search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взаимодействие авиации с Сухопутными войсками (1980)

Взаимодействие авиации с Сухопутными войсками

Полковник запаса Н. Дмитриев,
 кандидат военных наук, доцент

В уставах и наставлениях вооруженных сил США и НАТО подчеркивается, что ни один вид вооруженных сил или род войск не в состоянии самостоятельно достичь успеха в бою. При этом отмечается, что в ходе ведения современных боевых действий сухопутные войска и авиация смогут выполнить свои задачи лишь при тесном взаимодействии, необходимыми условиями которого считаются обеспечение устойчивой связи и соблюдение единого замысла действий. По мнению иностранных военных специалистов, это особенно важно при оказании непосредственной авиационной поддержки.

В зарубежной военной печати непосредственная авиационная поддержка определяется как штурмовые действия авиации по объектам противника, находящимся в непосредственной близости от переднего края своих сухопутных войск. Она предусматривает нанесение ударов с воздуха в первую очередь по целям, которые не могут быть поражены средствами сухопутных войск и от уничтожения которых зависит успех наступательных или оборонительных боев. В этом случае тактическая авиация наносит удары по целям, определенным командирами сухопутных войск, и ее боевые действия тесно связаны с их огнем и маневром. Неточная по месту и времени атака может привести к поражению своих войск и неоправданным потерям самолетов. В связи с этим западногерманский журнал "Флюгвельт" назвал непосредственную авиационную поддержку важнейшей областью тактического взаимодействия авиации с сухопутными войсками на поле боя.

Иностранные военные специалисты, изучив опыт агрессивных войн империалистов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а также проанализировав результаты многочисленных учений, пришли к выводу, что высокая эффективность взаимодействия авиации с сухопутными войсками достигается при быстром ее реагировании на запросы последних, своевременном сосредоточении основных усилий на важнейшем направлении в решающий период боя и точном нанесении ударов по танкам, бронетранспортерам и другим целям.

Касаясь вопроса о времени реагирования авиации на запросы наземных сил, швейцарский журнал "Интеравиа" писал, что при боевых действиях во Вьетнаме оно составляло 30-45 мин и распределялось примерно следующим образом: на оформление заявки затрачивалось около 5 мин, на прохождение и утверждение ее в органах управления - 5-10, на передачу в авиационную часть - примерно 5 мин. Остальное время уходило на взлет, полет к цели и ее атаку.

В зарубежной прессе отмечается, что на учениях объединенных вооруженных сил НАТО в условиях Западной Европы срочные заявки войск на непосредственную авиационную поддержку выполнялись, как правило, медленнее - через 40-90 мин после их рассмотрения и утверждения. В связи с этим иностранные военные специалисты изыскивают пути повышения оперативности реагирования авиации на запросы командования сухопутных войск. По их мнению, наиболее перспективными мероприятиями, проводимыми в данном направлении, являются: приближение аэродромов базирования самолетов непосредственной авиационной поддержки к линии фронта, сокращение сроков подготовки самолетов к боевым вылетам, применение такой тактики действий, которая обеспечит наивысшую степень готовности экипажей к выполнению новых боевых задач.

Исходя из вышеизложенного вырабатываются требования к современным самолетам тактической авиации, которым, как отмечал журнал "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи", наиболее полно отвечают штурмовик А-10 "Тандерболт"2, тактические истребители "Ягуар", F-16 и некоторые другие. По этому поводу американский журнал "Эр форс" писал, что в связи с высоким запасом прочности конструкций некоторых новых самолетов они могут базироваться на полевых аэродромах вблизи линии фронта. Кроме того, на подготовку их к повторным вылетам тратится значительно меньше времени. Согласно сообщениям иностранной печати, на проводимых в НАТО учениях для сокращения сроков выполнения заявок сухопутных войск сравнительно часто осуществлялось перенацеливание самолетов в полете или нанесение ударов из положения "дежурство в воздухе".

В руководящих документах НАТО указывается, что при оказании непосредственной авиационной поддержки тактическая авиация должна использоваться массированно и выполнять свои задачи независимо от трудностей и затрачиваемых усилий. Эти требования реализуются практически при проведении учений и тренировок войск блока. Во время этих учений в ответственные периоды наступательных или оборонительных боевых действий на непосредственную авиационную поддержку планируется выделять до 40 % самолето-вылетов тактической авиации. В частности, на одном из них для оказания непосредственной авиационной поддержки было сделано около 2000 самолето-вылетов тактической авиации в сутки, причем до 30 % из них - в темное время суток.

Как отмечается в зарубежной прессе, несмотря на увеличение боевых возможностей новых самолетов и повышение роли армейской авиации в огневой поддержке частей и соединений, в последние годы на учениях НАТО наблюдается тенденция к возрастанию количества самолето-вылетов тактической авиации для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Так, если в 1975 году для выполнения этой задачи в интересах американского армейского корпуса отводилось 150-180 самолето-вылетов в сутки, то в 1977-м - уже 220-280. Примерно на 25-30 % увеличился летный ресурс, выделяемый для непосредственной авиационной поддержки армейских корпусов ФРГ, Великобритании, Бельгии и Нидерландов. Возросло число самолето-вылетов для поддержки в бою дивизий первого эшелона. Заметно повысилась роль тактической авиации и в обеспечении боевых действий сухопутных войск ночью. Это стало возможным благодаря применению современных способов и новейших средств для точного вывода самолетов на цели и эффективного их поражения в темное время суток.

Признавая возросшую роль тактической авиации в общевойсковом сражении, военное руководство блока НАТО считает, что в условиях, когда ВВС и сухопутные войска представляют собой самостоятельные виды вооруженных сил, авиация может успешно взаимодействовать с войсками только под руководством объединенного командования. В частности, бывший главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО на Центрально-Европейском ТВД западногерманский генерал Ю. Бенеке в журнале "Веркунде" в 1973 году выступил с предложением создать объединенный штаб сухопутных войск и ВВС или разместить их штабы в непосредственной близости друг от друга. В последующие годы оно нашло некоторое практическое применение, что, по оценке командования НАТО, способствовало организации устойчивой связи авиации с сухопутными войсками и согласованию их действий по месту и времени.

 
Рис. 1. Схема организации и управления ударной группой тактической авиации при выполнении ею задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск
 
Рис. 2. Схема организации вызова самолетов непосредственной авиационной поддержки по срочной заявке (вариант): 1 - КП командира батальона; 2 - передовой авианаводчик; 3 -самолет-ретранслятор: 4 - КП дежурного подразделения самолетов; 5 - дежурные самолеты на аэродроме; 6 - самолеты в зоне дежурства в воздухе

Для организации взаимодействия тактической авиации с сухопутными войсками и координации их действий в вооруженных силах НАТО при проведении учений и комплексных тренировок в звене "группа армий - объединенное тактическое авиационное командование" создается оперативный центр совместных действий (ОЦСД)), а в звене "полевая армия (армейский корпус) - тактическое авиационное командование (воздушная армия)" - центр непосредственной авиационной поддержки (ЦНАП). Кроме того, при дивизиях (бригадах) создаются команды управления тактической авиацией (КУТА), а в батальонах первого эшелона - передовые авиационные наводчики (ПАН).

Все они развертываются, как правило, с учетом национальной принадлежности войск и авиации, их организационно-штатной структуры и принятой в НАТО методики взаимодействия и огневой поддержки войск.

ОЦСД осуществляет общее руководство, организует подготовку к боевым действиям и взаимодействие частей и соединений всех видов вооруженных сил, участвующих в операции (в частности, сухопутных войск и ВВС).

ЦНАП координирует действия авиации и следит за прохождением заявок сухопутных войск, поступающих через КУТА. Офицеры КУТА являются консультантами командиров, с которыми взаимодействуют по вопросам применения тактической авиации. Они информируют ЦНАП о воздушной обстановке, метеорологических условиях в своем районе и результатах боевых действий тактических истребителей.

Передовые авианаводчики наводят самолеты на цели, назначенные командиром части (подразделения) сухопутных войск.

Для управления тактической авиацией при оказании непосредственной авиационной поддержки создаются центры управления боевыми действиями авиации (ЦУБДА), центры управления и оповещения (ЦУО), пункты управления и оповещения (ПУО), передовые посты наведения (ППН).

ЦУО необходимы для управления полетами самолетов, наведения истребителей и руководства воздушным боем, обеспечения командова-вания информацией о воздушной обстановке в зоне своей ответственности. На ТВД может создаваться несколько таких центров, каждому из которых в свою очередь подчиняются посты наведения и оповещения. Один из ЦУО может использоваться в качестве запасного ЦУБДА.

Ближе к переднему краю располагаются ППН, оснащенные мобильными РЛС и необходимыми средствами связи. Они следят за обстановкой в воздушном пространстве своей зоны ответственности и наводят самолеты на объекты противника во время непосредственной авиационной поддержки либо передают их передовым авианаводчикам.

Организация непосредственной авиационной поддержки слагается из следующих этапов: планирование, постановка задач, подготовка и выполнение.

Планирование производится на основе единого плана операции, который разрабатывается в соответствии с решением главнокомандующего вооруженными силами на ТВД.

В зависимости от обстановки и замысла операции каждому корпусу по заявкам (плановым и срочным) нижестоящих штабов выделяется определенное количество самолето-вылетов. Плановые заявки, поступающие от батальонов бригад, изучаются и уточняются в вышестоящих инстанциях. В штабе корпуса они обобщаются, после чего составляется общий план непосредственной авиационной поддержки и определяется порядок взаимодействия. Затем этот план передается в ЦУБДА, где производится детальное планирование непосредственной авиационной поддержки: определяются силы и средства, распределяется количество самолето-вылетов между авиационными частями и подразделениями, нарезаются полосы маршрутов и эшелоны полетов, указывается состав сил ПВО противника и т. д.

Решение ЦУБДА доводится до командиров подчиненных ему авиационных частей и подразделений, а также направляется в ЦНАП. Получив задачу, командир определяет состав боевых групп, маршруты и профили их полета, уточняет им задачи, боевую нагрузку, порядок взаимодействия и разъясняет другие вопросы. Кроме того, он организует подготовку экипажей и авиационной техники к полетам. О готовности части (подразделения) командир докладывает в ЦУБДА.

После взлета командиры групп устанавливают связь с ЦУБДА, а по мере удаления от него - с ЦУО, ППН и передовым авианаводчиком (рис. 1). Такая последовательность управления соблюдается не всегда, так как зависит от боевой обстановки. Например, при небольшом удалении аэродрома от линии фронта ЦУБДА может передать управление группой прямо передовому авианаводчику, минуя другие звенья.

Рассмотрением срочных заявок сухопутных войск занимается ЦНАП. Заявки в него подаются по линиям связи авиационных органов управления. Их посылают штабы батальонов, бригад и дивизий через офицеров ВВС (передовые авианаводчики, офицеры связи в КУТА), которые помогают соответствующим командирам сухопутных войск планировать и организовывать непосредственную авиационную поддержку.

В зависимости от складывающейся обстановки вызов самолетов по срочной заявке производится по двум основным направлениям:

- передовой авианаводчик - самолет-ретранслятор - дежурное подразделение самолетов, находящееся на аэродроме в готовности к вылету или в воздухе в зоне дежурства;

- передовой авианаводчик - дежурное подразделение (рис. 2).

Получив разрешение своего КП, экипажи тактических истребителей приступают к выполнению заявки. Они выходят в зону ответственности передового авианаводчика или поста наведения, по данным их целеуказания находят цель, наносят по ней удар, докладывают о результатах и следуют на аэродром посадки или в зону ожидания (если позволяет запас топлива и боеприпасов на борту). При этом, как отмечалось в зарубежной прессе, все вылеты на выполнение срочных заявок сверх выделенного для частей и подразделений лимита производятся лишь с разрешения объединенного центра совместных действий.

Иностранные военные специалисты в системе взаимодействия авиации с войсками значительную роль отводят ее низшему звену, в частности передовым авиационным наводчикам. Они отмечают, что ПАН в настоящее время стали непосредственным связующим звеном между взаимодействующими в бою подразделениями сухопутных войск и тактической авиации. Поэтому в США и НАТО уделяется большое внимание их подбору и подготовке. Считается, что они должны не только хорошо знать тактику действий авиации, но и глубоко, во всех деталях разбираться в природе современного общевойскового боя. Хорошо зная характер наступательного и оборонительного боя, четко представляя особенности района боевых действий, авианаводчики совместно с командирами подразделений сухопутных войск смогут своевременно вскрыть начало выдвижения и сосредоточения удар ных сил и огневых средств противника, а затем вызвать свою авиацию для их уничтожения.

Население тактических истребителей на цели возлагается на передовые посты наведения или передовых авианаводчиков, которые могут находиться на земле (в окопе, танке, БТР и т. д.) или в воздухе (на вертолете или самолете). Для этого они оснащаются различными средствами обнаружения целей, включая оптические и инфракрасные приборы, телевизионную, радиолокационную, лазерную аппаратуру и средства связи.

 
рис. 3. Схема нанесения удара при применении лазерной системы "Пэйв Пенни": 1 - взлет и выход на исходный пункт маршрута; 2 - уточнение задачи; 3 - вход в зону поиска; 4 - захват цели; 5 - противоракетный маневр; 6 - нанесение удара (пуск ракет, бомбометание и т. п.); 7 - уход от цели; 8 - зона ожидания; 9 - подсветка цели с самолета; 10 - подсветка цели с наземной установки; 11 - оценка результатов удара

На различных учениях ВВС стран НАТО отрабатывается взаимодействие авиации с войсками на поле боя ночью и в сложных метеорологических условиях днем и оценивается эффективность систем обнаружения и сопровождения целей, а также наведения на них авиационного оружия. Наиболее точными, по мнению зарубежных специалистов, считаются лазерные системы. На рис. 3 приведена схема нанесения удара с помощью американской лазерной системы "Пэйл Пенни", применение которой основано на подсветке цели с земли или самолета.

В связи с тем что при непосредственной авиационной поддержке авиация наносит удары по целям, расположенным близко от боевых порядков своих войск, командования США и НАТО, чтобы обеспечить четкое взаимодействие авиации и сухопутных войск и избежать ударов по своим войскам, уделяют большое внимание обозначению их переднего края. Для этого разработаны и создаются новые визуальные, электронно-оптические, радиосветотехнические и другие средства, а также отрабатывается методика их применения. В соответствии с положениями руководящих документов США и их союзников по блоку НАТО ответственность за обозначение переднего края возлагается на командиров частей и подразделений сухопутных войск. Наряду с этим внимание командиров обращается на необходимость соблюдения маскировки от разведывательных средств противника.

При организации взаимодействия за рубежом стремятся прежде всего обезопасить самолеты тактической авиации от поражения их ракетно-артиллерийскими средствами сухопутных войск (при нанесении ими ударов по боевым порядкам противника), зенитными ракетами и артиллерией (при отражении налетов его авиации). Поэтому приказы на открытие огня теми или иными средствами, которые находятся под контролем командира подразделения сухопутных войск, а также вызов огня от вышестоящих инстанций согласовывается с офицером связи ВВС. Последний при организации налета своих самолетов учитывает все это и предупреждает экипажи о времени, месте и характере огневой подготовки, проводимой средствами сухопутных войск. В то же время офицер связи (передовой авианаводчик) с помощью командира подразделения сухопутных войск следит за силами п средствами ПВО противника, информирует об этом экипажи своих самолетов и по возможности организует подавление их средствами сухопутных войск.

Большая роль при взаимодействии авиации с войсками на поле боя отводится офицерам связи сухопутных войск, находящимся в частях и подразделениях тактической авиации. Они информируют командиров авиационных частей и подразделений о складывающейся на поле боя обстановке, задачах, стоящих перед войсками, и решениях их командиров, а также согласовывают и уточняют порядок взаимодействия авиации со своими наземными частями и с подразделениями армейской авиации.

Военные специалисты НАТО отмечают, что при организации взаимодействия авиации и сухопутных войск возникает ряд трудностей. Это обусловливается многонациональным составом объединенных вооруженных сил блока, разнообразием оружия и боевой техники, сложностью и быстрыми изменениями обстановки. Кроме того, трудности объясняются "языковым барьером" и тем, что американская аппаратура закрытия радиосвязи не может использоваться войсками других стран - участниц НАТО, а некоторая часть аппаратуры закрытия проводной связи союзников по блоку несовместима с аналогичной американской. Поэтому при обучении личного состава авиации и сухопутных войск стран - участниц НАТО значительное внимание уделяется овладению языками союзников. Военнослужащих учат правильно понимать приказы и распоряжения, вести рабочие карты и оформлять боевые документы по единой методике, одинаково трактовать смысловое значение принятых в авиации и войсках специальных терминов и переводить их с одного языка на другой, быстро и надежно распознавать войска как союзников, так и противника.

На проводимых учениях и комплексных тренировках для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам различной национальной принадлежности силы выделяются, как правило, по национальному признаку. Для координации их действий на флангах и стыках используются специальные сигналы по взаимному опознаванию и целеуказанию. Разработаны единые инструкции по обозначению положения и характера действий своих войск и противника, а также правила пролета самолетов над боевыми порядками и через зоны поражения средств ПВО, взаимной информации о воздушном противнике. Широко применяются группы связи, которые обеспечивают ведение переговоров между частями и подразделениями союзников.

Командование вооруженных сил США и НАТО в целом считает, что в будущем при наличии в Центральной Европе соответствующих систем ведения разведки эффективность взаимодействия тактической авиации и сухопутных войск зачительно возрастет. Необходимыми условиями этого, по мнению их военных специалистов, являются руководство объединенного командования, обеспечивающего непрерывную и устойчивую связь авиации с наземными войсками, а также соблюдение единого замысла в ходе совместных действий.

Таким образом, все изложенное выше еще раз подтверждает, что военное руководство блока в своих агрессивных планах подготовки к войне против Советского Союза и других стран социалистического содружества большое внимание уделяет непрерывному развитию и дальнейшему совершенствованию взаимодействия авиации с сухопутными войсками, считая его важнейшим условием достижения успеха в современном бою и операции. С этой целью в НАТО создаются и проверяются на всевозможных учениях и совместных тренировках различные технические средства, разрабатывается методика их применения.

Зарубежное военное обозрение №6 1980 С.43-50

 

Смотрите также
Категория: Тактика и стратегия | Добавил: pentagonus (16.02.2013) | Автор: Полковник запаса Н. Дмитриев
Просмотров: 8694 | Теги: Н. Дмитриев, взаимодействие, авиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar