Реструктуризация авиационной промышленности США
Полковник Д. Кирюхин
В настоящее время США являются единственной из зарубежных стран, способной самостоятельно разрабатывать и производить летательные аппараты всех классов - от легких самолетов и вертолетов до стратегических бомбардировщиков и широкофюзеляжных лайнеров.
Согласно принятой в Соединенных Штатах «Североамериканской промышленной классификации» (САПК) авиационная промышленность включена в состав аэрокосмической промышленности (код 3364) группы отраслей транспортного машиностроения (336). Непосредственно производством авиационной техники занимаются следующие подотрасли: 336411 - выпускает летательные аппараты, 336412 - авиационные двигатели, 336413 - узлы и агрегаты авиадвигателей.
Авиационная промышленность представляет собой совокупность производственных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, занятых разработкой, серийным производством, модернизацией и ремонтом авиационной техники1.
Структура подотраслей, формирующих авиационную промышленность страны, представлена в табл. 1.
Несмотря на продолжающееся усиление позиций европейских производителей, авиационная промышленность США сохраняет лидирующее положение в мире. На протяжении последних лет семь из десяти ведущих мировых производителей авиационной техники являются американскими.
Таблица 1 Коды номенклатуры авиационной промышленности в соответствии с САПК |
Номенклатура в САПК |
Расшифровка отрасли |
336411 |
Производство летательных аппаратов |
3364111 |
Производство ЛА военного назначения |
3364113 |
Производство ЛА гражданского назначения |
3364115 |
Модификация и конверсия ЛА |
3364117 |
Обслуживание ЛА |
336411W |
Производство других ЛА |
336412 |
Производство авиадвигателей, их узлов и агрегатов |
3364121 |
Выпуск авиадвигателей для ЛА военного назначения |
3364123 |
Изготовление авиадвигателей для ЛА гражданского назначения |
3364125 |
Обслуживание авиадвигателей |
3364127 |
Производство узлов и агрегатов авиадвигателей |
336412W |
Производство других авиадвигателей |
336413 |
Производство узлов и агрегатов авиадвигателей |
3364131 |
Производство воздушных и несущих винтов |
3364133 |
НИОКР в области создания узлов и агрегатов ЛА |
3364135 |
Производство узлов и агрегатов ЛА, за исключением элементов пневмо- и гидросистем |
336413W |
Производство других узлов и агрегатов ЛА |
В 2006 году отрасль произвела продукции и услуг на сумму 152 млрд долларов (на 2,7 проц. больше, чем в 2005-м), что составляет 3 проц. валовой продукции обрабатывающей промышленности, или около 70 проц. мирового объема авиационного производства. В отрасли насчитывается около 1 500 авиапредприятий. Число занятых в отрасли до 295 тыс. человек. Объем условно-чистой продукции отрасли в ценах 2000 года составил 52,4 млрд долларов, что на 4 проц. превышает аналогичный показатель предыдущего года. Продукция отрасли экспортируется более чем в 130 стран мира.
В 2006 году на предприятиях отрасли было произведено 169 ЛА военного назначения, из них 118 истребителей-бомбардировщиков, 26 военно-транспортных самолетов, пять самолетов ДРЛО и 20 военных вертолетов.
Основные технико-экономические показатели деятельности отрасли представлены в табл. 2.
В настоящее время в производстве находятся: тактические истребители F-22A «Рэптор», F-15E «Страйк Игл», F-16 «Файтинг Фалкон», истребители-штурмовики F/A-18E/F «Супер Хорнет», военно-транспортные самолеты С-17 «Глобмастер-3» и С-130 «Геркулес», самолеты ДРЛО и управления авиацией Е-2 «Хокай», самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой V-22 «Оспрей», многоцелевые вертолеты UH-60 «Блэк Хок», вертолеты огневой поддержки АН-64 «Апач». Ведется разработка по программе JSF тактических истребителей F-35A, В и С «Лайтнинг-2», БЛА по программе UCAV.
К числу наиболее крупных производителей авиационной техники относятся: «Локхид-Мартин», «Боинг», «Нортроп-Грумман», «Рейтеон», «Дженерал дай-нэмикс», «Юнайтед текнолоджиз», «Текстрон».
Основные технико-экономические показатели деятельности ведущих фирм -производителей авиационной техники в США представлены в табл. 3.
Таблица 2 Основные технико-экономические показатели работы предприятий авиационной промышленности в период с 2002 по 2006 год |
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Численность занятых, тыс. человек |
336,9 |
316,9 |
307,0 |
300,0 |
295,0 |
Валовая продукция, млрд долларов |
134,2 |
140,0 |
144,6 |
148,0 |
152,0 |
Условно-чистая продукция, млрд долларов |
54,2 |
56,4 |
55,0 |
56,7 |
59,5 |
Условно-чистая продукция в ценах 2000 года, млрд долларов |
53,9 |
52,2 |
50,4 |
52,1 |
54,2 |
Объем военного производства, млрд долларов |
33,0 |
35,1 |
39,0 |
42,0 |
44,0 |
Численность занятых в военном производстве, тыс. человек |
146,0 |
146,5 |
148,0 |
150,0 |
151,0 |
Все они являются главными подрядчиками министерства обороны, многоотраслевыми военно-промышленными корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько фирм, в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством авиационной техники.
Современная структура отрасли является в значительной степени следствием реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 90-х годов прошлого столетия2. Завершение периода «холодной войны», пересмотр стратегии национальной безопасности США и сокращение военных расходов привели к снижению объема заказов на военную продукцию и к существенной недозагрузке производственных мощностей. В связи с этим отрасль была вынуждена адаптироваться к потребностям менее масштабного рынка военной продукции.
Можно выделить три варианта адаптации военно-промышленных фирм к новым экономическим условиям: продажа или ликвидация части отраслевых военно-ориентированных отделений; сохранение и даже некоторое расширение возможностей в сфере военного производства путем приобретения военно-ориентированных отделений других фирм или слияния с ними; диверсификация на невоенное производство или услуги.
Зарубежные эксперты отмечают, что главным направлением реструктуризации авиационной промышленности стало дальнейшее повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияния и поглощения военно-промышленных фирм, в ходе которых получили развитие процессы специализации на военном производстве и различные формы диверсификации производства. Конверсия военного производства, предполагающая перепрофилирование мощностей на выпуск продукции гражданского назначения широкого распространения в аэрокосмической отрасли не получила, а схема реструктуризации авиационной промышленности США представлена на рисунке ниже.
|
Схема реструктуризации авиационной промышленности США |
В настоящее время основу производственной базы отрасли составляют 20 сборочных предприятий, 13 из которых имеют мощности по производству боевых самолетов и военных вертолетов. Характеристики этих заводов представлены в табл. 4. Практически все сборочные предприятия принадлежат частным компаниям. Доля государственных заводов незначительна. Так, в настоящее время в собственности государства находится только одно сборочное предприятие. Следует отметить, что еще в начале 90-х годов прошлого столетия в государственной собственности находилось 53 проц. всех военных заводов отрасли (10 из 17). В рамках реформирования государственного сектора военной промышленности часть предприятий была продана компаниям, их эксплуатировавшим, а часть закрыта (резервные предприятия, а также те, на которых программы выпуска продукции были близки к завершению).
Вместе с тем необходимо отметить, что в начале нового столетия авиационная промышленность США столкнулась с рядом проблем, которые могут негативно отразиться на ее состоянии в будущем и вызывают озабоченность военно-политического руководства (ВПР) США. Основными из них являются: сокращение производственной базы отрасли; уменьшение объемов НИОКР военного назначения по Позиционирование основных производителей авиационной тематике; несоответствие существующего законодательства потребностям мировых рынков авиационной техники; усиление конкуренции на мировых рынках авиационной техники и сокращение доли продукции, произведенной США.
Описанная выше ситуация вызывает серьезное опасение ВПР страны. Для оценки текущего состояния авиационной промышленности и воздушного транспорта США, их роли в обеспечении национальной безопасности страны и ее доминирования на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг, а также для выработки рекомендаций по формированию облика отрасли, отвечающего современным требованиям, и процедур эффективного взаимодействия федеральных органов с производителями авиационной и ракетно-космической техники была создана «комиссия по формированию облика аэрокосмической промышленности», уполномоченная исследовать широкий спектр вопросов, затрагивающих все аспекты деятельности отрасли, вопросы финансирования НИОКР военного назначения, реформирования системы приобретения и системы подготовки кадров, а также соответствие действующего законодательства в области экспортного контроля и налогообложения требованиям, предъявляемым ситуацией, сложившейся на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг.
Таблица 3 Основные технико-экономические показатели деятельности ведущих фирм - производителей авиационной техники в 2005 году |
Компания/показатель |
численность занятых тыс чел |
стоимость активов млрд долларов |
объём продаж млрд долларов |
доля авиационной техники а общем объёме продаж, % |
сумма контрактов МО млрд долларов |
чистая прибыль млрд долларов |
«Боинг» |
153 |
60,1 |
54,9 |
62,1 |
17,3 |
2,6 |
«Локхид-Мартин» |
135 |
27,7 |
37,2 |
31,4 |
21,9 |
1,8 |
«Рейтеон» |
79,9 |
24,4 |
21,9 |
13 |
7,9 |
0,9 |
«Дженерал дайнэмикс» |
72,2 |
19,6 |
21,2 |
16,2 |
8,2 |
1,5 |
«Юнайтед текнолоджиз» |
222,2 |
45,9 |
42,7 |
6,6 |
4,6 |
3,1 |
«Текстрон» |
10,0 |
16,5 |
37,0 |
17,2 |
0,7 |
1,2 |
«Нортроп-Грумман» |
123,6 |
34,2 |
30,7 |
18,3 |
11,1 |
1,4 |
|
Позиционирование основных производителей аэрокосмической по объемам продаж в 2005 году |
Комиссия, работавшая в период с ноября 2001 года по ноябрь 2002-го, наладила взаимодействие с более чем 100 государственными и частными организациями, имеющими отношение к авиационной промышленности и воздушному транспорту, а также с представителями аналогичных организаций за рубежом.
|
Цех компании «Нортроп-Грумман» (г. Палмдейл, штат Калифорния), где проводятся работы по сборке боевого БЛА Х-47В |
|
Стендовые испытания двигателя F136 на производственных мощностях авиадвигателестроительного предприятия компании «Пратт энд Уитни» |
|
Стратегические бомбардировщики В-2А «Спирит» проходят модернизацию на заводе фирмы «Нортроп-Грумман» в г. Палмдейл, штат Калифорния |
На основании проведенных исследований комиссия выработала ряд рекомендаций:
- Формирование политики в аэрокосмической промышленности должно быть возложено на единый орган, включающий представителей администрации и административно-бюджетного управления конгресса.
- Государственные органы должны взять под жесткий контроль реструктуризационные процессы в отрасли. Все поступающие заявки на «слияние-приобретение» аэрокосмических фирм необходимо тщательно изучать с целью недопущения сокращения количества подрядчиков до определенного критического уровня, после которого может быть утрачена способность производить конкурентоспособную продукцию.
- Правительство должно обеспечивать поддержание ядра военно-промышленной базы, а также производств, являющихся жизненно необходимыми для обеспечения национальной безопасности, но содержание которых невыгодно подрядчикам.
- Финансирование НИОКР необходимо осуществлять в должном объеме и на постоянной основе; не только постоянно совершенствовать авиационную технику, но и снизить риск дисквалификации конструкторских кадров.
- Должны быть сняты ограничения на закупки МО гражданской продукции и услуг, а также на использование разработок военного назначения в гражданской сфере, в особенности в области связи и навигационного обеспечения.
- Необходимо пересмотреть законодательство по экспортному контролю, ряд положений которого мешает продвижению военной авиационной техники американского производства на мировые рынки.
- В целях обеспечения конкурентоспособности продукции отрасли на мировых рынках конгрессу нужно пересмотреть ряд законодательных актов по экспортному налогообложению, а администрация должна на своем уровне нейтрализовать попытки иностранных правительств осуществлять поддержку своих экспортеров или предпринимать аналогичные действия в отношении собственных производителей.
По мнению членов комиссии, выполнение указанных рекомендаций позволит поддерживать авиакосмическую отрасль на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности и доминирования США на мировых рынках аэрокосмической продукции.
1 Летательных аппаратов, авиадвигателей, бортовых систем и оборудования.
2 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 1997. - № 12. - С. 33-34.
Зарубежное военное обозрение №11 2007 с. 47-53
Смотрите также
|