Боевая и оперативная подготовка Атлантического флотаКапитан 2 ранга А. Кисляков В агрессивных планах американского империализма ВМС рассматриваются как ударная сила, способная мобильно и гибко действовать в самой различной обстановке. Поэтому их боевая выучка и постоянная готовность к использованию являются предметом особой заботы Пентагона. Судя по сообщениям зарубежной печати, целью боевой подготовки ВМС США, в том числе и Атлантического флота, по-прежнему оставались практическая проверка и отработка оперативных планов национальных и объединенных командований, повышение готовности к ведению боевых действий на море. Она была направлена на подготовку сил и средств флота к выполнению следующих задач: завоевание господства в районе боевых действий, нанесение ударов авианосной авиацией по береговым объектам, ПЛО и ПВО соединений в море, высадка морских десантов, противолодочная оборона восточного побережья американского континента, зашита морских коммуникаций в Атлантике. В 1975 году, так же как и в предыдущие годы, боевая подготовка основывалась на принципе последовательности отработки задач в зависимости от их сложности и складывалась из освоения личным составом новых образцов и систем оружия, тактической и огневой подготовки кораблей и самолетов, отработки действий в составе групп и соединений флота на учениях и деятельности в составе передовых группировок. Анализируя проведенные учения, иностранные военные специалисты отмечают, что интенсивность боевой и оперативной подготовки Атлантического флота в 1975 году была несколько выше, чем в предыдущем. По данным зарубежной прессы, в 1975 году американский Атлантический флот принимал участие более чем в 40 различных по масштабу и предназначению учениях. 20 из которых проводились по планам НАТО, десять - совместно с ВМС других стран - союзников США по военно-политическим блокам и остальные - по национальным планам. Как и ранее, боевая и оперативная подготовка Атлантического флота осуществлялась путем отработки кораблями задач одиночной подготовки и проведения частных учений в районах своих военно-морских баз и в водах Карибского военно-морского округа с последующим проведением типовых и комбинированных учений в составе 2-го и 6-го флотов и совместных учений с ВМС Канады, латиноамериканских государств и европейских стран НАТО. В начале года, как обычно, было организовано учение "Спрингборд-75", основной целью которого являлось подготовить корабли к вводу в число боеготовых. К участию в нем привлекались главным образом корабли новой постройки, а также прошедшие модернизацию или длительный ремонт. В ходе учения отрабатывались боевые задачи как одиночного корабля, так и однородного тактического соединения флота, авиации и морской пехоты для последующего ввода их в состав оперативных объединений и соединений ВМС. Одновременно с этим отрабатывались вопросы совместного плавания и маневрирования, борьбы за живучесть, артиллерийские, ракетные и торпедные стрельбы, высадка тактических морских десантов и их действия на берегу, постановка и траление мин, поиск и уничтожение подводных лодок, пополнение запасов на ходу в море, а также все виды обороны корабельного соединения на переходе морем. Всего в таком учении, продолжавшемся четыре месяца, принимало участие более 50 кораблей и 150 самолетов (в том числе несколько кораблей и самолетов от ВМС Великобритании, Канады, Нидерландов, Италии и других стран), а также подразделения морской пехоты из состава 2-й дивизии и 2-го авиационного крыла, дислоцирующихся на восточном побережье США. В мае 1975 года Атлантический флот пополнился новым атомным многоцелевым авианосцем "Нимитц" (база приписки Норфолк). Судя по сообщениям иностранной печати, американское военно-морское командование разработало специальную программу поэтапного ввода его в состав боеготовых сил. На первом этапе отрабатывались вопросы подготовки одиночного корабля, на втором - боевая подготовка в составе авианосной многоцелевой группы и на последнем - участие в комплексных флотских учениях. Программой предусматривалась также практическая проверка возможностей атомной многоцелевой авианосной группы (авианосец "Нимитц", атомные крейсера УРО "Калифорния" и "Южная Каролина" и атомная подводная лодка) для решения различных боевых задач. По оценке командования ВМС, такая группа по сравнению с обычной имеет ряд преимуществ благодаря более высокой подвижности и автономности, а также способности нести большее количество самолетов, авиационных боеприпасов и топлива. В период август-сентябрь 1975 года атомная многоцелевая авианосная группа совершила плавание в воды Европы, где приняла участие в учениях объединенных ВМС НАТО на Северо-Европейском ТВД. Действия авианосных ударных и многоцелевых сил отрабатывались в течение года на всех крупных учениях и маневрах в составе ударных (многоцелевых) групп и соединений как в условиях обычной, так и всеобщей ядерной войны. В ходе учений проигрывались вопросы развертывания сил и формирования авианосных ударных (многоцелевых) соединений, все виды обороны при формировании и переходах морем в районы боевого предназначения, нанесение ударов авианосной авиацией по морским и наземным целям, обеспечение господства в воздухе в интересах оперативно-тактических десантов, непосредственная авиационная поддержка сил десанта в ходе боя за плацдарм, а также вопросы материально-технического обеспечения в базе и особенно на ходу в море. При этом удары по береговым объектам наносились палубными штурмовиками А-7 "Кор-сар"2 и А-6 "Интрудер". Для перехвата и уничтожения воздушных целей применялись новые палубные истребители F-14 "Томкэт", а также истребители F-4 "Фантом"2. В боевой подготовке авианосных ударных (многоцелевых) сил особое место занимали отработка вопросов завоевания господства в определенных районах на ТВД. Наиболее интенсивно такие задачи решались на учениях "Оушн сафари-75", "Дон пэтрол-75", "Дип экспресс-75", "Отэм фордж-75", проводившихся по планам НАТО, а также на национальных учениях: "Нэшнл уик-18", "Пэшнл уик-19", "Медекс-75", "Солид шилд-75", "Лаптрелекс-75" и других. В зарубежной печати отмечалось, что немало учений Атлантического флота было проведено в целях обеспечения противолодочной подготовки кораблей и соединений. Особое внимание здесь уделялось вопросам борьбы с подводными лодками не только в передовой противолодочной зоне, но и на подходах к побережью США, а также при проведении операций по защите морских коммуникации. Эти вопросы являлись темой почти каждого учения, проводившегося как в рамках блока НАТО, так и совместно со странами - союзницами по военно-политическим блокам. Наиболее характерными из них являлись: двусторонние учения противолодочных сил НАТО "Джойнт мэритайм кос-75" и "Минорекс-75", состоявшиеся в районе Шетландских о-вов, учения "Локт гейт" в Иберийской зоне Атлантики и в западной части Средиземного моря и "Боулд гейм" в зоне Балтийских проливов, совместные учения "Кари-бекс-75", проведенные в водах Карибского военно-морского округа с ВМС Великобритании, Бразилии и Нидерландов, и "Унитас-16" - с ВМС стран Латинской Америки. Ежегодное учение "Унитас-16" было проведено во второй половине 1975 года и продолжалось с небольшими перерывами в течение пяти месяцев, В нем принимали участие ВМС Колумбии, Перу, Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии и Венесуэлы, ВМС США представляли эскадренный миноносец УРО "Уильям В. Пратт", два фрегата "Брамби" и "Трует", подводная лодка "Сэлмон" и противолодочные самолеты Р-3 "Орион", В ходе учения корабли совершили плавание вокруг Южной Америки, отрабатывая поочередно с кораблями вышеперечисленных стран вопросы борьбы с подводными лодками. Кроме того, проводились артиллерийские и ракетные стрельбы, решались задачи но борьбе за живучесть, выполнялось совместное маневрирование, осуществлялось пополнение запасов в море и базах, для чего корабли периодически заходили в порты и военно-морские базы латиноамериканских стран. Учение "Уннтас-16" началось в Карибском море, затем корабли прошли Панамский канал, проследовали вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки и, обогнув ее, вошли в зону Атлантического океана. Помимо задач противолодочной обороны Южноамериканского континента, как отмечалось в иностранной печати, это учение преследовало и политические цели - демонстрацию американской мощи и намерение США поддерживать существующие режимы в некоторых странах Латинской Америки. Важное значение придавалось десантной подготовке флота и морской пехоты, В ходе ее отрабатывалось планирование морской десантной операции на ТВД, погрузка войск и боевой техники "по-боевому", формирование амфибийных оперативных соединении, их обеспечение авианосными ударными (многоцелевыми) группами, все виды обороны соединения на переходе морем при активном противодействии противника, высадка оперативно-тактических десантов на побережье, непосредственная авиационная и артиллерийская поддержки сил десанта в бою за высадку. В десантной подготовке особое внимание уделялось действиям сил в условиях горной местности, в пустыне и в арктических районах. Всего в течение 1975 года Атлантический флот участвовал в семи десантных учениях: два из них проводились по планам НАТО (учение объединенных ВМС НАТО "Римпорт-75" в Карибском море и "Сарди-ния-75" в Средиземном море), два совместно с ВМС других стран (англо-американское "Лантредекс-75" в Западной Атлантике и американо-испанское "Карбонерас-75" на Средиземном море) и три по национальным планам (двустороннее "Агат панч", вооруженных сил США "Солид шилд-75" и 6-го флота США "Фиблекс-75"). Из упомянутых десантных учений наиболее крупный десант (до экспедиционной бригады морской пехоты) был высажен на учении 2-го флота США под условным наименованием "Агат панч", которое проводилось в Западной Атлантике с 13 по 24 апреля 1975 года, В нем приняло участие около 40 кораблей и до 100 самолетов и вертолетов. Учение было двусторонним и проводилось на фоне возникновения локального вооружённого конфликта в одной из дружественных США стран и оказания ей военной помощи силами американского флота. Пентагон, судя но сообщениям зарубежной печати, придает большое значение стратегическим переброскам войск с континентальной частя США в Европу как по воздуху, так и морем. В соответствии с планом ежегодного совместного американо-западногерманского учения "Рефорд-жер" в 1975 году впервые после второй мировой войны из США в ФРГ был доставлен экспедиционный батальон морской пехоты для усиления группировки американских войск на Центрально-Европейском ТВД. Переброска его морем осуществлялась на четырех десантных кораблях, включая десантный вертолетоносец "Гвадалканал". После завершения учения на территории ФРГ американские морские пехотинцы были отправлены в Великобританию, где были проведены совместные тактические тренировки с английскими и голландскими подразделениями морской пехоты. Вопросы противодесантной обороны отрабатывались в ходе учения объединенных вооруженных сил НАТО "Бар фрост-75" в Северной Норвегии в условиях возникновения локального конфликта и на зачетном учении объединенных ВМС НАТО "Флотекс-75" в Норвежском море.
Важное место в боевой подготовке Атлантического флота в 1975 году отводилось
защите морских коммуникаций Она была также темой ряда учений, проводившихся
совместно с ВМС стран - членов блока НАТО. Среди "их отмечаются учения
объединенных ВМС НАТО "Роумпннат" и "Брайт хорайзн-75" по борьбе с подводными
лодками и защите морских коммуникаций в Северном море, учение объединенных ВМС
НАТО "Дог фнш-75" по отработке таких же задач в Средиземном море. Кроме них,
проводилось также совместное командно-штабное учение ВМС США, Аргентины,
Испании, Южно-Африканской Республики под кодовым наименованием
"Трансатлантик-3". Цель его - проверка планов зашиты трансатлантических
коммуникаций в угрожаемый период. Задачи защиты морских коммуникаций, и в
частности вопросы организации проводки и охраны конвоев, отрабатывались на
многих учениях в ходе десантной и противолодочной подготовки флота. В течение 1975 года боевая подготовка резерва Атлантического флэта, подразделяющегося по родам ВМС на флотский, авиации флота и морской пехоты, проводилась по плану оперативной и боевой подготовки штаба ВМС. Для всех частей организованного резерва в 1975 году проведено 48 двухчасовых занятий, а также двухнедельные полевые сборы. В процессе боевой подготовки резервных формирований особое место отводилось изучению и освоению новейших образцов оружия и боевой техники. В учебных центрах ВМС для обучения резервистов широко практиковалось использование различных стендов и тренажеров. Зарубежные военно-морские специалисты отмечают, что командование ВМС в последние голы стало больше уделять внимания повышению боевой готовности резерва и осуществлению его тесного взаимодействия с регулярными силами. Так, для совершенствования боевой подготовки стало шире практиковаться включение резервных частей и подразделений на период сборов непосредственно в те соединения, для усиления которых они предназначаются. Подобная практика, по свидетельству американской прессы, обязывает командиров частей более внимательно вникать в вопросы боевой готовности резервистов и позволяет преодолеть существующее различие между уровнем подготовки резерва и регулярных сил. Отмечается также, что соединения и части организованного резерва принимают теперь участие в различного рода учениях, в том числе и в проводимых штабами объединенных командований. Приведенные выше далеко не полные данные по боевой подготовке Атлантического флота показывают, что ее цели, направленность и содержание носят откровенно агрессивный, наступательный характер и не способствуют процессу разрядки международной напряженности, делу укрепления мира. Зарубежное военное обозрение, 1976, №9, с. 65-69 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2812 | | |
Всего комментариев: 0 | |