Экспериментальный малозаметный самолёт фирмы Боинг В рамках программы создания истребителя пятого поколения JSF, боевых беспилотных самолетов (ББС), а также для исследований новых средств снижения радиолокационной и оптической заметности фирмой Боинг был разработан и построен экспериментальный малозаметный самолет, получивший неофициальное название "Хищная птица" (ВОР - "Bird of Prey"). Об этой, ранее секретной программе, впервые было объявлено лишь недавно. Самолет ВОР выполнен по схеме "бесхвостка" со стреловидным крылом, внутренние секции которого имели положительный угол поперечного V, а внешние - отрицательный. Такое крыло, по утверждению представителей фирмы Боинг, не является оптимальным с точки зрения радиолокационной заметности, но обеспечивает необходимую путевую устойчивость. Управление самолетом обеспечивается так называемыми "раддеронами" (rudderon), расположенными на внешних секциях консолей крыла, и элевонами, установленными на внутренних секциях. Вертикальное оперение отсутствует. Первоначально на нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа располагался вертикальный гребень для улучшения путевой устойчивости. По мере проведения летных испытаний размеры этого гребня уменьшались, пока, в конце концов, его не убрали совсем. Планер самолета ВОР изготовлен практически полностью из углепластика LTM-10. В конструкции фюзеляжа применены крупногабаритные панели сложной конфигурации, которая выбиралась из условия обеспечения малой радиолокационной заметности с помощью трехмерного моделирования на компьютерах. Фирма Боинг заявила, что полученная форма фюзеляжа малую ЭПР не только при облучении с передней полусферы, но и с боков. Самолет ВОР имеет один ТРДД Пратт-Уитни JT15D тягой 1360 кгс с плоским малозаметным соплом, имеющем в плане треугольную форму. Воздухозаборник расположен на верхней поверхности фюзеляжа сразу за кабиной летчика. На самолете используется упрощенное пи-лотажно-навигационное оборудование, в состав которого входили авиагоризонт, указатель курса, приборы контроля работы силовой установки, а также система спутниковой навигации GPS. Фонарь кабины обеспечивал круговой обзор.
Характеристики самолета ВОР К
разработке самолета ВОР на фирме Боинг приступили в 1992 г. При этом за счет
широкого использования наиболее современных технологий компьютерного
проектирования удалось предельно минимизировать стоимость работ, которая
составила 67 млн. долл., включая постройку самолета. Осенью 1996 г. начались его
летные испытания, завершившиеся в 1999 г. Всего было выполнено 36 полетов общей
продолжительностью свыше 40 ч. Создание самолета ВОР и его испытания позволили,
по словам представителей фирмы Боинг, получить на экспериментальном самолете
Х-32 величину ЭПР, меньшую, чем у самолета Локхид Мартин Х-35. Авиация и космонавтика №1 2003 С.37-38 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2785 | | |
Всего комментариев: 0 | |