Специальные ударные автомобили ведущих зарубежных странПолковник А. Ефремов, капитан Д. Куколев Кардинальные изменения военно-политической обстановки в мире, ослабление угроз развязывания глобальной войны и одновременное увеличение числа крупномасштабных операций, проводимых вооруженными силами государств - членов НАТО, и в первую очередь США, обусловили необходимость коренного реформирования сухопутных войск ведущих зарубежных стран (ВЗС). При этом основные усилия сосредоточены на повышении маневренности подразделений, частей, соединений, и т. д., а также их тактической и оперативно-тактической мобильности. Важным свойством при рассмотрении данных факторов является подвижность. Военная автомобильная техника (ВАТ) относится к одному из самых многочисленных классов ВВТ армий зарубежных стран, обеспечивающих подвижность войск. Образцы ВАТ широко применяют не только для транспортировки личного состава и военных грузов, но и как базовые шасси под монтаж различных систем вооружения, включая специальные во всех видах и родах ВС зарубежных стран. Именно поэтому технический уровень этих образцов наряду с мобильностью частей и подразделений, устойчивостью и эффективностью функционирования систем их материально-технического обеспечения, определяет боевой потенциал формирований. В данной статье рассмотрен класс специальных ударных автомобилей (СУА, или SAV - Special Attack Vehicle), которые в последнее время широко используются при ведении боевых действий в ряде регионов. Специальные ударные автомобили -это высокоскоростные колесные транспортные средства повышенной проходимости сверхлегкой категории, создаваемые для применения при проведении разведывательных и разведывательно-диверсионных операций в тылу противника. К числу ключевых задач, возлагаемых на такие автомобили, относятся: использование под монтаж легкого вооружения; перевозка личного состава; транспортировка вооружения, боеприпасов и другого военно-технического имущества указанных подразделений при выполнении ими задач боевого предназначения. Основными конструктивными особенностями специальных ударных автомобилей являются: простота и легкость конструкции в сочетании с достаточной надежностью и прочностью, что обеспечивает возможность их эксплуатации на высоких скоростях по местности любого типа, а также парашютного десантирования. В качестве недостатка зарубежные специалисты отмечают слабую защищенность экипажа при ведении боевых действий. В последние годы в сухопутных войсках многих стран мира СУА получают все более широкое распространение. В настоящее время они состоят на вооружении большинства аэромобильных и воздушно-десантных соединений и частей. В некоторых государствах этой техникой оснащены также разведывательные подразделения и пограничные формирования. Впервые подобные машины были опробованы в СВ Великобритании в годы Второй мировой войны в Европе и Северной Африке. Но особо активно СУА стали поступать на вооружение после войны в Персидском заливе, где они активно использовались подразделениями специальных операций США и Великобритании и показали высокую эффективность в условиях пустынно-песчаной местности. В 1991 году на Абердинском испытательном полигоне, расположенном северо-восточнее г. Балтимор (США, штат Мэриленд), была проведена конференция, посвященная военной автомобильной технике, на которой рассматривался вопрос о выделении в отдельную группу малогабаритных транспортеров вооружения. В том же году были внесены коррективы в вопросы реформирования сил специального назначения ряда ВЗС. В частности, большое внимание уделялось обеспечению этих войск высокоскоростными боевыми транспортными средствами. В США, ФРГ, Великобритании и ряде других стран проводились работы по созданию таких автомобилей. В 1995 году на конференции стран НАТО, участники которой обсуждали вопрос о создании боевых средств для сил быстрого реагирования, было принято решение о выделении автомобилей данного класса в отдельную группу с наименованием Special Attack Vehicle (специальный ударный автомобиль), с внесением изменений в единую классификацию ВАТ. Эти машины, в зависимости от массогабаритных характеристик, комплекта вооружения, дальности действия и автономности, условно делятся на малые (конструкционно типа багги), средние (джип, укороченный «Лэндровер») и большие (стандартный «Лэндровер», укороченный «Хамви»). СУА имеют ряд преимуществ по сравнению с другими боевыми машинами СВ: небольшую массу, высокую маневренность и проходимость, хорошее соотношение полезной нагрузки и вооружения к общей массе, авиатранспортабельность, малую оптическую, радиолокационную, тепловую и звуковую заметность. За рубежом разработаны и уже поставлены в войска СУА более 30 типов. Так, в Соединенных Штатах используется десять типов, в Великобритании - шесть, во Франции - три, в ЮАР - четыре, Австралии, Израиле, Иордании, Сингапуре -два; в Австрии, Венгрии, Румынии и ОАЭ - один. Некоторые из перечисленных государств имеют на вооружении технику иностранного производства, например СВ США - британские и австрийские машины, а Франция - британские и американские.
США. Специальные ударные автомобили используются в американских ВС в небольших количествах - в основном в специальных частях быстрого реагирования и разведывательно-диверсионных подразделениях. В настоящее время на вооружении находятся два образца СУА -ALSV (4 х 4) грузоподъемностью 0,68 т и General Purpose (4 х 4) - 1 т, принятые на вооружение в начале 90-х годов прошлого столетия. Обе модели оснащены бензиновыми двигателями жидкостного охлаждения мощностью 120 л. с. На них может монтироваться различное легкое вооружение. Машины развивают высокую скорость при движении вне дорог - 110 км/ч. Также в эксплуатации находится модель LSV (4 х 2) грузоподъемностью 0,7 т. Кроме того, разрабатываются новые образцы специальных ударных автомобилей. Запланировано производство СУА ALSV (4 х 4) грузоподъемностью 1,1 т с бензиновым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 140 л. с. Подвеска колес независимая. Создан опытный образец Scorpion Mark 1 с бензиновым двигателем. Этот автомобиль обладает высокой проходимостью по пересеченной местности благодаря пневматической подвеске и шинам широкого профиля. Данная техника поступит в ВС в ближайшие годы. Великобритания. На вооружении воздушно-десантных войск находятся специальные ударные автомобили Wessex Saker (4x2) и «Кобра» LSV (4 х 2). Первый имеет грузоподъемность 0,7 т. На нем может монтироваться следующее вооружение: 7,62- и 12,7-мм пулеметы, 30-мм автоматический гранатомет, ПТРК, а также предусмотрена буксировка 120-мм миномета. На автомобиле установлен дизельный двигатель с турбо-наддувом мощностью 80 л. с. Максимальная скорость движения 130 км/ч. На СУА «Кобра» LSV может монтироваться легкое стрелковое вооружение, а также предусмотрена транспортировка стандартных контейнеров. Автомобиль снабжен дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 96 л. с. Максимальная скорость движения 130 км/ч. Основная часть специальных ударных автомобилей разработана на шасси легковых автомобилей «Лэндровер дефендер». Наиболее эффективными СУА являются MRCV, выпускаемые на шасси «Дефендер» XD. Они отличаются полностью открытым кузовом с трубчатой рамой и задним отсеком, где устанавливается 7,62-мм пулемет, 20-мм противотанковая пушка, автоматический гранатомет или другое вооружение. На автомобиле применяются дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 111 л. с. и механическая коробка передач. Дальнейшее развитие эти ударные автомобили получили в образцах, предназначенных для специальных операций (Special Operations Vehicle - SOV) и в так называемых подвижных платформах Gun-ship на базе «Дефендер» 90, на которых размещается более тяжелое вооружение, например 106-мм безоткатное противотанковое орудие. Автомобиль SOV снабжен таким же дизельным двигателем, как и MRCV. В настоящее время в войска уже поставлено 60 единиц SOV. Кроме того, разворачивается производство новых специальных ударных автомобилей - Automotive Technik (4 х 4), BIRST MWP (4 х 4) и Alvis Shadow (LSV, 4 х 4 или 4 х 2). Франция. В этой стране производство специальных ударных автомобилей находится на начальной стадии. В 1994 году был продемонстрирован образец СУА Auver-landA3F(4 х 4) грузоподъемностью 0,76 т, разработанный на базе легкого Auver-land A3. Он оснащен дизельным двигателем мощностью 110 л. с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением поступающего воздуха, а также механической пятиступенчатой коробкой передач. Подвеска зависимая, на листовых рессорах. В ближайшее время начнется выпуск этого автомобиля. На нем предусмотрена установка вооружения, например ПТРК или ЗРК. В 1998 году министерство обороны заказало 100 таких машин.
Кроме того, вскоре может начаться производство специальных ударных автомобилей Ciat Buggy VRA (колесная формула 4x4 и 4x2). Шасси автомобилей (типа багги) изготовлено из высокопрочных хромисто-молибденовых конструкций. Двигатель бензиновый воздушного охлаждения мощностью 140 л. с. Коробка передач полуавтоматическая. Подвеска передних колес на листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, задних колес - торсионная. Израиль. В формированиях сил специальных операций наряду с американскими специальными ударными автомобилями ALSV на вооружении находятся М-325 «Коммандер» (полная масса 4 5 т, грузоподъемность 1,9 т). В 1998 году израильская фирма AIL разработала СУА «Дезерт рэйдер» (6 х 6), рассчитанный на перевозку пяти экипированных пехотинцев (полная масса 2,5 т, грузоподъемность 1,2 т). Машина снабжена четырехцилиндровым бензиновым двигателем «Крайслер» с рабочим объемом цилиндров 2,4 л и мощностью 150 л. с, который обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 100 км/ч, запас хода по топливу составляет 600 км. Легкий разведывательный автомобиль «Дезерт рэйдер» (колесная формула 6x4)- авиатранспортабельный высокомобильный ударный. Он проходит полевые испытания в войсках специального назначения вооруженных сил Израиля. Благодаря особенности конструкции автомобиля обеспечивается его хорошая устойчивость. Узел задней подвески типа тандем: два колеса с каждой стороны в сочетании со спиральными пружинами и телескопическими амортизаторами с рабочим ходом 700 мм. Привод автомобиля укомплектован автоматической коробкой передач с бортовым компьютером, блокируемым дифференциалом и «тандемным» узлом с соединением «цепь - звездочка». В передней подвеске применяется трапециевидный рычаг с рейками и регулируемые спиральные пружины с рабочим ходом 380 мм. Автомобиль может двигаться даже если одно из шести колес имеет сцепление с грунтом. В задней части трубчатой рамы расположен бензиновый двигатель. Сиденье водителя находится по центру спереди, а позади него имеется два места для пассажиров. Грузовая платформа автомобиля (грузоподъемность 1,2 т) расположена сзади. Дополнительное место для размещения груза предусмотрено на защитном кожухе двигателя. Машина оборудуется съемными дугами безопасности и может транспортироваться вертолетом СН-53. Ее эксплуатационными особенностями являются слабое тепловое излучение и низкий уровень шума. Таким образом, в США и других ведущих зарубежных странах активно ведутся НИОКР по созданию СУА с улучшенными характеристиками. Предъявляемые к ним на стадии разработки тактико-технические требования (ТТТ) приведены в таблице. Существующие планы командований ВС стран НАТО предусматривают проведение ряда мероприятий по модернизации существующих автомобилей в частях СВ и воинских формирований альянса. В настоящее время в ведущих зарубежных странах ведутся интенсивные исследования по повышению защищенности экипажей СУА, снижению заметности и улучшению показателей подвижности. При этом рассматривается возможность повышения их проходимости за счет использования нетрадиционных решений (применение комбинированных дизель-генераторных силовых установок, высокопроизводительных электрических лебедок и др.). Зарубежное военное обозрение №6 2009 С. 35-38 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8854 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |