search
menu
person

NEWS AND UDATES


Совместные действия штурмовика и вертолёта

Совместные действия штурмовика и вертолёта

(По взглядам западных специалистов)

Полковник А. Осипов

В современной войне, как считают иностранные эксперты одной из главных задач ВВС является непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, и есть штурмовые действия авиации по объектам противника на поле боя и в тактической глубине. Она предусматривает первоочередное нанесение ударов по целям, вторые не могут быть поражены средствами сухопутных войск и от уничтожения которых зависит успех боевых действий.

Исходя из этого, американские специалисты уделяют особое внимание вопросам, связанным с непосредственной авиационной поддержкой, в частности отработке тактики совместных действий армейской и тактической авиации при решении этой задачи. Эта тактика отрабатывалась в серии испытаний, проходивших под кодовым наименованием "Апач-Тандер"1 в период с октября 1986 по июнь 1987 года. Испытания были разделены на два этапа На первом (октябрь - ноябрь 1986 года, авиабаза Неллкис, штат Невада) проверялась методика и оценивались результаты совместных действий вертолета AH-64A "Апач" армейской авиации и штурмовика A-10A "Тандерболт-2" тактической авиации ВВС США при нанесении удара по наземной цели днем, на втором этапе (Форт-Худ и Форт-Силл, штат Оклахома) - и днём, и ночью. Всего было произведен" более 300 вылетов, в результате которых используемая тактика признана экспертами армии и ВВС эффективной и перспективной.

Сущность её заключается в согласованных действиях вертолета и штурмовика при нанесении удара по одной пели. При этом экипаж вертолета производит поиск цели визуально или с помощью бортовых технических средств и "подсвечивает" её лазерным дальномером-целеуказателем Экипаж штурмовика использует лазерную систему AN/AAS-35 "Пейв Пенни", которая совместна с другим бортовым электронным оборудованием автоматически отыскивает и сопровождает подсвеченную внешним источником цель (с расстояния до 16 км) Посредством этой системы он может выходить на цель и наносить. по ней удар боеприпасами с лазерными головками самонаведения, а также вести огонь из бортовой семиствольной 30-мм авиационной пушки GAU-8/A и производить бомбометание обычными бомбами с прицеливанием как па цели, так и по выносной точке прицеливания. Точка сброса бомбы предварительно рассчитывалась с помощью бортовой IBM на основе данных о положении цели, поступающих от лазерной системы "Пейв Пенни".

Английский журнал "Флайт Интернэшнл" сообщает что порядок взаимодействия экипажей вертолета и штурмовика будет отражен в разрабатываемой специальной инструкции. При этом отмечается, что, выполняя задачу поиска и обозначения (подсветки) цели, вертолет сохраняет свои боевые возможности и способен наносить удары как по самой цели, так и по элементам системы объектовой ПВО. Кроме того, он может быть использован для постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам ПВО, находящимся в районе цели и в полосе маршрута полета штурмовика.

Анализируя результаты летных испытаний, американские эксперты отмечают следующие преимущества этого тактического приема.

Во-первых, значительно расширяются боевые возможности самолета, а именно: отпала необходимость самостоятельного поиска цели, но в то же время способность решать эту задачу с помощью собственных бортовых средств сохраняется; расширен набор оружия класса "воздух - земля" за счет подвески управляемых боеприпасов (в частности, планирующих авиабомб) с лазерными головками самонаведения, что в свою очередь повысило возможности по поражению малоразмерных стационарных и подвижных наземных целей. По мнению представителей командования сухопутных войск США, используя данный тактический прием, экипажи штурмовиков А-10А смогут наносить удары по целям, находящимся на расстоянии до 150 км от линии фронта.

Во-вторых, значительно, повышается живучесть штурмовика, так как, получая информацию об объекте удара от вертолета, он может совершать полет к цели по наивыгоднейшему (с точки зрения преодоления ПВО) профилю и подходить к ней на высоте применения оружия - без выполнения "подскоков" для ее поиска. Используя управляемые авиационные боеприпасы с лазерными головками самонаведения по принципу "пустил - забыл", штурмовик наносит удар, либо не входя в зону огня объектовой ПВО, либо находясь в ней минимальное время, так как сразу же после пуска (сброса) он может уходить от цели с выполнением противозенитного маневра, а подсветку ее будет осуществлять вертолет. Кроме того, как уже упоминалось выше, в интересах безопасности штурмовика вертолет может поставить помехи радиотехническим средствам системы ПВО противника или нанести удар по наиболее важным ее элементам.

В-третьих, повышается точность удара по наземным целям за счет применения управляемого оружия с лазерными головками самонаведения.

В-четвертых, информация о цели поступает на прицельно-навигационный индикатор самолета в реальном масштабе времени.

Вместе с тем этот тактический прием имеет и существенные недостатки. К ним западные авиационные специалисты относят прежде всего уязвимость вертолета АН-64А при использовании против него таких средств войсковой ПВО, как мобильные ЗРК ближнего действия, а также невозможность применения боеприпасов с лазерными головками самонаведения в сложных метеорологических условиях.

Однако, оценивая результаты испытаний, американские специалисты считают, что в целом такая тактика совместного использовании вертолета и штурмовика может существенно повысить эффективность ударов авиации в ходе решения задач непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Как отмечается в иностранной печати, идея организации совместных боевых действий вертолётов и ударных самолетов вызвала большой интерес у военных экспертов других стран - членов блока НАТО,

1 В испытаниях участвовали также тактические истребители F-15 "Игл" и F-I6 "Файтянг Фалкон" ВВС США, штурмовики AV-8B "Харриер-2" морской пехоты. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №9 1989 С. 33-35

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (01.02.2010) | Автор: Полковник А. Осипов
Просмотров: 3475 | Теги: авиаподдержка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar