Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 13:10
Ключевые слова
Н. Московитов, НИОКР, ДАРПА, В. Славин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Особенности современной военно-технической политики США (2015)

Особенности современной военно-технической политики США

В. Славин, кандидат технических наук;
подполковник Н. Московитов

Военно-техническая политика (ВТП) представляет собой важнейшее направление деятельности государства в военной области, связанное с решением вопросов оснащения вооруженных сил системами вооружений, военной и специальной техникой и имуществом. Она направлена на обеспечение количественного и качественного соответствия военно-технической оснащенности ВС складывающейся военно-политической обстановке (ВПО) и военным целям государства с учетом экономических, демографических и других возможностей страны.

В настоящее время известно несколько определений ВТП. Однако наиболее емким представляется следующее: военно-техническая политика - это принятая в государстве система взглядов на военно-техническое обеспечение обороны и безопасности страны, а также практическая деятельность органов исполнительной власти по реализации этой системы взглядов.
Военно-техническая политика США жестко увязана с национальными целями и интересами, и в ней, с этой точки зрения, детально проработаны текущие и долгосрочные цели и задачи, принципы и механизмы реализации. Соединенные Штаты - единственная страна в мире, которая ставит перед собой цель добиться качественного превосходства по всему спектру вооружения и военной техники (ВВТ).

Система стратегического планирования, сложившаяся в США, предусматривает разработку органами государственного и военного управления пакета документов, определяющих характер применения вооруженных сил страны. На их основе определяются задачи, стоящие перед ВС, и требования к их техническому оснащению, которое, в свою очередь, реализуется посредством проведения соответствующей военно-технической политики.

Центральное место среди указанных документов занимают "Стратегия национальной безопасности"1, "Стратегия национальной обороны"2 и "Национальная военная стратегия"3, утверждаемые соответственно президентом, министром обороны и председателем комитета начальников штабов вооруженных сил. Положения этих документов конкретизируются в концепциях, уставах и указаниях по оперативному планированию, а затем реализуются в оперативных планах.

Основными целями военной политики США по-прежнему остаются сохранение за ними статуса военной сверхдержавы и обеспечение условий для реализации национальных интересов. Эти цели планируется достичь путем наращивания военно-экономического потенциала, увеличения боевой мощи национальных вооруженных сил, совершенствования системы передового базирования, задействования возможностей политики сдерживания в отношении враждебных режимов, а также путем перехода от практики реагирования на кризисы к планированию и принятию упреждающих мер для воздействия на складывающуюся обстановку в необходимом для США направлении.

Традиционно целевые установки ВТП Белого дома были направлены на то, чтобы обеспечить успешное ведение вооруженными силами страны военных действий всех видов и масштабов против потенциальных противников, включая глобальную или ограниченную ядерную войну, а также глобальную войну с применением только обычного оружия. На ближайшее десятилетие сценарии глобальной войны не рассматриваются в Вашингтоне как реальные.

По взглядам американского ВПР, в среднесрочной перспективе процесс снижения вероятности возникновения всеобщей ядерной войны будет сопровождаться увеличением числа обычных региональных и локальных войн и конфликтов различного характера, масштаба и интенсивности.

Для урегулирования кризисных ситуаций в так называемых условиях мирного времени вооруженными силами будут проводиться боевые и небоевые операции в широком спектре - от оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и миротворческих операций до масштабных контртеррористических операций, борьбы с незаконными вооруженными формированиями, а также нанесения одиночных (выборочных) ударов.

В настоящее время США готовятся прежде всего к вооруженным конфликтам и ограниченным войнам регионального масштаба. С учетом изменения характера будущих войн и конфликтов Пентагон продолжает реформирование ВС. Основной его целью является трансформация совокупности разнородных сил и средств, унаследованных от индустриальной эпохи, в единые вооруженные силы информационного века - более гибкие и мобильные, способные с помощью современных информационных систем, усовершенствованных средств разведки и высокоточного оружия в сжатые сроки и при минимальных потерях одержать победу над любым противником.

Основной задачей современной американской ВТП является создание такой системы вооружения, которая позволит ВС успешно вести боевые действия против численно превосходящего противника с минимальными потерями, а также навязывать ему выгодные США формы и способы боевых действий. При этом такая политика должна обеспечить возможность национальным ВС решать следующие задачи:
- защита территории США и группировок ВС за рубежом;
- участие ВС в разрешении региональных и межэтнических конфликтов;
- задействование в невоенных операциях;
- противодействие распространению ОМП и средств его доставки;
- борьба с терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков;
- адекватное реагирование на внезапно возникающие угрозы.

Вместе с тем ВТП США начинает выступать в качестве самостоятельного инструмента сдерживания и устрашения в процессе достижения военно-политических целей и защиты национальных интересов путем демонстрации решающего технологического превосходства над потенциальным противником.

Роль ВВТ в проведении силовой политики США не ограничивается непосредственным их использованием в ходе вооруженной борьбы или только угрозой их применения. С учетом катастрофических последствий ведения широкомасштабных боевых действий акцент делается на активное использование технического компонента строительства вооруженных сил в условиях мирного времени как инструмента политико-психологического и экономического давления на потенциальных противников, инструмента сдерживания, обеспечения стабильности и т. д.

Считается, что путем проведения соответствующей ВТП в мирное время можно частично достичь тех же целей, что и в результате военных действий. Решающее превосходство в военных исследованиях и разработках, соответствующим образом продемонстрированное миру уже на концептуальной стадии создания ВВТ, может быть мощным средством влияния на политический курс других стран в выгодном для Вашингтона направлении.

В этом плане ВТП США в последние годы становится все более амбициозной - поставлена цель обеспечить качественный отрыв ВВТ от вооружений любых потенциальных противников.

Наиболее важными направлениями реализации современной военно-технической политики страны являются:
- создание сбалансированной и интегрированной системы вооружений, оптимизированной для всего спектра задач, стоящих перед ВС;
- достижение и удержание решающего технологического превосходства, ускорение внедрения новых технических решений в разрабатываемые и модернизируемые образцы ВВТ;
- совершенствование системы приобретения ВВТ с целью сокращения сроков разработки и ускорения принятия на вооружение новых образцов ВВТ;
- обеспечение максимальной эффективности использования возможностей информационных, космических и разведывательных средств и систем.

Современная ВТП США ориентирована на сбалансированное развитие таких компонентов системы вооружений, как:
- ракетно-ядерные средства стратегических сил, а также обычные - силы общего назначения;
- средства для высокомобильных сил общего назначения и сил специальных операций;
- оружие нелетального воздействия, дающее возможность США использовать военную силу в тех случаях, когда неприемлемы потери личного состава (с обеих сторон) и гражданского населения, а также разрушение природной и техногенной среды обитания человека.

К 2030 году во всех компонентах не исключено появление оружия на ранее не использовавшихся физических принципах.

Важным направлением развития американской системы вооружений на ближайшее десятилетие определено сокращение номенклатуры ВВТ за счет унификации и продления жизненного цикла средств вооруженной борьбы путем их качественной модернизации.

Одной из основных задач министерства обороны страны остается поддержание безопасности и боеготовности ядерного арсенала как сдерживающего фактора. Однако, по мнению ВПР США, стратегия сдерживания, которая основывалась бы только на использовании наступательных ядерных вооружений для достижения целей национальной политики, в настоящее время является недостаточной.

Развитие американских стратегических наступательных сил в ближайшее десятилетие будет происходить на основе положений "Обзора состояния и перспектив развития ядерных сил"4, а также с учетом выполнения требований Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного в апреле 2010 года.

Белый дом намерен продолжать выполнение комплекса оперативных и организационно-технических мероприятий по совершенствованию стратегической "триады" и систем боевого управления, разведки и оперативного планирования.

Действующая администрация США изменила курс проводимой ею военно-технической политики в области ПРО: отказалась от сложных и затратных проектов и добилась принятия странами НАТО трехэтапного адаптивного подхода к созданию системы ПРО в Европе, обосновав его ракетной угрозой со стороны Ирана. Вашингтон также предложил расширить сотрудничество с Израилем на Ближнем Востоке и с Японией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в результате чего, вероятно, к 2030 году региональные системы ПРО будут иметь большие возможности.

Основной тенденцией ВТП на ближайшее десятилетие станет разработка средств поражения баллистических ракет на восходящем сегменте траектории до разведения боеголовок и формирования сложной баллистической цели, а также разведывательно-информационных средств и средств перехвата.

К важным задачам ВС американское руководство относит предотвращение распространения оружия массового поражения. В условиях современной ВПО в мире возможности создания, размещения и его распространения крайне высоки. В связи с этим Белый дом предпринимает активные усилия по обнаружению и пресечению всех попыток создания и распространения ОМП.
Приоритетные направления строительства и применения ВС США были детализированы в 2012 году в концептуальном документе Пентагона "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке"5. В данном документе представлен новый стратегический курс развития и применения вооруженных сил страны на ближайшие десять лет.

В соответствии с современными подходами к оборонной стратегии США к ВС страны предъявляется новое требование - обеспечить применение войск (сил) в удаленных районах в условиях попыток противника воспретить (ограничить) доступ к ним. Применение вооруженных сил в будущем должно характеризоваться более тесной интеграцией всех их видов, большим участием резервных компонентов, сохранением и наращиванием достижений в ведении "сетецентрической войны".

Разрабатывается концепция "Глобально интегрированные операции", которая предусматривает согласованное применение войск (сил) США, рассредоточенных по всей планете, путем быстрого создания объединенных группировок, точно соответствующих решаемой задаче и способных действовать как единое целое, несмотря на принадлежность входящих в их состав сил и средств к различным родам войск, уровням подчиненности, географическим районам и организационным структурам.

В концепции акцент делается на межвидовой интеграции войск (сил), особенно сил специальных операций, придании единым силам новых возможностей благодаря ведению операций в киберпространстве и формированию единой информационно-разведывательной среды, совершенствованию форм и способов взаимодействия с союзниками.

Все это выдвигает новые требования к военно-техническому обеспечению действий вооруженных сил.

Одним из приоритетных направлений развития систем ВВТ страны в интересах соответствия данным требованиям является разработка робототехнических средств. К основным типам роботизированных средств относятся: БЛА, безэкипажные наземные машины, необитаемые подводные и безэкипажные надводные аппараты. Наиболее активно для решения задач всех видов ВС будут применяться БЛА.

Содержание НИОКР, проводимых в США, показывает, что развитие роботизированных средств предполагает следующее:
- разработку систем энергообеспечения;
- модернизацию аппаратуры управления, связи, навигации и разведки в любых погодных и климатических условиях, создание биодатчиков, обеспечивающих обнаружение и распознавание человека;
- совершенствование методов и средств управления роботами с точки зрения обработки поступающей информации и принятия оперативных решений, организация группового применения;
- организацию взаимодействия и боевого применения пилотируемых и безэкипажных средств.

Пентагон и дальше продолжит развивать новые и расширять имеющиеся возможности по ведению действий в киберпространстве. Этому будет способствовать значительный прогресс, достигнутый в последние годы в области набора соответствующих кадров, их подготовки, создания им привлекательный условий для службы в рядах вооруженных сил.

Помимо этого, военное ведомство продолжит инвестировать проекты создания современных средств и инфраструктуры для проведения киберопераций. В целях защиты собственных сетей оно планирует свести свои информационные системы в общую (на уровне МО США) сетевую инфраструктуру, функционирующую как единая информационная среда. Создание данной единой информационной среды является обязательным условием совершенствования форм и способов ведения киберопераций.

Одновременно Пентагон продолжит работу с другими американскими агентствами и ведомствами, а также с союзниками и партнерами за рубежом по формированию их собственных возможностей в области защиты от киберугроз.

Руководство МО США придает большое значение развитию возможностей ВС страны по ведению операций в космосе, повышению надежности размещенных на околоземной орбите средств, поддержанию способности войск (сил) сдерживать и подавлять атаки противника на американские космические системы США и их союзников. Делается акцент на размещение полезной нагрузки на космических аппаратах стран-союзниц и использование коммерческих спутников, что увеличит возможности военного ведомства по использованию космоса в своих целях. Наряду с этим министерство обороны ускорит разработку средств противодействия космическим возможностям противника, в том числе разведывательных и ударных высокоточных.

В современных условиях, считая терроризм одной из серьезнейших угроз национальной безопасности, ВПР США все больший объем задач по борьбе с этой угрозой возлагает на вооруженные силы. Они могут стать объектом террористических атак в процессе повседневной деятельности как на своей территории, так и за ее пределами. Опасность таких атак многократно возрастает при проведении гуманитарных, миротворческих операций и операций по принуждению к миру в ходе региональных конфликтов. ВС также предполагается привлекать к деятельности по предотвращению терактов и ликвидации их последствий, к нанесению превентивных и карательных ударов по местам базирования террористических групп, к операциям по освобождению заложников.6

Решение таких во многом новых для ВС США задач требует наличия на их вооружении специфических технических средств, не входящих в традиционный арсенал средств ведения вооруженной борьбы, и совершенствования традиционных систем ВВТ для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Для создания таких средств в МО и других федеральных ведомствах США развернут обширный комплекс НИОКР.

Совершенствуются существующие и разрабатываются принципиально новые, в том числе роботизированные, средства разведки и наблюдения, обнаружения, инспекции и обезвреживания средств совершения терактов, а также ликвидации их последствий, средства индивидуальной и коллективной защиты, охранной сигнализации и контроля доступа на объекты, различные типы и виды оружия нелетального воздействия и т. п. Серьезное значение придается созданию аппаратно-программных средств для моделирования, имитации и обучения.

Отстаивая свои национальные интересы, США активно участвуют в региональных военных конфликтах в различных точках планеты, задействуя при этом значительное количество сил и средств. Динамика развития того или иного конфликта непредсказуема и может потребовать быстрого наращивания мощи их ВС, разработки более совершенных средств ведения вооруженной борьбы. Для обеспечения неотложных потребностей участников боевых действий Пентагон реализует комплекс мер, направленный на отработку механизмов оперативного наращивания возможностей ВС. Повышенное внимание уделяется вопросам совершенствования системы приобретения вооружения и военной техники, так как это является одной из насущных задач в деятельности министерства обороны, и от того, как она будет решаться, зависит обеспечение ВС необходимыми ВВТ, материальными средствами и услугами, а также рациональное расходование денег налогоплательщиков.

Система приобретения ВВТ МО США - это единая унифицированная система, предусматривающая планирование, разработку, производство, закупку, развертывание, обеспечение (то есть обслуживание, ремонт и т. д.) и распределение между организационными компонентами всех видов материальных средств и услуг. Функция этой системы состоит в формулировании общих принципов и процессуальных норм, обеспечивающих закупку ВВТ, в соответствии с которыми определяются потребные ресурсы и устанавливаются приоритеты их выделения, осуществляется руководство и контроль за процессом приобретения, заключением контрактов и представлением конгрессу всех необходимых видов отчетности.

Одной из основных задач системы приобретения Пентагона является управление национальными инвестициями, выделяемыми на создание новых технологий, реализацию программ и процессов обеспечения, в интересах достижения целей национальной стратегии безопасности и всестороннего обеспечения своих ВС.

Весьма важным и информативным документом с точки зрения определения современных требований к возможностям вооруженных ил и их техническому оснащению является доклад "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США" (далее "Всесторонний обзор"), представляемый министром обороны конгрессу каждые четыре года (последний раз в 2014-м)7. "Всесторонний обзор" - своего рода дорожная карта по американскому военному строительству на текущие четыре года. В документе от 2010 года отдельный раздел посвящен проводимой Пентагоном реформе системы приобретения ВВТ.

Министерство обороны определило ряд первоочередных мер в рамках этой реформы: развитие кадровых ресурсов; повышение качества оценки стоимости программ и качества выполнения программ; внедрение системы быстрых закупок.

Реформирование системы приобретения ВВТ сориентировано на перенос повышенного внимания на ранние стадии процесса их приобретения, так как именно в этот период происходит внедрение результатов НИР и перспективных технологий в разрабатываемые образцы вооружений. Повышенное внимание к программе закупок вооружения на этапе ее становления позволяет значительно сократить технологические и финансовые риски.

Ускоренная разработка и внедрение новых, а также коммерчески доступных технологий в создаваемые или модернизируемые образцы ВВТ позволяют получать новые боевые возможности в противовес любой угрозе в кратчайшие сроки. Такой подход реализуется Пентагоном с помощью процесса "ускоренного приобретения".

Этот процесс направлен на удовлетворение так называемых экстренных потребностей участников боевых действий. Он предполагает внедрение новейших технологических решений в образцы ВВТ, необходимые непосредственно участникам боевых действий, в кратчайшие сроки для своевременного ответа на возникающие внешние вызовы и угрозы и предотвращения потерь среди личного состава.

Программы ускоренного приобретения реализуются в течение двух лет с момента утверждения экстренных потребностей (новые ВВТ в рамках стандартной программы приобретения создаются в течение двух-шести лет). Данная программа отличается от "традиционной" более сжатыми сроками реализации каждого этапа, возможностью исключения некоторых процессов, что в итоге позволяет предоставить участникам боевых действий требуемые боевые возможности в кратчайшие сроки, но при этом повышает риски по программе приобретения.

Таким образом, по взглядам зарубежных экспертов, современная военно-техническая политика США отчетливо ориентирована на новые угрозы, формы и способы решения военных и невоенных задач, на создание адекватных им ВВТ.

Развитие ВТП страны на современном этапе предполагает следующее:

1. Продолжение курса на продление сроков службы ядерных арсеналов.

2. Перестройку под новые установки стратегии национальной безопасности и военной стратегии, предусматривающие переход к новой модели строительства вооруженных сил.

3. Решение задачи по интеграции программ совершенствования технического оснащения ВС с программами их реформирования.

4. Ориентацию на качественную трансформацию облика ВС, в частности приоритет отдается программам, направленным на парирование будущих вызовов и угроз и предполагающим:
- обеспечение возможности проецирования силы на удаленные ТВД, в том числе в условиях сильного противодействия противника;
- создание средств для нанесения внезапного высокоточного удара по целям (включая мобильные) на удаленных ТВД без использования баз на территории иностранных государств;
- приоритетное развитие информационных технологий и средств для ведения оборонительных и наступательных операций информационной войны;
- разработку комплекса технических средств для борьбы с ОМП (с целью обнаружения мест его разработки, производства, складирования и развертывания, его уничтожения до и в ходе применения, всесторонней защиты войск и населения от поражающих факторов ОМП);
- формирование системы ВВТ для защиты американских космических систем и обеспечивающей их наземной инфраструктуры;
- создание ВВТ, способных эффективно противодействовать будущим, во многом непредсказуемым угрозам.

5. Реализацию курса на технологическое опережение в уровне качества ВВТ всех других стран, а не только вероятных противников.

6. Решение задачи реформирования системы "планирование, программирование, разработка и исполнение бюджета" в части касающейся программ НИОКР. Кроме того, происходит коренная перестройка системы приобретения, порядка разработки, испытания, производства и эксплуатации ВВТ, имеющая целью:
- внедрение новых технологий разработки, испытаний и производства ВВТ;
- реформирование практики выдачи контрактов на разработку ВВТ (все более частый отказ от конкурсных разработок в пользу совместной работы конкурентов);
- всесторонний переход на современные технологии ведения дел, применяемые частным бизнесом;
- расширение практики использования нетиповых схем прохождения ВВТ по этапам жизненного цикла, превращение их в типовые;
- переход к практике ремонта ВВТ по их реальному состоянию.

7. Планирование разработки вооружения и военной техники, когда будущие их образцы и системы рассматриваются не как самостоятельные единицы, а как элемент комплексной системы, функционирующей в условиях единого информационно-коммуникационного пространства.

8. Разработку перспективных ВВТ с использованием технологий, созданных в гражданском секторе экономики;

9. Реализацию комплексных программ создания технических средств для борьбы с терроризмом.

10. Решение главных задач военно-гражданской интеграции на ближнесрочную перспективу и взятие курса на ее дальнейшее углубление.

11. Расширение практики использования ВТП в качестве самостоятельного инструмента решения политических, экономических и других невоенных задач.

В настоящее время военно-техническая политика США реализуется в условиях продолжающегося сокращения военного бюджета страны. На ближайшие десять лет запланировано снижение расходов Пентагона на 487 млрд долларов. В связи с этим военное ведомство проводит комплекс мероприятий по реструктуризации вооруженных сил и пересмотру отдельных программ их технического оснащения, что позволит в краткосрочной перспективе нарастить возможности министерства обороны по обеспечению национальной безопасности США.

1 The National Security Strategy, 2015

2 National Defense Strategy, 2008 (действующая ред. документа по состоянию на 2015 г.)

3 The National Military Strategy of the United States of America, 2015.

4 Доклад министра обороны США президенту и конгрессу "Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил" (Nuclear Posture Review Report / Department of Defense. - Washington, D.C., 2010) (действующая ред. документа по состоянию на 2015 год).

5 Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for 21st Century Defense / DOD, 2012.

6 В "Стратегии национальной безопасности" (редакция от 2015 года) вновь одной из основных угроз для национальной безопасности США признается международный терроризм, и в частности его новое проявление- возрастающая мощь террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ). В борьбе с ИГИЛ Пентагон планирует отказаться от опыта Ирака и Афганистана, где были задействованы значительные силы и средства в ходе масштабных наземных операций. Вместо этого намечается проводить ограниченные контртеррористические операции в сотрудничестве с международными партнерами.

7 Quadrennial Defense Review Report, 2014.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №11, С. 21-28

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.12.2015) | Автор: В. Славин, Н. Московитов

Просмотров: 2136 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов