search
menu
person

NEWS AND UDATES


Задачи и решения Объединенного центра искусственного интеллекта министерства обороны США (2021)

Задачи и решения Объединенного центра искусственного интеллекта министерства обороны США

А. Степанов,
доктор технических наук

В настоящее время ведущие страны уделяют особое внимание развитию технологий искусственного интеллекта (ТИИ, ИИ). Под этим термином понимаются алгоритмы и построенное на их основе программное обеспечение (ПО), способное выполнять традиционно связанные с человеческим мышлением функции (понимать язык, обучаться, рассуждать, принимать решения и др.). Основой ИИ является теория вероятностей и математическая статистика, искусственные нейронные сети, нечеткая логистика, психология, лингвистика, генетика, биология и компьютерные технологии. При этом главные отличия искусственного интеллекта от традиционно применяемых в автоматизированных системах управления алгоритмов сбора и обработки информации - его адаптивность и самообучаемость.

В 2018 году в вооруженных силах Соединенных Штатов введена в действие "Стратегия министерства обороны по искусственному интеллекту", определяющая главные цели и задачи внедрения соответствующих ТИИ в ВС и приоритетные направления действий министерства обороны (МО) США по выполнению положений стратегии. В целом, по оценкам американских специалистов, реализация этой стратегии делает Пентагон самым крупным среди федеральных структур потребителем систем и средств ИИ и обеспечивает значительное повышение эффективности применения ВС.

Практические вопросы реализации ряда положений стратегии возложены на учрежденный в том же году Объединенный центр (ОЦ) искусственного интеллекта (Joint Artifi cial Intelligence Center - JAIC) МО США.

ОЦ выполняет следующие функции:
- реализация необходимых условий для использования ИИ в ВС США, в частности обеспечение централизованного хранения соответствующих данных и доступа к ним, разработка необходимых стандартов и ведомственных нормативных документов, создание административных и вычислительных сервисов и т. п.;
- постоянная техническая и организационная поддержка задействуемых в процессе внедрения ТИИ подразделений вооруженных сил;
- координация деятельности разработчиков для сокращения времени и исключения дублирования разработок, а также ненужных затрат;
- оценка применимости гражданских технологий ИИ для решения задач МО;
- анализ и обобщение опыта разработки и применения технологий ИИ в интересах ВС США.

Таким образом, на Центр возложены задачи устранения административных преград для использования разработок в области ИИ в разных видах войск и обеспечения стандартизации систем и средств, обладающих ИИ, включая стандартизацию способов их применения.

Кроме того, он должен решать задачи координации разработки, оценки эффективности функционирования и в случае успешного тестирования широкомасштабного внедрения созданных систем и средств, обладающих ИИ, во всех видах ВС США.

Следует отметить, что на первом этапе работы это подразделение столкнулось с организационными проблемами в области координации разработки и стандартизации систем и средств ИИ. Фактически на ОЦ возлагалась задача контроля бюджета всех программ внедрения ИИ с целью сокращения стоимости и времени внедрения. Однако в это время во всех видах ВС США были сформированы свои специализированные подразделения, отвечающие за вопросы ИИ и заинтересованные в прямом взаимодействии с научно-промышленными структурами. Данные подразделения планировали разработку и выполнение собственных крупных программ без участия специалистов Центра.

В то же время аналитики американской организации "Рэнд корпорейшэн" указали на то, что многие ведомства МО и организации гражданского сектора, работающие на оборону США, используют разные определения ИИ и другие связанные с ним понятия из-за отсутствия единых нормативно введенных терминов в этой области. В результате затрудняется как определение целей программ по внедрению ИИ, так и оценка результатов их выполнения. Кроме того, подготовленная первым руководством Объединенного центра для конгресса инвестиционная программа действий не имела конкретных оценок степени повышения боеготовности ВС США от внедрения представленных им предложений.

В процессе устранения указанного и других недочетов в работе сменилось два его руководителя, и с 1 октября 2020 года его возглавляет генерал-лейтенант Майкл Гроуэн.

Сейчас этот орган действует как полноправное связующее звено между конечными потребителями систем ИИ и их разработчиками. Совершенствование функционала и структуры Центра позволило сосредоточить все усилия МО США в области ИИ в руках одной исполнительной структуры, которая, с одной стороны, отвечает за вопросы непосредственного внедрения соответствующих технологий ИИ в ВС, а с другой - обеспечивает взаимодействие по этому направлению с различными научно-техническими организациями, включая Управление перспективных исследований МО США (ДАРПА), исследовательские лаборатории видов ВС, гражданские университеты, а также с коммерческими структурами и соответствующими организациями и ведомствами ряда государств, включая Австралию, Великобританию, Данию, Израиль, Канаду, Норвегию, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию, Республику Корея и Японию.

Начальник Объединенного центра М. Гроуэн подчеркивает, что его подразделение это не "мозговой центр" или коллектив разработчиков (англ. - think tank), это do tank in a town of think tanks, то есть организатор взаимодействия и применения результатов внешних "мозговых центров". Он также говорит, что лидирующая роль в разработке технологий ИИ, в том числе военного назначения, принадлежит частному сектору, и что сейчас нет недостатка технологий, есть недостаток числа их практических реализаций в ВС США.

В настоящее время ОЦ насчитывает более чем 200 сотрудников, отвечающих за разные направления деятельности - от организации испытаний военных систем, обладающих ИИ, до контроля за обеспечением правовых и этических норм в процессе разработки и применения таких систем.

Всего Центром определено пять принципов этического проектирования, разработки, развертывания и использования ИИ американскими ВС:
- ответственность, то есть МО США должно нести ответственность за использование возможностей ИИ;
- беспристрастность, предусматривающая сведение к минимуму непреднамеренных ошибок в оценке возможностей и последствий применения ИИ;
- доступность, предполагающая, что ТИИ будут разрабатываться и внедряться таким образом, чтобы сотрудники МО имели надлежащее представление о этих технологиях, процессах их разработки и способах практической реализации;
- надежность, требующая проведение постоянных испытаний изделий с ИИ в ходе их разработки и эксплуатации;
- управляемость, позволяющая МО США контролировать выполнение системами, обладающими ИИ, требуемых функций, а также деактивировать развернутые системы, демонстрирующие неожидаемое поведение.

Руководство Центра подчеркивает, что, с одной стороны эти принципы применимы как к боевому, так и к небоевому использованию ИИ в американских ВС, а с другой - принятие этих принципов отделяет США и их союзников от противников, то есть России и Китая, чьи действия по использованию таких технологий в военных целях вызывают здесь обеспокоенность по поводу прав человека, этики и международных норм.

В 2019 году конгрессом США создана временная комиссия по национальной безопасности и искусственному интеллекту (National Security Commission on Artifi cial Intelligence), предназначенная для изучения и предоставления рекомендаций президенту и конгрессу в отношении использования ИИ в целях национальной безопасности. Особое внимание она уделяет вопросам внедрения технологии ИИ в деятельность силовых ведомств США.

В представленном комиссией 1 марта 2021 года заключительном отчете говорится о перспективных путях использования этой технологии в различных областях деятельности, потенциальных угрозах, вызванных применением ИИ, существующих способах достижения превосходства и защиты от угроз в области ИИ, доступных как для США, так и для их противников. В материалах отчета неоднократно утверждается, что в настоящее время Соединенные Штаты не имеют преимущества над соперничающими государствами в научно-технических и прикладных вопросах искусственного интеллекта. Подчеркивается, что для обеспечения национальной безопасности необходимо не позднее 2025 года добиться заметного превосходства вооруженных сил и разведывательного сообщества США над ними.

В целом более половины объема отчета представляют рекомендации по применению ТИИ для повышения эффективности функционирования различных составляющих национальной обороны страны.

В связи с опубликованием отчета М. Гроуэн отметил, что 2/3 рекомендаций, содержащихся в этом отчете, уже реализуются в процессе работы Объединенного центра искусственного интеллекта.

С точки зрения непосредственного применения результатов разработок различных систем и средств с ИИ в ВС США основные усилия Центра в настоящее время сосредоточены в двух областях деятельности.

Во-первых, ОЦ занимается обеспечением применения ИИ для организации и ведения совместных боевых действий в многодоменном боевом пространстве.

Так, его специалисты координируют разработку и тестирование ряда систем управления с ИИ, обеспечивающих централизованное планирование и координацию ведения военных действий различного масштаба - от тактических до стратегических - в воздушном, космическом, морском, наземном и киберпространстве.

В англоязычной литературе такой вид управления для всего комплекта распределенных в различных видах пространств сил и средств называется "многосферное управление" (Multi-Domain Command and Control), или "объединенное управление для всех видов операционного пространства" (Joint All-Domain Command and Control - JADC2). Предполагается, что путем сбора и обработки всей доступной информации, полученной от различных источников, будет формироваться так называемая глобальная оперативная картина, на основе которой системами управления с ИИ будут автоматически предлагаться наиболее эффективные варианты действий для достижения целей операции или боя.

Финансовые расходы ОЦ по сопровождению проектов обеспечения совместных боевых действий во всех видах пространств в 2020 году превысили суммарные затраты на поддержку всех других проектов.

Руководством Центра неоднократно говорилось, что создание систем управления на основе ИИ для организации действий в многосферном пространстве не должно идти по пути от первоначальной разработки систем верхнего уровня и далее до систем более низкого звена управления. При этом подчеркивалась целесообразность первоочередной разработки отдельных систем и средств ИИ, обладающих высоким потенциалом оперативного применения в войсках. Достижение такого потенциала требует учета профессионального опыта, потребностей в специфических данных и возможностей командиров различного уровня и различых видов и родов войск по сбору и анализу различных данных прежде всего в интересах оценки обстановки на поле боя или в ходе операции с целью оперативной подготовки управляющих решений.

В одной из публикаций в январе 2021 года начальник Объединенного центра искусственного интеллекта МО США М. Гроуэн уточнил, что JADC2 - это не набор программ, а концепция, учитываемая в ходе реализации проектов по созданию отдельных систем управления различного назначения на основе ИИ для сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Только после выполнения необходимого числа таких проектов ОЦ приступит к объединению полученных результатов в целях организации разработки единой системы управления во всех видах операционного пространства.

Второе важное направление деятельности Центра в настоящее время тесно связано с первым. Для обеспечения эффективной разработки различных систем с ИИ там при участии частных американских компаний создается специализированный комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих возможность облачного хранения и обработки данных, используемых в процессе разработки технологий применения ИИ в военных целях. Он носит название "общий объединенный фонд" (Joint Common Foundation) и будет включать различные базы данных, средства создания и верификации программного обеспечения, типовые модели систем с ИИ.

Заявленная цель этого проекта - возможность любого, обладающего соответствующими правами доступа потребителя информации и услуг в области ИИ, начиная от "солдата в Афганистане и до обеспечивающих гражданских организаций" возможностью доступа к проверенным данным и соответствующим инструментам анализа и обработки этих данных или собранных и подготовленных самостоятельно. Фактически, как подчеркивается его руководством, сам Центр должен стать общим объединенным фондом информации и средств работы с нею в области ИИ.

Ряд американских аналитических исследований содержит оценку деятельности Объединенного центра искусственного интеллекта МО США по итогам 2020 года. В целом говорится о завершении периода становлении этой организации и ее переходе от статуса "стартапа, генерирующего разрозненные модели применения ИИ", в разряд военно-технического ведомства, реально способствующего внедрению технологии ИИ во все виды ВС США.

С назначением М. Гроуэна связывают разработку новой программы деятельности Центра - JAIC 2.0, в которой сфокусирована не столько на вопросах непосредственной разработки и применения военных систем и средств, обладающих ИИ, сколько на вопросах помощи другим ведомствам МО в реализации теми программ, связанных с их внедрением.

Подчеркивается значение этого подразделения, как важного связующего звена, обеспечивающего обмен опытом практического применения ИИ в военной сфере между международными партнерами США, участвующими в разработке соответствующих технологий ИИ военной направленности.

Отдельно отмечается важность Центра как организации, способной остановить непрерывной рост числа программ внедрения ИИ в различные системы и средства военного назначения, часто имеющих различных заказчиков в структуре МО США, но носящих дублирующий характер.

Таким образом, можно сделать вывод об устоявшихся в настоящее время направлениях и формах деятельности Объединенного центра ИИ МО США. В целом результаты его работы за 2020 год оцениваются американскими экспертами как достаточно успешные. Совершенствование организации разработки различных технологий искусственного интеллекта военного назначения и способов их практического применения в ближайшей перспективе останутся основными видами деятельности Центра.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №7. - С. 22-26

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (10.08.2021)
Просмотров: 1035 | Теги: ии, искуственный интеллект, А. Степанов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar