search
menu
person

NEWS AND UDATES


Радиолокационные средства управления воздушным движением и мобильные командно-диспетчерские пункты
HTML clipboard

Радиолокационные средства управления воздушным движением и мобильные командно-диспетчерские пункты

Полковник Р. Казанцев

В последние десятилетия в связи с бурным развитием авиации, увеличением количества самолетов и вертолетов в вооруженных силах капиталистических государств, необходимостью выполнения ими боевых задач в любых метеоусловиях и в разное время суток и года вопрос об управлении воздушным движением (УВД) стал одним из основных в обеспечении деятельности авиации в целом. Военные ведомства за рубежом постоянно уделяют внимание развитию средств УВД, рассматривая их в первую очередь в качестве важного элемента системы ПВО.

Под управлением воздушным движением понимается комплекс технических средств и методов, обеспечивающих одновременный безопасный полет значительного количества самолетов (вертолетов) по различным маршрутам и в заданные промежутки времени. УВД решает довольно широкий круг задач - от обеспечения безопасности полета ограниченного числа летательных аппаратов до указания в любой момент времени экипажу каждого самолета (вертолета) конкретного курса, высоты и скорости полета.

В зависимости от решаемых задач, количества летательных аппаратов в воздухе, дальности и сложности маршрутов и условий выполнения полетов применяемые за рубежом для УВД средства и методы значительно отличаются друг от друга Так, в настоящее время при невысокой плотности воздушного движения, несложных задачах полета, простых метеоусловиях и слабой оснащенности наземными и самолетными средствами навигации и управления еще применяется УВД, осуществляемое только диспетчерами аэродромов. Исходными данными для этого являются заранее разработанные графики и планы полетов, а также общие правила их выполнения. В полете экипажем регулярно поддерживается радиосвязь с наземными пунктами управления. Наземный контроль за выполнением полета при этом осуществляется только в районах аэродрома вылета, назначения и отдельных пунктах маршрута. Указанный метод управления, предполагающий самостоятельность экипажей в ходе выполнения полета, иностранные военные специалисты называют нецентрализованным. Он применяется в основном в гражданской авиации и ограниченно в военной.

Наиболее же распространенным как в военной, так и в гражданской авиации является УВД, основанное на использовании наземных радиотехнических средств и бортового навигационного оборудования. Такое управление считается централизованным, причем степень централизации существенно зависит от состава аппаратуры наземных пунктов управления и взаимодействия между пунктами, расположенными по маршрутам полетов. Так как процессы управления полетами военных и гражданских самолетов во многом аналогичны, то в большинстве случаев используются единые системы и средства УВД.

Организационно УВД за рубежом подразделяется на управление полетами на маршруте и управление в районах аэродромов вылета и назначения. Между ними существует значительная разница как по назначению и задачам, так и по используемым техническим средствам. Наиболее широко УВД применяется в районе аэродрома.

Задачами УВД на маршруте являются определение курса, высоты полета каждого самолета, его местоположения, времени пролета промежуточных пунктов маршрута и последующий контроль за выполнением экипажем предписанных параметров. Управление полетом самолетов на маршруте осуществляется из центров УВД, рассредоточенных по всей территории страны или ее части на направлениях наиболее интенсивного воздушного движения. Основными источниками оперативной информации для этих центров служат обзорные РЛС, характерная особенность которых заключается в большой (до нескольких сот километров) дальности обнаружения летательных аппаратов. Эти станции, как правило, стационарные (рис. 1). В интересах управления тактической авиацией США и авиацией морской пехоты, кроме того, используются комплексные системы УВД и посадки ТРАКАЛС и МАТКАЛС, главным элементом которых также являются обзорные РЛС. Основные характеристики наиболее распространенных обзорных РЛС приведены в табл. 1

Рис. 1. Антенная система американской обзорной РЛС ARSR-3

.Управление воздушным движением в районе аэродрома обеспечивается диспетчерскими и посадочными РЛС, курсоглиссадными системами посадки, приводными радиомаяками, аппаратурой обработки и обобщения данных и другими радио- и светотехническими средствами. Важную роль в обеспечении этого вида УВД решают радиолокационные станции (диспетчерские и посадочные), входящие з состав радиолокационных систем посадки. Они применяются на военных аэродромах, а в качестве вспомогательных средств - на аэродромах гражданской авиации. Системы посадки работают в сантиметровом диапазоне радиоволн, имеют небольшие по размерам антенны, что позволило выполнить часть из них в транспортабельном варианте даже при условии применения громоздкого монтажа и электровакуумных приборов. В качестве радиолокационных систем по садки используются не только специально разработанные комплексы диспетчерских и посадочных РЛС и пункты управления, но и различные сочетания имеющихся на аэродроме радиолокационных средств, обеспечивающих посадку самолетов. Необходимость более строгого управления летательными аппаратами в районе аэродрома (по сравнению с УВД на маршруте) обусловливает большее внимание к его системам и средствам. В частности, предъявляются повышенные требования к точностным характеристикам РЛС, в первую очередь по определению дальности, азимута и глиссады, а также высоты полета.

УВД в районе аэродрома заключается в передаче с командно - диспетчерского пункта указаний экипажу относительно высот пролета над определенными точками (обычно в качестве таковых выбираются навигационные средства аэродрома). Управление самолетами по курсу осуществляется наземным оператором по данным диспетчерской РЛС. С самолетами (вертолетами), прибывающими в район аэродрома посадки, устанавливается радиосвязь, и их экипажи информируются об условиях захода на посадку. После обнаружения самолета диспетчерской РЛС, его опознавания и определения высоты полета летательный аппарат выводится в исходную точку захода на посадку. Существенную роль при управлении в районе аэродрома играет обеспечение безопасности и избежание аварийных ситуаций в воздухе. С этой целью при помощи посадочной РЛС производится строгое эшелонирование самолетов по высоте, контроль за соблюдением экипажами назначенных курсов полета и безопасных интервалов между самолетами.

Основными отличиями диспетчерских РЛС от обзорных являются меньшая дальность обнаружения летательных аппаратов, более высокая точность определения параметров полета, а также возможность их использования как в транспортабельном (мобильном), так и стационарном варианте. Основные характеристики наиболее распространенных образцов диспетчерских и посадочных РЛС приведены в табл. 2.

В настоящее время за рубежом широко применяются мобильные и транспортабельные командно-диспетчерские пункты (КДП), предназначенные для УВД летательными аппаратами в районе аэродрома и при заходе на посадку. Они используются для управления полетами з непосредственной близости с линией соприкосновения войск, а также при проведении десантных операций в тылу противника. Кроме того, такие КДП способны заменить стационарные командно-диспетчерские пункты в случае их выхода иг, строя.

Характерными особенностями мобильных и транспортабельных КДП являются: небольшие массо-габаритные характеристики, возможность быстрой переброски наземным и воздушным транспортом, автономность, быстрота развертывания на новом месте, оптимальная оснащенность техническими средствами при высокой надежности, ремонтопригодности и меньшей численности личного состава.

В состав типового мобильного (транспортабельного) КДП могут входить: до пяти УКВ, одна-две KB радиостанции, аппаратура телефонной связи, рабочие места (пульты) операторов с индикаторами отображения обстановки, метеоаппаратура, средства управления светотехническим оборудованием посадки, источники автономного питания, а также регистрирующая и другая вспомогательная аппаратура.

На вооружении военной авиации США состоит мобильный КДП AN/TSW-7, являющийся основным пунктом управления на малых и временных аэродромах. В Великобритании фирмой «Локомоторс» с 1982 года серийно выпускается мобильный КДП размером 5,82X2,29X3,89 м с одним рабочим местом оператора, который оборудован штатной радиоэлектронной аппаратурой. Другой КДП английской фирмы «Кейбл энд Вайрлесс» может транспортироваться по воздуху самолетом С-130 или вертолетом, имеет четыре рабочих места оператора, оснащен радиоэлектронной и телефонной аппаратурой, обеспечивающей передачу и обмен данными с 15 корреспондентами. Предусмотрена также установка радиопеленгатора.

В Канаде на вооружении ВВС состоит мобильный КДП (4,7х2,44х2,34 м) с рабочими местами для трех операторов. Специальное устройство позволяет поднимать КДП на высоту 7,62 м. Во Франции серийно производится КДП (4,9х2,45х2,24 м), оснащенный пятью УКВ радиостанциями и телефонной аппаратурой на десять абонентов.

Итальянская фирма «Витроселения» серийно выпускает мобильные КДП TWR-M. Его аппаратура работает нормально при температуре от -20 до +55°С. Он оснащен пятью радиостанциями, имеет агрегат питания мощностью 25 кВ-А и гидроподъемник.

В Израиле на вооружении ВВС находится несколько типов мобильных КДП, позволяющие управлять авиацией только днем и в условиях хорошей видимости. В них отсутствует аппаратура отображения радиолокационной обстановки. Самым распространенным мобильным пунктом является 4950/АМ (рис. 3), который широко используется при ведении боевых действий. КДП 4952/М оснащен УКВ и KB радиостанциями, УКВ радиопеленгатором, метеоаппаратурой, двумя линиями телефонной связи, кондиционером и вспомогательным оборудованием, имеет четыре рабочих места оператора. Гидравлическое подъемное устройство обеспечивает его подъем на высоту до 5,8 м. Габариты КДП 5,7х2,5х3,8 м, масса 7,5 т.

Судя по сообщениям иностранной печати, военные специалисты ряда стран ведут работы по созданию мобильных КДП, способных управлять авиацией в различных метеоусловиях и в любое время суток и года. Для этого их намечается, в частности, оснащать вычислительной техникой, выносными индикаторами радиолокационной обстановки и перспективными радиоэлектронными средствами.

Зарубежное военное обозрение №6 1989 с. 35-40

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (16.10.2009) | Автор: Полковник Р. Казанцев
Просмотров: 15145 | Теги: РЛС, управление ВВС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar