Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 18:44
Ключевые слова
бюджет

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [433]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Финансы

Проект военного бюджета США на 1990 и 1991 финансовые годы
HTML clipboard

Проект военного бюджета США на 1990 и 1991 финансовые годы

Подполковник В. Ефремов

В начале января 1989 года на рассмотрение конгресса США был представлен наработанный администрацией Рейгана проект военного бюджета страны на два финансовых года - 1990-й и 1991-й. Ассигнования по официальному военному бюджету (федеральной программе «Национальная оборона») предусматривались в сумме 315,2 и 330,8 млн. долларов соответственно (годовые приросты - 5,5 и 4,9 проц.), расходы - 303,0 и 314,4 млрд. (1,6 и 3,8 проц), а ассигнования министерству обороны - в сумме 305,6 и 320,9 млрд. долларов (годовые приросты - 5,3 и 5,0 проц. соответственно), расходы - 293,8 и 304,7 млрд. (1,4 и 3,7 проц.). В реальном исчислении прирост ассигнований военному ведомству оценивался примерно в 2 проц. ежегодно, расходы Пентагона в 1990 году должны были уменьшится по сравнению с предыдущим на 2,2 проц., а в 1991-м увеличиться на 0,4 проц.

Относительно невысокие планируемые темпы роста военного бюджета на 1990 и 1991 финансовые годы были обусловлены в первую очередь планами администрации Рейгана сбалансировать к 1993-му федеральный бюджет, дефицит которого в текущем году составит, по оценкам западных экономистов, более 160 млрд. долларов.

Новый президент США Дж. Буш, вступивший в должность 20 января 1989 года,, объявил о продолжении в целом бюджетной политики прежней администрации. В то же время новое руководство предприняло более кардинальные меры для ликвидации дефицита федерального бюджета. Так, были пересмотрены некоторые его разделы на 1990 и 1991 годы, и в первую очередь заявка министерства обороны.

Бюджетная заявка военного ведомства на 1990 финансовый год по ассигнованиям сокращена на 10 млрд. долларов, а его расходы - на 4 млрд., а на 1991-й эти показатели снижены на 9,9 и 6,8 млрд. долларов соответственно, В результате годовые приросты ассигнований министерству обороны в текущих ценах составят 1,9 проц. в 1990 году и 1,5 проц. в 1991-м. Расходы в 1990 году останутся на уровне предыдущего года, а в 1991-м возрастут на 2,8 проц. В постоянных ценах ассигнования министерству обороны США снизятся в 1990 году по сравнению с 1989-м на 1,2 проц., а в 1991-м годовой прирост будет 2,2. Предполагается, что годовое снижение расходов Пентагона в 1990 году составит 1 проц., а в 1991-м - 0,4.

Сокращение бюджетной заявки администрации Рейгана повлечет за собой снижение доли военного бюджета в ВНП и федеральном бюджете (табл. 1).

Кроме того, в рамках военного бюджета финансируются военные программы министерства энергетики, основной целью которых является создание ядерного оружия, федерального агентства по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), а также ряд других видов деятельности, отнесенных по национальной классификации к «военной».

На военные программы министерства энергетики в предстоящие два года запрашивается 9,0 и 9,4 млрд. долларов. Около 50 проц. этих сумм предназначается на разработку, испытание и производство ядерного оружия, почти 40 проц. - на производство ядерных материалов и захоронение радиоактивных отходов. Такой значительный рост ассигнований (в 1990 году на 11,1 проц. больше по сравнению с предыдущим) обусловлен в первую очередь увеличением средств, выделяемых на производство ядерных материалов и захоронение радиоактивных отходов в связи с расширением объемов переработки материалов, а также проведением мероприятий по повышению безопасности и охране окружающей среды.

На исследования и разработки по программе СОИ министерству энергетики планируется выделить свыше 0,3 млрд. долларов. Из этих средств 266 млн. предназначаются для проведения работ в области создания оружия направленной энергии, 45 млн. - на разработку ядерного реактора для установки на космических аппаратах военного назначения.

Финансовые средства на военные цели выделяются не только в рамках программы «Национальная оборона», но и по ряду гражданских статей федерального бюджета. Этот факт не отрицают и официальные представители. Так,, по данным центра оборонной информации, четверть бюджета Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) предназначена для реализации космических программ военного назначения.

Важное место в деятельности НАСА уделяется созданию долговременной орбитальной станции, которая будет иметь военно-прикладное назначение. В 1990 году на эти цели планируется ассигновать около 2,1 млрд. долларов. Предполагается, что к ее создании наряду с НАСА примет участие Европейское космическое агентство, а также Канада и Япония.

Долговременная орбитальная станция будет представлять собой многоцелевой космический комплекс с наращиваемой структурой, состоящий из обитаемых и необитаемых модулей, размещаемых на разных орбитах и связанных между собой посредством системы управления. Первый этап программы, предполагающий создание обитаемой части комплекса на низкой околоземной орбите и автономной автоматической платформы на полярной орбите, должен быть завершен к 1996 году. Но оценкам американских специалистов, стоимость строительства в рамках первого этапа составит 25-30 млрд. долларов. Предполагается, что с начала 90-х годов на выполнение данной программы будет выделяться до 3 млрд. долларов в год.

В целом на деятельность НАСА в 1990 и 1991 финансовых годах запрашиваются ассигнования в сумме 13,1 и 14,6 млрд. долларов соответственно.

Основная часть военного бюджета - около 97 проц. - направляется министерству обороны и предназначается непосредственно на техническое оснащение видов вооруженных сил, обеспечение их повседневной деятельности.
Как сообщает зарубежная печать, в распределении ассигнований министерству обороны по видам вооруженных сил имеются следующие особенности.

В последние годы на содержание и оснащение ВВС и ВМС выделяются примерно одинаковые суммы - от 31 до 33 проц. бюджета министерства обороны (табл. 2). На долю сухопутных войск приходится более 26 проц. Рост абсолютного и относительного значений ассигнований управлениям и ведомствам министерства обороны связан в первую очередь со значительными объемами финансовых ресурсов, выделяемых Организации по осуществлению «стратегической оборонной инициативы» - ООСОИ (4,6 млрд. долларов в 1990 году и 5,4 млрд. в 1991-м).

Неодинаковые численные и боевые составы видов вооруженных сил обусловливают различия в структуре их бюджетов. Так, если более 50 проц. бюджета ВВС и около 40 проц. бюджета ВМС выделяется на их техническое оснащение (закупки оружия и боевой техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военное строительство), то доля ассигнований на эти цели в бюджете армии составляет примерно 25 проц., а основная его часть - более 70 проц. - направляется на содержание личного состава, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск.

Характерной чертой распределения ассигнований министерству обороны по целевому назначению (по бюджетным статьям) в 1991 году является рост после пятилетнего сокращения финансовых средств на закупки оружия и боевой техники. В то же время наибольшая доля бюджета предназначается для проведения боевой подготовки и материально-технического обеспечения войск (табл. 3). Это свидетельствует о стремлении руководства министерства обороны повысить уровень боеготовности вооруженных сил и их способность вести длительные боевые действия.

Ассигнования на закупки оружия и боевой техники по видам вооруженных сил в 1990 и 1991 финансовых годах распределяются следующим образом; наибольшая доля средств (42 проц.) предназначается ВВС, удельный вес ВМС составляет примерно 38 проц., сухопутных войск - 17 проц., управлений и ведомств министерства обороны - около 3 проц. (табл. 4).

Для военно-воздушных сил на приобретение оружия и боевой техники планируется ассигновать 32,8 (37,4)* млрд. долларов. Половина этих средств предназначается для производства новых и модернизации состоящих на вооружении самолетов стратегической авиации, авиации ПВО, тактической, военно-транспортной авиации, вертолетов различных типов, а также запасных частей к ним. На закупки ракетно-космической техники предполагается выделить 7,4 (10,1) млрд. долларов, прочей боевой техники - 8,6 (9,0) млрд. Финансирование программ закупок основных систем оружия для ВВС приведено в табл. 5.

На закупки оружия и боевой техники для военно-морских сил (табл. 6) запланировано выделить 30,2 (33,6) млрд. долларов, из них 8,8 (9,5) млрд. пойдут на приобретение авиационной техники, 9,6 (11,0) млрд. - боевых кораблей и вспомогательных судов, 5,7 (6,0) млрд. - ракетного оружия, артиллерийско-стрелкового вооружения и торпед, 4,9 (5,7) млрд. - прочей военной техники. По бюджету военно-морских сил также планируются закупки оружия и боевой техники для морской пехоты, В 1990 году на эти цели предполагается направить 1,2 млрд. долларов, | 1991-м - 1,4 млрд.

Бюджетом сухопутных войск ассигнования на закупки оружия и военной техники предусмотрены в размере 14,2 (14,3) млрд. долларов (табл. 7). По видам оружия и боевой техники эти суммы распределяются следующим образом: авиационная техника - 2,9 (3,0) млрд. долларов, ракетное оружие - 2,7 (3,0) млрд., артиллерийско-стрелковое вооружение и бронетанковая техника - 2,7 (2,8) млрд., боеприпасы - 1,7 (1,6) млрд., прочие виды боевой техники - 4,2 (3,9) млрд.

Военно-техническая сторона современной военной доктрины США предусматривает постоянное удержание военно-технического превосходства Соединенных Штатов над СССР, что подтверждается значительным объемом финансовых средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), В 1990 к 1991 финансовых годах на эти цели предполагается выделить по 39,5 млрд. долларов, что составляет 13,4 (12,7) проц. всего бюджета министерства обороны. Как I в прошлом, наиболее высокими темпами растут финансовые средства на разработку перспективных технологий, более 70 проц. которых выполняется в рамках СОИ. В то же время более 1/3 ассигнований на НИОКР направляется на реализацию тактических программ. На разработки стратегических систем оружия в 1990 году предполагается выделить 5,7 млрд. долларов, в 1991-м - 4,9 млрд.

Наибольшая доля ассигнований, запрашиваемых администрацией Дж. Буша на проведение НИОКР, предназначается ВВС - 36,8 (34,2). проц. (табл. 8). На втором месте находятся управления и ведомства министерства обороны, тогда как в предыдущие годы его стабильно занимали ВМС. Изменения в структуре финансирования НИОКР обусловлены в первую очередь значительными объемами финансовых ресурсов, выделяемых 00С0И. Удельный вес ВМС в ассигнованиях на НИОКР составит 24,9 (23,6) проц., сухопутных войск - 14,4 (15,3) проц.

Наиболее дорогостоящими НИОКР являются разработки перспективного многоцелевого истребителя ATF (в 1990-м - 1,1 млрд. долларов, в 1991-м - 1,6 млрд.), военно-транспортного самолета С-17А (0,9 и 0,5 млрд.), многоцелевого вертолета LHX (0,2 и 0,4 млрд.), МБР MX (с учетом железнодорожного варианта базирования 0,8 и 0,5 млрд.), МБР «Миджитмен» (0,1 и 0,2 млрд.), управляемой раке-ты «Срэм-2» класса «воздух - земля» (по 0,2 млрд. ежегодно), системы спутниковой связи МИЛСТАР (0,7 и 0,6 млрд. долларов).

Таким образом, несмотря на то что в последнее время обстановка в мире несколько улучшилась: в соответствии с подписанным СССР и США Договором идет процесс ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а в настоящее время ведутся переговоры о 50-процентном сокращении стратегических вооружений, - направленность военной политики Соединенных Штатов осталась неизменной. Военно-политическое руководство страны продолжает курс на повышение боеготовности и уровня технической оснащенности вооруженных сил, в первую очередь за счет разработок и закупок высокоэффективных систем оружия.

* Здесь и далее до скобок приводятся цифры на 1990 финансовый год, а в скобках - на 1991-й,-Ред.

Таблица 1
Проекты военных бюджетов США, предложенные администрациями Рейгана (I) и Буша (II) на 1990 и 1991 финансовые годы

Денежные средства и их доля в общем бюджете

1990

1991

I

II

Измене-ния

I

II

Измене-ния

Ассигнования, млрд. долларов

315,2

305,2

 - 10,0

330,8

320,9

-9,9

Расходы, млрд. долларов

303,0

299,0

-4,0

314,4

307,6

-6,8

Доля военного бюджета. проц.:

           

- в ВНП

5,4

5,4

-

5,3

5,2

-0,1

- в федеральном бюджете

26,3

26,0

-0,3

26,0

25,5

-0,5

-

Таблица 2
Распределение бюджетных ассигнований министерству обороны США по видам вооружённых сил (в млрд. долларов)

Виды вооруженных сил

Финансовые годы

1988 (фактически)

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Сухопутные войска

75,8

78,2

73,8

81,8

Военно-воздушные силы

88,3

94,6

87,7

103,0

Военно-морские силы

100,3

97,4

97,8

103,1

Управления и ведомства министерства обороны

19,4

20,0

21,3

23,1

Всего

283,8

290,2

295,6

311,0

-

Таблица 3
Распределение бюджетных ассигнований министерству обороны США по целевому назначению {в млрд. долларов)

Бюджетные статьи

Финансовые годы

1988 (фактически)

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Содержание военнослужащих

76,6

78,6

70,2

81,3

Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск

81,6

85,9

90.2

94,0

Закупки оружия и боевой техники

80,1

79,2

78,8

87,1

НИОКР

36,5

37,5

39,5

39,5

Военное строительство

5,3

5,7

4,8

5,6

Жилищное обеспечение

3,2

3,3

3,2

3,6

Прочие (включая компенсационные поступления)

0,5

-

-0,1

0,1

Всего

283,8

290,2

295,6

311,0

-

Таблица 4
Распределение бюджетных ассигнований Министерству обороны США на закупки оружия и боевой техники по видам вооружённых сил (в млрд. долларов)

Виды вооруженных сил

Финансовые годы

1988 (фактически)

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Сухопутные войска

14,9

14,9

14,2

14,3

Военно-воздушные силы

26,7

30,9

32,8

37,4

Военно-морские силы

35,9

30,9

30,2

33,6

Управления и ведомства министерства обороны

2,6

2,5

1,6

1,8

Всего

80,1

79,2

78,8

87,1

-

Таблица 5
Ассигнования на закупки основных систем оружия для ВВС (в млрд. долларов)

Наименование системы оружия

Финансовые годы

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Тактические истребители F-16C и D «Файтинг Фалкон»

3,0 (180)*

2,5 (150)

2,4 (150)

Тактический истребитель F-15E «Игл»

1,4 (36)

1,5 (36)

2,0 (36)

Военно-транспортный самолет С-17А

1,0 (4)

2.0 (6)

2,6 (10)

МБР MX (LGM-118A)

0,8 (12)

1.0 (12)

1,9 (12)

УР «Мейверик» AGM-65

0,3 (2820)

0.2 (2270)

0.2 (2020)

УР AMRAAM AIM-120A

0,8 (871)

0,9 (1450)

0.9 (2200)

Поотиворадиолокационная УР HARM AGM-88A

0,2 (893)

0.1 (326)

0,05 (200)

* В скобках указано количество закупаемых систем оружия

-

Таблица 6
Ассигнования на закупки основных систем оружия для ВМС (в млрд. долларов)

Наименование системы оружия

Финансовые годы

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Многоцелевой самолет F/A-18 «Хорнет»

2,4 (84)*

2,5 (66)

2,1 (66)

Палубный истребитель F-14D «Томкэт»

0,9 (12)

0,9 (6)

0,9 (12)

Самолет с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой AV-8B «Харриер"

0,5 (24)

0,6 (24)

0,5 (24)

Самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер»

0,5 (12)

0,1 -

 0,4 (3)

Самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай»

0,3 (6)

0,5 (4)

0,4 (9)

Противолодочные вертолеты SH-60 В и F

0,5 (24)

-

0,3 (18)

БРПЛ «Трайдент-2»

1,9 (66)

1,8 (63)

1.5 (52)

УР «Феникс» АIM-54С

0.4 (450)

0,4 (420)

-

УР AMRAAM AIM-120A

0,03 (26)

0,1 (150)

0,4 (800)

ПКР «Гарпун» AGM-84A

0.2 (119)

0.2 (190)

0,2 (184)

Противорадиолокационная УР  HARM AGM-88A

0,3 (1307)

0,3 (1162)

0.4 (1400)

Крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» BGM-109A и В

0,7 (510)

0,6 (400)

0,7 (400)

ЗУР «Стандарт-2»

0,6 (1310)

0,3 (590)

0,6 (900)

ПЛАРБ типа «Огайо»

1,2 (1)

1,3 (1)

1.4 (1)

ПЛА типа «Лос-Анджелес"

1,4 (2)

0,9 (1)

-

ПЛА типа «Сивулф»

1.5 (1)

0,9 -

3,4 (2)

Эскадренный миноносец УРО типа «Орли Бёрк»

2,8 (4)

3,6 (5)

3.6 (5)

Десантный транспорт-док типа «Уидби Айленд»

 

0,2 (1)

0,2 (1)

* В скобках указано количество закупаемых систем оружия

-

Таблица 7
Ассигнования на закупки основных систем оружия для СхВ (в млрд. долларов)

Наименование системы оружия

Финансовые годы

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Многоцелевой вертолет UH-60A «Блэк Хок»

0,4 (72)*

0,4 (61)

0,4 (61)

Боевой вертолет АН-64А «Апач»

0.9 (72)

0,9 (66)

0,8 (66)

ЗУР MIM-104 для ЗРК «Патриот»

0,8 (815)

1,0 (815)

0.9 (817)

РСЗО MLRS

0,4 (48 000)

0,3 (24 000)

0,3 (24 000)

ПЗРК «Стингер»

0,2 (6750)

0,1 (2375)

0,3 (7203)

ПТУР «Тоу-2»

0,1 (12 000)

0,1 (9455)

0,2 (13 284)

Ракета для тактической ракетной системы ATACMS

0,1 (66)

0,1 (152)

0,2 (452)

БМП М2 «Брэдли» и БРМ МЗ

0,7 (581)

0,6 (600)

0,7 (600)

Танк М1А1 «Абрамс»

1,4 (555)

1,3 (448)

1,2 (261)

* В скобках указано количество закупаемых систем оружия

-

Таблица 8
Распределение бюджетных ассигнований МО США на НИОКР по видам ВС (в млрд. долларов)

Виды вооруженных сил

Финансовые годы

1988 (фактически)

1989 (оценка)

1990 (проект)

1991 (проект)

Сухопутные войска

4,7

5,1

5,7

6,0

Военно-воздушные силы

14,6

14,7

14,5

13,5

Военно-морские силы

9.4

9,3

9.8

9,3

Управления и ведомства министерства обороны

7,8

8,4

9,5

10,7

Всего

36,5

37.5

39,5

39,5

Зарубежное военное обозрение №9 1989 С. 63-68

Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (24.02.2010) | Автор: Подполковник В. Ефремов

Просмотров: 2458 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов