Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 04:57
Ключевые слова
бомбардировочная авиация, Щербинин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [119]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Структура

Перспективы развития стратегической бомбардировочной авиации ВС США

Перспективы развития стратегической бомбардировочной авиации ВС США

Полковник Р. Щербинин

Министерство ВВС США наращивает боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации. Наряду с активной модернизацией находящихся на вооружении бомбардировщиков В-1В, В-2А и В-52Н, которые планируется сохранить в боевом составе до 2030-2040 годов, ведется разработка стратегических ударных машин нового поколения.

С 2005 года в США проводятся концептуальные исследования по определению облика ударного самолета «переходного типа» NGLRS (New Generation Long Range Strike). Данной машиной предполагается дополнить парк имеющихся бомбардировщиков до развертывания в войсках перспективных ударных систем, например разрабатываемого авиационно-космического комплекса ФАЛКОН (FALCON - Force Application and Launchfrom the CONtinental US)*. Это позволит поддерживать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1В.

В ходе первого этапа работ на конкурсной основе рассмотрено свыше 20 проектов машин с большой дальностью полета, представленных ведущими американскими аэрокосмическими фирмами. В результате оценки выбор сделан в пользу традиционных летательных аппаратов, выполненных с применением технологии «стелт», для которых уточнены общие оперативно-тактические и технико-экономические требования.

Так, перспективная машина должна иметь: боевой радиус действия, позволяющий наносить авиационные удары с континентальной части США и передовых авиабаз, прежде всего Андерсен (о. Гуам, Тихий океан) и Диего-Гарсия (арх. Чагос, Индийский океан), по районам наиболее вероятных военных конфликтов; закупочную стоимость не более 300 млн долларов; сниженные в 2-3 раза по сравнению с бомбардировщиком В-2А массогабаритные показатели; возможность применять наряду с ядерным оружием (ЯО) наиболее современные образцы высокоточных средств поражения класса «воздух - земля» в неядерном оснащении, в том числе широкую номенклатуру малогабаритных боеприпасов, а также управляемые ракеты класса «воздух - воздух».

Основу бортового прицельного комплекса машины составят радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, а также наиболее современные оптоэлектронные системы, массовое оснащение которыми боевых самолетов ВВС США начато с 2005 года. Для обеспечения сетевого взаимодействия с различными разведывательными средствами и подразделениями бомбардировщик наряду с аппаратурой системы обмена информацией и связи «Линк-16», предполагается оборудовать терминалом спутниковой связи крайне высокой частоты. Это позволит не только принимать информацию о боевой обстановке и целях, но и передавать полученные с помощью бортовых прицельных систем данные в интересах группировки войск (сил), в том числе общевойсковых тактических групп на ТВД.

В ходе предварительных исследований, в которых принимали участие американские фирмы «Боинг», «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман», были проведены работы по определению облика малозаметного самолета с максимальной взлетной массой до 80 т, боевым радиусом действия не менее 3 700 км и массой боевой нагрузки до 13 т.

Главной целью этих исследований являлось также принятие решения о целесообразности создания машины в пилотируемом или беспилотном варианте с дозвуковой либо сверхзвуковой скоростью полета. Реализация каждого из указанных направлений предполагала детальную проработку концепций боевого применения и их всестороннего обеспечения, так как это существенно влияет как на объемы финансирования НИОКР, так и на стоимость серийных машин.

В частности, по оценкам американских специалистов, предельная продолжительность полета пилотируемой машины в боевых условиях в связи с ограниченными физиологическими возможностями экипажа составляет 12-15 ч. Создание беспилотного варианта, несмотря на перспективу достижения продолжительности выполнения боевых задач в течение суток и более, в том числе с учетом патрулирования в назначенном районе, связано с решением достаточно сложных проблем. Основными из них являются: обеспечение безопасности хранения на борту, приведения в готовность и применения ЯО с беспилотного аппарата; реализация оперативного изменения полетного задания и перенацеливания БЛА в воздухе (при автономном режиме полета); снижение информационной нагрузки на операторов управления полетом и системами (дистанционный режим); выполнение надежной дозаправки топливом в воздухе.

Технологических проблем в обеспечении сверхзвуковой крейсерской скорости полета разрабатываемых машин, соответствующей числам М=1,5-2,2, не имеется. Однако, как показывает проведенный американскими специалистами сравнительный анализ стоимости серийной машины со сверхзвуковой скоростью полета и дозвукового образца, по этому показателю при прочих равных мас-согабаритных характеристиках первая более чем в 2 раза превосходит второй. На основании всестороннего анализа данных концепций командование ВВС США приняло окончательное решение о создании бомбардировщика с высокой околозвуковой скоростью полета в пилотируемом варианте.

В этой связи определились две группы фирм - разработчиков проектов. Так, руководством фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» принято решение о совместном проведении работ под общими руководством первой, вторую группу возглавляет компания «Нортроп-Грумман». При создании нового бомбардировщика предусматривается использовать передовые технологические достижения, опробованные в процессе разработки, изготовления и проведения летных испытаний, в том числе освоенные промышленностью в ходе серийного производства тактических истребителей F-22 и F-35 («Локхид-Мартин»), бомбардировщика В-2А («Нортроп-Грумман»), а также инновационные технологии, реализованные в демонстрационных образцах боевых беспилотных летательных аппаратов Х-45А («Боинг»), Х-47В («Нортроп-Грумман») и «По-улкэт» («Локхид-Мартин»).

По мнению разработчиков, новая машина должна быть выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло». Благодаря этому, а также широкому применению композиционных материалов, верхнему расположению воздухозаборников и сопел двигателей предполагается достигнуть показателей ЭОП машины не хуже, чем у В-2А, и отказаться от применения дорогостоящих, сложных и трудоемких в эксплуатации радиопоглощающих покрытий. Это, по оценкам американских экспертов, позволит обеспечить заданную стоимость производства, эксплуатации и технического обслуживания самолета.

Согласно совместному проекту фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» бомбардировщик предполагается разработать на базе экспериментального высотного БЛА «Поул-кэт». Считается, что значительный расчетный практический потолок перспективной машины (не менее 20 км) в отличие от стратегического бомбардировщика В-2А обеспечит возможность ее круглосуточного боевого применения.

Данный БЛА, единственный экземпляр которого потерян в результате аварии в декабре 2006 года, разработан в инициативном порядке подразделением «Скун Воркс» фирмы «Локхид-Мартин». Затраты на проведение начатых в 2003 году работ составляют 30 млн долларов. Машина создавалась для оценки возможности летательных аппаратов со значительно сниженной стоимостью производства, главным образом благодаря широкому использованию композиционных материалов и новых технологий изготовления из них элементов конструкции.

Конструктивной особенностью аппарата (максимальная взлетная масса около 4 т) являлось верхнее расположение воздухозаборников и выходных сопел, а также наличие гибкого крыла с большим относительным удлинением (размах 27 м), которое обеспечивало ламинарное обтекание и более высокое по сравнению с жестким крылом аэродинамическое качество на крейсерском режиме полета. Это достигалось применением в силовой схеме крыла так называемого скручивающегося подкоса.

Относительно легкий планер БЛА с внутренними отсеками вооружения, массовая доля композиционных материалов в котором составляет более 95 проц., был создан с применением нового технологического метода VARTM (Vacuum Assisted Resin Transfer Molding), позволяющего существенно сократить количество сборочных единиц и элементов крепления.

Фирма «Нортроп-Грумман» имеет богатый опыт разработки и производства малозаметных самолетов, выполненных по схеме «летающее крыло», прежде всего состоящих на вооружении ВВС США стратегических бомбардировщиков В-2А. Наряду с этим она является головным разработчиком палубного боевого БЛА Х-47В, создаваемого в интересах ВМС США, на базе которого
прорабатывался вариант беспилотного бомбардировщика X-47D.

Считается, что подобные достижения позволят фирме успешно осуществить разработку менее сложного в технологическом и конструктивном отношении по сравнению с машиной В-2А бомбардировщика «переходного типа» в установленные сроки.

В 2009 году Пентагон заморозил этот проект, однако в начале 2011-го министр обороны США Р. Гейтс заявил, что в 2012 году финансирование проекта NGRLS возобновится. Такое заявление было сделано вскоре после первого полета нового китайского истребителя-бомбардировщика J-20.

По расчетам американских специалистов, полномасштабная разработка бомбардировщика NGLRS начнется не ранее 2013 года, а поступление на вооружение ВВС США - в 2017-м с формированием первой боеготовой эскадрильи не позднее 2020-го. Общая стоимость программы приобретения с учетом поставки в войска до 100 машин может составить не менее 30 млрд долларов.

Вместе с тем финансирование этих работ напрямую зависит от хода реализации наиболее приоритетных программ приобретения и закупок авиационной техники ВВС: тактического истребителя F-35A, многоцелевого транспортного/ транспортно-заправочного самолета и поисково-спасательного вертолета.

Необходимо также отметить, что количество планируемых к поставкам в строевые части новых машин командование ВВС США напрямую связывает с ходом дальнейшей модернизации и оснащения существующих типов стратегических бомбардировщиков перспективными крылатыми и управляемыми ракетами класса «воздух - земля» большой дальности, в первую очередь JASSM-EP и JASSM-XP с дальностью стрельбы 1 300 и 2 500 км соответственно. В целях обеспечения устойчивого финансирования данных программ предполагается дальнейшее сокращение численного состава стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, и прежде всего самолетов В-52Н.

Таким образом, ВВС США проводят крупномасштабное обновление самолетного парка на машины, разработанные с использованием технологий 2000-х годов. В случае успешной реализации программы создания бомбардировщика «переходного типа» впервые начиная с 1990-х годов американские ВВС получат на вооружение новый стратегический ударный самолет, обладающий широкими возможностями по нанесению высокоточных ударов на большие дальности. Это позволит в перспективе не допустить снижения боевых возможностей стратегической авиации и последовательно отработать в период до 2030 года наиболее критичные технологии, необходимые для создания машин нового поколения.

* Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 2. - С. 41-45.

Зарубежное военное обозрение №5 2011 С-.56-59

 

 

Категория: Структура | Добавил: pentagonus (11.07.2011) | Автор: Полковник Р. Щербинин

Просмотров: 2527 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов