Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 19:00
Ключевые слова
LCAC-1, CAC-100, LCPL Мк 11, LCU-1600, Д. Шинкоренко, десантно-высадочный катер, LCM-6, LCM-8

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Флот

Работы в США, Великобритании и Франции по модернизации и созданию нового поколения десантно-высадочных катеров (2012)

Работы в США, Великобритании и Франции по модернизации и созданию нового поколения десантно-высадочных катеров

Каштан 2 ранга Д. Шинкоренко

Одним из основных требований, предъявляемым к амфибийным силам ведущих зарубежных стран, которое сохранится и на обозримую перспективу является возможность так называемой загоризонтной высадки морских десантов. Это означает, что десантные корабли амфибийных сил должны быть способны высаживать личный состав, вооружение, технику и грузы морской пехоты на необорудованное побережье территории противника из безопасной зоны - на удалении от берега не менее чем 25 миль, то есть без вхождения ДК в зону поражения береговых средств обороны противника. Но загоризонтная высадка морских десантов ужесточает требования не только к средствам доставки (десантным кораблям), но и к средствам высадки (десантно-высадочным катерам и транспортно-десантным вертолетам). В статье представлены программы США, Великобритании и Франции по модернизации и созданию десантно-высадочных катеров нового поколения, отвечающих перспективным требованиям.

Парк десантных катеров (ДК) основных зарубежных стран весьма разнообразен взависимости от их предназначения и конструктивных особенностей. Большинство десантных катеров, состоящих на вооружении зарубежных стран (LCM - Landing Craft, Mechanized (ДВК для перевозки техники); LCU - Landing Craft, Utility (ДВК общего назначения) ; LCVP - Landing Craft, Vehicle and Personnel (ДВК для перевозки пехоты и автотранспортных средств)), за исключением LCPL - Landing Craft, Personnel, Large (пехотно-десантных) используются для транспортировки как бронетехники, так и пехоты с грузами. В США также состоят на вооружении десантные катера на воздушной подушке (ДКВП) (LCAC - Landing Craft Air Cushion), способные перевозить технику, грузы и пехоту. В Великобритании ДКВП типа "Грифон 2000" способны перевозить только пехоту и грузы.

Эффективность действия ДВК различного типа определяется скоростью транспортировки грузов и грузовместимостью. Большую часть современного парка десантно-высадочных катеров основных зарубежных стран составляют плоскодонные ДК водоизмещающего типа (LCM, LCU, LCVP), скорость хода которых при перевозке десанта обычно не превышает 15 уз, а десантовместимость находится ниже уровня современных требований. Катера с корпусом глиссирующего типа (LCPL), используемые в США главным образом для перевозки численно ограниченного личного состава морской пехоты, имеют низкую десантовместимость. Десантные катера на воздушной подушке, находящиеся на вооружении амфибийных сил США, имея относительно высокую скорость хода, значительную десантовместимость и способность доставлять десант дальше береговой черты, имеют основной недостаток - высокую стоимость жизненного цикла, причем практически на всех ее этапах, начиная со стоимости разработки и закупки и заканчивая эксплуатационными расходами. На диаграммах представлено соотношение ДВК различного типа в ВМС США и Великобритании.

С учетом требования "загоризонтной" высадки за рубежом к ДВК предъявляются следующие требования: они должны преодолеть 25-мильную зону как можно быстрее и при этом перевезти как можно больше грузов. Кроме того, выдвигаются требования, касающиеся возможности базирования ДВК в доковых камерах существующих и перспективных десантных кораблей, что ограничивает главные размерения и, соответственно, грузовместимость катеров, а также возможность выполнения катерами задач в неблагоприятных погодных условиях - при высокой бальности моря.

Соотношение ДВК различного типа в ВМС США
Соотношение ДВК различного типа в ВМС Великобритании

В таблице 1 представлены основные характеристики ДВК различного типа, состоящих на вооружении, а кроме того, проектируемых и строящихся  для амфибийных сил ВМС США, Великобритании и Франции, а также коэффициент эффективности, выраженный как отношение удельной грузовместимости и скорости хода при полной загрузке и в благоприятных погодных условиях.

Однако необходимо учитывать, что скорость ДВК, особенно на воздушной подушке, сильно зависит от состояния моря. Например, при волнении в 3-4 балла скорость ДКВП типа LCAC-1 снижается практически вдвое, что влечет за собой пропорциональное снижение эффективности их использования, которая в таких условиях будет ниже, чем у водоизмещающих тихоходных десантных катеров. Таким образом, при разработке ДВК нового поколения особое внимание зарубежные специалисты уделяют увеличению скорости их хода и мореходности.

С целью расширения возможностей амфибийных сил по загоризонтной высадке морских десантов при приемлемых затратах в последнее десятилетие в США, Великобритании и Франции инициирован ряд программ модернизации состоящих на вооружении ДВК и создания катеров нового поколения.

Программа (SLEP - Service Life Extension Programme) продления срока службы десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC-1 амфибийных сил ВМС США

ВМС США имеют более чем 25-летний опыт проектирования, строительства и эксплуатации ДКВП типа LCAC-1. Катера данного типа обеспечивают высокие темпы высадки МП с техникой и грузами из-за горизонта (25 миль и более) с ДК непосредственно на берег. Грузоподъемность этих средств составляет 60 т (максимальная 75т), а скорость хода при такой загрузке превышает 40 уз. Начальная оперативная готовность была достигнута в 1986 году, а к 2001-му был построен 91 ДКВП (строительство катеров было поделено между компаниями "Текстрон марин", "Лэнд системз" и "Эвондэйл галфпорт марин"); в последующий период "Текстрон" выпустила еще шесть ДКВП типа LCAC-1 для ВМС Японии.

Загрузка и выгрузка по принципу "ро-ро" возможны как через носовую (шириной 8,7 м), так и через кормовую (4,5 м) аппарель. Дальность плавания при полной загрузке 200 миль при скорости хода 40 уз или 300 миль при 30 уз. Загруженный ДКВП может действовать при волнении моря 3 балла, без загрузки - 4 балла.

В настоящее время ДКВП типа LCAC-1 обеспечивают загоризонтную высадку МП с техникой и грузами с ДК непосредственно на берег. Его уникальная мореходность позволяет действовать вне зависимости от приливов и отливов, глубины моря, рельефа дна и различного рода подводных препятствий, а также угла наклона береговой черты. Специалисты ВМС США утверждают, что доступность береговой черты для ДКВП типа LCAC-1 достаточно велика (70 проц.) по сравнению с большинством современных ДВК водоизмещающего типа (например, эта величина для ДВК общего назначения типа LCU составляет всего 17%).

Изначально ДКВП типа LCAC-1 проектировались со сроком службы 20 лет. В 2000 году управление кораблестроения и вооружения ВМС (NAVSEA - Naval Sea System Command) инициировало программу продления срока службы 73 катеров (SLEP - Service Life Extension Programme) на 10 лет. Стоимость программы 1,7 млрд долларов. Она предусматривала: восстановление корпуса катера (связано с проблемой коррозии, а также модернизацией корпуса); а также системы движителей и поддержания катера (для увеличения срока эксплуатации и снижения трудозатрат при эксплуатации); улучшение характеристик газотурбинных двигателей (ГТД) (четыре ГТД марки TF-40B мощностью 16 000 л. с. заменены ГТД Vericor Power Systems марки ETF-40B с цифровой автоматизированной системой управления (FADЕС - Full Authority Digital Engine Control), обеспечивающими увеличение мощности до 19 000 л. с, снижение расхода топлива и трудозатрат при обслуживании) ; разработку новой конструкции гибкого ограждения воздушной подушки ("глубокой" юбки) с низким сопротивлением, которая обеспечила приемлемую безопасную высоту преодоления препятствий (клиренс) и снижение трудозатрат при обслуживании; замену радиоэлектронного вооружения управления, контроля, связи и навигации (C4N - Command, Control, Communications, Computers and Navigation) новым, с открытой архитектурой.

Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC-1
Концепция катера на воздушной подушке с новым гибким ограждением воздушной подушки (с "глубокой" юбкой)

Согласно программе продления срока службы ДКВП типа LCAC-1 проходят модернизацию постепенно группами по отдельным контрактам, распределенным между "L-З коммуникейшнз унидайн дивижн" и "Оушианиринг интернэшнл". Модернизацию последней партии катеров планируется завершить в 2016 году.

Параллельно с модернизацией ведутся исследования, нацеленные на увеличение срока эксплуатации ДКВП. Например, научно-исследовательское управление ВМС (ONR - Office of Naval Research) рассматривает проект по созданию и испытанию нового поколения нагнетательных вентиляторов для ДКВП, выполненных из облегченных материалов, а также ряд проектов, направленных на рост КПД, снижение массогабаритных характеристик и обеспечение большего удобства эксплуатации. Кроме того, научно-исследовательское управление ВМС также осуществляет контроль программы создания усовершенствованного гибкого ограждения воздушной подушки (ASS - Advanced Skirt System) для ДКВП нового поколения. Целью программы является увеличение возможности перспективных ДКВП действовать в плохих погодных условиях при волнении моря до 5 баллов. Все эти и многие другие технологии будут использоваться при создании быстроходного десантно-высадочного катера для амфибийных сил ВМС США в рамках программы SSC (Ship-to-Shore Connector).

Программа SSC (Ship-to-Shore Connector) по созданию быстроходного десантно-высадочного катера для амфибийных сил ВМС США

1 марта 2011 года управление кораблестроения и вооружения ВМС обнародовало проект условий подряда на разработку рабочего проекта и строительство к 2018-му опытного образца ДКВП (LCAC-100) в рамках программы SSC (Ship-to-Shore Connector), известного также как JMAC (Joint Maritime Assault Connector), для проведения испытаний и строительства девяти дополнительных катеров к маю 2020 года. Согласно предъявляемым к перспективным катерам требованиям по своим характеристикам они будут подобны катерам типа LCAC-1, для замены которых они предназначены, ужесточены лишь требования к мореходности и стоимости жизненного цикла. Основными требованиями являются: скорость хода около 50 уз, грузовместимость более 75 т, возможность действия из-за горизонта - 25 миль и более при состоянии моря до 5 баллов. В то же время выдвигается еще ряд условий: повышение эксплуатационной надежности, удобства обслуживания и коэффициента готовности (отношение времени работоспособности и доступности системы к заданному периоду времени) при снижении стоимости жизненного цикла и увеличении срока службы до 30 лет. Кроме того, считается необходимым сократить численность экипажа с пяти до двух человек. Основные ТТХ ДКВП, состоящих на вооружении, а также проектируемых и строящихся для амфибийных сил ВМС США и Великобритании, представлены в таблице 2.

Учитывая опыт эксплуатации ДКВП типа LCAC-1, в рамках программы SSC управление кораблестроения и вооружения ВМС определило 25 приоритетных направлений для увеличения эксплуатационной надежности и большего удобства обслуживания. Кроме того, предприняты попытки снижения МГХ перспективных ДКВП за счет широкого применения композиционных материалов.

В результате в проекте будут использоваться ряд передовых технологий и конструктивно-схемных решений, например таких как: новые более мощные и экономичные газотурбинные двигатели с цифровой системой автоматического управления, генераторы электроэнергии с приводом от главного редуктора, электроэнергетическая система с частотой вырабатываемого тока 60 Гц, носовые подруливающие устройства с приводом от главного редуктора, упрощенная модульная схема главной энергетической установки, более удобная компоновка иллюминаторов ходовой рубки, усовершенствованные система вентиляции и кондиционирования воздуха, модернизированная высокочастотная антенна, электрические исполнительные механизмы, новая система пожаротушения. На ДКВП будет применяться также электронная система диагностики систем и механизмов, позволяющая проводить ремонты и техобслуживание не периодически, а по состоянию (по мере необходимости).

Корпус катера будет выполнен из более устойчивого к коррозии алюминиевого сплава АА5083, а внешние конструкции (включая верхнюю грузовую палубу) должны быть полностью покрашены.

Программа замены десантных катеров на воздушной подушке типа "Грифон" для амфибийных сил ВМС Великобритании

В июне 2009 года МО Великобритании выдало компании Гриффен ховеруорк ("Griffon Hoverwork") подряд на строительство четырех ДКВП типа "Грифон 2400 TD(M)", предназначенных для проведения плановой замены катеров типа "Грифон 2000 TD", вошедших в строй в 1993-м. В 2010 году первый ДВКП после проведения испытаний был сдан ВМС. Стоимость одного катера 6 млн долларов.

По сравнению с их предшественниками у новых ДКВП большие грузовместимость и безопасная высота преодоления препятствий - 0,8 м. Имея невысокую мореходность, они способны проводить высадку десанта при высоте волн до 1 м.

   Ход и поддержание воздушной подушки обеспечиваются одним дизельным двигателем. Автономность десантных катеров типа "Грифон 2400 TD(M)" по запасам топлива составляет 7 ч. Они могут транспортироваться на низкорамном полуприцепе и в грузовом отсеке военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес". Эти ДКВП базируются в затапливаемой доковой камере ДВКД "Альбион" и "Булварк" и десантных транспортов типа "Бэй", а также на ДВ "Оушн" по обоим бортам. Катера данного типа используются в основном для быстрой переброски ограниченного контингента личного состава спецподразделений с грузами. Экипаж два человека: пилот и пулеметчик.

Программа SMR (Surface Manoeuvre Rationalisation) по созданию быстроходного десантно-высадочного катера для амфибийных сил ВМС Великобритании

В рамках программы SMR (Surface Manoeuvre Rationalisation) в Великобритании ведутся исследования по созданию нового поколения быстроходных средств высадки морских десантов (FLC - Fast Landing Craft). Цель программы - совершенствование загоризонтной высадки для снижения уязвимости средств доставки (десантных кораблей) от противодействия противника при проведении высадки морских десантов.

Разрабатываемые ДВК должны быть значительно быстрее имеющихся на вооружении британских катеров общего назначения типа LCU Мк 10 (Landing Craft Utility). Основные требования - действовать с ДВКД ВМС Великобритании типа "Альбион" и транспортировать ОБТ (общая грузовместимость 90 т) со скоростью 21 уз или четыре полностью загруженные бронемашины типа "Викинг" (общая грузовместимость 65 т) со скоростью 27 уз. Это достаточно высокие требования относительно водоизмещения.

Десантный катер на воздушной подушке типа "Грифон 2400 TD(M)"
Демонстрационный образец катамарана на воздушной подушке скегового типа PACSCAT

В рамках программы компанией "Ки-нетик" (QinetiQ) разработан и построен компанией "Гриффон ховеруорк" в сотрудничестве с "Алюминиум щипбилдерз лтд"(Aluminium Shipbuilders Ltd.), "Марин проджектс" (ВМТ Marine Projects) и "БМТ найгел ги" (ВМТ Nigel Gee) демонстрационный образец катамарана на воздушной подушке скегового типа (PACSCAT - Partial Air Cushion Supported Catamaran).

Длина алюминиевого корпуса катамарана 30 м, ширина 7,7 м. Проектная грузовместимость ДВК 55 т, его масса при полной загрузке 175 т. Ход обеспечивается спаренными водометными движителями MJP с приводом от дизельных двигателей. В августе 2010 года прототип был готов к испытаниям. Демонстрационный образец находился в море более 100 ч и при волнении моря 2 балла показал скорость хода более 30 уз без загрузки. Испытания также показали, что характеристики прототипа ДВК отвечают спецификационным требованиям. Основные тактико-технические характеристики ДВК, проектируемых и строящихся для амфибийных сил ВМС Великобритании и Франции, представлены в таблице 3.

В рамках программы SMR компанией "ВМТ найгел ги" также разработан и построен демонстрационный образец быстроходного ДВК однокорпусной конструкции водоизмещающего типа. Корпус катера с тремя носовыми оконечностями и тоннелями между ними выполнен из алюминиевых сплавов. Носовая рампа складная, что снижает потери скорости. Энергетическая установка представлена тремя высокооборотными ДД MTU марки 16V2000M94 общей мощностью 5,8 МВт. Такая конфигурация уменьшает массу ЭУ и ее стоимость, повышает живучесть за счет резервирования и обитаемость машинного отделения (облегчает доступ в него при эксплуатации), а также способствует поддержанию высокой скорости хода даже при поломке одного из ДД (18 уз с нагрузкой 65 т при выходе из строя одного ДД, а при потере двух двигателей может идти своим ходом).

Масса катера без нагрузки составляет 107,6 т, скорость хода с четырьмя полностью загруженными бронемашинами типа "Викинг" - 28,5 уз и с  одним ОБТ - 22 уз. Кроме того, морские испытания показали, что потери скорости при состоянии моря 4 балла минимальны (менее 1 уз).

Создание быстроходного десантно-высадочного катера L-Cat в рамках программы EDA (Engins de Debarquement Amphi-bie) для амфибийных сил ВМС Франции

К предыскизному проекту новых десантных катеров в рамках программы ВМС Франции EDA (Engins de Debarquement Amphibie) компания CNIM (Constructions Industrielles de la Mediterranee) приступила в 2000 году, а в 2003-м он был приостановлен. Однако CNIM в инициативном порядке продолжала разработку. В апреле 2007 года был закончен рабочий проект, а в 2008-м на судоверфи "Гемелин" был построен демонстрационный образец ДВК типа L-Cat с корпусом катамаранного типа. Корпус был изготовлен из сплава алюминия, оснащен регулируемой по высоте грузовой палубой и имел носовую и кормовую аппарель. Основные характеристики катера-прототипа представлены в таблице 3.

Благодаря своим характеристикам ДВК может высаживать десант на берег с углом наклона 2° и выше, способен базироваться в доковой камере любого ДК НАТО и проводить операции при состоянии моря до 4 баллов. Длина грузовой палубы, расположенной между корпусами катамарана, составляет 23 м, ширина - 6,9 м.

В декабре 2008 года опытный образец ДВК прошел морские испытания в рамках возобновленной программы ВМС Франции EDA. В результате в проект были внесены некоторые изменения, которые включали модернизацию грузовой палубы и улучшение обзора ходовой рубки. В серийных ДВК, строящихся для амфибийных сил ВМС Франции, согласно требованиям программы EDA будут учтены все изменения.
Контракт стоимостью 125 млн евро на постройку восьми катамаранов был заключен в июне 2009 года. В январе 2011 года на судоверфи компании Socarenam shipbuilding and shiprepair group построен первый ДВК L9092, который в конце мая прошел трехмесячные сдаточные испытания. В декабре флот получил второй ДВК. Два последующих будут сданы в течение 2012 года. Первые четыре катера предназначены для первых двух УДК типа "Мистраль", остальные четыре будут построены для третьего и четвертого УДК в серии.

Проект ДВК нового поколения сочетает в себе такие качества, как высокая скорость хода, превосходная маневренность и значительно увеличенная грузовместимость. Характерной особенностью данного типа ДВК, позволяющей достичь столь высоких характеристик, является регулируемая по высоте при помощи четырех гидравлических приводов грузовая палуба.

С целью быстрой доставки техники, грузов и личного состава МП с десантного корабля к берегу ДВК используется как катамаран (при этом грузовая палуба находится в крайне верхнем положении), при подходе к берегу, для уменьшения осадки, грузовая палуба с помощью гидравлических приводов опускается, сохраняя при этом герметичность корпуса. Кроме того, катамаран можно использовать в режиме затапливаемого дока (при этом грузовая платформа, находясь в крайне нижнем положении, частично или полностью затапливается). Несмотря на то что данное конструктивно-схемное решение представляется инновационным в создании ДВК, по заявлению разработчиков, собранные и адаптированные в проекте L-Cat отдельные технологии широко применяются в судостроении, поэтому проект обладает низким уровнем технологических рисков. На базе ДВК типа L-Cat компанией CNIM разработано семейство катеров различного назначения.

Зарубежное военное обозрение №4, 2012, С.79-88

Категория: Флот | Добавил: pentagonus (16.05.2012) | Автор: Каштан 2 ранга Д. Шинкоренко

Просмотров: 4229 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов