Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 17:33
Ключевые слова
сетецентризм, стратегия, концепция, Д. Шляхтов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Структура

ВВС США: от века индустриального – к веку информационному (2006)

ВВС США: от века индустриального – к веку информационному

Подполковник Д. Шляхтов

В самостоятельный вид вооруженных сил ВВС США выделились в 1947 году. До этого они в качестве рода войск находились в составе сухопутных войск.
В настоящее время американские военно-воздушные силы оснащены современными средствами ведения военных действий в воздушно-космическом пространстве. С целью преобразования этого вида вооруженных сил в еще более эффективный инструмент реализации национальной военной стратегии его командование осуществляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование их организационно-штатной структуры, модернизацию ВВТ, разработку новых форм и способов боевого применения.
Административное руководство военно-воздушными силами осуществляет министр ВВС (гражданское лицо) через начальника штаба. В оперативном отношении формирования ВВС подчинены командующим объединенными командованиями вооруженных сил.
Как и другие виды ВС США, военно-воздушные силы помимо регулярных сил (379 500 человек) включают формирования организованного резерва: резерв ВВС (75 100 человек) и ВВС национальной гвардии (108 100 человек).
Всего в боевом составе военно-воздушных сил насчитывается более 6 000 самолетов, в том числе около 4 200 - в регулярных ВВС. В частях организованного резерва имеется свыше 1 700 самолетов, из них около 1 300 - в ВВС НГ и более 400 - в командовании резерва ВВС. Наряду с боевой и вспомогательной авиацией в состав военно-воздушных сил входят межконтинентальные баллистические ракеты, а также различные космические аппараты.

Строительство ВВС направлено на обеспечение способности их формирований проводить наступательные и оборонительные операции различного масштаба в воздухе и космосе, а также обеспечивать боевые действия объединенных группировок ВС США (воздушные переброски, дозаправка самолетов в воздухе, разведка, РЭБ, обеспечение связи и управления и др.).
При проведении военных операций формирования ВВС, выделенные в оперативное подчинение командующим объединенных группировок ВС США, решают следующие задачи: нанесение упреждающих и встречных ударов по критичным объектам, завоевание и удержание господства в воздухе с самого начала боевых действий, противовоздушная оборона, изоляция или уничтожение группировок войск (сил) противника, непосредственная авиационная поддержка наземных сил и действий сил флота, поиск и спасение, обеспечение боевых действий.
В настоящее время организационно ВВС США включают девять основных командований, в том числе командование резерва военно-воздушных сил, 33 управления, центров и служб, а также пять учреждений центрального подчинения. В соответствии с концепцией «единых сил» ВВС НГ находятся в составе военно-воздушных сил на правах основного командования.
Боевая авиация ВВС подразделяется на стратегическую и тактическую.
Стратегическая авиация входит в состав 8-й и 12-й воздушных армий боевого авиационного командования (БАК) ВВС США, а также 10-й воздушной армии командования резерва ВВС. Стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) организационно сведена в тяжелые бомбардировочные авиакрылья. В боевом составе СБА насчитывается 172 стратегических бомбардировщика: 21 В-2,67 В-1В, 84 В-52Н. Кроме того, восемь стратегических бомбардировщиков В-52Н находятся в ре¬зерве. Самолеты В-52Н способны нести крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности.
Воздушную разведку в составе БАК в интересах ВВС и других видов ВС США осуществляют 55 стратегических разведывательных самолетов (34 U-2, 21 R.C-135) и шесть стратегических БЛА RQ-4A «Глобал Хок».
Тактическая авиация входит в состав сил общего назначения ВС США и включает тактические истребители и самолеты РЭБ. Части и подразделения тактической авиации организационно сведены в три основных командования (БАК, ВВС США в Европейской зоне и ВВС США в зоне Тихого океана) и организованный резерв ВВС США. В боевом составе регулярных ВВС имеется около 1 600 боевых самолетов тактической авиации. Парк резервных самолетов тактической авиации насчитывает около 900 единиц.
Основу самолетного парка тактической авиации составляют тактические истребители F-16, F-15, F-117, штурмовики А-10. Кроме того, с 2001 года на вооружение поступают тактические истребители нового поколения F/A-22 «Рэптор» (в настоящее время в частях находятся до 27 самолетов этого типа). Они проходят этап войсковых испытаний и заключительной доработки перед массовым принятием на вооружение.
Основными компонентами вспомогательной авиации ВВС США являются военно-транспортная и заправочная авиация, а также авиация специального назначения.
Военно-транспортная и транспортно-заправочная авиация организационно сведены в командование воздушных перебросок (КВП), включающее 18-ю воздушную армию регулярных ВВС. К КВП также приписаны 4 и 22 ВА резерва ВВС и авиационные крылья ВВС НГ. Общее количество транспортных самолетов различного класса в американских ВВС составляет около 930 единиц.
Авиация специального назначения включает авиатехнику, предназначенную для проведения специальных операций: штурмовики специального назначения, диверсионно-транспортные самолеты, поисково-спасательные, самолеты-заправщики и диверсионно-транспортные вертолеты. Всего в составе ВВС насчитывается более 80 самолетов и около 50 вертолетов специального предназначения.
На рубеже прошлого и нынешнего веков в США возникла проблема так называемого старения парка авиационной техники, в первую очередь истребителей. Средний срок эксплуатации самолетов военно-воздушных сил в 1950 году составлял пять лет, в 1975-м - 10, в 1980-м - 15, в 2000-м - 20, в 2005-м - 25 лет. Прогнозируемый результат дальнейшего развития ситуации -снижение боеготовности и значительное уменьшение количества самолетов тактической авиации. Оценивая сложившуюся обстановку, военно-политическое руководство США принимает меры по ее исправлению.

Повысить боевые возможности национальных ВВС намечается путем осуществления долговременной программы всесторонней модернизации авиационно-космической техники, предусматривающей создание и приобретение новых, а также совершенствование существующих систем вооружения. Основные усилия при этом планируется сосредоточить на следующих направлениях:
- принятие на вооружение перспективных истребителей F/A-22 и F-35;
- модернизация самолетных и наземных систем;
-массовое принятие на вооружение беспилотных летательных аппаратов;
- наращивание парка стратегических военно-транспортных самолетов С-17;
- модернизация стратегической бомбардировочной авиации для расширения ее возможностей по применению
высокоточных боеприпасов в обычном снаряжении.
Для тактической авиации период с 2006 по 2020 год будет характеризоваться принятием на вооружение, массовым поступлением и освоением самолета F/A-22; началом эксплуатации самолета F-35; а также поступлением на вооружение беспилотных летательных аппаратов различного назначения (в том числе ударных). Произойдет постепенное снятие с вооружения тактических истребителей F-15, значительное сокращение количества самолетов F-16HF-15EB боевом составе ВВС. Возможно, что по завершении испытаний войдут в эксплуатацию боевые самолеты с лазерным вооружением.
Для самолетов нового поколения будут характерны следующие особенности: малая радиолокационная заметность, возможность эффективного использования высокоточных средств поражения малого калибра, сверхзвуковая скорость полета на крейсерском режиме (F-22), повышенная маневренность, независимость от метеорологических условий и времени суток.
Численность боевых самолетов в составе ВВС уменьшится, в то же время боевой потенциал возрастет за счет совершенствования бортового вооружения (повышение точности и использование новых физических принципов) и увеличения количества и возможностей беспилотных летательных аппаратов.
Основой военно-транспортной авиации США в перспективе будет новый самолет С-17А «Глоубмастер». Всего закуплено 120 таких машин, а в дальнейшем предполагается увеличение количества самолетов данного типа до 200 единиц. Одновременно предусматривается проведение модернизации в целях продления срока службы транспортных самолетов С-5 «Гэлекси», а также основных транспортно-заправочных самолетов.
Большое значение американское командование придает принятию на вооружение авиации сил специальных операций принципиально нового летательного аппарата CV-22 «Оспрей», обладающего (за счет наличия поворотной моторно-винтовой группы) способностью совершать вертикальный взлет и посадку и осуществлять горизонтальный полет с большой скоростью.
В настоящее время значительные группировки авиации развернуты за рубежом на постоянной или временной основе, обеспечивая американское военное присутствие в передовых зонах и выполняя задачи в интересах защиты и продвижения национальных интересов Соединенных Штатов.
В ходе реализации стратегической концепции ВС США «передовое присутствие» в конце 1990-х годов была сформулирована система авиационных экспедиционных сил. Были созданы десять авиационных экспедиционных формирований (АЭФ) смешанного типа, из которых два постоянно находятся в готовности к немедленным действиям.
Личный состав и техника в АЭФ привлекаются как из регулярных ВВС, так и из состава ВВС НГ и командования резерва ВВС. Чередование личного состава и авиатехники в передовых зонах происходит через 120 дней. Полный цикл ротации (повторное направление двух АЭФ в передовые зоны) составляет 15 месяцев. Состав АЭФ рассчитывался с учетом их возможного участия в вооруженных конфликтах средней и малой интенсивности без нарушения графика замены. Они оперативно объединяют разнородные авиационные части и подразделения боевой и вспомогательной авиации, базирующиеся в различных регионах мира. Основой каждого АЭФ являются так называемые «базовые» авиакрылья, которым придаются авиационные подразделения из состава двух-трех других авиакрыльев ВВС. Каждое экспедиционное формирование может иметь на вооружении до 170 боевых самолетов различного типа. Численность личного состава формирования может достигать 10-15 тыс. человек.
Американское военное руководство считает, что каждый вид ВС имеет свои достоинства и сильные стороны. Вместе с этим признается, что военно-воздушные силы играют особую роль в современной войне, поскольку присущие им мобильность, маневренность, дальность действия и гибкость применения делают их уникальным и универсальным средством для решения широкого круга задач в глобальном масштабе. Как показывает опыт локальных войн, в настоящее время и в будущем ВВС способны решать стратегические задачи в ходе безъядерной войны. Имеющиеся у них силы и средства во многом могут предопределить исход военных действий, как это, например, имело место в зоне Персидского залива (в 1991 году), где наземные войска практически не использовались: они вступили в сражение лишь на заключительном этапе операции «Буря в пустыне», когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически, операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 сут, и только 4 сут (100 ч) наступление вели наземные войска. Оказалось, что боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта. Последующие операции -«Союзническая сила» (Югославия, 1999 год), «Несгибаемая свобода» (Афганистан, 2001 год) и проводимая военная операция США и их союзников против Ирака (с 2003 года) подтвердили огромную значимость применения авиации для достижения общего успеха в войнах.
Концептуальными документами, определяющими развитие ВВС США на ближайшие годы, являются «Перспектива-2020 для американских ВВС: глобальное присутствие, досягаемость и мощь», а также устав ВВС AFDD 1 «Базовая доктрина ВВС США», изданные в 2003 году.
В документах выделены шесть главных принципов боевого применения воздушно-космических сил в XXI веке: господство в воздухе и космосе, информационное превосходство, глобальная досягаемость, высокая точность поражения, высокая глобальная мобильность, гибкое боевое обеспечение.
Господство в воздухе и космосе рассматривается как обязательное условие реализации всех оперативных концепций. Господство в воздушно-космическом пространстве считается ключом к победе с наименьшими потерями, оно позволяет формировать обстановку на поле боя, обеспечивая свободу действий своим войскам. Для его достижения в войнах будущего планируется массовое принятие на вооружение ВВС многоцелевого истребителя F/A-22 «Рэптор» (предусматривается закупка до 139 машин) взамен тактического истребителя F-15C и D, а также единого ударного истребителя JSF. Кроме того, в рамках создания эшелонированной системы ПРО/ПВО на ТВД в США ведутся испытания боевой лазерной установки самолетного базирования (YAL-1A), которая предназначена для уничтожения баллистических ракет противника на начальных участках траектории полета.
Особое внимание в ходе строительства будущих сил уделяется вопросам информационного превосходства. Информационное превосходство характеризуется как возможности по эффективному сбору, обработке, использованию и защите потоков информации с одновременным воспрещением противнику делать то же самое. Оно рассматривается командованием ВВС США как важное и неотъемлемое условие успешного ведения боевых действий в настоящем и в будущем. В частности, для достижения информационного превосходства используются такие авиационные системы ВВС, как самолеты ДРЛО и управления AWACS, разведывательные самолеты U-2S и RC-135, интегрированная радиолокационная система разведки и целеуказания «Джистарс», а также многофункциональный стратегический БЛА «Глобал Хок» и оперативно-тактический БЛА «Предатор». Информационно-вычислительные возможности бортового оборудования системы «Джистарс» возросли в 200 раз за период от войны в Персидском заливе (1991) до операции против Югославии (1999) и продолжают наращиваться.
В ходе операции «Буря в пустыне» только 20 проц. ударных самолетов могли получать уточненные данные о наземных целях или информацию перенацеливания после взлета. Эти показатели возросли до 43 проц. во время операции «Союзническая сила» и до 80 проц. в операции «Несгибаемая свобода». Во время же операции против Ирака (2003), согласно данным американских СМИ, более 90 проц. боевых самолетов получали последнюю информацию о наземных целях в масштабе времени, близком к реальному, когда уже находились в воздухе. По мнению западных экспертов, именно сочетание применения разнообразных разведывательных систем, высокоточных боеприпасов, БЛА, космических средств и возможность их интеграции оказались решающими в достижении победы в этой операции. В данном русле в военно-воздушных силах постоянно ведется поиск новых возможностей для совершенствования информационного обеспечения боевых частей. Нужно заметить, что конечной целью информационного превосходства является его трансформация в «преимущество в принятии решений», тогда лучшие решения вырабатываются и воплощаются быстрее, чем противник может на них отреагировать.
Глобальная досягаемость. Командование ВВС США уделяет большое внимание повышению возможностей стратегических бомбардировщиков, имеющих значительный радиус действия, по применению наряду с ядерным оружием обычных средств поражения. Так, после проведенной модернизации бомбардировщик В-1В рассматривается в качестве основного носителя обычных средств поражения. Оснащение стратегических бомбардировщиков В-2А перспективной системой целеуказания и высокоточными боеприпасами с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR, позволило значительно повысить эффективность их применения по малоразмерным объектам в любом районе мира. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии на вооружение ударных БЛА большого радиуса действия, что, по мнению американского командования, должно значительно повысить боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации.
Высокая точность поражения. Способность надежно и селективно применять весь набор высокоточных средств поражения для достижения желаемого результата с минимальными риском и побочным эффектом считается важным свойством, которым должны обладать американские ВВС. Основные усилия командования ВВС США по реализации данного принципа направлены на повышение возможностей авиации по нанесению точных ударов в ночных и сложных метеорологических условиях на увеличенных дальностях. С этой целью ведутся работы по усовершенствованию высокоточных авиационных боеприпасов нового поколения - JDAM, JSOW, JASSM, SDB, а также осуществляется модернизация ударных самолетов, расширяющая их возможности по применению высокоточного оружия (ВТО).
В планировании боевого применения ударных самолетов произошел переход от расчета потребного наряда самолетов для поражения одной цели к определению возможного количества поражаемых объектов од¬ним самолетом в одном вылете.
Высокая глобальная мобильность является непременным условием способности вооруженных сил быстро и гибко реагировать на весь спектр кризисных ситуаций и проводить разнообразные операции: от боевых до гуманитарных и миротворческих - в нужном месте и в нужное время с применением необходимых для достижения гарантированного успеха группировок войск. Главным условием обеспечения высокой глобальной мобильности является прежде всего наличие достаточного количества самолетов транспортной и транспортно-заправочной авиации.
Гибкое боевое обеспечение. Суть этого принципа заключается в отказе от заблаговременного создания больших запасов предметов снабжения и последующей массовой переброске их с баз на американской территории. Такой путь обеспечения вооруженных сил считается неприемлемым в войнах будущего с политической, экономической и чисто военной точек зрения. Вместо этого предусматривается за счет интеграции преимуществ информационных систем и современных транспортных средств, обладающих большой скоростью и высокой надежностью, осуществлять доставку необходимых материально-технических средств непосредственно заказчикам точно в назначенное время. Американское командование полагает, что такой подход позволит значительно повысить эффективность всестороннего обеспечения войск (сил) при одновременном снижении финансовых затрат.
Идеи и принципы, содержащиеся в базовых доктринальных документах, не рассматриваются командованием военно-воздушных сил США как догма и находятся в настоящее время в стадии доработки и совершенствования. На их основе ведется непрерывный поиск и опробование в ходе исследовательских учений новых форм и способов боевого применения и обеспечения боевых действий ВВС.
Наряду с огромным вниманием, уделяемым вопросам технического и организационного обновления вооруженных сил, американское военно-политическое руководство постоянно подчеркивает, что главной составляющей боевой мощи национальных ВС, необходимым условием реализации любых реформ являются служащие в них специалисты, которые должны иметь хорошую подготовку, мотивацию к службе и высокую дисциплину. В этих целях в стране последовательно проводится курс на повышение уровня профессиональной подготовки личного состава, а также на регулярное увеличение денежного содержания и различных компенсаций.
Основные усилия в ходе строительства ВВС XXI века сосредоточены на следующих направлениях:
- трансформация военно-воздушных сил в воздушно-космические, а в перспективе - в космическо-воздушные
силы;
- интеграция средств разведки и систем наблюдения, управления и РЭБ воздушного и космического базирования в единую информационно-управляющую систему в целях
обеспечения решающего превосходства в области информационного противоборства;
- оптимизация оргштатной структуры ВВС в соответствии с концепцией экспедиционных сил;
- модернизация самолетов стратегической бомбардировочной авиации и расширение ее возможностей по применению высокоточных боеприпасов в обычном снаряжении;
- принятие на вооружение тактических истребителей нового поколения;
-увеличение доли беспилотной авиации (в том числе ударных БЛЛ) в боевом составе ВВС;
-расширение возможностей по воздушным переброскам за счет увеличения парка стратегических военно-транспортных самолетов;
- широкое внедрение передовых технологий, в частности «стеле», лазерных и нанотехнологий.
По мнению американского военного руководства, выполнение намеченных программ реформирования вооруженных сил, и в том числе ВВС, обладающих уникальными возможностями по быстрому реагированию и неограниченной досягаемостью, позволит Соединенным Штатам своевременно и в полной мере воспользоваться преимуществами начавшихся революционных преобразований в военной области, еще более увеличить отрыв от других стран и упрочить свои позиции как единственного мирового лидера.
Таково в целом современное состояние американских ВВС: сил настоящих и будущих войн. Проводимая ныне реформа направлена на упрочение их роли в обеспечении глобального силового воздействия и достижении «всеохватывающего господства» ВС США. Сохранится и будет усиливаться значимость этого вида, как универсального и наиболее гибкого инструмента военной мощи США. Численность личного состава останется в пределах 500-550 тыс. человек. При этом возрастет роль резервного компонента. Боевой состав ВВС (в особенности тактической авиации) будет несколько сокращен, однако суммарная боевая мощь ударной авиации возрастет за счет оснащения ее авиационной техникой, обладающей повышенным боевым потенциалом, улучшения информационного обеспечения и широкого применения ВТО.

Зарубежное военное обозрение №3 2006

Категория: Структура | Добавил: pentagonus (27.03.2006) | Автор: Подполковник Д. Шляхтов

Просмотров: 4815 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов