search
menu
person

NEWS AND UDATES


Пентагон: ставка на победу в ядерной войне ч3
HTML clipboard

Пентагон: ставка на победу в ядерной войне ч3 (ч1, ч2)
(История и современность) ч

Генерал-лейтенант И. Перов

В январе 1977 года к власти в Соединенных Штатах пришла администрация Картера. В течение последующих трех лет президентом было издано пять специальных директив, касающихся подготовки США к ведению ядерной войны.

В директиве № 18 излагались требования к Пентагону по совершенствованию плана ведения ядерной войны для придания ему большей гибкости и многовариантности с учетом происходящей и планируемой модернизации американских стратегических наступательных вооружений.

Директива № 53 предусматривала дальнейшее совершенствование систем управления и связи вооруженных сил, и прежде всего стратегических, в целях обеспечения устойчивого управления ими при ведении длительной ядерной войны.

В директивах № 57 и № 58 уточнялся порядок преемственности президентской власти в условиях чрезвычайной обстановки и в ходе ведения ядерной войны, чтобы обеспечить «непрерывность деятельности правительства Соединенных Штатов». Кроме того, предписывалось дальнейшее совершенствование и строительство новых противоатомных центров для размещения членов американского правительства и государственных ведомств.

В директиве № 59 излагались требования к новой концепции «активного противодействия», касающиеся принципов использования стратегических наступательных сил США в интересах обеспечения эффективного ядерного устрашения. Как заявил министр обороны Г. Браун, Соединенные Штаты, обладая способностью в полном объеме уничтожить объекты на территории Советского Союза, должны в соответствии с требованиями президента детализировать план ведения ядерной войны и иметь возможность многовариантного применения стратегических наступательных сил. То есть речь шла о способности нанесения не только массированного ядерного удара, но также ограниченных и выборочных (однако при этом должна сохраняться возможность для «гарантированного уничтожения» противника).

На основании президентской директивы № 59 Пентагон разработал новый план (CH0II-5D). В перечне стратегических целей числилось уже до 40 тыс. потенциальных объектов ядерного удара на территории иностранных государств, в том числе: советские города с населением 250 тыс. человек и более; свыше 3500 военных объектов, включая около 1400 шахтных пусковых установок стратегических ракет и 300 пунктов управления их пуском; 500 аэродромов; 1200 позиций ЗРК в системе ПВО Советского Союза; штабы и командные пункты советских военно-морских флотов; около 200 штабов и КП объединений и соединений сухопутных войск; свыше .300 промышленных объектов и другие цели. Всего на территории Советского Союза значилось не менее 4. тыс. объектов для ядерного поражения, в том числе около 2 тыс. были определены как объекты первоочередного удара.

Многочисленные объекты ядерного поражения американскими стратегическими наступательными силами были сведены в четыре основные группы: ядерные силы, силы общего назначения, командные пункты политического и военного руководства, экономические и промышленные объекты.

В каждой из указанных групп детализировались конкретные объекты ядерного поражения, в том числе:
- ядерные силы (шахтные пусковые установки МБР и БР промежуточной дальности, пункты управления их пуском, базы ПЛАРБ, аэродромы базирования самолетов - носителей ядерного оружия, склады ядерного оружия);
- силы общего назначения (гарнизоны, аэродромы и базы сухопутных войск, ВВС и ВМФ, склады боеприпасов и материально-технического обеспечения, командные пункты и другие объекты);
- командные пункты высшего политического и военного руководства страны;
- экономические объекты, линии коммуникаций (предприятия военной промышленности, тяжелого машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, электростанции, узлы железнодорожных, водных и шоссейных коммуникаций и т. д.).

В плане СИОП-5D значились четыре главных варианта ядерных ударов США: массированный (по всему комплексу основных политических, военных и экономических объектов), выборочные, ограниченные и региональные. Они были спланированы в форме упреждающих и ответно-встречных.

Кроме объектов на территории Советского Союза, как и в прежних ядерных планах США, числились объекты других государств - участников Варшавского Договора, а также Китая, Кубы, Вьетнама и других стран.

«Устрашение, - заявил министр обороны США Д. Рамсфельд, выступая в конгрессе в январе 1977 года, - должно быть всесторонним и надежным... Соединенные Штаты в настоящее время увеличивают ядерные возможности в таких масштабах, которые выходят далеко за пределы всего, что требуется по теории минимального или ограниченного устрашения».

С середины 70-х годов США приступили к созданию высокоточных ядерных крылатых ракет большой дальности наземного, воздушного и морского базирования.

По определению американского адмирала Стивена Хостеттлера, КР морского базирования «Томагавк» являются для Советского Союза новым «уровнем» угрозы, так как они могут быть легко развернуты в любой точке морских акваторий и способны нанести удар по нему с разных направлений. Это оружие может применяться на любой ступени эскалации войны. Как отмечали американские специалисты, крылатые ракеты - это «недостающее звено», соединяющее ограниченную войну с применением обычных вооружений и ядерную войну. Несмотря на то что крылатые ракеты не являются оружием первого удара в силу малой скорости полета, это именно то оружие, которое будет использоваться в первую очередь. Преимуществами КР считаются следующие:
- относительно невысокая стоимость (поэтому их можно иметь в достаточном количестве);
- большая дальность действия и высокая неуязвимость при полете на малых высотах (30-300 м);
- универсальность (в ядерном и о'бычном снаряжении), малые габариты, транспортабельность и достаточная прочность в конструктивном отношении, что позволяет размещать их на атомных подводных лодках, надводных кораблях и самолетах;
- высокая точность.

Именно эти характеристики крылатых ракет и делают их одними из самых опасных современных вооружений, поскольку, по определению начальника управления ВМС США, занимающегося планированием стратегических операций на театре войны, они в значительной степени повышают варианты выбора уровня эскалации без применения главных стратегических систем.

КР «Томагавк» в ядерном снаряжении имеет мощность ядерного заряда 200 кт (в 16 раз больше атомной бомбы, примененной американцами в годы второй мировой войны по японским городам Хиросима и Нагасаки). Ее трудно обнаружить радиолокационными станциями. Длина КР немногим более б м, а вес около 1360 кг. В обычном снаряжении эта ракета предназначается для нанесения ударов по надводным кораблям на дальностях до 550 км от места пуска и по береговым объектам - до 1500 км.

В соответствии с планами американского военно-политического руководства, к середине 90-х годов в боевом составе ВМС намечается иметь до 200 атомных подводных лодок и надводных кораблей - носителей крылатых ракет. Для их оснащения запланировано производство 4 тыс. КР, в том числе около 800 в ядерном снаряжении.

По оценке Пентагона, группа из четырех-шести кораблей - носителей таких ракет по своим боевым возможностям может быть сравнима с авианосной ударной группой ВМС США.

В ходе модернизации и качественного усиления стратегических наступательных сил США предусматривались развертывание МБР «Минитмен-3» с многозарядной ядерной боеголовкой высокой точности, финансирование разработки новых МБР MX и «Миджитмен», баллистических ракет для ПЛАРБ «Трайдент-1» и «Трайдент-2», стратегических бомбардировщиков В-1 и В-2, создание высокоточных ядерных крылатых ракет большой дальности для стратегической авиации, разработка других перспективных программ.

Серьезное внимание, как и прежде, уделялось отработке вопросов обеспечения непрерывности в преемственности президентской власти в ходе ведения ядерной войны.

Как известно, по закону США от 1947 года в этом вопросе установлен вполне конкретный и четко определенный порядок. В случае гибели президента или его недееспособности в полном объеме исполнять функции главы правительства и верховного главнокомандующего вооруженными силами страны преемниками являются (в порядке очередности): вице-президент, спикер палаты представителей, временный председатель сената, государственный секретарь, министр финансов, министр обороны, министр юстиции, министр внутренних дел, министр сельского хозяйства, министр торговли, министр труда, министр здравоохранения и социальных служб, министр жилищного строительства и городского развития, министр транспорта, министр энергетики, министр образования.

Кроме того, для обеспечения преемственности президентской власти в условиях внезапно возникшей ядерной войны и для предоставления права отдачи приказа на применение стратегических наступательных сил каждый новый президент США издает специальную директиву по данному вопросу. Так, в период президентства Р. Рейгана такая преемственность была определена в следующем порядке: вице-президент, министр обороны, первый заместитель министра обороны, председатель КНШ.

Практически каждый вновь вступающий в должность президент США начинает свою деятельность с изучения прежде всего своих прав и обязанностей как верховного главнокомандующего по вопросам использования стратегических наступательных сил. Периодически эти функции отрабатываются на специальных тренировках, проводимых КНШ, и крупных стратегических учениях. Наиболее характерным в этом плане было,учение под названием «Айви лиг» (март 1982 года), за ходом которого наблюдал президент Рейган. На нем отрабатывался весь комплекс преемственности президентской власти в связи с «гибелью» президента и действия его преемника с воздушного командного пункта КНШ по управлению страной и вооруженными силами в ходе ведения ядерной войны.

Для своевременной эвакуации президента из Белого дома в условиях внезапной ядерной угрозы разработана специальная система его перемещения на ВКП или защищенные командные пункты КНШ. Для этого в 7-10 мин полета от Белого дома в постоянной готовности к вылету содержатся специальные вертолеты.

После вступления Картера в должность президента его помощник по вопросам национальной безопасности 3. Бжезинский решил проверить реальное состояние и готовность этих вертолетов к немедленной эвакуации президента. Он отдал распоряжение на срочное прибытие одного из них на площадку Белого дома, на что потребовалось в 2,5 раза больше времени, чем это определено нормативами. Более того, охрана Белого дома приняла приближавшийся вертолет за потенциально опасный и изготовилась к открытию по нему огня из автоматического оружия. По оценке Бжезинского, такой длительный период готовности президентских вертолетов к решению возложенных на них задач в случае реальной ситуации не исключает «обезглавливания» политического руководства страны.

В начале 80-х годов к власти в США пришла администрация Р. Рейгана, которая в своем внешнеполитическом курсе и военном строительстве главную ставку сделала на силу, и прежде всего ядерную. Тогдашний министр обороны К. Уайнбергер официально заявил, что основу военной доктрины Соединенных Штатов на 80-е годы будет составлять стратегия «прямого противоборства» в отношениях между США и Советским Союзом. Ее целью провозглашалось достижение «полного и неоспоримого военного превосходства США», «восстановление лидирующей роли Америки в мире», «активное противодействие Советскому Союзу во всех регионах». Для сохранения стабильного и безопасного мира, по мнению руководства Пентагона, крайне необходим мощный военный потенциал Соединенных Штатов При этом подчеркивалось, что только в этом случае дипломатия может быть эффективной.

Неоглобалистские устремления американских правящих кругов с опорой на силу стали определяющими. Стратегия США, как заявил министр обороны Ф. Карлуччи предусматривает применять силу гибко и в достаточном количестве с тем, чтобы ни один район «жизненно важных интересов» не был потерян из-за недостаточных усилий. «Мы должны и мы делаем это», - подчеркнул он.

Главными направлениями военной стратегии США. провозглашенными администрацией Рейгана, стали: ядерное устрашение; исследования в рамках программы СОИ; укрепление сил, развернутых на передовых рубежах; наличие мощного стратегического резерва; повышение мобильности войск (сил); неограниченное использование морских акваторий, воздушного и космического пространства; эффективное управление своевременная точная разведка противника.

При этом указывалось, что как в настоящее время, так и на длительную перспективу модернизация всех компонентов американской стратегической ядерной триады включая системы предупреждения, связи и разведки, является главным фактором нейтрализации «негативных тенденций» в соотношении ядерных сил США и Советского Союза.

По определению Рейгана, возможность применения Соединенными Штатами ядерного оружия должна оставаться важным элементом в американской военной стратегии. Ядерные силы, по его мнению, никогда не следует рассматривать просто как более выгодную альтернативу обычным вооруженным силам. Вооруженные силы должны быть способны в случае необходимости наращивать масштабы и интенсивность военных действий, чтобы завершить конфликт на условиях, благоприятных для США о их союзников.

Оценивая американскую политику ядерного устрашения, президент подчеркивал, что «крайне важно, чтобы эффективность наших стратегических сил и наша решимость в их использовании, если в этом возникнет необходимость, никогда не вызывала сомнений». Развивая эту мысль, верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе заявил, что «мы должны сохранить за собой возможность применения первыми ядерного оружия. Это важный фактор в нашем устрашении, из которого складывается сдерживание сегодня».

Конкретное воплощение военно-политические установки администрации Рейгана нашли в директиве Пентагона по вопросам обороты на 1984-1989 годы. В ней, в частности, отмечается, что для достижения военного превосходства над СССР Соединенные Штаты должны незамедлительно приступить к «восстановлению» военной мощи, которая была утрачена в ходе правления администрации Картера. С этой целью полностью удовлетворялись запрашиваемые Пентагоном средства, и в первую очередь на наращивание стратегической ядерной мощи, возобновилась отмененная Картером программа строительства нового стратегического бомбардировщика В-1, более форсированными темпами разрабатывались МБР MX и «Миджитмен», строились атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» и новые для них БРПЛ «Трайдент-2».

Как подчеркивали пентагоновские стратеги, одна ПЛАРБ типа «Огайо», вооруженная 24 ракетами «Трайдент-2» (каждая с 14 ядерными боеголовками индивидуального наведения), способна в одном пуске поднять 336 ядерных боеприпасов и нанести высокоточные ядерные удары по объектам противника, расположенным на удалении свыше 8 тыс. км от места пуска.

За восьмилетний период нахождения у власти администрации Рейгана существенно возросли возможности стратегических наступательных сил США. Большинство стратегических бомбардировщиков В-52 были переоборудованы под носители высокоточных крылатых ракет большой дальности. На вооружение САК ВВС США поступило около 100 стратегических бомбардировщиков В-1В. Началось развертывание новых МБР MX. Осуществлялся ввод в боевой состав стратегических ракетно-ядерных сил морского базирования ПЛАРБ типа «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-1». Форсированными темпами создавались новая МБР «Миджитмен», стратегический бомбардировщик В-2 с использованием технологии «стелт», новая ядерная крылатая ракета с дальностью полета до 4400 км для стратегических бомбардировщиков. Зеленую улицу в плане финансирования получила программа СОИ по разработке системы противоракетной обороны с элементами космического базирования.

В целом администрация Рейгана ускорила темпы военного строительства, предусмотрев военный бюджет в размере 1,6 трлн. долларов на пятилетний период. Эти средства планировалось израсходовать на разработку и развертывание современных видов оружия, которые были запланированы высшим военным руководством страны, а также на производство 17 тыс. дополнительных ядерных боеприпасов. Как отмечает иностранная пресса, если до прихода к власти президента Рейгана в США ежедневно изготовлялось три ядерных боеприпаса, то после - от пяти до десяти единиц.

Согласно заявлению Рейгана, сделанному в 1987 году, даже если Соединенным Штатам и удастся достичь соглашений с Советским Союзом, к которым они стремятся, США будут и впредь нуждаться в модернизированных, высокоэффективных и неуязвимых ядерных силах для обеспечения устрашения.

Наряду со способностью уничтожить в полном объеме цели на территории Советского Союза, подчеркнул министр обороны К. Уайнбергер, Соединенные Штаты располагают вариантами нанесения более ограниченных выборочных ударов, в результате которых планируется ликвидировать систему государственного и военного управления, ядерные и обычные вооруженные силы, а также экономическую базу, необходимую для продолжения войны. Наши планы, сказал он, должны предусматривать ряд вариантов действий - от применения небольшого количества стратегических или оперативно-тактических ядерных боеприпасов по отдельным объектам до применения значительной части наших ядерных сил по широкому кругу целей, используя весь арсенал возможных сценариев ядерной войны.

Что касается американских ядерных средств в Европе, то, по мнению Пентагона, они дополняют стратегические наступательные силы США и предназначены исключительно для ведения так называемой «ограниченной» ядерной войны на театре. Общее количество ядерных боеприпасов, имеющихся в наличии для применения в Европе, подчеркивают руководители Пентагона, очень велико, и их использование планируется по трем следующим основным вариантам:
- ограниченное - для избирательного уничтожения определенного количества стационарных военных и промышленных объектов стран - участниц Варшавского Договора с целью демонстрации решимости;
- региональное - для поражения, например, первого эшелона войск противника;
- в масштабе театра войны, в том числе по вторым эшелонам и резервам.

«Откровенно говоря, - признавал бывший министр обороны Рамсфелд, - Соединенные Штаты создали прецедент развертывания ядерных сил на театре войны. Послевоенное американское руководство, несомненно, неправильно оценило масштабы ядерной монополии США и сроки, которые потребуются Советскому Союзу на создание собственных ядерных сил на театре войны... Были переоценены масштабы опасности со стороны советских обычных сил, ориентированных на Европу».

В 1989 году в Белый дом пришла администрация Буша. Выступая в марте на конференции американских ветеранов войны, новый президент заявил, что «секрет успехов Соединенных Штатов может быть определен единственным словом - сила». По его мнению, США и их союзники обязаны понять, что даже с учетом военных сокращений, предложенных Советским Союзом, он по-прежнему остается наиболее грозной военной силой, противостоящей свободному миру.

Инициатива государств - участников Варшавского Договора о начале переговоров с НАТО по сокращению тактического ядерного оружия в Европе встречает сильное противодействие со стороны консервативных кругов США. Министр обороны Р. Чейни, в частности, заявил: «Мы не должны попасть в эту опасную ловушку... Я не вижу в будущем обстоятельств, при которых мы сможем вывести из Европы все ядерное оружие. Подобный шаг подорвет основы сдерживания, нанеся удар по нашей стратегии «гибкого реагирования»... Ядерная модернизация необходима... Исходя из этого, администрация Буша твердо привержена модернизации тактического ядерного оружия в Европе... Если европейские союзники по НАТО примут решение об организации переговоров с СССР по вопросу сокращения оперативно-тактических ракет, администрация США в знак протеста рассмотрит возможность вывода американских войск с Европейского континента».

В дальнейшем администрация Буша, по сообщениям иностранной прессы, намерена реализовать перспективные направления качественного развития стратегических вооружений. Так, министр обороны Р. Чейни объявил, что принято решение о развертывании МБР MX на железнодорожных платформах и финансировании крупномасштабных разработок по созданию мобильных МБР «Миджитмен». По его словам, президент глубоко уверен в том, что США следует продолжать идти вперед в области СОИ, на которую уже израсходовано около 16 млрд. долларов.

В целом, подводя итоги обзору о ставке Пентагона на достижение победы в ядерной войне, уместно привести высказывание известного американского публициста Джека Андерсона. Изучив ряд ставших известными ему документов, он отмечает, что, несмотря на многократные опровержения, делавшиеся в течение ряда лет, имеются секретные данные, которые свидетельствуют о планах американских военных нанести первыми удар по Советскому Союзу. В связи с этим следует напомнить пентагоновским стратегам и поддерживающим их силам слова президента США Д. Эйзенхауэра: «Люди так страстно стремятся к миру, что однажды политическим деятелям лучше уступить дорогу и предоставить им эту возможность

Такие возможности сегодня имеются. Они основываются на конструктивном, проникнутом ответственностью за судьбы мира подходе СССР к решению актуальных проблем современности. Политика Советского Союза способствует развитию политического диалога, углублению процесса переговоров по проблемам ядерного оружия и обычных вооружений, поиску политических путей к прекращению региональных конфликтов.

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 5.- С. 7-13 №6 - С. 7-11 - Рад.

Зарубежное военное обозрение №7 С.7-12

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (18.10.2009) | Автор: Генерал-лейтенант И. Перов
Просмотров: 8308 | Комментарии: 3 | Теги: СИОП, ядерный удар, Дропшот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
1 Slava82k • 06:51, 25.10.2009
Подписание нового договора по СНВ-2009 и заявка президента Обамы на всеобщее ядерное разоружение дают повод считать, что США как раз делают ставку не на ядерное оружие, а на обычные средства поражения. Это обусловлено тем, что ВС США являются самыми хорошо вооруженными войсками в количественном и качественном смысле, что дает им значительное приемущество в обычной войне. Уменьшение же ядерных потенциалов, дает США возможность быть недосягаемыми для ударов другими странами....
avatar
2 pentagonus • 07:27, 25.10.2009
На год публикации внимание обратили (20 лет прошло) biggrin
А по посту - странно, почему говоря об Обаме все слушают его заявления, а вывод делают как о делах.
США выходит из договора ПРО, усиленно разрабатывает ПРО морского базирования, не отказывается от программы новой ПЛАРБ, - это дела.
А заявления... Обама их делал так много и по всем поводам. Вон, ему даже премию мира дали - но ведь не сделано ничего.
Вывод войск из Ирака - по плану Буша.
Свобода слова по Абу-Грейб - передумал
Гуантанамо - отложил
ПРО в Европе (не обещал), но "Пэтриот в польше останется + ПРО в средиземном море.
Как пользователь ПК могу сказать, что при reset - версия операционки и набор программ не меняется
avatar