Классификация зарубежной военной автомобильной техникиПолковник А. Ефремов, кандидат технических наук; Военная автомобильная техника (ВАТ) ВС зарубежных стран, являющаяся наиболее массовым видом вооружения и военной техники (ВВТ), представляет собой основное средство обеспечения подвижности войск. Это подразумевает широкое ее использование при транспортировке ВВТ, буксировке прицепных систем различного назначения, перевозке личного состава и военно-технических грузов, эвакуации поврежденной и неисправной техники, раненых и больных, а также в качестве шасси под монтаж ВВТ, специального оборудования и подвижных средств МТО. По характеру решаемых задач и конструктивным особенностям в соответствии с принятым подходом ВАТ, производимая за границей, подразделяется на следующие основные типы: колесные машины многоцелевого назначения, гусеничные машины транспортно-тягового назначения, прицепы и полуприцепы, средства тылового и автотехнического обеспечения. Задачи, возлагаемые на ВАТ, подразделяются на: Специально-технического обеспечения - ВАТ используется как основа для организации пунктов и мастерских технического обслуживания, диагностики и ремонта, создания ремонтно-эвакуационных машин и эвакуационных тягачей. Тылового обеспечения - перевозка личного состава, подвоз боеприпасов, ГСМ, военно-технического имущества, транспортировка и буксировка различного вооружения, обеспечение механизации транспортных работ в органах тыла, санитарная эвакуация. Колесные машины многоцелевого назначения являются наиболее представительной группой в единой системе классификации зарубежной военной автомобильной техники. В зависимости от уровня разработки, характера решаемых задач и боевого использования такие машины принято подразделять на специальные ударные автомобили, малогабаритные автомобили-транспортеры, тактические автомобили, тыловые (транспортные) автомобили и транспортеры танков. Специальные ударные автомобили - это высокоскоростные колесные транспортные средства повышенной проходимости сверхлегкой по массе категории, создаваемые для использования при проведении разведывательных и разведывательно-диверсионных операций в тылу противника, а также при охране государственных рубежей и районов. Ими оснащены силы быстрого реагирования, а также аэромобильные и воздушно-десантные соединения и части. Эффективность их применения доказана в ходе боевых действий в локальных конфликтах последнего времени. Типичным представителем данного класса является автомобиль ALSV. Специальные ударные автомобили используются под монтаж легкого ВВТ, для перевозки личного состава, транспортировки вооружения, боеприпасов и другого военно-технического имущества указанных подразделений при выполнении ими задач, по боевому предназначению. Основными конструктивными особенностями таких машин являются простота и легкость конструкции в сочетании с достаточной надежностью и прочностью, что обеспечивает их эксплуатацию на высоких скоростях по любым типам дорог и местности, а также возможность парашютного десантирования. Малогабаритные автомобили-транспортеры (например, французский FL 501 (4х2) - это транспортные средства высокой проходимости грузоподъемностью до 1 т, разработанные специально в военных целях (для армии). К числу главных задач, возложенных на такие автомобили, относятся следующие: подвоз боеприпасов и другого боевого снаряжения в зоне боевых действий; использование для поиска, сбора и эвакуации раненых, а также поврежденных ВВТ; механизация транспортных работ в войсках, на базах, арсеналах и аэродромах. Характерными конструктивными особенностями этих средств являются простота конструкции, повышенная надежность и запас прочности, позволяющие иметь большое тяговое усилие на крюке. Тактические автомобили, например, американские FMTV (6x6), МК48/17 (8 х 8), М1075 (10х10), французские АСМАТ VLRA (4х4), АСМАТ VLA (8х8) и др.) предназначены для решения боевых задач и задач материально-технического обеспечения в тактической зоне действия подразделений и частей. Они создаются согласно тактико-технико-экономическим требованиям ВС зарубежных стран и являются полноприводными автомобилями высокой проходимости. В плане специфики разработки эти средства могут быть как специальными военными, так и коммерческими с доработками в свете требований МО на базе унифицированных агрегатов и узлов. Тактические автомобили оборудуются лебедками, устройствами для отбора мощности, системой централизованного регулирования давления в шинах и другими средствами, повышающими их эксплуатационные качества. Исходя из предназначения этих средств, задачи, решаемые ими, сводятся к следующему: транспортировка личного состава; использование под монтаж вооружения различного назначения, средств диагностики и технического обслуживания; буксировка вооружения и прицепов различного назначения; обеспечение привода для работы специальных устройств и установок разного назначения путем отбора мощности от двигателя и трансмиссии. Кроме перечисленных эти машины выполняют в тактической зоне действия войск и другие задачи. Тыловые (транспортные) автомобили предназначены для решения различных транспортных задач в тылу войскового и оперативного звена. Они, как правило, неполноприводные коммерческой разработки с ограниченной проходимостью. Эти машины позволяют решать следующие задачи: подвоз материально-технических средств, в том числе боеприпасов и ГСМ; транспортировка войск и войсковых грузов, транспортное обеспечение всех этапов медицинской эвакуации; использование в качестве базы под монтаж средств технического обслуживания и ремонта; транспортное обеспечение баз, складов и других органов и подразделений тыла. Грузоподъемность тактических и тыловых (транспортных) автомобилей находится в диапазоне от 0,25 до 10 т и более. Транспортеры танков, (например, американский М1070 (8x8) и др.) - это средства перевозки тяжелого вооружения и военной техники массой до 100 т и более, а также эвакуации поврежденных ВВТ. Они состоят из седельных тягачей и полуприцепов-тяжеловозов. Седельные тягачи являются машинами специальной военной разработки с приспособлением для буксировки полуприцепа. Находящиеся на вооружении зарубежных армий полуприцепы, созданы в основном с учетом данных тактико-технических требований (США, Германия, Япония, Китай), но наряду с этим используются доработанные коммерческие образцы (Великобритания, Франция, Италия). В последнее время наметились тенденции создания седельных тягачей как модификаций базовых тактических автомобилей грузоподъемностью более 10 т. а также использование коммерческих тягачей, доработанных по требованию военного руководства. Основные задачи, решаемые с помощью транспортеров танков: доставка тяжелых ВВТ на большие расстояния по дорогам с целью экономии ресурса; буксировка и транспортировка летательных аппаратов на аэродромах и космодромах; эвакуация неисправной тяжелой техники в пункты и районы сбора и ремонта. Следующей большой группой ВАТ являются гусеничные машины транспортно-тягового назначения (например, шведская BV-206 и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на: гусеничные транспортеры; гусеничные тягачи; многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи. Гусеничные транспортеры (например, американский ХМ1108 и др.) - это однозвенные либо двухзвенные бронированные или небронированные машины, предназначенные для перевозки личного состава, военно-технических грузов, а также для выполнения других транспортных задач в условиях заболоченной местности и глубокого снежного покрова. В отдельных случаях они используются для буксировки прицепных систем на небольшие расстояния. В зависимости от конструктивного исполнения могут быть снегоболотоходными и приспособленными к преодолению водных преград на плаву. Гусеничные тягачи (например, китайский "Тип 60" фирмы "Норинко" и др.) - это военные гусеничные машины транспортно-тягового типа, предназначенные для буксировки ракетных, артиллерийских прицепных систем и специальных прицепов. Создавались в основном для буксирования прицепов различного назначения. Многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи - это однозвенные бронированные или небронированные машины, предназначенные для транспортировки личного состава и воинских грузов, эвакуации раненых и больных, поврежденных ВВТ, буксировки артиллерийских систем и других специальных прицепов, а также для использования под монтаж ВВТ. Подтипом техники этого класса являются снегоболотоходы. Гусеничные машины подобного назначения привлекаются для решения задач в тех случаях, когда невозможно или ограничено применение колесных машин, то есть при бездорожье и в районах со специфическими географическими и климатическими условиями (северные регионы, сильно заболоченные территории, пустыни). Особенностью данных средств является то, что они разработаны на базе БТР и БМП. Такой подход позволяет обеспечить унификацию основных агрегатов и систем с бронетанковой техникой, а также снизить затраты на разработку и эксплуатацию этих машин. Основу зарубежных парков гусеничных машин этого назначения составляют транспортеры и тягачи. Многоцелевые транспортеры-тягачи с функцией шасси под монтаж ВВТ находятся в стадии разработки. Прицепы и полуприцепы (например, американский М1000, британский AVRE и др.) - несамоходные транспортные средства, соединяемые с тягачами тягово-сцепными и опорно-сцепными устройствами, являются одним из необходимых элементов транспортных средств повышенной грузоподъемности. Прицепы и полуприцепы предназначены для перевозки военно-технических грузов, инженерной и бронетанковой техники, а также под монтаж ракетных и зенитных ракетных комплексов. Средства технического обеспечения, в состав которых входят подвижные средства техобслуживания и ремонта, а также эвакуационные средства, предназначены для технического обслуживания, диагностики, регламентных работ и ремонта ВАТ в полевых условиях. Зарубежные средства технического обеспечения включают: ремонтные мастерские общего назначения, где проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту ВАТ в целом, и специализированные мастерские, предназначенные для выполнения отдельных видов работ (слесарных, сварочных, смазочных, диагностических, шиномонтажных и др.). Средства эвакуации представлены РЭМ и БРЭМ, которые используются для вытаскивания застрявших и затонувших машин, буксировки и транспортировки поврежденной техники, выполнения ремонтных (замена узлов и агрегатов), а также сварочных работ во время ремонта и приведения машин в транспортабельное состояние, проведения грузоподъемных работ при эвакуации и ремонте. Средства автотехнического обеспечения монтируются на шасси колесных машин многоцелевого назначения или гусеничных машин транспортно-тягового назначения. В зависимости от типа ВАТ при разработке перспективных образцов за рубежом выдвигаются различные тактико-технические требования (ТТТ). Наиболее высокие ТТТ предъявляются к тактическим автомобилям специальной военной разработки. Эти многоцелевые колесные машины должны обладать высокой проходимостью, двигаться по всем видам дорог и местности, мягким грунтам, грязи, песку, снегу, льду в любое время суток и года, быть рассчитаны на модернизацию, обеспечивающую возможность их использования под монтаж ВВТ, и быть приспособленными к доставке любым видом транспорта, включая воздушный. Колеса машин данного типа должны иметь односкатную ошиновку (шины радиальные), обладать стойкостью к пробитию осколками массой до 1 г, летящими со скоростью до 425 м/с, и обеспечивать движение автомобиля при повреждении шин на расстояние до 50 км при скорости до 50 км/ч, для чего необходимо использовать вставные опорные диски и централизованную систему их подкачки. Топливные баки должны выдерживать взрыв под колесами взрывного устройства с тротиловым эквивалентом массой до 225 т В последние годы одним из требований, предъявляемых к зарубежным тактическим автомобилям грузоподъемностью до 1,5 т, является возможность их использования в качестве транспортера переднего края, транспортера поддержки, разведывательной машины и машины огневой поддержки. Особенно велика потребность в колесных транспортных средствах специальной военной разработки для доставки сложных электронных комплексов, средств связи и разведки. Они должны быть изготовлены в модульном исполнении или со съемными кузовами-контейнерами, а также иметь надежную защиту экипажа и оборудования от различных средств поражения. ТТТ к тактическим автомобилям коммерческой разработки и тыловым (транспортным) автомобилям несколько ниже, чем к технике специальной военной разработки. Общими для этих групп являются требования по авиатранспортабельности, надежности, живучести, топливной экономичности, безопасности, экологии, стандартизации и унификации, доступности к узлам и агрегатам, ремонтопригодности, минимальной трудоемкости технического обслуживания и ремонта, приспособленности к дальнейшей модификации. В ВС США, ФРГ, Великобритании, Франции и Италии к числу одного из важнейших требований относится снижение расходов на разработку ВАТ путем создания ее на базе единого шасси, унифицированных узлов, агрегатов и систем коммерческого производства. При этом необходимо обеспечить взаимозаменяемость возможно большего количества агрегатов, узлов и систем автомобилей различного класса грузоподъемности, стандартизацию и унификацию кабин, приводов и механизмов управления, двигателей, коробок передач, раздаточных коробок, рам, подвесок, мостов. Кабины должны быть откидными. Другими словами, специалисты ведущих зарубежных стран выдвигают в качестве одного из основных требований создание семейств ВАТ на базе единого шасси коммерческой или специальной военной разработки со значительной унификацией узлов, агрегатов и систем. Обязательным условием при этом является использование односкатной ошиновки, наличие централизованной системы подкачки шин, снижение заметности автомобилей, повышение средних скоростей движения путем совершенствования ходовой части, а также внедрения встроенных диагностических и экспертных систем. Помимо вышеперечисленных для тыловых (транспортных) автомобилей повышается требование к уровню транспортной производительности - они должны иметь высокую грузоподъемность и хорошие тяговые качества. На транспортеры танков распространяются те же требования, что и на тактические автомобили, за исключением транспортабельности, но при этом более высокие к тягово-динамическим характеристикам, надежности, запасу хода по топливу и автономности использования. ТТТ к гусеничным машинам транспортно-тягового назначения, разрабатываемым на базе боевых бронированных машин, обычно вытекают из требований к базовым образцам. Транспортная модификация должна иметь повышенную грузовместимость, хорошие тяговые характеристики и высокий уровень взаимозаменяемости агрегатов и узлов с базовой машиной. Перед разработчиками транспортных прицепов и полуприцепов ставится задача повышения производительности путем увеличения удельной нагрузки и скорости буксировки, обеспечения достаточной управляемости и плавности хода, максимальной унификации сцепных устройств и повышения надежности конструкции. Требования к средствам технического обеспечения подразделяются на две категории: предъявляемые к базовым машинам и технологическому оборудованию. Первые аналогичны требованиям к тактическим автомобилям и гусеничным машинам транспортно-тягового назначения, а вторые являются специфическими и определяются конкретным назначением средств ремонта и эвакуации. Таким образом, основными типами зарубежной ВАТ на современном этапе являются колесные машины многоцелевого назначения - тактические, специальные ударные, тыловые (транспортные) и автомобили-транспортеры, (транспортеры танков); гусеничные машины многоцелевого назначения (транспортеры, тягачи, многоцелевые транспортеры-тягачи), транспортные прицепы и полуприцепы; средства автотехнического обеспечения (подвижные средства технического обслуживания, подвижные ремонтные средства, средства эвакуации ВАТ). Данная классификация зарубежной военной автомобильной техники, по всей вероятности, сохранится и в обозримом будущем, а в рамках рассмотренных групп ВАТ намечается продолжать активное совершенствование существующих и разработку перспективных образцов. Зарубежное военное обозрение. 2007, №8, С.35-40 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 10124 | | |
Всего комментариев: 0 | |