Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 05:08
Ключевые слова
США-Китай, Б. Ческидов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Финансы

Взгляды руководства МО США на характер исходящей от КНР угрозы стабильности рынка американских государственных заимствований (2013)

Взгляды руководства МО США на характер исходящей от КНР угрозы стабильности рынка американских государственных заимствований

Б. Ческидов,
доктор экономических наук

Подготовленный министерством обороны США доклад конгрессу посвящен оценке потенциальных угроз национальной безопасности страны, в связи с государственной задолженностью Соединенных Штатов перед Китаем как кредитором. Поручение на подготовку данного документа Пентагон получил в рамках федерального закона о финансировании военного бюджета США в 2012 году.

Министерству обороны было предписано оценить угрозы национальной безопасности, возникающие по вышеуказанной причине, и рассмотреть все варианты, при которых Китай способен использовать это обстоятельство в интересах ограничения свободы проведения США мероприятий военного характера в западной части Тихого океана. Отчет должен содержать также оценку значения данного долга для вооруженных сил. Положения, касающиеся последнего параметра, представляются странными, поскольку вопросы бюджетного дефицита находятся вне компетенции американского оборонного ведомства.

Согласно представленному материалу американская задолженность КНР по состоянию на конец марта 2012 года достигала 1,170 трлн долларов. Отдельно подчеркивается, что лишь 3,9 млрд из этой суммы должны быть погашены в течение ближайшего года, а также то, что на долю КНР приходится только 7,5 проц, американского госдолга. Правда, далее из текста становится понятным, что подсчеты могут вестись по-разному. Применительно к общедоступной задолженности речь идет уже об 11 %, зато, если рассматривать задолженность США в совокупности, включая частные компании, суммарный показатель лишь не намного превысит 2 % Данные факты авторы явно рассматривают как свидетельство низкой степени угрозы, которую может представлять использование КНР имеющихся в его распоряжении государственных ценных бумаг США.



Приобретение последних Китаем авторы рассматривают как вынужденный и одновременно выгодный для Пекина шаг. В качестве причины этого они обоснованно ссылаются на существенный приток в КНР иностранной валюты, порожденный значительным профицитом национальной внешней торговли, а также постоянным существенным притоком капитала как следствие роста инвестиций из-за рубежа. Поскольку юридические и физические лица в Китае обменивают поступающую к ним валюту на национальную, монетарные власти страны вынуждены "ограничивать" имеющуюся долларовую массу. В противном случае увеличение предложения долларов на китайском валютном рынке в соответствии с законом спроса и предложения привело бы к росту курса юаня.

Масштабная реализация накопленных резервов на валютном рынке, как обоснованно указано в докладе, привела бы к резкому росту курса юаня и к фактическому дефициту национальной валюты. Отдельно отмечается, что важной составляющей китайской экономической политики является искусственное поддержание низкого курса юаня в целях обеспечения конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках.

Для решения этой задачи монетарные власти КНР вынуждены скупать на внутреннем рынке американскую валюту в значительных объемах. Авторы обходят вниманием тот факт, что, как следствие, китайская экономика насыщается национальной валютой и тем самым фактически провоцирует рост инфляции. Вместе с тем авторы отчета подчеркивают вынужденный характер аккумулирования поступающей в страну иностранной валюты, резервы которой по состоянию на конец марта 2012 года превысили 3,3 трлн долларов.

Подобно ЦБ других стран, Народный банк Китая чтобы уберечь имеющиеся резервы от обесценения и получения по ним хотя бы минимального дохода, ищет надежные инструменты для их размещения, рассматривая, в частности, в качестве таковых ценные бумаги американского казначейства, в которых, собственно, и представлена государственная задолженность США.

Рассматривая иные альтернативы размещения имеющихся у КНР резервов, авторы доклада называют, в частности, такие как: ^конвертация в иные валюты и покупка государственных ценных бумаг, номинированных в этих валютах:

- приобретение частных ценных бумаг, в первую очередь акций на фондовом рынке;

- приобретение физических активов, и прежде всего золота.

В докладе отмечается, что подобные инвестиции имеют более высокую доходность, чем американские государственные ценные бумаги, но степень риска при этом возрастает.

Рынки бумаг развивающихся стран и их валюты не способны поглотить те же объемы средств, что и заимствования бюджета США, а их надежность существенно ниже. Ниже и ликвидность этих рынков, то есть размещенные там средства можно будет использовать с меньшей оперативностью. Таким образом, авторы доклада приходят к выводу, что по объемным показателям прочие рынки способны лишь дополнить (для КНР) рынок американских государственных ценных бумаг, но не заменить его.

Следует отметить, что авторы не рассматривают недостатки резервирования в физическом золоте. На сегодняшний день КНР, хотя и обладает существенными запасами золота в абсолютных показателях (1 054,1 т), их доля в совокупных золотовалютных резервах мала (1,6 %). Для США и ведущих государств Евросоюза этот показатель достигает 70 %, для России - 9,1, Индии - 9,2 и Бразилии 33,6 (в абсолютных показателях золотые резервы последней незначительны). Очевидно, Соединенные Штаты не заинтересованы в росте золотой составляющей резервов КНР, поскольку это не только снизит значимость американской валюты, но и ослабит зависимость Пекина от конъюнктуры мировых финансовых рынков, контролируемых США.

В отчете говорится, что начиная с 2010 года в китайской прессе, включая официальные агентства, появляются публикации, в том числе и подписанные достаточно высокопоставленными военными (научный руководитель одного из учреждений НОАК генерал-майор Люо Юан, генерал-майор Цу Ченгу, старший полковник Ке Чунксиао), призывающие руководство страны "наказать" Вашингтон за его политику в регионе путем "сбрасывания" облигаций американского казначейства. Менее радикальные предложения сводятся к рекомендациям прямо увязывать объем приобретаемых госбумаг США с проводимой Белым домом политикой в регионе, в первую очередь с поставками оружия Тайваню.

По утверждению авторов доклада, в последние два десятилетия нет никаких свидетельств того, что руководство КНР прислушалось к данным советам и руководствовалось в процессе формирования своих авуаров иными соображениями, помимо сугубо рыночных. При этом не установлено зависимости между периодами обострения двусторонних отношений КНР и США и объемами приобретаемых или продаваемых в те же периоды Китаем американских государственных ценных бумаг.

Способность руководства КНР оказать влияние на рынок американских заимствований и через него на политику Белого дома авторы отчета оценивают как невысокую. Внезапный массовый сброс американских госбумаг способен привести лишь к краткосрочным проблемам на вторичном рынке госдолга и вызвать рост стоимости заимствований для министерства финансов США. Однако существенно увеличение предложения вызовет адекватное снижение стоимости бумаг и КНР выручит за них сумму меньшую, нежели в свое врем вкладывала. Полученная : результате долларовая на личность окажет давлены на внутренний рынок Китая спровоцировав рост инфляции и снижение занятости Последнее прямо с инфляцией не связано и, возможно является завуалированный указанием авторов на то, что подобные действия закроют для китайских производителей доступ на американский рынок. Ссылка составителе! отчета на подрыв в результате подобного рода действий репутации КНР как надежного и уважаемого партнера на мировых финансовых рынках, контролируемых, как известно, США, также, вероятно, является хотя и скрытой, но вполне реальной угрозой ответных действий.

Не является секретом и тот факт, что американское казначейство способно выкупить все сброшенные Китаем государственные бумаги благодаря монопольному положению США в качестве обладателя мировой резервной валюты, в которой и номинирован их государственный долг. Впрочем, о последствиях внезапного насыщения рынка столь значительными объемами эмитированной для скупки облигаций ликвидности авторы умалчивают.

Адекватной превентивной мерой в таком случае может стать только финансовая изоляция КНР и затруднение разового вброса Пекином полученных средств в мировую финансовую систему. Подобные действия Вашингтон может предпринять и в отношении других стран, фактически контролируя систему международных безналичных расчетов.

Если вышеприведенные возможные действия авторы рассматривают как откровенно агрессивные, то отказ КНР от покупки американских государственных ценных бумаг в дальнейшем они считают менее провокационным, но при этом и менее действенным. Потери США при реализации такого сценария они сводят к некоторому росту для их казначейства цены заимствования, к чему глобальные рынки быстро адаптируются, потери же Китая, помимо утраты надежного инструмента размещения свободных средств, сведутся к потере деловой репутации и ответным действиям со стороны одного из его главных торговых партнеров. В данном случае, как видим, в ответ на более реальный характер угрозы следует и более конкретное предупреждение о неизбежном закрытии американского рынка для китайских товаров, что принесет куда большие потери для КНР, чем для США.

Подводя итог вышесказанному, авторы еще раз подчеркивают, что попытка оказать давление на американское руководство путем манипуляций с госдолгом принесет больше вреда КНР, нежели США, причем это в еще большей степени было бы верно в условиях кризиса межгосударственных отношений н военного времени, для которых характерен более высокий порог сдерживающего воздействия. По мнению составителей доклада, схожей оценки придерживается и руководство КНР, относительно которого нет никаких свидетельств о попытках использовать рынок американского государственного долга в политических или военных целях.

В целом выводы, сделанные в докладе, не являются ни новыми, ни оригинальными, ни подкрепленными дополнительными, помимо уже известных, аргументами.

Вместе с тем данный документ позволяет сделать ряд важных выводов относительно позиции Вашингтона по рассматриваемому вопросу. В первую очередь следует констатировать, что США полностью полагаются на мощь своей экономики, считая ее не только превосходящей китайскую, но и обладающую более высокими потенциалом и конкурентоспособностью. Вашингтон не опасается наращивания госдолга, полагая, что любые его объемы будут обеспечены отсутствием у инвесторов адекватной альтернативы. До тех пор пока этот долг будет сбалансирован по срокам погашения, Соединенные штаты не будут считать его угрозой.

Руководство США использует преимущества, которые ему предоставляют обладание мировой резервной валютой и контроль над мировой финансовой системой. При этом наращивание золотовалютных резервов ведущих государств для Белого дома представляется нежелательным фактором, отчасти ослабляющим такой контроль.

В области финансовых отношений с КНР ключевой для США остается проблема курса юаня, который они считают искусственно заниженным. Данный факт рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции, занижение же курса юаня воспринимается в Вашингтоне как практика порочная и нечестная, но терпимая и не свидетельствующая о враждебности Пекина. Именно эта проблема будет определять повестку дня взаимоотношений двух стран по финансовым вопросам.

Отдельно следует отметить, что, хотя возможность существенной денежной эмиссии как источника средств для выкупа массово сбрасываемых американских государственных ценных бумаг гипотетически не отрицается, нигде не идет речь об отказе от оплаты таких бумаг, пусть и под предлогом отражения явно враждебных агрессивных действий. При этом возможность отказа от оплаты госбумаг США не рассматривается даже применительно к ситуации военного кризиса и тем более конфликта, что свидетельствует о большом значении, которое американское руководство придает своей репутации как первоклассного заемщика.

Тем не менее именно "консервация" бумаг, находящихся в распоряжении противника, является наиболее очевидной реакцией в случае возникновения такой ситуации. Технически она может быть осуществлена в сжатые сроки, а ее положительным результатом станет снижение объема американской государственной задолженности.

Следует констатировать, что Пентагон не расценивает финансовые возможности КНР как существенную составляющую китайской военной мощи и угрозу американской национальной безопасности.

Зарубежное военное обозрение 2013 №5 С. 28-31

Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (08.07.2013) | Автор: Б. Ческидов

Просмотров: 1634 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов