search
menu
person

NEWS AND UDATES


Авиационные средства противодействия ракетам с ИК головками самонаведения (1977)

Авиационные средства противодействия ракетам с ИК головками самонаведения

Полковник-инженер В. Розанов

Военное руководство США, усиленно развивая средства воздушного нападения, уделяет серьезное внимание защите своих самолетов и вертолетов от управляемых ракет классов "воздух - воздух" и "земля-воздух" с инфракрасными (ИК) головками самонаведения.

Как отмечает иностранная печать, в борьбе против таких ракет используются сбрасываемые с самолета ложные ИК цели (ловушки), бортовые передатчики помех в ИК диапазоне волн, а также выполняются противоракетные маневры. Для более эффективного применения этих средств противодействия на самолетах и вертолетах устанавливаются ИК станции, предназначенные для своевременного предупреждения членов экипажей о пуске ракет. Немаловажную роль в снижении уязвимости летательных аппаратов от указанных выше ракет иностранные специалисты отводят пассивным средствам, понижающим ИК излучения самолетов и вертолетов.

Ниже приводится краткое описание некоторых американских авиационных инфракрасных станций обнаружения пусков управляемых ракет и ИК передатчиков помех, составленные по данным зарубежной печати.

Инфракрасные станции обнаружения пусков противосамолетных ракет не только предупреждают экипаж об атаке, что используется для принятия решения и выполнения соответствующего противоракетного маневра, но и вырабатывают сигналы на автоматическое включение средств активного противодействия ИК головкам самонаведения этих ракет. По сообщениям иностранной печати, в США в настоящее время используются станции такого назначения нескольких типов. К наиболее современным из них относятся AN/AAR-34 и AN/AAR-38 (разработаны фирмой "Цинциннати электроникс").

Станция AN/AAR-34 устанавливается на самолете F-111 и обеспечивает обнаружение целей (ракет и самолетов) со стороны задней полусферы. Ее основные элементы: поисково-следящая головка и устройство охлаждения приемника ИК излучения (оба располагаются в верхней части киля самолета), а также блок обработки сигналов и пульт управления. Предупреждение о появлении цели отображается на экране электронно-лучевой трубки, одновременно подается звуковой сигнал.

Станция AN/AAR-34 имеет следующие основные тактико-технические данные.

Сектор обзора, град:

по азимуту ...140

в вертикальной плоскости (оптическая ось поисковой головки направлена вверх относительно продольной оси самолета под углом 65°) ...95

Рабочий диапазон волн, мкм ...3-15

Потребляемая мощность, Вт:

переменного тока (115 В. 400 Гц) ...1240

постоянного тока (28 В) ...20

Размеры, см;

поисково-следящая головка (диаметр X длина) ...19x39

устройство охлаждения (диаметр Х длина) ...17x56

блок обработки сигналов (длин Х ширина Х высота) ...41x17,5x20

пульт управления (длина Х длинна Х высота) ...6x14x6,6

Вес, кг:

поисково-следящая головка ...11,5

устройство охлаждения ...7

блок обработки сигналов ...8,6

пульт управления ...0,5

В станции используется растровая развертка, приемник ИК излучения на антимониде индия (охлаждается жидким азотом). Станция рассчитана для работы при 100-процентной влажности воздуха, окружающей температуре от -54 до +130°С, вибрациях до 10g (при частоте до 500 Гц), ускорениях 12,5 g и при атмосферном давлении, соответствующем высотам над уровнем моря до 21000 м.

Станция AN/AAR-38 устанавливается на вертолетах непосредственной поддержки сухопутных войск. Она предназначена для предупреждения летчика о пуске па вертолету ракет со стороны нижней полусферы и выработки сигналов на автоматическое включение средств ИК противодействия.

Основными элементами станции являются поисково-следящая головка с устройством охлаждения (размеры: 61х31х43 см, вес 26 кг), блок обработки сигналов (13х20x25 см, 4 кг) и пульт управления (8х14х8 см, 0,4 кг). Поисково-следящая головка с устройством охлаждения размещается под фюзеляжем вертолета. Потребляемая мощность 194 Вт (трехфазный ток, напряжение 115 В, частота 400 Гц) и 6 Вт (постоянный ток, напряжение 28 В).

AN/AAR-38 рассчитана для работы при 95-процентной влажности воздуха, окружающей температуре от -40 до +54°C, вибрациях 6g и при атмосферном давлении соответствующем высотам над уровнем моря до 3000 м.

Инфракрасные станции обнаружения пусков ракет, по данным зарубежной печати, имеют ряд недостатков, к которым относятся наличие относительно большого количества ложных срабатываний и недостаточные сектора обзора. В связи с этим в США ведутся работы по модернизации существующих и созданию новых станций на базе более совершенных приемников ИК излучения. В частности, разрабатываются станции для истребителей F-15 "Игл" и F-14 "Томкэт", которые должны обеспечивать круговой обзор.

При оценке перспектив развития такой аппаратуры американские специалисты считают необходимым использовать в них широкополосные мозаичные приемники. Широкое применение, по их мнению, найдут полупроводниковые приборы с зарядовой связью, которые повысят эксплуатационную надежность, значительно снизят размеры и вес аппаратуры, а также потребление энергии. Кроме того, охлаждение их приемников может осуществляться с помощью термоэлектрических охладителей, а не устройств, требующих наличия жидких газов.

Инфракрасные передатчики помех являются средством противодействия многоразового применения, они в последние годы стали поступать на вооружение американских самолетов и вертолетов. Эти передатчики включаются при обнаружении пусков ракет ИК разведывательной аппаратурой или в то время, когда предполагается атака противника. Мощное излучение этих передатчиков модулируется таким образом, что, поступая на вход приемника головки самонаведения, оно дезориентирует ее и ракета сходит с траектории наведения. Передатчики помех, как правило, размещаются в подвесных контейнерах.

В США создано значительное количество передатчиков ИК помех, в которых используются различные источники некогерентного ИК излучения, например AN/AAQ-4, GAIR-1 и GAIR-2, AN/ALQ-104, -107, -123 и -144.

AN/AAQ-4 устанавливается на самолетах ЕВ-66 и RF-4C (выпущен фирмой "Халликрафтерс" небольшой серией). Он смонтирован в подвесном контейнере диаметром 33 см, В ном используются четыре лампы, генерирующие мощное ИК излучение в спектральной полосе, соответствующей пиковому излучению двигателя самолета.

GAIR-1 и GAIR-2 (фирма "Сандерс") выполнены соответственно на дуговой лампе и газовой форсунке, работающей на сжатом пропане. В этих передатчиках используются зеркальные отражательные системы, формирующие излучение в виде обширного ореола, а передатчики помех AN/ALQ-104, -107 и -123 работают на цезиевых лампах и имеют электронные схемы модуляции излучения.

AN/ALQ-107 разработан фирмой "Авко" и предназначен для защиты вертолетов от ракет класса "земля-воздух". Источник излучения располагается в обтекателе в нижней части вертолета, а вся электронная аппаратура - внутри вертолета.

AN/ALQ-123 (основные его элементы показаны на рис. 2) используется на самолетах А-4, -6, -7 и F-4, вес его вместе с контейнером составляет 172 кг. Он может работать автоматически или же управляться летчиком. Блок управления летчика имеет размеры 13х6х15 см и весит 0,9 кг. Он позволяет устанавливать режим работы "готовность" и "полная мощность". Из режима "готовность" лампа может почти мгновенно переводиться на максимальное излучение (вручную или автоматически), и в дальнейшем работа её осуществляется по установленной программе. Надежность непрерывной работы лампы составляет не менее 150 ч, для смены ее требуется 10 мин. Питание передатчика осуществляется от генератора с воздушной турбиной, которая вращается от встречного потока воздуха. По данным иностранной печати, командование авиации ВМС  США заказало промышленности 120 таких передатчиков (сумма контракта 6 млн, долларов).

Основные элементы инфракрасного передатчика помех AN/ALO-123

Рис. 2. Основные элементы инфракрасного передатчика помех AN/ALO-123: 1 - источник излучения; 2 - модулятор: 3 - блок питания; 4 - электронные схемы; 5 - электрогенератор; 6 - кожух контейнера; 7 - проверочная панель; 8 - счетчик-указатель неисправностей

Как сообщала зарубежная печать, американская фирма "Сандерс" по программе "Хот брик" разработала четыре типа передатчиков, в которых установлены источники излучения, работающие па авиационном топливе. Один из них (AN/ALQ-132) выполнен в подвесном контейнере обтекаемой формы и весит 67 кг, три других имеют необтекаемую конфигурацию и предназначены для установки: один на самолетах OV-1D, другой на легких вертолетах (его передатчик имеет всенаправленную диаграмму излучения) и третий на вертолетах СН-47.
Кроме вышеупомянутых, в США создано значительное количество передатчиков помех и других типов, например AN/ALQ-I44 (для вертолетов). Он имеет небольшой вес (9 кг) и размеры (объем 0,028 м3), Время наработки на отказ составляет 300 ч.

Наряду с совершенствованием имеющихся и разработкой новых передатчиков помех (с источниками некогерентных ИК излучений) американские специалисты в последние годы уделяют большое внимание лазерным передатчикам помех. Они считают, что эти передатчики могут стать эффективным средством противодействия любым ракетам с электронно-оптическими головками самонаведения (инфракрасными, телевизионными и лазерными), так как при попадании луча лазерного источника излучения, обладающего высокой энергией и ее большой спектральной плотностью, на чувствительные элементы приемников таких головок самонаведения может произойти их перенасыщение или полный вывод из строя. Лазеры могут также использоваться для ослепления наводчиков оружия. В области создания средств противодействия оптическим и инфракрасным системам наведения оружия работают фирмы "Мартин-Мариетта", "Чикаго эриал", "Рейтсон", "Анко" и многие другие.

Зарубежная печать сообщает, что в США изучаются также возможности защиты самолетов от ракет с ИК головками самонаведения путем постановки дымов и аэрозолей, ведутся работы по совершенствованию аэродинамических форм летательных аппаратов, рациональному расположению на них двигателей, их теплоизоляции, созданию специальных экранов для искажения диаграмм направленности излучении, разрабатываются новые покрытия для маскировки и т. д.*

Пентагон, продолжая гонку вооружений, уделяет все большее внимание развитию авиационных средств противодействия ракетам с ИК головками самонаведения. Об этом красноречиво свидетельствуют приведенные в зарубежной печати данные о расходах на создание и закупку этих средств. Если в 1974/75 финансовом году на эти цели израсходовано 46 млн. долларов, а в настоящее время они возросли почти вдвое, то в 1980/81 финансовом году, по предварительным расчетам иностранных специалистов, они превысят 112 млн. долларов.

* Несколько подробнее об этих вопросах см. "Зарубежное военное обозрение" 1977, №4 с. 53-57

Зарубежное военное обозрение, 1977, №7, с. 61-64  

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (12.08.2012) | Автор: Полковник-инженер В. Розанов
Просмотров: 4027 | Теги: ИК, В. Розанов, AN/AAR-34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar