Авиационная промышленность СШАМайор С. Григорьев Авиационная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) Соединенных Штатов. По уровню развития передовых технологий, масштабам и объему производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве она занимает первое место в мире. Высокоразвитая производственная база отрасли обеспечивает разработку, выпуск, модернизацию, ремонт и утилизацию всех типов современных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Уровень и масштабы производства авиационной техники (AT) в ближайшей и среднесрочной перспективе будут практически полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил. Развитию американской авиационной промышленности в значительной степени способствуют масштабные государственные заказы, что обусловлено первостепенным вниманием военно-политического руководства страны к производству военной AT, обеспечивающей решение широкого спектра задач в ходе проведения различных по масштабу военных операций. В 2013 финансовом году на закупку авиационной техники для вооруженных сил планируется выделить 49,6 млрд долларов, что составляет 27,8 % ассигнований министерства обороны на приобретение ВВТ (178,1 млрд), или 8 % всех ассигнований МО (620,3 млрд). Авиационная промышленность США имеет комплексный состав, а также развитую внутриотраслевую и территориальную структуру, включающую производственные предприятия всех видов и форм организации производства (многопрофильные и специализированные), ремонтные заводы, предприятия по утилизации, а кроме того, научно-исследовательские учреждения. Производственную базу авиапрома формируют предприятия, осуществляющие конечную сборку образцов авиационной техники, выпуск авиационных двигателей и других компонентов AT (табл. 1).
Число занятых в авиационной промышленности составляло: в 2007 году -366,3 тыс. человек, 2008-м - 386,4 тыс., 2009-м - 342,4 тыс., 2010-м - 316,5 тыс. (табл. 2).
Основой производственной базы военного авиастроения являются 17 сборочных заводов, включая предприятия по производству беспилотных летательных аппаратов, 13 из которых располагают мощностями по выпуску боевых самолетов и вертолетов, а четыре - по производству БЛА. Анализ территориальной структуры авиационной промышленности США показывает, что наибольшее число занятых выпуском AT приходится на штаты Калифорния, Техас и Флорида. Основные мощности по производству AT и ее компонентов, а также научно-исследовательские организации и ремонтные предприятия сосредоточены на Тихоокеанском побережье США. На юге страны к важнейшим центрам отрасли относится г. Форт-Уэрт (крупнейший район по числу занятых в отрасли). Центры сборки самолетов находятся преимущественно в центральной части США - городах Сент-Луис и Уичито. Свыше 2/3 всего производства авиадвигателей, компонентов AT и других комплектующих сосредоточено на индустриальном востоке и северо-востоке США (основные центры - Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк). На западе к числу крупных центров двигателестроения в авиационной промышленности относятся юрода Сакраменто и Лос-Анджелес. Современная структура отрасли является в значительной степени следствием реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 1990-х годов, которые привели к усилению концентрации и монополизации военного производства. Монополизацию отрасли определяет также высокая степень капиталоемкости авиастроения. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствовала слиянию даже крупных компаний (например, "Боинг" и "Мак-доннелл-Дуглас"). Образовавшиеся в результате слияний и поглощений гигантские военно-промышленные корпорации заняли господствующее положение не только в военной промышленности США, но и на мировом рынке (табл. 3). Это корпорации "Боинг", "Локхид-Мартин", "Нортроп-Грумман", "Юнайтед текнолоджиз", "Текстрон". Все они являются головными подрядчиками министерства обороны, многоотраслевыми многопрофильными военно-промышленными корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько подразделений, в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством AT.
Корпорация "Боинг" основана в 1934 году как компания по производству авиационной техники и первоначально именовалась "Боинг эрплейн компани". Современная структура окончательно оформилась в середине 1990-х годов после приобретения ею в 1996-м военных отделений компании "Рокуэлл Интернэшнл" и поглощения в 1997-м корпорации "Макдоннелл-Ду глас". В настоящее время "Боинг" является одной из крупнейших корпораций в мире, занятых разработкой и производством авиационной техники, а также ракетного оружия, космической техники и радиоэлектронного оборудования. Корпорация организационно состоит из пяти подразделений, сформированных по видам их деятельности. Производством AT занимается подразделение "Коммершиал эртеинз" и отделение "Боинг мшитэри эркрафт" подразделения "Дефенс, спейс энд секьюрити". На долю этих подразделений приходится более 70 % общего объема продаж корпорации. Сборочные предприятия подразделения "Коммершиал эрплейнз" расположены в городах Рентой и Эверетт (штат Вашингтон), а также в г. Чарлстон (Южная Каролина). На заводах компании выпускаются самолеты следующих типов: Боинг 737 (г. Рентой, штат Вашингтон). Боинг 747, 767 и 777 (г. Эверетт. Вашингтон). Сборка широкофюзеляжного магистрального авиалайнера Боинг 787 ведется на предприятии в г. Эверетт. Кроме того, для его производства был построен новый завод в г. Чарлстон (штат Южная Каролина). Для изготовления отдельных узлов и агрегатов пассажирских самолетов "Боинг" задействованы четыре предприятия корпорации по производству компонентов в городах Оберн и Фредриксон (штат Вашингтон), Портленд (Орегон) и Солт-Лейк-Сити (Юта). По существующим в настоящее время оценкам, в среднесрочной перспективе корпорация сохранит паритет и даже некоторое лидерство в соревновании со своим единственным конкурентом на рынке широкофюзеляжных магистральных авиалайнеров - европейской компанией "Эрбас". Производство военной техники налажено на предприятиях отделения "Боинг милитэри эркрафт" (штаб-квартира в г. Сент-Луис) подразделения "Дефенс, спейс энд секьюрити". На долю военной авиационной техники приходится 22 % общего объема продаж или 28 % продаж авиационной техники корпорации. Корпорация "Боинг" выпускает широкий спектр AT военного назначения. Это тактические истребители F-15E "Страйк Игл" и палубные истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет", вертолеты огневой поддержки AH-64D "Апач", военно-транспортные самолеты (ВТС) С-17 "Глоубмастер-3", транспортно-десантные вертолеты СН/МН-47 "Чинук", самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты базовой патрульной авиации Р-8А "Посейдон". Ведется также инициативная разработка БЛА большой продолжительности полета: вертолетного типа А-160Т "Хамингбёрд" и самолетного по программе Х-45С "Фантом Рэй". Корпорация "Боинг" выполняет контракты по производству тактических истребителей F-15E для вооруженных сил Республики Корея, Сингапура и Саудовской Аравии, а также по модернизации имеющегося парка самолетов F-15 ВВС Саудовской Аравии. Осуществляется доработка транспортно-заправочно-го самолета по программе КС-46А для ВВС США (первые поставки намечены на 2017 год). Военную авиационную технику выпускают пять сборочных предприятий в городах Сент-Луис (штат Миссури), Лонг-Бич (Калифорния), Меса (Аризона), Филадельфия (Пенсильвания) и Уичито (Канзас). Корпорация "Юнайтед текнолоджиз" является крупной многоуровневой холдинговой структурой. К авиационной промышленности относятся три дочерние компании первого уровня: "Сикорский эркрафт" (г. Стратфорд, штат Коннектикут), "Гамильтон-Сандстрэнд" (г. Виндзор-Локс, Коннектикут), "Пратт энд Уитни" (г. Хартфорд, Коннектикут). Компания "Сикорский эркрафт" является холдингом, куда входят шесть дочерних компаний второго уровня. Это один из крупнейших производителей вертолетов военного и гражданского назначения в США. Общая численность сотрудников превышает 14 тыс. человек. Основные подразделения компании: "Сикорский аэроспейс сервисиз", "Сикорский глобал геликоптерз", "Рисёрч энд инжиниринг", "Сикорский милитэри системз". Военные вертолеты выпускает завод компании в г. Стратфорд (в г. Коннектикут - ведущее предприятие). Гражданские вертолеты производятся на заводах в городах Шелтон и Бриджпорт (штат Коннектикут), а также Трой (Алабама), Уэст-Палм-Бич (Флорида), Форт-Уэрт (Техас). Кроме того, компания "Сикорский эркрафт" располагает предприятиями такого профиля в Польше, Чешской Республике, Турции и Китае. В настоящее время в производстве находятся многоцелевые вертолеты семейства UH-60 "Блэк Хок", противолодочные вертолеты SH-60 "Си Хок"/ МН-60 "Страйк Хок" различных модификаций, а также ряд гражданских вертолетов (типов S-76 и S-92). Кроме того, разрабатываются беспилотный вертолет и летательный аппарат комбинированной схемы. Компания "Гамильтон Сандстртд" выпускает широкий спектр бортового оборудования для военных (в частности, для тактических истребителей F-35), гражданских самолетов и вертолетов, включая компоненты систем управления полетом и работой двигателей, электропитания, пожаротушения, кондиционирования, а также вспомогательные силовые установки. Численность сотрудников компании составляет более 16,5 тыс. человек. Ее предприятия размещаются в городах Рокфорд (штат Иллинойс), Чатсуорс, Помона (Калифорния), Финикс (Аризона), Иорк (Небраска) и в Пуэрто-Рико. Компания "Пратт энд Уитни" занимается производством авиационных и ракетных двигателей, а также промышленных газотурбинных двигателей (ГТД). Численность ее сотрудников превышает 35 тыс. человек. Объем продаж компании в 2011 году достиг 13,4 млрд долларов, а прибыль составила около 2 млрд. Производственный ряд компании включает в себя широкий спектр авиационных двигателей для военных и гражданских самолетов. В число основных ее предприятий входят заводы в городах Ист-Хартфорд (штат Коннектикут), Мидлтаун (Коннектикут) и Коламбус (Джорджия). Штаб-квартира корпорации "Локхид-Мартин" расположена в г. Бетесда (штат Мэриленд). Она образована в марте 1995 года путем слияния двух фирм -"Локхид" и "Мартин-Мариэтта". Основными направлениями деятельности "Локхид-Мартин" являются разработка и производство ракетно-космической и авиационной техники, радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и технологических услуг, то есть это широко диверсифицированная корпорация. Подразделение "Аэронотикс" корпорации "Локхид-Мартин" занимается научными исследованиями, разработкой, проектированием, производством, модернизацией и ремонтом AT военного назначения. Штаб-квартира размещается в г. Форт-Уэрт. Подразделение имеет три отделения: "Комбат эркрафт" - производство многоцелевых истребителей, "Эр мобилити" - выпуск военно-транспортных самолетов и "Эдванст рисёрч энд девелопмент" - разработка AT. Основными программами являются производство и модернизация истребителей семейства F-16 "Файтинг Фалкон", F-22A "Раптор", F-35 "Лайтнинг-2", военно-транспортных самолетов C-130J "Супер Геркулес" и С-5М "Супер Гэлэкси". Сборочный завод в г. Форт-Уэрт в настоящее время выпускает тактические истребители F-35 всех модификаций и семейства F-16. На сборочном предприятии в г. Мариэтта (Джорджия) организовано производство ВТС типа C-130J. Корпорация "Текстрон" включает пять подразделений по видам деятельности: "Белл геликоптер" (штаб-квартира в г. Херст, штат Техас), "Цессна" (Уичито, Канзас), "Текстрон системз" (Вилмингтон, Массачусетс), "Индастриал" (Рокфорд, Иллинойс) и "Файнэншл" (штаб-квартира в г. Провиденс, Род-Айленд). Первые три подразделения относятся к предприятиям авиационной промышленности. Компания "Белл геликоптер" является одним из крупнейших американских производителей военных и гражданских вертолетов. Общая численность ее работников составляет около 12 тыс. человек. Фирма выпускает значительный объем авиационной техники военного назначения, включая ударные вертолеты AH-IZ "Вайпер", многоцелевые UH-1Y "Веном" и разведывательные OH-58D "Кайова Уорриор", самолеты специального назначения V-22 "Оспрей" (совместно с корпорацией "Боинг"), а также учебно-тренировочные вертолеты ТН-67. Основу производственного ряда гражданской продукции "Белл геликоптер" составляют вертолеты моделей Белл 205, 206, 407, 412 и 429. Ее предприятия (располагаются в городах Форт-Уэрт и Амарилло, штат Техас) выпускают вертолеты военного назначения. Гражданская авиационная техника производится компанией преимущественно в Канаде на заводе в г. Мирабель (провинция Квебек). Компания "Цессна" относится к числу мировых лидеров в области производства легкомоторных самолетов и самолетов общего назначения. Общее число ее сотрудников более 8,5 тыс., около 8 тыс. из которых работают на двух основных предприятиях в г. Уичито (Канзас). Еще два предприятия компании размещаются в городах Индепенденс (штат Канзас) и Коламбус (Джорджия). Корпорация "Нортроп-Грумман" образована в 1994 году путем покупки компании "Грумман" корпорацией "Нортроп". Ключевыми направлениями ее деятельности являются разработка и производство ракетно-космической и авиационной техники военного назначения, морских судов различного назначения, радиоэлектронного оборудования, а также оказание информационных и технологических услуг. Основным подразделением корпорации, отвечающим за разработку и производство AT военного назначения, космических и ракетных систем, является "Аэроспейс системз" (штаб-квартира расположена в г. Редондо-Бич, штат Калифорния). Данное подразделение в последние годы значительное внимание уделяет выпуску и модернизации БЛА, в первую очередь разведывательных аппаратов типа RQ-4 "Глобал Хок", а также БЛА "Файер Скаут" и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2 "Хокай". Кроме того, корпорация производит узлы и агрегаты для боевых самолетов F/A-18E/F и F-35. Продолжаются работы по модернизации выпущенных ранее стратегических бомбардировщиков В-2А "Спирит". Корпорация "Дженерал атом икс", основанная в 1955 году, первоначально проводила НИОКР в области атомной энергии. В настоящее время она является одним из мировых лидеров в области разработки и производства беспилотных систем и средств воздушной разведки. Предприятия "Дженерал атомикс" расположены в ряде городов Соединенных Штатов: Вашингтон (округ Колумбия), Лос-Аламос (штат Нью-Мексико), Оклахома-Сити (Оклахома), Тупело (Арканзас) и Огден (Миссисипи), а также за рубежом, в частности в Германии (города Берлин, Дрезден), Австралия (г. Аделаида), России (г. Москва), Японии (г. Токио). Основной вклад в производство авиационной техники вносят две дочерние компании: "Дженерал атомикс аэронотикл системз" и "Дженерал атомикс системз интэгрэйшн". "Дженерал атомикс аэронотикл системз", расположенная в г. Поувей (пригород г. Сан-Диего, штат Калифорния), разрабатывает и выпускает БЛА различного назначения, в частности многоцелевой MQ-l(RQ-l) "Предатор" и созданный на его базе разведывательно-ударный MQ-9 "Рипер", а также перспективный БЛА "Предатор-Си". Кроме того, компания производит наземные станции управления БЛА и системы разведки "Гриффин Ай" на базе самолета "Кинг Эр". Она же занимается разработкой программ обеспечения, проведением технической экспертизы технологий и образцов авиационной техники, в том числе военной, а также вспомогательного и аэродромного оборудования. В целом необходимо отметить, что ведущие американские производители AT в условиях наличия глобальных кризисных тенденций в экономике и финансовой сфере продолжают удерживать лидирующие позиции в этой области, поддерживать на достаточно высоком уровне продажи, объемы производства и научные исследования, что позволит обеспечить устойчивое развитие авиационной промышленности страны в обозримой перспективе. На предприятиях этой отрасли помимо выпуска образцов AT проводятся мероприятия по модернизации уже состоящих на вооружении типов авиатехники, разработка с последующим внедрением в производство новых модификаций на основе предыдущих моделей, а также ремонт и переоснащение летательных аппаратов, серийный выпуск которых прекращен. Кроме того, некоторые сборочные производственные мощности сохраняются как резервные. В последние два десятилетия наблюдается тенденция к более широкой кооперации США с иностранными производителями авиационной техники и оборудования, однако это является отражением всеобщих процессов глобализации и в целом не свидетельствует об ослаблении позиций американского авиапрома на мировой арене. Расширение межгосударственной кооперации при производстве как гражданской, так и военной AT вызвано в первую очередь стремлением ведущих производителей к разделению ответственности и снижению коммерческих рисков.
Особого внимания заслуживает программа приобретения истребителей F-35 "Лайтнинг-2", которая реализуется с 1996 года. Финансирование закупок самолетов началось в 2007-м, а его окончание ожидается в 2037 году. Стоимость данной программы ВС США составляет 326,5 млрд долларов. Закупка одного образца оценивается в 109,1 млн долларов, а общая стоимость приобретения (с учетом средств на разработку данного образца ВВТ) составит 132,9 млн. В доработке и выпуске истребителя F-35 задействованы свыше 63 американских производителей основных систем, узлов и агрегатов, а также около 105 фирм-поставщиков из восьми стран, участвующих в программе в рамках "Меморандума о взаимопонимании" (Memorandum of Understanding - MOU). В целом анализ современного состояния и перспектив развития авиационной промышленности США позволяет сделать следующие основные выводы: 1. Авиапром - одна из наиболее развитых высокотехнологичных отраслей экономики США. Тем не менее ей присущ ряд проблем, среди которых одной из наиболее существенных является снижение количества новых разработок военных самолетов и вертолетов. 2. Военная авиационная промышленность имеет все виды и типы предприятий: производственные, ремонтные, научно-исследовательские и предприятия по утилизации. 3. Основу отрасли формируют частные военно-промышленные корпорации, ведущее положение среди которых занимают "Боинг", "Юнайтед текнолод-жиз", "Локхид-Мартин", "Текстрон", "Нортроп-Грумман". На предприятиях этих корпораций сосредоточена подавляющая доля производственных мощностей по выпуску AT. 4. В настоящее время на предприятиях авиационной промышленности США налажен выпуск и проводится модернизация около 20 основных типов военных самолетов и вертолетов, а также более 20 типов БЛА и систем. 5. По состоянию на середину 2012 года приоритетными программами приобретения авиационной техники являются: тактические истребители F-35 "Лайтнинг-2", истребители-штурмовики F/A-18E/F "Супер Хорнет", самолеты специального назначения V-22 "Оспрей", самолеты РЭБ EA-18G "Гроулер", самолеты ДРЛО и управления E-2D "Перспективный Хокай" ("Эдванст Хокай"), ТЗС КС-46А, вертолеты огневой поддержки АН-64 "Апач" Block 3, беспилотные летательные аппараты RQ-4 "Глобал Хок" и MQ-9 "Рипер". 6. Позитивные тенденции и устойчивый рост как количественных, так и качественных показателей наблюдаются преимущественно в области разработки и производства БЛА. Ведущие позиции в разработке и производстве современных и перспективных беспилотных систем большой дальности и продолжительности полета занимают корпорации "Нортроп-Грумман" и "Дженерал атомикс" (аффилированная компания "Дженерал атомикс аэронотикл системз"). Данное направление рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных для поддержания в дальнейшем необходимого технологического и экономического преимущества американского авиапрома перед другими мировыми авиапроизводителями. Таким образом, авиапромышленность США представляет собой одну из ведущих отраслей экономики страны, и ее ВПК обладает развитой научно-исследовательской, производственной и ремонтной базой. Достигнутый технологический отрыв в различных подотраслях авиастроения, а также накопленный научно-технический, кадровый, производственный и ресурсный потенциал позволяют американскому авиапрому удерживать лидирующие позиции в мире. Зарубежное военное обозрение №11 2012, с.56-64 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 40071 | | |
Всего комментариев: 0 | |