Комитет начальников штабов Вооружённых сил США
Подполковник В. Филиппов
Соединённые Штаты Америки - самое мощное государство капиталистического мира,
политический и военный центр империализма. Американский империализм выступает
как наиболее реакционная и агрессивная сила современности.
Главным орудном осуществления агрессивных замыслов милитаристских кругов США
являются вооруженные силы, которые выступают в роли мирового жандарма. Они
расположены как на континенте США, так и за его пределами (в настоящее время
американские войска и базы находятся на территории более 60 государств мира).
Высшим оперативным и административным органом вооруженных сил США является
комитет начальников штабов (КНШ). Он выполняет также роль консультативного
органа и штаба в цепи оперативного управления между министром обороны и
главнокомандующими (командующими) объединенными и специальными командованиями
вооруженных сил (рис. 1)
Организация и функции комитета начальников штабов. КНШ состоит из председателя и
четырех членов: начальников штабов трех видов вооруженных сил (армии. ВВС, ВМС)
и коменданта морской пехоты, который участвует в работе комитета только при
обсуждении вопросов, относящихся к морской пехоте.
Председатель комитета начальников штабов является высшим по должности
офицером в вооруженных силах. Он назначается президентом по рекомендации и с
согласия сената из числа генералов (адмиралов) сроком на два года. Помимо
участия в работе КНШ в качестве его председателя, он готовит повестки заседаний
комитета и информирует министра обороны о тех вопросах, по которым члены
комитета не имеют единого мнения. Председатель осуществляет также общее
руководство работой объединенного штаба.

Рис. 1. Комитет начальников штабов и подчиненные ему органы руководства
вооруженных сил США
Члены комитета начальников штабов в отличие от председателя несут
ответственность за свой вид вооруженных сил. На них возложены следующие задачи:
административное руководство своими видами сооруженных сил, участие в
планировании и разработке предложении КНШ, участие в оперативном руководстве
войсками в качестве представителен органа (штаба) министерства обороны. Они
выполняют роль главных военных советников президента, Совета национальной
безопасности и министра обороны.
Комитет начальников штабов имеет следующие основные функции; разрабатывает
стратегические планы и обеспечивает стратегическое руководство вооруженными
силами, включая руководство операциями, которые проводят главнокомандующие
объединенными и специальными командованиями; разрабатывает сводные планы военной
мобилизации и тылового обеспечения; дает рекомендации министру обороны
относительно создания и организационной структуры объединенных и специальных
командований; проверяет планы главнокомандующих объединенными командованиями;
планирует проведение объединенных операций, а также боевую и оперативную
подготовку войск; представляет министру обороны соображения по военным
потребностям и стратегическому планированию, необходимые для разработки
бюджетов, программ оказания военной "помощи" иностранным государствам, планов
мобилизации промышленности и программ научных исследований.
Рабочим органом комитета начальников штабов является объединенный штаб, который
осуществляет непосредственную разработку планов и мероприятий, касающихся
вооруженных сил в целом.
Объединенный штаб насчитывает 400 офицеров и состоит из семи управлении:
личного состава, оперативного, планирования, связи и электроники, моделирования
и проигрыша различных вариантов войны, тыла и административного (рис. 2).

Рис. 2. Организация объединенного штаба комитата начальников штабов вооруженных
сил США
Каждое управление состоит из отделов и выполняет функции в соответствии со своим
предназначением. Организационная структура объединенного штаба может меняться в
зависимости от обстановки и с учетом стоящих перед КНШ и штабом задач. Его
личный состав представлен примерно поровну от сухопутных войск, ВВС и ВМС
(включая морскую пехоту). В комитете начальников штабов, но вне рамок
официального объединенного штаба имеется, кроме того, большое количество
различных организаций - директоратов, агентств, специальных групп и т. д.,
которые подчинены либо оперативному управлению, либо управлению планирования,
либо непосредственно начальнику объединенного штаба. Фактически они входят в
состав объединенного штаба, но на них не распространяется установленный
конгрессом лимит в 400 офицеров. С учетом этих органов в КНШ работает до 2000
человек, из которых около 1000 офицеров.
Подчиненные органы комитета начальников штабов. В настоящее время создано десять
управлений министерства обороны, из которых четыре подчиняются министру обороны
через КНШ: разведывательное, ядерных боеприпасов, связи и картографическое.
Разведывательное управление министерства обороны было создано в 1961 году
для решения следующих задач: организация, руководство и управление всеми
разведывательными органами, которые вошли в состав разведывательного управления
или приданы ему; координация и контроль за выполнением разведывательных функций
органов разведки видов вооруженных сил; контроль за выполнением планов и
программ, входящих в сферу ответственности управления; достижение максимальной
экономии и эффективности расходования средств разведки; обеспечение
разведывательными данными основных органов министерства обороны; сбор, обобщение
и оценка всей необходимой разведывательной информации по военным вопросам;
разработка принципов и порядка ее сбора и обработки, установление очередности ее
получения, а также оценка документов, получаемых от министерств видов
вооруженных сил; участие в разработке государственных оценочных документов для
Совета национальной безопасности США.
Численность личного состава разведывательного управления министерства обороны
составляет около 6000 человек, из которых примерно 50% гражданские служащие.
Управление ядерных боеприпасов было создано в 1959 году. Оно явилось
преемником управления по разработке специальных видов оружия, созданного в 1947
году после ликвидации Манхэттенского инженерного округа, где производились
работы по созданию атомной бомбы. Управление в основном сохранило свои функции и
по общим вопросам стало подчиняться министру обороны через КНШ, по вопросам,
связанным с научно-исследовательской работой, усовершенствованием, испытаниями и
оценкой образцов,- директору НИОКР. а по остальным- помощнику министра обороны
по атомной энергии.
Оно координирует работу с национальными органами по вопросам, относящимся к
исследованиям, разработке, производству, накоплению запасов и испытанию ядерного
оружия; консультирует и помогает комитету начальников штабов в выработке
рекомендаций, касающихся состава запасов, распределения и рассредоточения
ядерного оружии: осуществляет планирование и надзор в области проведения
испытаний ядерного оружия: проводит инспекторские смотры объектов, на которых
собирается, ремонтируется или хранится ядерное оружие, его компоненты и
вспомогательная техника и оборудование; руководит рядом учебных и
ознакомительных курсов по ядерному оружию. В штатах управления ядерных
боеприпасов насчитывается около 6500 человек, из них 4200 военнослужащих.
Управление связи было создано в 1960 году с целью осуществления
оперативного руководства и управления системой связи вооруженных сил, которая
включает все средства и объекты связи, а также для руководства
научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, планированием и
строительством. В управлении связи насчитывается 2500 человек, из них 1500
военнослужащих.
Картографическое управление было создано в 1972 году. Оно объединило в
своем составе около 75% сил и средств всех компонентов министерства обороны и
министерств видов вооруженных сил, занимающихся вопросами геодезии и
картографии.
Управление организует работу в области составления, издания, распределения и
рассылки топографических, авиационных, космических и морских навигационных карт
и информационных навигационных справок, таблиц и извещений, а также несет
ответственность за обеспечение морскими картами и навигационными данными
торгового и пассажирского флотов США, всех судов, совершающих рейсы в
американские порты. В его подчинении находятся аэрокосмический, гидрографический
и топографический центры и картографическая школа.
Вооруженные силы США организационно сведены в объединенные и специальные
командования, структура которых претерпевала изменения в течение всего периода
после второй мировой войны. В настоящее время в вооруженных силах США существует
шесть объединенных и два специальных командования (рис, 1). Силы и средства,
входящие в их состав, согласно закону 1958 года в оперативном отношении
подчиняются главнокомандующим (командующим) этими командованиями. При выполнении
боевых задач командования подчиняются министру обороны и президенту через КНШ.
Боевые задачи им определяются и ставятся министром обороны с согласия президента
через комитет начальников штабов.
Каждое из шести объединенных командований имеет боевые задачи, соответствующие
определенному географическому району, а каждый главнокомандующий несет
ответственность за подготовку планов ведения боевых действий в зоне его
ответственности.
Боевые задачи, стоящие перед объединенными и специальными командованиями, можно
сформулировать следующим образом: ведение боевых действий, стратегических или не
стратегических по масштабу я различных по напряженности; обеспечение
безопасности определенных районов, начиная от защиты и эвакуации населения США н
кончая нанесением ядерного удара вооруженными силами; подготовка планов для
большого количества возможных вариантов ведения боевых действий [планирование на
случай непредвиденных обстоятельств); оказание военной помощи; обеспечение
американского военного представительства и участия в многосторонних союзах.
Объединенное командование войск готовности (до 1972 года - ударное
командование) создано с целью обеспечения возможностей для быстрой переброски по
воздуху боевых сил и средств на заморские территории, если этого требует
обстановка. Кроме того, командование несет ответственность за ведение боевых
действий в случае необходимости в районах Ближнего и Среднего Востока,
Юго-Восточной Азии и Африки (южнее Сахары).
Объединенные командования вооруженных сил США в Европейской зоне и
зоне Тихого океана в основном несут ответственность за ведение боевых
действий в соответствующих географических районах при любых непредвиденных
обстоятельствах. Главнокомандующий объединенным командованием вооруженных сил
США в Европейской зоне одновременно является верховным главнокомандующим
объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и отвечает за ведение боевых
действий в Европе, осуществляемых совместно с вооруженными силами стран -
участниц НАТО или же только вооруженными силами США, если этого требует
обстановка.
Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Атлантического океана
не имеет в своем составе соединений и частей сухопутных войск и ВВС. Оно
предназначается в основном для участия во всеобщей войне на море. Его
главнокомандующий одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными
силами НАТО на Атлантике и несет ответственность за ведение боевых действий в
поддержку вооруженных сил США в Европейской зо-не, а также за участие в
стратегической ядерной войне, так как в состав объединенного командования
вооруженных сил США в зоне Атлантического океана входят атомные ракетные
подводные лодки.
Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Центральной и Южной
Америки главным образом отвечает за организацию обороны зоны Панамского
канала, а также за оказание военной помощи странам Латинской Америки и
выполнение планов ведения боевых действии при любых непредвиденных
обстоятельствах, которые могут возникнуть в Латинской Америке.
Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Аляски несет
ответственность за оборону этого географического района, однако при выполнении
боевых задач главнокомандующий этим командованием по существу является
командующим командованием в рамках объединенного командования
воздушно-космической обороны Североамериканского континента.
Специальное командование воздушно-космической обороны обеспечивает
противосамолетную, противоракетную и противокосмическую оборону континентальной
части США. Командующий командованием ВКО одновременно является главнокомандующим
объединенным командованием ВКО Североамериканского континента, состоящим из
американских и канадских сил и средств ВКО.
Специальное стратегическое авиационное командование несет основную
ответственность за ведение стратегической ядерной войны. В его составе
объединены все межконтинентальные баллистические ракеты типа "Минитмэн" и
"Титан", а также стратегическая авиация ВВС США.
Военно-транспортное авиационное командование, переведенное на положение
специального с 1977 года, объединяет в своем составе все части стратегической и
тактической транспортной авиации (на схеме не показано). Оно предназначено для
выполнения воздушных перевозок в интересах всех видов вооруженных сил и
обеспечения перевозок по заданиям правительства. Основной задачей командования
является обеспечение стратегических перебросок войск из США на заморские ТВД.
Для лучшей координации в вопросах распределения целей и задач комитет
начальников штабов образовал управление планирования стратегических целей,
начальник которого - командующий САК (по совместительству) .
Кроме вышеуказанных управлений и командований, комитету начальников штабов
подчинены два военно-учебных заведения (университет национальной обороны и
командно-штабной колледж), а также большое количество представителей,
представительств и военных делегаций вооруженных сил США. в том числе следующие
представители: на переговорах по ограничению стратегических вооружений, по
взаимному и сбалансированному сокращению вооруженных сил, в военно-штабном
комитете ООН. военном комитете НАТО, группе военных заместителей СЕНТО.
Межамериканском совета обороны.
Оперативное управление вооруженными силами. Для обеспечения президента,
министра обороны и комитета начальников штабов информацией о вооруженных силах
США и их союзников, противника и нейтральных стран, о состоянии стратегических
наступательных и оборонительных сил, а также другими сведениями в США создана
глобальная система оперативного управления вооруженными силами. Она позволяет с
помощью ЭВМ накапливать, анализировать и выдавать необходимые для принятия
решений данные, а также в короткие сроки передавать приказы и распоряжения.
Глобальная система оперативного управления вооруженными силами США представляет
собой комплекс стационарных и подвижных командных центров и пунктов,
оборудованных вычислительной техникой и объединенных в единое целое с помощью
средств связи.
Основными абонентами системы являются основной и запасный командные центры и
воздушный командный пункт вооруженных сил. Все они подчинены оперативному
управлению объединенного штаба комитета начальников штабов вооруженных сил США.
Основной командный центр расположен в Пентагоне (г. Вашингтон). Он
оснащен современными средствами связи, а также обработки и отображения
обстановки. Здесь организовано круглосуточное дежурство во главе с генералом
(адмиралом).
Запасный командный центр оборудован в штате Мэриленд, а воздушный
командный пункт - на самолетах ЕС-135 и Боинг 747. дислоцирующихся не авиабазе
Андрюс (штат Мэриленд). Оба они, так же как и основной командный центр, оснащены
соответствующими средствами связи и обработки данных и находятся в готовности
взять на себя управление вооруженными силами вместо основного командного центра
(в случае необходимости).
Командный центр вооруженных сил опирается на автоматизированные системы
управления видов вооруженных сил к командований.
Командный центр имеет свой узел связи, который может устанавливать связь с
командными пунктами видов вооруженных сил, объединенных и специальных
командований, а также с оперативными органами государственного управления,
органами разведки и т. д.
Для обеспечения связью президента США с министерством обороны, комитетом
начальников штабов и министерствами видов вооруженных сил, министра обороны и
комитета начальников штабов с министерствами видов вооруженных сил,
объединенными н специальными командованиями, министерств видов вооруженных сил с
главными штабами и командованиями, объединенных и специальных командовании между
собой и подчиненными командованиями в вооруженных силах США создана объединенная
система связи министерства обороны, которая занимает ведущее положение в
национальной системе связи. Она представляет собой комплекс ретрансляционных
узлов, соединенных между собой магистральными линиями, к которым с помощью
местных линий подключаются оконечные узлы, обслуживающие высшие органы
управления вооруженных сил.
Основными компонентами объединенной системы связи министерства обороны являются
глобальные системы сухопутных войск, ВВС и ВМС, автоматизированная система
цифровой связи, автоматизированная система телефонной связи, автоматизированная
система закрытой телефонной связи, военная спутниковая система связи, а также
средства связи, обеспечивающие глобальную систему оперативного управления
вооруженными силами Соединенных Штатов Америки, и специальные стратегические
сети связи.
Комитет начальников штабов - это коллегиальный орган оперативного управления
вооруженными силами. Он работает под непосредственным руководством министра
обороны и президента страны. Решения в нем принимаются голосованием. Вопросы,
которые выносятся на обсуждение КНШ, отбираются непосредственно председателем
комитета. О всех вопросах, по которым не было достигнуто единогласия в комитете,
председатель информирует министра обороны. В этом случае документ возвращается в
комитет либо передается на решение министру обороны или президенту.
Председателю КНШ предоставлено право принимать и самостоятельные решения с
последующей информацией членов комитета в следующих случаях:
-
при срочной необходимости использования вооруженных сил, когда время не
позволяет провести консультацию с членами КНШ;
-
когда порядок использования вооруженных сил был заранее определен директивами,
планами и указаниями КНШ;
-
если председателю известна общая точка зрения членов комитета по аналогичным
вопросам;
-
когда вопросы не настолько важны, чтобы консультироваться с членами КНШ.
В
связи с тем что стратегическое командование и руководство вооруженными силами
тесно переплетаются с планированием внешней политики, координация стратегических
и внешнеполитических планов зачастую проводится между представителями КНШ и
государственного департамента. Это значит, что комитет начальников штабов
оказывает серьезное влияние на разработку политических планов правительства.
Одним из важных факторов участия КНШ в политике является поддержка монополий,
специализирующихся на производстве оружия и военной техники, что приводит к
росту военно-промышленного комплекса. Практически за каждым членом КНШ стоит
определенная группа военно-промышленных магнатов. Постоянные споры между армией,
ВВС и ВМС свидетельствуют о борьбе не только между видами вооруженных сил за
приоритет, но и между монополиями за выгодные военные заказы.
Свое влияние комитет начальников штабов использует для разжигания "холодной
войны" и гонки вооружений, и в первую очередь в области производства
стратегического ракетно-ядерного оружия. Он направляет свои усилия также на
ослабление контроля за деятельностью военных органов со стороны конгресса и
гражданских властей.
Зарубежное военное обозрение, 1977, №3,
с.9-15