Организация и особенности лингвистической подготовки персонала вооружённых сил СШАН. Ходжаева Начавшаяся после событий 11 сентября 2001 года активная вовлеченность крупных контингентов вооруженных сил США в длительные боевые действия за рубежом и регулярное проведение антитеррористических операций выявили наличие серьезных недостатков в лингвистической подготовке персонала и острую нехватку специалистов-лингвистов различных категорий. Уже в ноябре 2002 года руководство Пентагона дало директивные указания министрам видов ВС и командующим объединенными командованиями в передовых зонах об определении соответствующих потребностей с учетом среднесрочных перспектив и прогнозов развития обстановки.
В 2003 году был разработан план повышения эффективности функционирования ведомственного учебного заведения - военного института иностранных языков. В мае 2004 года в аппарате министра обороны, министерствах видов вооруженных сил и управлениях центрального подчинения были назначены "старшие должностные лица по контролю за вопросами лингвистической подготовки персонала". В июле того же года специальная рабочая группа Минобороны США разработала пакет предложений, послуживших основой для издания в январе 2005-го концептуального документа "Дорожная карта оптимизации процесса лингвистической подготовки в вооруженных силах". Как подчеркивалось в данном документе, "противник в современных вооруженных конфликтах зачастую говорит на менее распространенных языках и, следовательно, необходимость владения иностранными языками не перестает быть актуальной. Качественные лингвистические знания и опыт являются ключевыми составляющими деятельности по формированию и поддержанию международных коалиций, обеспечению региональной стабильности, а также по проведению многонациональных операций, в первую очередь по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию, гуманитарных и иных миссий за рубежом". Изменения международной обстановки и характера угроз национальной безопасности США расширили круг потенциальных конфликтных зон и увеличили количество наших вероятных партнеров по коалиции, с которыми американские войска будут взаимодействовать".
В мае 2005 года на основании одного из предложений "Дорожной карты" в аппарате заместителя министра обороны по личному составу и боеготовности был создан отдел лингвистической подготовки персонала1. Основными задачами деятельности этой структуры была определена координация усилий по набору и обучению соответствующих кадров, поддержанию и повышению уровня их владения иностранным языком и знания зарубежной культуры в интересах обеспечения национальной безопасности и боеготовности ВС США путем выполнения следующих функций: Одновременно для оказания содействия работе данного отдела решением главы Пентагона в военном ведомстве США был сформирован руководящий комитет по вопросам лингвистической подготовки, обладающий следующими полномочиями: Новой директивой министра обороны США № 5160.41Е от 21 октября 2005 года2 было установлено, что согласно официальному подходу Пентагона "иностранные языки и регионоведение имеют ключевое значение для успешного выполнения вооруженными силами поставленных задач и их преподавание должно обеспечивать максимальную доступность, возможность поддержания, развития и наращивания полученных знаний и навыков, адаптированных к нуждам военного ведомства". В результате практической реализации упомянутых шагов в настоящее время в вооруженных силах Соединенных Штатов лингвистическая подготовка персонала представляет собой отлаженную систему мероприятий, проводимых на объектах учебно-материальной базы военного ведомства, а также ряда государственных и частных учебных заведений. В рамках этой системы предполагается: Для выявления у военнослужащих склонности к изучению иностранного языка используется специальный сертифицированный Пентагоном тест на определение индивидуальных способностей (DLAB), на который отводится около 2 ч. Он содержит 126 вопросов и состоит из двух частей - аудирования и письменной проверки. Главной особенностью теста является то, что он призван определить не уровень владения конкретными языками, а только наличие общих способностей к их успешному изучению. Предлагаемая аудиочасть теста, рассчитанная почти на 80 мин, включает пять разделов. Первый предполагает определение ударных слогов в не существующих в реальности (специально разработанных) словах. В остальных используются несуществующие слова, построенные в определенные структуры в соответствии грамматическими правилами, приведенными в начале каждого раздела. Письменная проверка (визуальная часть) занимает до 25 мин. Вначале для ознакомления предлагаются рисунки с несуществующими словами - подписями к ним, затем-другие рисунки, и испытуемому необходимо выбрать, какие слова, их сочетания или объединения частей лучше их описывают или характеризуют. В зависимости от количества набранных баллов тестируемый причисляется к одной из четырех категорий, которой соответствуют конкретные иностранные языки, рекомендуемые для последующего освоения: Данный индивидуальный тест обязаны пройти: рекруты, заявившие при подписании первого контракта о знании одного (нескольких) иностранных языков; военнослужащие, успешно прошедшие отбор для службы в подразделениях сил специальных операций (ССО), а также все без исключения офицеры и уорент-офицеры - в начале своей службы на офицерских (уорент-офицерских) должностях (если по каким-либо причинам они не проходили этот тест ранее). В дальнейшем обучение проводится по двум направлениям: Профессиональное обучение личного состава ВС США осуществляется в военном институте иностранных языков (г. Монтерей, штат Калифорния) и его филиале в г. Вашингтон (федеральный округ Колумбия). Кроме того, институт располагает 13 отделениями - специальными подготовительными курсами, расположенными на территории Соединенных Штатов, где проводится интенсивная языковая доподготовка военнослужащих, необходимая для решения ими конкретных (специфических) задач. Численность одновременно обучающихся в институте более 3 тыс. человек, в его филиале - около 300. Постоянный преподавательский состав насчитывает около 2 тыс. человек, 300 из которых В военнослужащие. Главная особенность заключается в том, что основная часть (98 %) преподавателей являются носителями иностранного языка. В данном военном учебном заведении в обязательном порядке проходят подготовку военнослужащие всех видов ВС США и персонал береговой охраны. В вашингтонском филиале института ведется индивидуальное специализированное обучение редким языкам и диалектам. В него направляются также слушатели военно-дипломатической школы, которая выпускает кадры для представительств американских вооруженных сил за рубежом.
В институте в настоящее время преподают более 20 языков и диалектов по базовому, среднему, продвинутому, а в отдельных случаях и специальному курсам. В зависимости от сложности языка продолжительность обучения составляет от 18 до 64 недель. При этом помимо интенсивных языковых занятий с упором на речевую практику слушатели получают дополнительную подготовку в области страноведения, истории, культуры и современных проблем стран изучаемых языков. Практикуется направление групп слушателей на стажировку за рубеж продолжительностью до 30 сут В ходе прохождения базового курса подготовки слушатели принимают участие в специальной "программе языкового погружения", которое происходит на объекте вне городка. Обучаемые проводят от одного до трех дней в изолированной среде со своими инструкторами, и им запрещено говорить по-английски. Комплекс оснащен кухней и спальными помещениями, а сама программа подразумевает настоящее реальное общение -от разговоров о еде и одежде на рынке до решения вопросов прохождения таможенного контроля и бронирования номера в отеле. Обучающимся также предлагается инсценировать ситуацию, когда они выступают в роли переводчиков, которые оказывают лингвистическую поддержку американским войскам в полевых условиях, участвуют в разрешении конфликта в результате аварии на дороге, выбирают программу обучения за рубежом посредством телефонного разговора с туристической фирмой или учебным заведением. Обучение в институте и его Вашингтонском филиале осуществляется по следующим основным специальностям:
- Специалист по военно-информационному обеспечению - анализирует, готовит соответствующую информацию и участвует в мероприятиях по ее распространению для оказания требуемого информационно-психологического воздействие на противостоящую сторону и население иностранных государств. По завершении базового курса слушатели проходят тестирование, в холе которого определяется их реальный уровень владения иностранным языком. Для этого в министерстве обороны США используется стандартизированный квалификационный тест (DPLT), предусматривающий три этапа проверки: аудирование, чтение и беседа на заданную тему. Слушатель считается освоившим курс базовой подготовки, если его баллы на этапах проверки составляют не менее 2/2/1+ соответственно. После успешного окончания базового курса подготовки персонал ВС США обязан ежегодно подтверждать свои лингвистические навыки путем сдачи этого же квалификационного теста. Для получения права на прохождение подготовки по среднему языковому курсу военного института иностранных языков испытуемый должен показать результат не ниже 2+/2+/2+, а для обучения по продвинутому курсу - 3+/3+/3+. Упомянутый выше руководящий комитет Пентагона по вопросам лингвистической подготовки разрабатывает и периодически пересматривает "Перечень стратегических потребностей министерства обороны США". Документ представляет собой список иностранных языков и диалектов, включающих три категории: Стимулирование личного состава к совершенствованию полученных и приобретению новых профессиональных лингвистических навыков осуществляется путем ежемесячных денежных выплат, размер которых устанавливается директивными указаниями министра обороны (министров видов ВС США). Решение об их продлении либо прекращении принимается каждый год по результатам прохождения квалификационного теста (DPLT). Обучению иностранному языку на пользовательском уровне в обязательном порядке подлежат офицеры видов вооруженных сил, личный состав частей и подразделений ССО, а также воинских формирований, которым предстоит действовать на территории зарубежных стран. При этом продолжительность и содержание программ подготовки у каждой категории военнослужащих различаются. Лингвистическая подготовка офицеров в видовых военных академиях осуществляется в обязательном порядке в течение третьего и четвертого семестров. При этом курсант должен овладеть языком на уровне не ниже 1+/1+/1. По завершении обязательного курса он может продолжить изучение основного языка вплоть до окончания академии либо выбрать для освоения базовый курс еще одного иностранного языка. Обучение личного состава ССО организовано на базе центра специальных способов ведения войны имени Дж. Кеннеди (Форт-Брагг, штат Северная Каролина) в период их подготовки. При этом конечной целью освоения курса определено уверенное владение слушателями языком на уровне 1+/1+/1+. Занятия проводятся на территории центра преподавателями частных компаний, отбираемых на контрактной основе. Языковая подготовка военнослужащих частей и подразделений, которым предстоит действовать на территории иностранных государств, проводится в пунктах постоянной дислокации мобильными инструкторскими группами преподавателей военного института. В течение четырех-шести недель здесь проходят интенсивные занятия, направленные на обучение личного состава стандартному набору фраз, знание которых позволяет ему поддерживать контакты с местным населением на бытовом уровне. Кроме того, при участии специалистов военного института проводятся так называемые лингвистические учения, в ходе которых моделируются различные ситуации, которые могут возникнуть в районе реальной операции. Обучаемые с помощью инструкторов совершенствуют свои лингвистические навыки в ходе выполнения практических задач. Таким образам, действующая в США система лингвистической подготовки опирается на развитую нормативно-правовую и учебную базу, постоянно адаптируется к изменениям обстановки, что обеспечивает высокий уровень подготовки личного состава национальных ВС по иностранным языкам, а также позволяет контролировать уровень его знаний и стимулировать к дальнейшему совершенствованию приобретенных навыков и умений. 1 В феврале 2012 года был переименован в "отдел лингвистической подготовки и образования персонала в интересах национальной безопасности" с одновременным расширением полномочий. 2 Действующий вариант был обновлен 27 мая 2010 года. Зарубежное военное обозрение. 2015, №5, С.32-39 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7401 | | |
Всего комментариев: 0 | |