Перспективы строительства и применения стратегической
бомбардировочной авиации США
Подполковник Д. Шляхтов
Военно-политическое руководство (ВПР) США рассматривает
стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) в качестве одного из наиболее
универсальных компонентов стратегических наступательных сил (СНС), способного
эффективно решать широкий круг задач в любых видах войн и военных конфликтов.
Основными достоинствами СБА считаются глобальная досягаемость и гибкость
применения. Последняя обусловлена способностью бомбардировщиков действовать как
в ядерном, так и в обычном оснащении, поражать широкий спектр целей,
осуществлять самостоятельный поиск и уничтожение целей (в том числе мобильных) в
глубине территории противника. Кроме того, имеются возможности по
перенацеливанию или отмене боевой задачи непосредственно в ходе полета. К слабым
сторонам СБА можно отнести достаточно большую продолжительность доставки
боеприпасов к целям, высокую уязвимость на земле и в воздухе, зависимость от
наличия и действий заправочной авиации и заранее подготовленных аэродромов с
необходимой инфраструктурой на передовых ТВД.
Стратегическая бомбардировочная авиация США предназначена для поражения наиболее
важных объектов в любой точке земного шара (в первую очередь в глубине
территории противника и на океанских ТВД) с применением как ядерного, так и
обычного, в том числе высокоточного, оружия (ВТО) различной дальности, а также
для поддержки боевых действий других видов вооруженных сил.
В последние годы взгляды американского ВПР на роль и место стратегической
бомбардировочной авиации в современной войне и способы ее применения претерпели
существенные изменения. В частности, стратегические бомбардировщики, оставаясь
одним из элементов ядерной триады и способствуя усилению ударной мощи боевой
авиации, превратились в важнейший инструмент при ведении военных действий с
применением обычного оружия, призванный в том числе выполнять ранее не
свойственные СБА задачи.
В связи с этим на СБА возложено решение широкого спектра задач, сгруппированных
в следующие основные функциональные блоки:
- Проведение операций с применением ядерного оружия самостоятельно или совместно
с другими компонентами ядерной триады в интересах и под руководством
объединенного стратегического командования вооруженных сил США в рамках
обеспечения стратегического сдерживания либо обеспечение необходимой ядерной
мощью американских объединенных командований в передовых зонах.
- Обеспечение реализации концепции экспедиционных сил посредством выделения (по
принципу ротации в соответствии с установленным графиком) части сил и средств
СБА в состав авиационных экспедиционных формирований (АЭФ) для обеспечения
командующих объединенными группировками ВС США на передовых ТВД необходимой
ударной мощью.
- Выполнение ключевых задач в рамках концепции «глобальный удар» в целях
ликвидации внезапно возникающих и асимметричных угроз на ранних стадиях их
формирования и принуждения ВПР враждебных США и их союзникам стран или
негосударственных организаций к отказу от своих намерений. Предусматривается, в
частности, нанесение внезапных и упреждающих ударов (либо использование угрозы
нанесения таковых) по ключевым объектам в любой точке Земли (в том числе - по
критичным по времени целям), результаты которых должны привести к срыву
намерений потенциальных противников. Кроме того, боевой потенциал СБА
предполагается активно задействовать в ходе подготовительной и начальной фаз
крупномасштабных операций на удаленных ТВД в рамках решения задачи по
предварительному завоеванию господства во всех сферах боевых действий.
- Действия в рамках концепции «глобальная мощь» предусматривают выполнение
широкого перечня задач боевой и оперативной подготовки, основными из которых
являются: обучение и подготовка экипажей стратегических бомбардировщиков к
действиям в любом удаленном от континентальной части США регионе земного шара;
подтверждение работоспособности глобальной системы боевого и оперативного
управления американскими СНС, а также выражение поддержки союзникам и
сдерживание потенциальных противников путем «демонстрации флага».
- Действия в рамках стратегической концепции «передовое присутствие», которые, в
соответствии с требованиями ВПР страны, предусматривают перманентное базирование
(на постоянной или ротационной основе) некоторой части сил СБА на передовых
авиабазах в непосредственной близости от кризисных регионов с целью обеспечения
своевременного реагирования на обострение ситуации.
В целом группы задач, решаемых СБА, в той или иной степени охватывают весь
спектр действий вооруженных сил США. Наибольшим многообразием и
дифференцированностью отличается и поэтому представляет наибольший интерес
применение стратегических бомбардировщиков в неядерном оснащении.
Боевой состав и структура СБА. В настоящее время на вооружении стратегической
бомбардировочной авиации ВВС США состоят бомбардировщики типов В-IB, В-2А и
В-52Н (всего 181 самолет с учетом самолетов, находящихся в активном резерве при
частях и в составе командования резерва ВВС). Основные силы и средства СБА
сосредоточены в 8-й (2,5 и 509 тбакр) и 12-й (7 и 28 тбакр) воздушных армиях
боевого авиационного командования ВВС США. Кроме того, эскадрилья В-52Н (восемь
самолетов) из состава командования резерва ВВС базируется совместно со 2 тбакр
на АвБ Баркедейл (штат Луизиана).
Основным тактическим формированием СБА является тяжелое бомбардировочное
авиационное крыло (тбакр), на основе которого строится структура типовой
авиабазы. В свою очередь, типовое авиакрыло включает штаб и четыре группы:
оперативную, технического обслуживания, аэродромно-технического обеспечения и
медицинскую. В состав оперативной группы входят боевые эскадрильи (одна - три) с
экипажами и авиационной техникой, а также подразделения планирования и
управления полетами, разведывательные и др. Группа технического обслуживания
отвечает за боеготовность авиационной техники, ее эксплуатацию и ремонт. Группа
аэродромно-технического обеспечения осуществляет инженерную,
материально-техническую и тыловую поддержку боевых эскадрилий, а также отвечает
за охрану и оборону авиабазы.
В состав боевой эскадрильи (в зависимости от типа бомбардировщика, находящегося
на вооружении крыла) входят восемь (В-2А) либо 12 (В-IB, В-52Н) самолетов. Стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер» был разработан фирмой «Рокуэлл»
(в настоящее время - «Боинг»), на вооружение ВВС США начал поступать в июне 1985
года, а поставки в войска были завершены в мае 1988-го. Всего было произведено
100 самолетов. Продолжительность эксплуатации (средний возраст) данного
бомбардировщика составляет около 21,5 года, предполагаемый ее срок до 2035-2040
года. В настоящее время в боевом составе насчитывается 67 таких машин (все в
регулярных силах).
Изначально В-1В предназначался для поражения стратегических целей противника с
применением как ядерного, так и обычного оружия. Он имеет высокие
летно-тактические характеристики (сверхзвуковая максимальная скорость полета,
достаточно высокая маневренность в широком диапазоне скоростей, возможность
полета на малой и предельно малой высоте в режиме автоматического огибания
рельефа местности) и мощным вооружением (способен нести наибольшую из трех
бомбардировщиков полезную нагрузку), что позволяет ему самостоятельно или в
составе группы решать задачи по поражению наиболее важных объектов, защищенных
сильной ПВО. В настоящее время и в перспективе этот самолет рассматривается
командованием ВВС США в качестве основного стратегического бомбардировщика для
действий с обычными средствами поражения. В целях повышения эффективности
боевого применения В-1В реализуется программа, предусматривающая комплексную
модернизацию самолета и расширение номенклатуры бортового вооружения. После
проведения необходимых работ данные бомбардировщики, согласно планам, должны
обладать более широкими возможностями по поражению объектов (как самостоятельно,
так и в составе смешанных авиационных групп), позволяющими наносить удары с
больших дальностей без захода в зону объектовой ПВО, а также действовать
непосредственно в зоне объектовой ПВО противника.
Стратегический бомбардировщик В-2А «Спирит» фирмы «Нортроп-Грумман» принят на
вооружение в декабре 1993 года. Всего построена 21 машина. Самолет впервые в
практике мирового авиастроения был разработан по так называемой безбумажной
технологии, то есть путем компьютерного моделирования в специально созданной
компьютерной сети. Основной особенностью и отличительным признаком В-2А является
то, что он выполнен по технологии «стеле», что определяет его внешний облик:
самолет построен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. В
результате применения этих технологий эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) в
курсовой плоскости бомбардировщика составляет 1,0 - 0,1 м2, что сопоставимо с
ЭПР крупной морской птицы.
Согласно концепции применения самолета он предназначен для скрытного преодоления
современных систем ПВО и поражения стратегических объектов в глубине территории
противника (в первую очередь мобильных комплексов МБР и ОТР) как ядерным, так и
обычным оружием. В настоящее время на вооружении СБА находятся 20
бомбардировщиков В-2А: 16 - в боевом составе и четыре - в активном резерве. Один
самолет из состава 509 тбакр был потерян в результате аварии, произошедшей 23
февраля текущего года на авиабазе Андерсен, о. Гуам (машина полностью разрушена,
экипаж катапультировался). Необходимо отметить, что В-2А является самым дорогим
боевым самолетом в мире - его стоимость 1,2 млрд долларов. Средний срок
эксплуатации В-2А в составе ВВС США около 14 лет. Расчетный ресурс самолетов
предполагает, что имеющиеся стратегические бомбардировщики В-2А могут находиться
на вооружении ВВС США до 2035-2040 годов.
Стратегический бомбардировщик В-52Н «Страто-фортресс», разработанный фирмой
«Боинг», принят на вооружение в 1961 году и является самым старым по сроку
эксплуатации (около 46 лет) самолетом такого типа. Всего произведено 102
единицы. Существующими планами предусмотрена эксплуатация самолета до 2035-2044
годов. Бомбардировщик способен действовать как с ядерным, так и с обычным
оружием. Самолеты наиболее приспособлены к ведению боевых действий с применением
обычного оружия в интересах сил общего назначения. Бомбардировщик может нести
самый широкий набор ракетно-бомбового вооружения, в том числе высокоточного. В
настоящее время В-52Н являются носителями КРВБ большой дальности AGM-86 и
AGM-129.
Несмотря на довольно длительный срок эксплуатации, самолет сохраняет достаточно
высокие летные качества. Основным его недостатком остаются незначительные
возможности по преодолению ПВО вероятного противника. Однако с принятием на
вооружение современных высокоточных авиационных средств поражения (АСП) с
увеличенной дальностью пуска и модернизацией бортовых оборонительных систем
уязвимость В-52Н от действия наземных средств ПВО снижается. При отсутствии
сильной ПВО эти бомбардировщики планируется задействовать для проведения
массированных бомбардировок с использованием в основном неуправляемых
боеприпасов.
В целом боевые возможности американских стратегических бомбардировщиков по
поражению объектов с применением обычных (большей частью высокоточных) АСП
охватывают весь спектр потенциальных целей в любых конфликтах. Благодаря
повышению таких характеристик, как точность и дальность авиационного оружия,
прослеживается устойчивая тенденция к действиям бомбардировщиков по принципу
Standoff, то есть пуску (сбросу) бортового АСП без захода в зону объектовой ПВО
на безопасном удалении от объекта поражения, что позволяет значительно снизить
потери или вовсе их избежать. В планировании воздушных ударов произошел переход
от расчета потребного наряда сил на один объект к определению количества
гарантированно поражаемых целей одним самолетом за один вылет. Так, в ходе
военной операции США и их союзников против Ирака (2003) для самолетов ударной
авиации назначался «средний коэффициент поражаемых целей за вылет», который, в
частности, для истребителя F-16 равнялся единице, штурмовика А-10 - двум и
бомбардировщика В-52Н - четырем. С учетом же массового принятия на вооружение
малогабаритных управляемых авиационных бомб типа SDB количество пораженных за
один вылет целей теоретически приближается к 300 (до 288 бомб типа GBU-39 на
самолете В-IB). То есть боевой вылет одного стратегического бомбардировщика по
числу поражаемых объектов можно сравнить с массированным авиационно-ракетным
ударом или воздушной операцией небольшого масштаба.
|
Усредненные боевые радиусы с нормальной боевой нагрузкой при
действии СБА с основных передовых баз без дозаправки |
Возможности стратегических бомбардировщиков в плане
досягаемости (при наличии достаточного парка транспортно-заправочной авиации и
подготовленных авиабаз в передовых зонах) позволяют действовать в глобальном
масштабе без каких-либо ограничений.
Реальные возможности бомбардировщиков по преодолению современных систем ПВО
оценить довольно сложно, так как в боевых операциях двух последних десятилетий
СБА действовала в условиях полностью разрушенной либо сильно ослабленной ПВО
противника, на вооружении которой к тому же стояли устаревшие огневые и
радиолокационные средства. Этим в том числе объясняется отсутствие боевых потерь
бомбардировщиков в данных войнах. Тем не менее командование ВВС США
предпринимает меры по повышению возможностей СБА действовать против сильной ПВО.
В этих целях реализуются программы всесторонней модернизации бортовых
оборонительных комплексов, совершенствуются концепции боевого применения и
тактические приемы, а также расширяется спектр обеспечивающих мероприятий по
подавлению ПВО противника.
Кроме того, уделяется повышенное внимание учебно-боевой подготовке экипажей СБА,
основные мероприятия которой направлены на обеспечение готовности стратегических
бомбардировщиков к оперативному применению в кризисных регионах преимущественно
с использованием обычного оружия, в том числе с авиабаз, расположенных в
передовых зонах. Подготовка летных экипажей носит комплексный характер и
отличается большой насыщенностью и разнообразием учебно-боевых задач*.
Средний налет на экипаж около 200 ч в год. Большое внимание уделяется также
проблеме укомплектованности частей и подразделений СБА летным составом.
Опыт и особенности боевого применения стратегических бомбардировщиков. СБА
активно задействовалась в ходе всех военных операций США двух последних
десятилетий как в составе развертывавшихся авиационных группировок, так и
самостоятельно. Специфика и результаты применения стратегических
бомбардировщиков в каждой из войн требуют отдельного анализа, однако необходимо
отметить некоторые наиболее показательные моменты.
Совершив примерно одинаковое количество боевых вылетов (41 тыс. в операции «Буря
в пустыне», 1991 год, и около 42 тыс. в военной операции против Ирака, 2003),
боевая авиация (по данным, опубликованным в американской печати) поразила почти
в 4,5 раз больше целей, чем 12 годами ранее (4 500 и 20 000 соответственно). СБА,
выполнив в операциях от 3 до 10 проц. общего количества самолетовылетов,
уничтожила от 30 до 50 проц. всех пораженных авиацией целей. При этом от
воздействия средств ПВО противника не был потерян ни один стратегический
бомбардировщик.
|
Сравнительные возможности ударных самолетов ВС США по боевой
нагрузке (количество АСП отдельного типа на одном борту), где Мк-82 и
Мк-84 фугасные авиационные бомбы калибров 500 и 2 000 фунтов, CBU
-авиационные бомбовые кассеты, JDAM,JSOW, JASSM -управляемые бомбы,
кассеты, SDB -малогабаритные УАБ и ракеты |
Как отмечают зарубежные аналитики, таких показателей удалось
достичь благодаря значительному повышению возможностей самолетов по применению
высокоточного оружия большой дальности, а также радикальному усовершенствованию
систем разведки, наведения и целеуказания. Если в 1991 году приходилось решать
вопрос о том, сколько самолетовылетов назначить для поражения определенной цели,
то в 2003-м задача планирующих органов, как правило, состояла в том, чтобы
определить, сколько целей назначить самолету для поражения за один вылет.
Например, в сентябре 2003 года на бомбардировщике В-2Абыли проведены испытания
нового бомбодержателя, в ходе которых при одном вылете с него успешно были
сброшены 80 авиабомб GBU-38 JDAM (Joint Direct Attack Munition) с назначенной
для каждой из них отдельной целью. По заявлению командования американских ВВС,
бомбы успешно поразили все 80 целей. Увеличение количества устойчиво поражаемых
объектов в одном вылете возможно только при условии детального планирования
удара и непрерывной распределенной выдачи информации наведения на средства
поражения, а также немедленной оценки результатов их применения.
В настоящее время стратегические бомбардировщики в обычном снаряжении
рассматриваются министерством ВВС США как обладающая наибольшей боевой мощью
составная часть ударного компонента АЭФ, а также как эффективный инструмент для
решения задач своевременного и гибкого, силового реагирования на кризисные
ситуации в различных регионах мира в рамках концепций «передовое присутствие» и
«глобальный удар».
В этом качестве СБА применяется с авиабаз постоянной дислокации (АПД) на
континентальной части США для действий в районах оперативного предназначения (РОП)
в передовых зонах с использованием одного или нескольких аэродромов передового
базирования (АПБ). При этом возможны следующие основные варианты
организации применения бомбардировщиков. АПД - АПБ - РОП. Этот вариант предусматривает создание группировок СБА на
передовых авиабазах (приближенных к кризисным зонам) для дальнейшего ведения с
них боевых действий. Группировки могут создаваться на время проведения
запланированной операции или на длительный период на ротационной основе. В таком
случае обеспечивается неуязвимость самолетов СБА от воздействия тактических
ударных средств противника и в то же время возможность достаточно оперативно и с
необходимой интенсивностью наносить одновременные и последовательные удары как
по заранее запланированным целям, так и действуя по вызову из положения
дежурства в воздухе в целях осуществления авиационной поддержки наземных сил.
Данный вариант использовался экипажами бомбардировщиков В-1В и В-52Н в операции
«Союзническая сила» (1999), когда в ходе систематических боевых действий для
нанесения ударов по объектам в Косово СБА они действовали с авиабазы Фэрфорд
(Великобритания). В настоящее время в рамках проводимых военных операций в
Афганистане и Ираке подобным образом самолеты СБА задействуются с авиабаз
Диего-Гарсия и Эль-Удэйд. Передовое присутствие сил СБА в регионах «жизненно
важных интересов» рассматривается американскими специалистами в качестве
действенного сдерживающего фактора для потенциального противника. АПД - РОП - АПБ. В этом случае предусматривается нанесение
бомбардировщиками первых ударов по противнику с мест постоянной дислокации на
континентальной части США с их последующей посадкой на передовые авиабазы и
ведением последующих боевых действий с этих авиабаз. Данный вариант
рассматривается как наиболее предпочтительный в случае внезапного начала боевых
действий в регионе и обеспечивает возможность максимально быстрого силового
реагирования на возникающие кризисные ситуации. Таким образом экипажи
бомбардировщиков В-52Н действовали в начальной фазе операции «Буря в пустыне»,
взлетев с авиабазы Уортсмит (штат Мичиган), нанеся удар по территории Ирака и
совершив посадку на аэродроме в Саудовской Аравии. Через 6 ч они были готовы к
повторному вылету с аравийской авиабазы.
В интересах использования стратегических бомбардировщиков с АПБ, американское
командование планирует иметь четыре основные передовые авиабазы, полностью
подготовленные к размещению группировок СБА. В настоящее время таковыми являются
АвБ: Фэрфорд (Великобритания), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос), Эль-Удэйд (Катар)
и Андерсен (о. Гуам). АПД- РОП - АПД. Этот вариант применения стратегических бомбардировщиков
предусматривает проведение беспосадочных полетов с авиабаз постоянной дислокации
на континентальной части США с выполнением боевой задачи в районе конфликта и
возвратом на авиабазу вылета. Данный вариант считается целесообразным для
нанесения первых внезапных ударов по противнику в начальный период конфликта или
упреждающих и демонстративных ударов в угрожающий (кризисный) период, а также
для кратковременного наращивания в необходимых случаях ударной мощи авиационных
группировок в передовых регионах. Например, бомбардировщики В-52Н действовали
подобным образом с применением КРВБ в обычном снаряжении в ходе нанесения
первого массированного авиационно-ракетного удара в операции «Буря в пустыне», а
самолеты В-2А - в операции против Югославии (1999).
Во всех вариантах применения СБА основным способом боевых действий
бомбардировщиков является удар, причем его масштаб (стратегический или
тактический) определяется не количеством задействованных сил и средств, а
эффектом, достигнутым в результате удара, а также его влиянием на ход и исход
всей операции.
К основным преимуществам стратегических бомбардировщиков, определяющим их важную
роль при действиях с обычным оружием, относятся: высокая техническая готовность
к применению; значительные дальность и продолжительность полета, позволяющее
действовать практически в любом регионе земного шара при базировании на
континентальной части США; гибкость применения, обусловленная возможностью
перенацеливания и постановки новых боевых задач в ходе полета; большая и
многовариантная боевая нагрузка; совершенное бортовое оборудование, позволяющее
поражать цели с высокой надежностью днем и ночью в любых метеоусловиях. Кроме
того, по оценкам американских специалистов, стратегические бомбардировщики могут
эффективно решать задачу поражения мобильных целей (в первую очередь пусковых
установок баллистических и зенитных ракет, группировок войск и т. п.) в связи с
наличием возможности длительного ведения в глубине территории противника поиска
целей (с помощью бортовых РЛС или визуально). При этом разнообразный боекомплект
авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных, позволяет им последовательно
поражать несколько целей в ходе одного боевого вылета. Особенно эффективным
считается применение бомбардировщиков при возможности обеспечения экипажей
обновленными данными целеуказания в близком к реальному масштабе времени. Перспективы развития СБА. Согласно существующим планам строительства в
составе стратегической бомбардировочной авиации США до 2035-2040 годов
сохранятся все три типа бомбардировщиков в количестве 156 самолетов (76 В-52Н,
60 В-1В, 20 В-2А). Из них 96 бомбардировщиков (36 В-1В, 16 В-2А и 44 В-52Н)
будут задействоваться для непосредственного выполнения боевых задач (combat-coded).
По расчетам руководства ВВС США, СБА из 156 бомбардировщиков, прошедших
соответствующие программы модернизации и оснащенных современными и
перспективными бортовыми средствами поражения, будет способна обеспечивать
потребный уровень готовности и ударной мощи воздушного компонента вооруженных
сил и соответствовать предъявляемым руководящими документами по строительству
американских ВС требованиям в рамках всего спектра решаемых задач.
Машины, предназначенные для непосредственного выполнения задач (96 единиц),
будут базироваться на пяти основных авиабазах СБА континентальной части США:
Майнот (штат Северная Дакота) -12В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В,
Уайтмен (Миссури)- 16В-2А, Дайс (Техас) -12В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 24
В-52Н и 8 В-52Н резерва ВВС.
Планами строительства СБА предусмотрена разработка экспериментального образца
ударной платформы дальнего действия нового поколения к 2018 году. При этом
условии работы по созданию платформы должны начаться не позднее 2013 года.
Вместе с тем, такие факторы, как развитие средств ПВО, возможные потери
бомбардировщиков в результате аварий и в ходе боевых действий, удорожание
эксплуатации существующего самолетного парка, могут способствовать ускорению
начала работ по созданию нового бомбардировщика. В настоящее время планами
развития СБА предполагается модернизация существующих бомбардировщиков, а также
проведение НИОКР по созданию новой ударной платформы дальнего действия.
Предусмотрены три этапа модернизации парка стратегических бомбардировщиков США:
ближний (до 2008 года, промежуточный (2008-2012) и дальний (после 2013-го).
Общий объем финансирования программ модернизации СБА составляет более 6 млрд
долларов.
Работы по дальнейшей модернизации стратегической авиации США будут
концентрироваться на внедрении «новых технологий, вооружения и других
усовершенствований» в рамках доработок уже существующих типов самолетов. При
этом основные усилия предполагается сосредоточить в первую очередь на
модернизации бортовых систем и высокоточного оружия, а не на самих носителях.
Программы модернизации предусматривают проведение работ по следующим основным
направлениям: повышение возможностей по поражению; повышение живучести
самолетов; расширение возможностей по базированию на аэродромах в передовых
зонах с одновременным упрощением обслуживания авиационной техники на них;
повышение технической готовности и оперативности применения бомбардировщиков.
В рамках выполнения программ планируется усовершенствовать бортовые
информационные системы (внедрение интегрированной системы передачи данных
Link-16), систем управления и связи (прежде всего спутниковой); интеграции в
боевую нагрузку более эффективных и компактных высокоточных боеприпасов;
проведение мероприятий по облегчению перебазирования и эксплуатации самолетов на
передовых аэродромах; совершенствование бортового оборонительного комплекса и
комплекса РЭБ. Кроме того, для обеспечения возможности осуществления полетов по
гражданским воздушным трассам на стратегические бомбардировщики планируется
установить связное и навигационное оборудование, соответствующее стандартам
глобальной системы управления полетами GATM (Global Ait Traffic Management) и
международной организации гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation
Organization).
Таким образом, в перспективе стратегическая бомбардировочная авиация сохранит
роль главной ударной силы боевой авиации США и за счет расширения спектра своих
боевых возможностей, более интенсивного задействования высокоточных средств
поражения будет применяться для решения широкого круга задач как
стратегического, так и оперативно-тактического и тактического уровней.
Важнейшим фактором успешного использования стратегических бомбардировщиков в
региональных конфликтах американское командование считает дальнейшее повышение
эффективности их боевого применения по следующим основным направлениям:
оснащение бомбардировщиков новыми высокоточными боеприпасами в обычном
снаряжении, обеспечивающими высокую вероятность поражения целей при действиях
преимущественно без входа в зону поражения ПВО противника; модернизация
бортового оборудования бомбардировщиков с целью снижения их уязвимости от
средств ПВО в условиях ведения боевых действий в любое время суток при
отсутствии поддержки тактической авиации; совершенствование бортовых систем
связи, управления, навигации и обеспечения экипажей бомбардировщиков данными
целеуказания в реальном масштабе времени.
* Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. -
2007. - № 6. - С. 38-46.
Зарубежное военное обозрение №4 2008 С.46-54
Другие материалы по теме
Смотрите также
|