search
menu
person

NEWS AND UDATES


Регулярные силы и резервные компоненты авиации ВМС США (2022)

Капитан 1 ранга М. Юрьев

Авиация военно-морских сил США – это особый род сил, который в настоящее время является одним из основных ударных компонентов ВМС общего назначения. Она подразделяется на авиацию флота и морской пехоты (МП), которые имеют регулярные и резервные компоненты.

Впервые летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, биплан "Куртис" D, выполнил взлет с борта боевого корабля – легкого крейсера "Бирмингем" – 14 ноября 1910 года (пилот – американский летчик Юджин Элай). При этом тот стоял на якоре на Хэмптонском рейде недалеко от ВМБ Норфолк (штат Виргиния). Для обеспечения взлета ЛА на палубе бака крейсера между носовой башней главного калибра и форштевнем была оборудована деревянная рампа длиной 25 м с уклоном в сторону форштевня, что способствовало увеличению скорости разбега.

Руководитель испытаний – авиаконструктор Гленн Куртис – предлагал провести их, когда корабль будет двигаться против ветра, что создаст дополнительную подъемную силу. Однако по настоянию пилота Ю. Элайя взлет выполнялся с неподвижного корабля. Испытания могли закончиться катастрофой, поскольку самолет при разбеге не набрал скорость, необходимую для отрыва. Высота бака крейсера от уреза воды составляла 11,2 м, и биплан, набирая скорость на снижении, коснулся водной поверхности и повредил лопасти винта. Однако пилот сумел удержать машину в воздухе и, пролетев 4 км, благополучно приземлился у н. п. Уиллоби-Спит (штат Виргиния).

В конце 1910 года в ВМС США началась подготовка к выполнению следующего элемента испытаний – посадки на палубу корабля. Для этого на тяжелом крейсере "Пенсильвания" над палубой юта и кормовой артиллерийской башней главного калибра была смонтирована деревянная посадочная рампа размером 36,6 х 9,7 м. Ее наклон в сторону кормы корабля составлял 5–6°, что обеспечивало дополнительное торможение при пробеге. Также применялись примитивные аэрофинишеры, которые представляли собой связанные тросами попарно 45-кг мешки с песком, расположенные в 10 рядов по бортам рампы. При посадке шасси биплана зацеплялось за тросы между мешками, и таким образом происходило торможение.

Первая посадка ЛА была выполнена 18 января 1911 года. Крейсер "Пенсильвания" стоял на якоре в бухте Сан-Франциско (штат Калифорния). Биплан "Куртис" D-IV, пилотируемый Ю. Элаем, вылетел с аэродрома Пресидио и совершил посадку на рампу корабля.

При этом благодаря "песочным" аэрофинишерам пробег самолета составил всего 9,1 м. Через несколько часов пилот выполнил взлет с палубы и благополучно возвратился на свой аэродром.

Честь первого взлета с палубы движущегося корабля принадлежит британскому летчику капитан-лейтенанту Чарльзу Сэмсону. На биплане "Шорт" S.27 10 января 1912 года он поднялся с рампы на баке линкора "Африка", который двигался со скоростью 10,5 уз. Офицер повторно взлетел 12 мая 1912 года с борта линкора "Гиберния" на королевском смотре британского флота в ВМБ Портленд. Днем рождения авиации американского флота считается 8 мая 1911 года. В этот день министерство ВМС закупило первые два биплана "Куртис" D-IV.

В регулярной и резервной авиации флота и морской пехоты ВМС авиаэскадрильи (аэ) обозначаются буквенно-цифровыми индексами, где цифры соответствуют их номерам, а буквы – типам.
В авиации флота приняты следующие буквенные обозначения авиаэскадрилий:
VFA – истребительно-штурмовая;
VFС – истребительная;
VAQ – аэ РЭБ;
VAW – аэ ДРЛО;
VQ – разведывательная или самолетов-ретрансляторов;
HUQ – разведывательная эскадрилья БПЛА;
VP – патрульная;
VPU – специальная патрульная;
VUР – патрульная эскадрилья БПЛА;
VR – транспортная;
VRC – палубная транспортная;
VX – испытательная;
VXS – исследовательская;
VT – учебная;
HM – минно-тральная вертолетная;
HSМ и HSL – противолодочных вертолетов;
HCS – вертолетов боевого обеспечения;
HT – учебная вертолетная;
НХ – вертолетная испытательная.
Буквенные индексы авиаэскадрилий авиации морской пехоты:
VMA – штурмовая;
VMAТ – учебно-боевая шаэ;
VMFA (AW) – истребительно-штурмовая всепогодная;
VMFA – истребительно-штурмовая;
VMFAT – учебно-боевая ишаэ;
VMFT – учебно-боевая истребительная;
VMAQ – аэ РЭБ;
VMAQТ – учебно-боевая аэ РЭБ;
VMGR – заправочная;
VMGRT – учебно-боевая заправочная;
VMM и VMR – транспортная;
VMХ – испытательная транспортная;
VMMT – учебно-боевая транспортная;
VMU – эскадрилья БПЛА;
HMLA – вертолетная эскадрилья огневой поддержки;
HMH и НММ – вертолетная транспортная;
HMMT и НМНТ – учебно-боевая вертолетная транспортная;
HMLAТ – учебно-боевая вертолетная эскадрилья огневой поддержки;
HMX – вертолетная испытательная

Авиация морской пехоты американского флота берет начало с 22 мая 1911 года, когда ей был передан третий аппарат, закупленный для флота. С того времени военно-политическое руководство США уделяет повышенное внимание развитию авиации флота, и прежде всего ее авианосного компонента.

К моменту вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну в апреле 1917 года в боевом составе авиации флота насчитывалось 54 самолета и три аэростата, а к моменту нападения Японии на ВМБ Пёрл-Харбор в декабре 1941-го их было уже около 5 300 единиц. К концу Второй мировой войны на вооружении авиации флота и морской пехоты американских ВМС имелось в общей сложности более 15 тыс. самолетов различного типа.

По мнению зарубежных военных специалистов, авианосная авиация сыграла решающую роль в войне на море – в Атлантике (борьба с подводными силами фашистской Германии) и на Тихом океане (разгром императорского флота Японии). Так, первое в истории сражение крупных авианосных группировок произошло в 1942 году у атолла Мидуэй, в результате которого японский флот потерял четыре тяжелых авианосца и около 400 самолетов.

Оно считается ключевым моментом в боевых действиях на Тихоокеанском театре и по своему значению приравнивается американцами к важнейшим сражениям Второй мировой войны – Сталинградской битве и Курской дуге.

В послевоенные годы американское морское командование продолжило курс на дальнейшее развитие и наращивание боевых возможностей авиационных компонентов. Авиация ВМС получила на вооружение реактивные палубные самолеты, ядерное и управляемое ракетное оружие, вертолеты различного типа и назначения. Весь комплекс боевых задач авиации флота и всех видов ее обеспечения был отработан на практике в ходе войн в Корее и Вьетнаме, а также локальных военных конфликтов и операций (Ливия, Ближний Восток, Персидский залив, Югославия, Ирак и Афганистан), где воздушные силы ВМС продемонстрировали свои боевые возможности и гибкость оперативного применения.

В настоящее время в составе регулярных сил и резерва авиации ВМС США насчитывается около 3 900 самолетов и вертолетов, в том числе до 1 300 в авиации МП.

Руководство ВС США рассматривает авиацию флота в качестве универсального средства вооруженной борьбы, предназначенного для решения широкого круга задач как на океанских ТВД, так и на континентальных.

По оценке американских военных специалистов, авианосная авиация может поразить более 70% стратегически важных целей на территории государств – потенциальных противников.

Особая роль отводится ей при ведении боевых действий на удаленных от США театрах, что было продемонстрировано при проведении операций глобальной войны с терроризмом в Ираке и Афганистане. По мнению командования ВМС, только наличие авиации в составе разнородных оперативных соединений флота, развернутых в передовых зонах, может обеспечить эффективное решение задач в ходе начальной фазы любого регионального конфликта.

Наиболее значимыми программами в области развития авиации американских ВМС являются: закупки и освоение истребителя-штурмовика F-35В (для авиации МП) и F-35С "Лайтнинг-2" (для палубной авиации флота), противолодочного самолета Р-8А "Посейдон", самолета ДРЛО Е-2D "Супер Хокай", беспилотного летательного аппарата MQ-4C "Тритон"; продолжение поставок палубных самолетов РЭБ EF-18G "Гроулер", многоцелевых вертолетов МH-60S "Найт Хок" и противолодочных МH-60R "Файр Хок", транспортных самолетов MV-22В "Оспрей", вертолетов огневой поддержки АН-1Z "Кинг Кобра", вертолетов боевого обеспечения UН-1Y "Веном", а также БПЛА вертолетного типа MQ-8B "Файр Скаут". Кроме того, ведутся работы по созданию транспортного вертолета CH-53К "Кинг Стэльен", ударного беспилотного летательного аппарата авианосного базирования на базе Х-47В и БПЛА вертолетного типа MQ-8C.

Авиацией флота, как и военно-морскими силами в целом, руководят министр военно-морских сил (гражданское лицо) и начальник штаба ВМС (г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) через командующего воздушными силами ВМС (Commander, U.S. Naval Air Forces) – штаб на авиабазе Норт-Айленд (штат Калифорния), который одновременно является командующим воздушными силами Тихоокеанского флота (Commander, Naval Air Force, U.S. Pacifi c Fleet) и подчиненного ему командующего воздушными силами Атлантического флота (Commander, Naval Air Force, Atlantic) – штаб на АвБ Норфолк.

Командующему воздушными силами ВМС непосредственно подчинены:
– заместитель командующего воздушными силами ВМС (Deputy Commander, Naval Air Forces) – первый заместитель командующего воздушными силами Тихоокеанского флота (Vice-Commander, Naval Air Forces, U.S. Pacifi c Fleet), который по совместительству также является командующим резервом авиации флота (Commander, Navy Air Force Reserve); штаб дислоцируется на АвБ Норфолк;
– командующий воздушными силами флота передового базирования (Commander, Fleet Air Forward) со штабом на АвБ Ацуги (Япония);
– заместитель командующего воздушными силами ВМС по летной подготовке (Deputy Commander, Naval Air Forces for Training) – начальник управления подготовки летного состава ВМС (Chief of Naval Air Training) со штабом на АвБ КорпусКристи (штат Техас).

Особое место в воздушных силах ВМС занимает авиационно-техническое командование ВМС (Naval Air Systems Command) со штабом на АвБ Патаксент-Ривер (штат Мэриленд). Данный орган является береговым командованием центрального подчинения. На него возложены задачи создания и проведения всесторонних испытаний новой авиатехники и вооружения, а также воздушных средств противодействия ПВО противника, обнаружения целей, их опознания, целеуказания, разведки, связи и управления. В структуру этого командования входит центр боевого применения авиации ВМС (Naval Air Warfare Center), который состоит из двух подразделений: испытаний АТ (Air Division) на АвБ Патаксент-Ривер и испытаний авиационных вооружений (Weapon Division) на АвБ Чайна-Лейк (штат Калифорния).

В интересах центра боевого применения авиации ВМС созданы испытательные авиакрылья Атлантического (АвБ Патаксент-Ривер) и Тихоокеанского (АвБ Пойнт-Мугу, штат Калифорния) флотов.

В составе вышеуказанных формирований насчитывается более 100 самолетов и вертолетов различного типа, которые используются для летных и наземных испытаний в ходе целевых НИОКР.

На командующих воздушными силами Атлантического и Тихоокеанского флотов замыкаются командиры авиакрыльев авианосной и базовой авиации.

Авиаэскадрильи из их состава включаются в авиакрылья авианосных ударных групп (АУГ) и групп БПА оперативных флотов (3 ОФ – восточная и центральная части Тихого океана, 4 ОФ – зона Центральной и Южной Америки, 5 ОФ – зона ОЦК, 6 ОФ – Европейская и Африканская зоны, 7 ОФ – западная часть Тихого океана).

Воздушные силы Атлантического флота (АТФ). В соответствии с административной организацией американских ВМС они включают четыре авиакрыла однородных сил: истребительно-штурмовое АТФ (Strike Fighter Wing Atlantic), 11-е патрульно-разведывательное (Patrol and Reconnaissance Wing 11), противолодочное вертолетное АТФ (Helicopter Maritime Strike Wing Atlantic) и боевое вертолетное АТФ (Helicopter Sea Combat Wing Atlantic), а также три отдельные авиаэскадрильи.

Несмотря на значительную разницу в количестве подчиненных авиаэскадрилий и, соответственно, в наличии авиационной техники и личного состава, командиры всех авиакрыльев, отдельных, учебно-боевых и испытательных эскадрилий имеют воинское звание кэптен (капитан 1 ранга), а командиры  остальных авиаэскадрилий – коммандер (капитан 2 ранга).

Командир авиакрыла отвечает за подготовку летного и технического состава, состояние АТ, укомплектованность соединения личным составом и все виды тылового обеспечения подразделений.

Каждое авиакрыло имеет свой герб и девиз, а каждая авиаэскадрилья – герб, название и буквенный код, которые наносятся на крылья самолетов, а также на вертикальное хвостовое оперение самолетов и вертолетов.

Воздушные силы Тихоокеанского флота (ТОФ). Включают девять авиакрыльев, в том числе: истребительно-штурмовое ТОФ (Strike Fighter Wing Pacifi c), боевого управления и тылового обеспечения (Command and Control Logistics Wing); авиакрыло РЭБ (Electronic Attack Wing Pacifi c); 1 ак стратегической связи (Strategic Communication Wing 1); 2, 10 и 57-е патрульно-разведывательные авиакрылья (Patrol and Reconnaissance Wing: 2, 10 and 57); противолодочное вертолетное ТОФ (Helicopter Maritime Strike Wing Pacific); боевое вертолетное ТОФ (Helicopter Sea Combat Wing Pacific).

В системе административной организации авиации ТОФ особое место занимают следующие соединения: авиакрыло РЭБ, авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения, а также 1 ак стратегической связи. Это обусловлено тем, что первые два выделяют авиаэскадрильи в состав авианосных авиакрыльев ТОФ и АТФ, а третье представляет собой соединение самолетов-ретрансляторов системы "ТАКАМО" и воздушных командных пунктов, которое предназначено для обеспечения резервной связи с ПЛАРБ ВМС США, находящимися в районах боевого патрулирования. С учетом того что данное крыло базируется в центральной части США на АвБ Тинкер (штат Оклахома), из его состава выделяются на основе ротации авиаотряды, которые располагаются на АвБ Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) и Тревис (Калифорния).

Из состава 2-, 10- и 11-го патрульно-разведывательных авиакрыльев на ротационной основе выделяются патрульные эскадрильи и отряды самолетов для несения боевой службы в передовых зонах с базированием на АвБ Сигонела (о. Сицилия, Италия), Комалапа (Сальвадор), Мисава (Япония), Кадена (о. Окинава) и Эль-Удейд (Катар).

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №2. - С. 52-58

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (27.02.2022) | Автор: Капитан 1 ранга М. Юрьев
Просмотров: 551 | Теги: М. Юрьев, Авиация ВМС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar