search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективный многоцелевой самолёт Р-8А «Посейдон» базовой патрульной авиации ВМС США ч1 (2007)

Перспективный многоцелевой самолёт Р-8А «Посейдон» базовой патрульной авиации ВМС США

Полковник В. Нейвинский

Военно-политическая обстановка в мире, особенно в европейском и азиатском районах, постоянно изменяется, и требование военно-политического руководства (ВПР) США к ВМС по поддержанию мощного и рассредоточенного по всему миру парка самолетов базовой патрульной авиации (БПА) уходит в прошлое.
По мнению западных обозревателей, в настоящее время нет потребности в поиске и сопровождении сотен атомных подводных лодок, и хотя наблюдается устойчивый, пусть и медленный, рост количества малошумных современных дизель-электрических лодок, особенно в бассейне Тихого океана, но, несомненно, угррза интересам Соединенных Штатов в подводной среде уменьшилась и существенно изменился ее характер.
Сегодня к самолетам БПА предъявляются требования по скрытному сбору информации об обстановке на море, выполнению наблюдения как в дальней зоне, так и в прибрежной полосе, а также по обеспечению непосредственной поддержки сил специальных операций.
В стремлении к установлению однополярного мира ВПР США ставит своей задачей содержание такого флота, господство которого в открытом море никто не способен будет оспорить. Однако для проецирования своей военной мощи на территории, представляющие «национальные интересы США», их ВМС вынуждены действовать в прибрежных акваториях и для выполнения своей миссии в пределах новой стратегической доктрины «Морская мощь XXI», должны одинаково успешно применяться в рамках программ «Морской удар» и «Морской щит».
Это приводит к необходимости постановки новых задач перед ВМС, и прежде всего по подготовке акватории театра действий на дальних подступах для относительно безопасного входа в нее надводных и подводных сил. Обеспечить это призвана базовая патрульная авиация. Со свойственным этому роду сил набором различных бортовых систем и оборудования она является одним из главных инструментов освещения общей обстановки на театре и незаменима для вскрытия подводной обстановки.
Но способность добывать, обрабатывать данные и обеспечивать обмен ими между смежными элементами единой информационной сети — это только часть возлагаемых на БПА задач. Она также должна эффективно доставлять в нужный район средства поражения различных, в том числе расположенных глубоко на материке, целей.
В последнее время самолеты базовой патрульной авиации, начиная с действий в 1999 году сил НАТО против Югославии, часто используются для решения задач разведки и наблюдения над сушей. В ходе военных операций экипажам самолетов Р-ЗС «Орион» и S-3 «Викинг» ставились задачи по нанесению ударов по наземным объектам с использованием неуправляемого оружия, в том числе в горных районах Афганистана и пустынных Ирака. Кроме того, события 11 сентября 2001 года показали необходимость формулирования Пентагоном новых требований «по защите родины и предотвращению угроз терроризма». Таким образом, очевидно, что сегодня БПА нужно рассматривать как средство решения более широкого круга задач.
Поэтому новая программа разработки многоцелевого самолета БПА имеет целью создание авиационного комплекса, качественно отличающегося от своего предшественника.

В состав вооружения самолета Р-8А войдут гидроакустические буи всех типов, состоящих на вооружении ВМС США, мины, крылатые ракеты воздушного базирования SLAM-ER (применяемые как по надводным, так и береговым целям), противолодочные торпеды, противокорабельные ракеты, УАБ JDAM, боеприпасы JSOW, УР AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», а в перспективе -УР JASSM класса «воздух - земля», крылатые торпеды и мины (концептуальный облик перспективной системы)

В течение ряда лет командование ВМС США вело поиск нового самолета для замены Р-3, но по ряду причин, главным образом из-за недостатка финансирования, а также вследствие изменения приоритетов решаемых на море задач, несколько различных проектов были поочередно закрыты. Среди них - программа разработки самолета Р-7, являющегося дальнейшим развитием «Орион» с новой силовой установкой. Вследствие этого парк состоящих на вооружении самолетов Р-3 непрерывно модернизировался по нескольким направлениям, в большинстве случаев предусматривающим обновление бортового радиоэлектронного (специального) оборудования и вооружения, а также выполнение конструктивных доработок для устранения местной усталости и проблем с коррозией.
Тем не менее ввиду неуклонного снижения летного ресурса самолетов БПА и роста затрат на поддержание их эксплуатационной готовности руководство ВМС США развернуло программу по разработке и производству многоцелевого морского самолета ММА (Multi-mission Maritime Aircraft). Считается, что началом работ стало формирование в начале 2000 года отдела координации программы Maritime Surveillance Aircraft (морская разведывательная авиация) в структуре авиационно-технического командования ВМС США.
Главная задача отдела - выбор основы будущего комплекса среди существующих версий самолетов и их перспективных проектов, а также беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и их различных комбинаций.

Модель самолета Р-8А во время испытаний в аэродинамической трубе. Эта стадия испытаний позволила оптимизировать распределение точек усиления напряженных узлов крыла и фюзеляжа, а также определить наилучшую конфигурацию люка бомбового отсека и убирающейся оптоэлектронной турельной установки

Исследования показали, что возможности современных БЛА не позволяют решать весь спектр определяемых комплексу задач и, следовательно, пилотируемый самолет будет актуален еще много лет. В этой связи работы по программе модернизации самолета Р-ЗС было решено прекратить, а ее фонды направить на проект ММА, В начале 2002 года отделу было поручено приступить к работе над проектом в фазе «Перспективные разработки» - по снижению риска и определению замысла авиационного комплекса. Три компании — «Боинг», «Локхид-Мартин» и «БАэ системз» с проектом «Нимрод» MRA. Mk 4 подали свои предложения, и с каждой из них в сентябре 2002 года был заключен контракт. Однако вскоре «БАэ системз» отозвала свое предложение.
С самого начала программа имела главную особенность - новый самолет должен отвечать концепции открытой архитектуры, позволяющей устанавливать на находящиеся в эксплуатации машины новые бортовые системы и вооружение по мере их разработки.
Первоначально программа предусматривала производство 250 самолетов, предназначенных главным образом для решения задач поиска и уничтожения ПЛ и
выполнения воздушной разведки с целью замены самолета БПА Р-3 «Орион» и самолета радиоэлектронной разведки ЕР-ЗЕ «Ариес-2». Чтобы уменьшить необходимое количество самолетов, командование ВМС пересмотрело требования, предъявляемые к комплексу, и решило полностью снять задачу наблюдения и разведки, поскольку она возлагается на СВ (программа «Единая система авиационной разведки сухопутных войск», ACS - Aerial Common Sensor), a EP-3 будет заменен военно-морской версией самолета ACS.
В зарубежных СМИ отмечается растущий интерес командования всех видов вооруженных сил США к БЛА для решения задач разведки. В частности, аппараты большой дальности R.Q4 «Глобал Хок» или MQ1 «Предатор», оборудованные системой воздушного наблюдения над морем BAMS (Broad Area Maritime Surveillance), планируется поставить приблизительно в 50 воинских частей.

 

Бортовое оборудование самолета ММА:
1 - антенна системы спутниковой связи; 2 -магнитометр; 3 - туалет; 4 - кухня; 5, 11 - устройства хранения данных; 6 - ПУ револьверного типа; 7, 14 - станции подвески гидроакустических буев; 8 - отсек вооружения; 9 - место планирования задания; 10 - радиосвязное оборудование; 12 - двигатели (2) с генераторами суммарной мощности 18.9 кВт; 13 - пневматические ПУ гидроакустических буев; 15- бортовая ЦВМ; 16- крыльевые пилоны; 17 -рабочие станции системы выполнения задач; 18 - места размещения операторов при вынужденной просадке (на воду); 19 - рабочее место воздушного наблюдателя; 20 - блоки распределения мощности; 21 - место отдыха экипажа; 22 - приемный узел системы дозаправки в воздухе; 23 - бортовая РЛС

В связи с этим потребное количество самолетов было сокращено сначала до 150, а затем и до 108 единиц. Впрочем, эта цифра может быть увеличена при условии, если затянется ввод в действие системы BAMS либо окажутся неудовлетворительными ее ТТХ или фактические затраты на разработку, производство и ввод в строй.
В процессе конкурентной борьбы за контракт по разработке и производству самолета ММА обе фирмы проделали большую работу по обеспечению безопасности своих базовых ЛА и изучению возможностей их дальнейшего развития. Компания «Локхид-Мартин» представила проект Р-3 следующего поколения с новыми двигателями, крылом, гидроаккустическими системами и новым оборудованием кабины, а «Боинг» - самолет БПА на базе лайнера Боинг 737.
Оба окончательных предложения соискателей отвечали требованиям заказчика, но предпочтение было отдано концерну «Боинг», с которым 14 июня 2004 года был подписан контракт на разработку и демонстрацию авиационного комплекса (SDD - System Development and Demonstration) на сумму 3,89 млрд долларов. Предпочтение этой компании было отдано благодаря верному видению ее инженерами-конструкторами общего облика самолета ММА и в целом новой концепции национального координационного управления США. Важное значение при этом отводилось ожидаемым затратам на закупку и содержание самолета в течение полного жизненного цикла его эксплуатации.
Заключив контракт с компанией «Боинг», командование ВМС США пошло по пути предъявления качественно новых требований к будущему самолету на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Действительно, с принятием на вооружение нового авиационного комплекса ВМС США расстанутся с концепцией традиционного базового патрульного самолета, на смену которому придет морской самолет наземного базирования, решающий одновременно несколько задач, часть которых сегодня возложена на парк БПА. В конце
марта 2005 года перспективный многоцелевой морской самолет получил официальное обозначение Р-8А.
По традиции названия для самолетов базовой патрульной и разведывательной авиации заимствуются из греческой мифологии. Предшественниками Р-8Абыли Р-2 «Нептун» и Р^<Орион». Новому самолету дано имя античного бога Посейдона, который ассоциируется с владычеством на море и над всем, что с ним связано. Основной задачей нового комплекса согласно положениям доктрины «Морская мощь XXI» является противолодочное обеспечение действий флота, а другими—использование его против надводных кораблей (судов), а также сбор и обработка информации о противнике. В настоящее время программа находится на этапе детальной проработки облика авиационного комплекса.
Заказчику необходимо, чтобы начальная боевая готовность была достигнута к 2013 году, но компания-разработчик взяла обязательство обеспечить начало поставки комплекса к сентябрю 2012-го. Если производитель выполнит это условие, он в качестве премии получит дополнительно 314 млн долларов. Под начальной боевой готовностью (ЮС - Initial Operational Capability) понимается момент ввода в строй полностью подготовленной эскадрильи с обученным летным и техническим составом, способной выполнять оперативные задачи.
Поставка новых машин с опережением графика является критическим условием для списания в ускоренных темпах наиболее устаревших Р-3 , при этом в строю останутся самолеты только последних модификаций с самым современным набором БРЭО. По меньшей мере 25 машин, главным образом последнего стандарта - Р-3 С III BMUP, имеют такое оборудование и отвечают всем предъявляемым к ним требованиям. Работы по модернизации последней из них выполнялись в июле 2004 года. В течение года, к началу 2005-го, количество самолетов «Орион» было сокращено с 228 до 173 единиц. Министерство ВМС США рассчитывает содержать парк самолетов Р-3 в количестве не менее 148 единиц, до тех пор пока не будет построено необходимое количество Р-8. Необходимость срочной замены продиктована двумя основными факторами - усталостью планера и высокими эксплуатационными расходами.
В сентябре 2004 года была выполнена оценка основных требований к новой системе (вооружения), в октябре и декабре проведены низко- и высокоскоростные испытания модели самолета в аэродинамической трубе, а в апреле 2005-го произведена функциональная оценка комплекса.
Следующий шаг - анализ эскизного проекта и начало наземных испытаний, после завершения которых в III квартале 2007 года будет принято решение об окончательном облике проекта.
Компания-разработчик во взаимодействии с представителем заказчика в лице авиации ВМС, а также с субподрядчиками «CFM интернэшнл», «Нортроп-Грумман», «Рейтеон» и «Смите аэроспейс» быстрыми темпами продвигается по пути выполнения программы. Этап разработки и демонстрации новой системы вооружения включает производство трех опытных образцов, первый из которых должен быть построен в IV квартале 2009 года, а еще два - в течение 2010-го. Один самолет будет использоваться для исследований его ЛТХ, а два других -для практического применения систем вооружения и их оценки. Дополнительно будет построена партия из четырех самолетов для их эксплуатационной оценки в ВМС, а контракт на производство первой малой серии стоимостью около 1,4 млрд долларов должен быть подписан в 2010 году. К концу 2012 года планируется выпустить до 34 Р-8А. Полномасштабное производство и поставки «Посейдонов» будут осуществляться с 2013 по 2019 год.
Р-8А, как и его предшественники - Р-ЗА «Орион» и британский морской разведывательный и противолодочный самолет «Нимрод», разрабатывается на базе коммерческого воздушного судна. В случае Р-8А выбран представитель третьего поколения семейства Боинг 737 - самолет Боинг 737-800IGW (с увеличенной общей массой), за основу которого взята модификация Боинг 737-800BBJ. Первоначально в качестве базы для нового комплекса специалисты компании рассматривали меньший по размерам Боинг 737-700, но затем, в связи с большей дальностью полета и полезной нагрузкой, остановились на настоящем варианте.
Строго говоря, применение Боинг 737 для решения задач над морем не является чем-то совершенно новым. В 80-х годах Индонезия заказала компании модификацию этого самолета для ведения воздушного наблюдения над морем, которая стала известна как Боинг-737 Surveiller. К разрабатываемому образцу предъявляются существенно более высокие требования. Прежде всего, он должен маневрировать в режимах наблюдения и поиска подводных лодок, а также при их атаке на малых и предельно малых высотах.
В конце 2002 года находящийся в собственности компании Боинг 737BBJ в качестве демонстратора посетил несколько АвБ ВМС США с целью выполнения
полетов по типичным для самолетов БПА заданиям. Машину пилотировали смешанные экипажи: строевые летчики ВМС США - на рабочем месте командира экипажа, а пилоты концерна -в качестве его помощника. Для наглядного показа превосходства самолета при решении всего круга задач, поставленных перед ММА, над его четырехдвигательными предшественниками, разработчики выбрали модификацию двигателя, устанавливаемого на VIP-версиях Боинг 737-800BBJ.
Самолет выполнял виражи с креном 45° на высоте 150 м, что позволяет экипажу определить принадлежность и характер действий подозреваемого корабля (судна), маневрирование для поиска подводной лодки с использованием магнитометра с креном 60° на высоте 70 м при постоянной перегрузке 2g, а также маловысотные развороты с быстрой перекладкой по крену, необходимые для постановки гидроакустических буев при преследовании ПЛ и выходе в точку применения оружия - все это при полетной массе около 68 т (ожидаемая максимальная взлетная масса серийного образца 85 139 кг) и на малых скоростях вплоть до 340 км/ч.
При дросселировании одного двигателя для имитации его отказа самолет, по заявлению представителей компании, даже при массе, соответствующей полному боекомплекту, демонстрировал характеристики скороподъемности, превосходящие характеристики «Ориона» при четырех работающих двигателях.
Была продемонстрирована способность выполнять специфические для БПА задания, при этом экипажами отмечена лучшая управляемость и большая комфортность выполнения полета по сравнению с состоящими на вооружении машинами. На борту предусмотрен высокий уровень комфорта, редкий для самолетов аналогичного предназначения — с кухней и туалетами и вполне достаточным пространством для работы и отдыха. Внутреннее пространство фюзеляжа (на 23 проц. больше, чем в Р-3) позволяет разместить второй состав экипажа при выполнении длительных полетов или установить дополнительное оборудование. Экипаж будет включать девять человек: два летчика, штурман, пять операторов бортового оборудования и один воздушный наблюдатель - оператор систем вооружения.
Результаты полетов на предельно малых высотах при высоких влажности и температуре воздуха также свидетельствуют о том, что для этого самолета не является проблемой коррозия, вызываемая воздействием соли, неизбежно присутствующей в нижних слоях атмосферы над морем.

ОСНОВНЫЕ ТТХ САМОЛЕТА Р-8А:
Экипаж (чел.) 9
Длина (м) 37,59
Размах крыла (м) 37,64
Высота (м) 12,83
Максимальное количество топлива (кг) 34 000
Максимальная масса вооружения (кг) 5675
Максимальная взлетная масса (кг) 85139
Максимальная скорость полета (км/ч) 789
Крейсерская скорость (км/ч) 705
Скорость патрулирования (км/ч) 330
Максимальная перегоночная дальность (км) 9270
Радиус (км) 2220
Продолжительность полета (ч) 4
Практический потолок (м) 12500
Силовая установка 2x TPД CFM56-7B

ЗВО №6 2007

Окончание

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (19.01.2008) | Автор: Полковник В. Нейвинский
Просмотров: 17767 | Теги: Посейдон, Авиация ВМС, P-8A, В. Нейвинский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar