5 000 миль), регистрировать факты нарушения федеральных законов и международных договоров по рыболовству и экологии моря. HC-130H/J в случае необходимости могут задействоваться в качестве транспортных самолетов для перевозки личного состава и грузов.
Самолеты С-37 "Гольфстрим" (2 единицы) используются в качестве воздушного командного пункта БОХР, а также транспортных пассажирских самолетов для перевозки высших должностных лиц ведомства.
Самолеты HC-27J (14 единиц) задействуются для морского патрулирования, борьбы с контрабандой и выполнения поисково-спасательных операций. Они оснащены поисковой бортовой РЛС, комплектом оптоэлектронных датчиков, аппаратурой связи и обмена данными, а также системой поиска и опознавания морских целей "Минотавр".
Вертолеты МН-60Т "Джейхок" (43 единицы) используются в качестве поисково-разведывательных и оснащены РЛС и инфракрасной аппаратурой, что позволяет им выполнять задачи по наблюдению за обстановкой (в том числе экологической) в основном в прибрежной зоне в любое время суток, а также оказывать помощь судам, терпящим бедствие на море и реках.
Вертолеты MH-65D (100 единиц) активно применяются для перехвата быстроходных маломерных катеров (судов), пытающихся нелегально доставлять в США мигрантов и контрабандные грузы.
В период с 2017 по 2019 год произошли изменения в боевом составе корабельного и авиационного компонентов береговой охраны, связанные с плановой заменой устаревших типов кораблей, катеров, судов вспомогательного флота, а также летательных аппаратов на современные образцы.
По состоянию на сентябрь 2019-го организационная структура, а также система оперативного и административного управления БОХР США в сравнении с декабрем 2017 года изменений не претерпела.
В ближнесрочной перспективе береговая охрана продолжит выполнять функции, которые в ряде других стран относятся к компетенции различных ведомств и служб.
Завершение строительства 22 патрульных катеров типа "Сентинел" до конца 2022 года существенно обновит корабельный состав БОХР и повысит эффективность выполнения задач, возложенных на морской компонент ведомства.
Обновление авиационного парка БОХР маловероятно в связи с имеющимися на вооружении современными образцами военной техники.
Существующая организация охраны и обороны побережья и исключительной экономической зоны США, имеющийся численный и боевой состав береговой охраны, техническая оснащенность, состояние систем поиска и спасения судов, а также боевые возможности по борьбе с морской контрабандой и терроризмом позволяют решать весь спектр задач, поставленных перед БОХР.
Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №7. - С. 66-74