20:01 Мнения американских экспертов относительно реальной стоимости F-22 разделились | |
Компания «Локхид Мартин», как уже сообщалось, построила 196-й, заключительный истребитель F-22 «Рэптор» на заводе в городе Мариетта (штат Джорджия). Это означает завершение производства самого грозного, как считают многие, истребителя в истории авиации, длившегося более 14 лет. F-22 является также одним из самых дорогостоящих самолетов. Эксперты, однако, расходятся в подсчетах, какова же реальная стоимость этой машины. Она варьируется от 137 миллионов долларов до 678 миллионов за единицу в зависимости от того, как и что брать в расчет. При этом какой бы способ ни был избран, «Рэптор» все равно получается самым дорогим из когда-либо существовавших оперативных боевых самолетов. На протяжении многих лет стоимость «Рэптора» была предметом интенсивных дебатов в Пентагоне, Белом доме, конгрессе и СМИ. Однако сторонники и критики, как правило, оперировали различными цифрами для доказательства разных точек зрения. Сторонники этого двухмоторного истребителя обычно апеллируют к так называемой стоимости производства, то есть берут в расчет объем средств, которые «Локхид» затребовал от правительства на сборку каждого «Рэптора» после того, как были оплачены затраты на его разработку – другими словами, учитывают только расходы на строительство. Исходя из такого расчета каждый из последних 60 построенных F-22 обошелся налогоплательщикам в 137 миллионов долларов, что лишь немногим превосходит стоимость, в которую обходится американцам F-35, – 110 миллионов долларов. Однако противники программы F-22 оперируют «удельной стоимостью», которая получается при делении суммарной стоимости разработки и производства на количество построенных «Рэпторов». Как известно, затраты на эти статьи по программе F-22 составили 74 миллиарда долларов с учетом последних усовершенствований, что обусловливает себестоимость в размере 377 миллионов долларов. При этом завершение строительства «Рэпторов» не означает, что их удельная стоимость остановится на данном уровне. Если ВВС США внедрят на самолете давно запланированную линию передачи данных, себестоимость единицы продукции может незначительно увеличиться. Если к тому же будут обеспечены мероприятия, предотвращающие введение временных запретов на полеты F-22, аналогичные тем, которые вводились в текущем году, себестоимость еще возрастет. Между тем считается, что стоимость F-35, напротив, стабилизируется на уровне около 157 миллионов долларов благодаря огромному объему производства – 2443 единицы. Вследствие этого предполагается, что программа не подвергнется отмене или сокращению. Существует и третий способ расчета цены на F-22 – с учетом «стоимости жизненного цикла», который складывается из затрат на топливо, запасные части и обслуживание в течение прогнозируемого 40-летнего периода эксплуатации самолета. По данным главного контрольно-финансового управления GAO, «стоимость жизненного цикла» для F-22 составит 59 миллиардов долларов и при ее учете цена на самолет получается в размере 678 миллионов долларов. Для F-35 аналогичный показатель – 469 миллионов долларов. По теме: | |
|
Всего комментариев: 0 | |