Организационная структура и характеристика ведущих предприятий судостроительной промышленности СШАЯ. Железнык Судостроительная промышленность США обладает широкими возможностями по разработке и производству всех классов подводных лодок (ГШ), надводных кораблей (НК), катеров и вспомогательных судов военного назначения, а также гражданских судов. По данным, опубликованным в зарубежных СМИ, в состав судостроительной отрасли входят 325 предприятий, где работают 137 тыс. человек. Судостроением и судоремонтом боевых кораблей и вспомогательных судов разного типа заняты 62 предприятия (19 % всех судостроительных предприятий), а гражданских судов - 263 (81 %). Однако по численности персонала, задействованного в производстве, лидируют предприятия военной судостроительной промышленности - более 109 тыс. человек (около 80 % всех работающих в отрасли, табл. 1). Характерной особенностью гражданской судостроительной промышленности является то, что предприятия данной отрасли специализируются на строительстве судов средних и малых размеров, а суда большого водоизмещения сложной конструкции, обеспечивающие современные виды перевозок (сухогрузы, контейнеровозы, суда типа "ро-ро", лайнеры) производятся, как правило, на предприятиях военной промышленности, обладающих соответствующими технологическими возможностями. Крупнейшими предприятиями гражданской судостроительной промышленности США (с числом занятых от 700 до 1 200 человек) являются судостроительные заводы компаний "Акер Филадельфия" (г. Филадельфия, штат Пенсильвания), "Кеппел оффшор энд марин" (г. Браунсвилл, штат Техас), "Сигнал интернэшнл" (г. Орандж, Техас) и "Джефбоут" (г. Джефферсонвилл, Индиана). На них строятся транспортные, служебно-вспомогательные и суда технического флота. Ведущие предприятия данной отрасли, как правило, также ремонтируют и переоборудуют гражданские суда. Наибольшее количество предприятий (115) занято строительством судов малых размеров (число работающих около 10 тыс. человек). На постройке яхт специализируется 24 предприятия (около 4 тыс. человек). Это, в частности, верфи компаний "Тринити марин яхте" (г. Галфпорт, штат Миссисипи; численность занятых 500 человек), "Дельта марин индастриз" (г. Сиэтл, Вашингтон; 320 человек) и "Бургер боут" (г. Манитовок, Висконсин; 320 человек), где выпускаются яхты класса "люкс". На верфи компании "Кристенсен шипъярдз" (г. Ванкувер, штат Вашингтон; 360 человек) строятся океанские яхты длиной более 50 м. Судостроение страны ориентировано в основном на продукцию военного назначения в интересах фактически одного покупателя (заказчика) - министерства ВМС США. Доля береговой охраны (БОХР) и иностранных заказчиков крайне мала. На предприятиях военной судостроительной промышленности помимо строительства осуществляется ремонт и модернизация уже состоящих на вооружении кораблей всех классов, катеров и вспомогательных судов военного назначения, что обеспечивает их боеготовое состояние до конца установленных сроков эксплуатации и при необходимости продление этих сроков. Предприятиями, занятыми строительством и ремонтом военных кораблей и катеров, владеют 10 частных корпораций-холдингов, а 24 отдельные частные компании и пять судоремонтных заводов принадлежат государственному сектору. Всего у корпораций-холдингов 33 предприятия (57 % всех предприятий частного сектора заняты военным производством, табл. 2). Главная особенность организационной структуры военной судостроительной промышленности США с точки зрения формы собственности - принадлежность всех судостроительных предприятий частным компаниям. Среди крупных судостроительных предприятий выделяется так называемая большая шестерка заводов, находящаяся в собственности двух корпораций -"Хантингтон Инголлз индастриз" и "Дженерал дайнэмикс", являющихся ведущими подрядчиками министерства обороны. Их можно условно отнести к крупнейшим предприятиям первого уровня. Проектирование и строительство подавляющего большинства ПЛ, НК основных классов и вспомогательных судов осуществляются предприятиями "большой шестерки". Ко второму уровню можно отнести два судостроительных завода на территории США, принадлежащих итальянской корпорации "Финкантьери" (верфь "Маринетт Марин") и австралийской "Остал" (верфь "Остал Ю-Эс-Эй""), на которых строятся корветы, катера и вспомогательные суда средних и малых размеров для американских ВМС. На остальных верфях компаний ведется строительство катеров для национальных ВМС, БОХР США и на экспорт, а также осуществляется ремонт и модернизация боевых кораблей. По числу занятых на предприятиях военной судостроительной промышленности лидирует корпорация "Хантингтон Инголлз индастриз" - 34,5 тыс. человек в 2012 году, или 40,1 % всех работающих в частном секторе данной отрасли. Второе место занимает "Дженерал дайнэмикс" - 18,7 тыс. человек (21,8 %). Всего на предприятиях данного профиля, принадлежащих корпорациям-холдингам, работает около 79 тыс. человек (91,4 % всех занятых в частном секторе отрасли). Организационная структура судостроительной промышленности США на уровне компаний и корпораций-холдингов в последнее время претерпевает изменения. Так, в 2011 году была создана крупнейшая судостроительная корпорация страны - "Хантингтон Инголлз индастриз" путем выделения из многопрофильной транснациональной корпорации "Нортрон-Грумман" ее судостроительного подразделения "Нортроп-Грумман шипбилдинг". Последнее возникло в 2008 году в результате объединения двух других подразделений этой корпорации: "Нортроп-Грумман шип системз" и "Нортроп-Грумман Ньюпорт-ньюс". На их основе в рамках "Хантингтон Инголлз индастриз" было образовано два подразделения: "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" и "Инголлз шипбилдинг". В состав корпорации входит также дочерняя компания "Эвондейл шипбилдинг". Компании "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" принадлежит судостроительный завод и три дочерние компании: "Ньюопорт-Ньюс индастриал", "Ньюпорт-Ньюс нуклеар" и "Ньюопорт-Ньюс энерджи", которые не имеют своих предприятий, но участвуют в строительстве кораблей, оказывая различные технологические услуги.
Судостроительный завод компании (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния), находящийся в прямом подчинении подразделения, является крупнейшим предприятием отрасли с числом работающих 22 тыс. человек. Более 100 лет он разрабатывает, строит, переоборудует и ремонтирует корабли и суда всех классов как по заказам ВМС, так и по коммерческим контрактам. Со дня основания завода здесь построено более 800 кораблей и гражданских судов. В настоящее время это единственное профильное предприятие, выполняющее заказы национальных ВМС на проектирование, строительство и обслуживание атомных авианосцев, и один из двух заводов (второй принадлежит корпорации "Дженерал дайнэмикс"), способных проектировать и строить атомные ПЛ. В 2009 году завершилось строительство атомных многоцелевых авианосцев типа "Нимитц" (10 единиц) и началось строительство кораблей последнего поколения типа "Джеральд Форд" (CVN-78). При сохранении конструкции корпуса "Нимитц", он будет обладать более широкими техническими возможностями благодаря наличию новой системы боевого управления, перепроектированной надстройки, электромагнитных катапульт, взлетно-посадочной палубы большей длины, новой атомной силовой установке и усовершенствованной электроэнергетической системы. Применение современных технологий позволит снизить нагрузку на экипаж и сократить его численность, что снизит общую стоимость эксплуатации корабля. Компания "Инголлз шипбилдинг" также располагает судостроительным заводом прямого подчинения (г. Па-скагула, штат Миссисипи), где занято 10 тыс. человек. Он занимает лидирующее положение в области проектирования и строительства, ремонта и модернизации многих классов НК, в частности фрегатов и десантных кораблей-доков, а также гражданских судов больших размеров. Предприятие специализируется на модульном строительстве. По этой технологии обеспечивается выполнение до 70 % монтажных работ на берегу. Собранный из модулей корабль с помощью специального устройства (слипа) выкатывается из сборочного цеха на плавучий док, в котором и достраивается. Там же строились десантные корабли типов "Иводзима", "Остин", "Анко-ридж", "Тарава" и "Уосп", эскадренные миноносцы УРО типов "Спрюэнс", "Кидд" и "Бёрк". а также крейсера УРО типа "Тикондерога". Всего со стапелей предприятия сошло 28 эсминцев типа "Бёрк". В настоящее время выполняется основной заказ национальных ВМС на строительство десантно-вертолетных кораблей-доков типа "Сан-Антонио" (до 2017-го) и универсальных десантных кораблей типа "Америка" (до 2018 года). На заводе ведется также строительство сторожевых кораблей типа "Легенд" (до 2018 года). Всего с 1975 года здесь было выпущено более 80 НК. Кроме того, проводятся ремонт и модернизация надводных кораблей всех классов. В состав подразделения "Инголлз шипбилдинг" кроме судостроительного завода входят три дочерние компании. К компаниям военного сектора относится только "Континентал маритайм", которой принадлежит судоремонтный завод в г. Сан-Диего (штат Калифорния). На нем ведется ремонт и переоборудование крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, крейсеров, фрегатов, десантных кораблей. Остальные компании ("Галф-порт композит энд компонентс" и "АМСЕК") не имеют собственных предприятий, однако оказывают различные виды услуг в данной области. Дочерняя компания "Эвондейл шгтбилдинг", входящая в корпорацию "Хантингтон Инголлз индастриз", была основана в 1938 году. Ей принадлежит судостроительный завод в г. Новый Орлеан (штат Луизиана) с числом работников 2 тыс. человек. Здесь было построено около 300 кораблей и судов. Транснациональная корпорация "Дженерал дайнэмикс" является одним из крупнейших мировых производителей вооружения и военной техники. Она занимается разработкой и производством широкого спектра продукции военного назначения. Предприятия судостроительной промышленности относятся к подразделению "Марин системе". Корпорации принадлежат три судостроительных и два судоремонтных завода, входящих в состав военной судостроительной промышленности.
Судостроительный завод компании "Электрик боут дивижн" в г. Гротон (штат Коннектикут) специализируется на строительстве только атомных подводных лодок. Компания, основанная в 1899 году, строила первую ПЛ типа "Голландия" для ВМС США. Всего со стапелей ее завода сошло более половины всех подводных лодок для национальных военно-морских сил. В настоящее время здесь ведется строительство многоцелевых ПЛА типа "Виргиния" (в 2003-2013 годах построено пять единиц). Специалисты компании также принимают участие в ремонте ПЛА в пунктах постоянного базирования. Судостроительный завод компании "Бат айрон уоркс", действующий с конца 1880-х годов, расположен в г. Бат (штат Мэн). Всего здесь было построено более 240 НК и свыше 160 гражданских судов, включая танкеры, контейнеровозы, суда типа "ро-ро", яхты и рыболовецкие суда. С 1984 года предприятие выполняет только заказы ВМС. В 1973 году судостроительный завод стал основным звеном в создании фрегатов УРО типа "О. X. Перри", поставив ВМС 24 таких корабля. В 1982-1993 годах было построено восемь крейсеров УРО типа "Тикондерога", а с 1985-го ведется строительство эсминцев УРО типа "Бёрк" (головной корабль передан ВМС в 1991-м). К 2012 году со стапелей сошли 34 эсминца данного типа. Начато строительство ЭМ УРО типа "Замволт", которое будет завершено в 2018 году. Компания "Нэшнл стил энд шипбилдинг" является холдинговой. Ей принадлежат три дочерние компании, а также судостроительный завод в г. Сан-Диего (штат Калифорния) - крупнейшее предприятие по производству вспомогательных судов для ВМС США. За период с 1960 года построено более 60 таких судов и свыше 50 гражданских. С 2001 года завод строит транспорты снабжения типа "Льюис энд Кларк" (всего 15 судов). В 2011 году был заключен контракт на постройку десантных мобильных морских платформ MLP. На предприятии также ведется ремонт и модернизация десантных кораблей и вспомогательных судов. Дочерние компании "Эрл индастриз" и "Нэшнл стил энд шипбилдинг-Норфолк" имеют по одному судоремонтному заводу. "Нэшнл стил энд шипбилдинг-Мэйпорт" не располагает собственным производством, однако осуществляет инженерное сопровождение работ и оказывает другие услуги технологического характера. В итальянской транснациональной корпорации "Финкантьери" предприятия судостроительной промышленности США входят в состав подразделения "Финкантьери марин групп", которому принадлежат три дочерние компании в Соединенных Штатах. Завод компании "Маринетт марин" относится к военной судостроительной промышленности, а заводы двух других компаний - к гражданскому сектору отрасли. Компания "Маринетт марин" имеет судостроительный завод в г. Маринетт (штат Висконсин) с числом занятых 700 человек. Он основан в 1942 году. С того момента здесь было построено более 1000 судов. В настоящее время предприятие ориентировано на выпуск многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны типа "Фридом" (LCS-1). Строительство головного корвета этого типа было начато в 2006 году и завершилось передачей его американскому флоту в 2008-м. На заводе строятся также патрульные катера и вспомогательные суда (суда снабжения и ледоколы) для национальных ВМС. Австралийская транснациональная корпорация "Остал" имеет в США дочернюю компанию "Остал Ю-Эс-Эй". Ей принадлежит судостроительный завод в г. Мобил (штат Алабама), относящийся к военной судостроительной промышленности США, где работает около 3 тыс. человек. Здесь строятся корветы, сторожевые катера и вспомогательные суда, а также гражданские суда средних размеров. Судостроительный завод компании "Остал Ю-Эс-Эй" занят строительством многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны типа "Индепенденс" (LCS-2). В отличие от корветов типа "Фридом", которые являются однокорпусными, "Индепенденс" представляет собой тримаран. "Остал Ю-Эс-Эй" получила также контракт на производство быстроходных вспомогательных судов обеспечения десантных операций типа JHSV. Таким образом, в военной судостроительной промышленности США насчитывается 31 сборочное предприятие. К ведущим относятся семь из них, которые занимаются строительством подводных лодок и надводных кораблей основных классов, и один крупный завод, выпускающий вспомогательные суда (суда тылового обеспечения). Остальные 23 предприятия производят катера и вспомогательные суда. Перспективы развития судостроительной промышленности США напрямую зависят от наличия и объемов заказов для национальных ВМС, что позволит отрасли сохранить лидирующие позиции в мировом военном судостроении. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №12. - С. 69-77 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 32051 | | |
Всего комментариев: 0 | |