Судостроительная промышленность США
Полковник Д. Кирюхин,
полковник А. Фоменко
Военно-политическое руководство США рассматривает военно-морские силы как один из основных элементов обеспечения национальной безопасности и «жизненно важных» интересов государства. По взглядам американского военного ведомства, ВМС могут эффективно применяться как в военное, так и в мирное время и способны решать широкий круг задач не только на океанских и морских театрах военных действий, но и на приморских направлениях сухопутных ТВД. Располагая более чем половиной стратегических ядерных боеприпасов, морской авиацией, морской пехотой, они способны поддерживать военное присутствие и оказывать силовое влияние практически в любом регионе земного шара.
|
Рис. 1. Структура частного сектора судостроительной промышленности США |
|
Рис. 2. Доли подразделений в общем объеме продаж корпорации «Дженерал дайнэмикс» |
|
Рис. 3. Доли секторов в общем объеме продаж корпорации «Нортроп-Грумман» |
Основой материального оснащения ВМС является национальная судостроительная промышленность (СП), располагающая крупнейшими в мире производственными возможностями и способная осуществлять проектирование, строительство, модернизацию и ремонт боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС всех классов, а также гражданских судов различного назначения.
Судостроительная промышленность представляет собой совокупность производственных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, занятых разработкой, строительством, ремонтом и модернизацией кораблей и судов.
Согласно принятой в 2000 году «Североамериканской промышленной классификации» (САПК), СП США относится к группе отраслей транспортного машиностроения и, в свою очередь, разбивается на два производственных направления - строительство и ремонт кораблей и судов; сборка и обслуживание катеров и других малотоннажных плавсредств.
Отрасль насчитывает в своем составе более 350 предприятий. Суммарные производственные мощности судоремонтных предприятий США превышают 16,6 млн т стандартного водоизмещения в год, в том числе около 2,8 млн т приходится на заводы, имеющие возможности по ремонту боевых кораблей. Общая мощность судостроительных предприятий около 6 млн т стандартного водоизмещения.
Основу производственной базы американского судостроения составляют 96 крупных предприятий. Это судостроительные и судоремонтные заводы, обеспечивающие постройку и ремонт кораблей и судов с длиной корпуса 122 м (400 футов) и более (включая четыре судоремонтных завода ВМС и три ремонтно-обслуживающих комплекса ПЛАРБ).
В 2006 году отрасль произвела продукции и услуг на сумму 23 млрд долларов (на 1,3 проц. больше, чем в 2005-м) при объеме военного производства около 20 млрд, или 87 проц. валовой продукции СП. Общая численность занятых в ней рабочих и служащих составила 136 тыс. человек (в военном производстве - 87,9 тыс.)- Динамика основных технико-экономических показателей отрасли за период с 2002 по 2006 год представлена в табл. 1.
В 2006 году на предприятиях отрасли было построено пять военных кораблей -три эсминца УРО типа «Орли Бёрк» и два десантных вертолетных корабля-дока типа «Сан-Антонио» (LPD-17), а также два судна гражданского назначения тоннажем более 1 000 брт - танкер и контейнеровоз.
В судостроительной промышленности США преобладает частный сектор, в котором насчитывается до 230 компаний. Предприятия, принадлежащие частным компаниям, заняты в основном ремонтом, модернизацией и переоборудованием боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС. Многие из них способны резко увеличить свои производственные мощности и принимаются в расчет министерством обороны на случай мобилизационного развертывания отрасли в чрезвычайный период.
Исходя из принципов, лежащих в основе экономической политики США, суть которых сводится к ограничению роли государства в экономике главным образом
функциями регулирования и контроля за соблюдением установленных законами и нормативными актами общих правил экономической деятельности, доля унитарных предприятий незначительна.
Частный сектор американского судостроения далеко не однороден. Он включает в себя как принадлежащие крупным корпорациям производственные комплексы с численностью персонала в несколько тысяч человек, позволяющие строить боевые корабли любых классов, в том числе с ядерными энергетическими установками, так и небольшие компании, выпускающие катера и суда малого водоизмещения, с числом занятых несколько сотен или даже десятков человек.
Таблица 1. Динамика основных технико-экономических показателей судостроительной промышленности США в 2002-2006 годах
|
Основные показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Численность занятых, тыс.человек |
137,3 |
134,5 |
135,0 |
135,5 |
136,0 |
Численность занятых в военном производстве, тыс. человек |
87,5 |
87,7 |
87,7 |
87,8 |
87,9 |
Объем валовой продукции отрасли, млрд долларов |
21,7 |
22,0 |
22,4 |
22,7 |
23,0 |
Объем военного производства, млрд долларов |
14,5 |
15,4 |
17,1 |
19,3 |
20,0 |
Условно-чистая продукция (цены 2000 года), млрд долларов |
9,8 |
9,4 |
11,7 |
11,8 |
11,7 |
Распределение крупных предприятий судостроительной промышленности по формам собственности и территориальному размещению на континенте Северной Америки представлено в табл. 2.
Основу производственной базы частного сектора составляют 89 крупных судостроительных предприятий, девять из которых в настоящее время используются для постройки боевых кораблей и судов гражданского назначения. Структура производственной базы частного сектора (по крупным предприятиям) представлена на рис. 1.
Среди крупных предприятий выделяется так называемая «большая шестерка» судостроительных заводов, производственные мощности которых позволяют осуществлять проектирование и постройку как боевых кораблей, так и гражданских судов всех классов. Данные предприятия принадлежат корпорациям «Дженерал дайнэмикс» и «Нортроп-Грумман», которые являются ведущими подрядчиками министерства обороны (соответственно четвертое и третье места в 2005 году). В настоящее время постройка кораблей и судов для ВМС США осуществляется только предприятиями «большой шестерки».
Корпорация «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics) занимается разработкой и производством широкого спектра продукции военного назначения, включая системы вооружения для сухопутных войск и морской пехоты (танки, боевые бронированные машины, боеприпасы и т. д.), боевые корабли и вспомогательные суда, авиационную технику, системы разведки, связи и управления.
Численность персонала, занятого на предприятиях корпорации, превышает 72 тыс. человек, стоимость активов составляет около 20 млрд долларов, а объем продаж достигает 21 млрд.
Дочерние фирмы и отделения корпорации сведены в пять подразделений по видам деятельности - «Информэйшн системз энд текнолоджи», «Комбат системз», «Марин системз», «Аэроспейс» и «Рисорсез».
Доля подразделений в общем объеме продаж корпорации, а также ее организационно-структурная схема представлены на рис. 2.
Разработка и строительство кораблей и судов возложены на подразделение «Дженерал дайнэмикс марин системз» (General Dynamics Marine Systems), которое является ведущим поставщиком боевых кораблей для американских ВМС и располагает всем спектром конструкторских, проектных и производственных возможностей для постройки боевых кораблей основных классов и вспомогательных судов ВМС. Подразделение было сформировано в конце 1995 года после приобретения (в сентябре) компании «Бат айрон уоркс». В настоящее время оно состоит из четырех отделений, три из которых осуществляют проектирование и строительство кораблей и судов и образованы на основе одноименных судостроительных заводов - «Бат айрон уоркс», «Электрик боут корпорейшн» и «Нэшнл стал энд шипбилдинг». Четвертое отделение - «Американ оверсиз марин» - обеспечивает эксплуатацию судов резервного флота США.
Отделение «Бат айрон уоркс» (Bath Iron Works), организованное на базе одноименного судостроительного предприятия и расположенное в г. Бат (штат Мэн), проектирует и строит надводные корабли для ВМС США. Численность занятых составляет около 6 500 рабочих и служащих.
Данное судостроительное предприятие было образовано в конце 80-х годов XIX столетия на базе литейного завода компании «Бат айрон уоркс». С тех пор на заводе построено более 240 боевых надводных кораблей для ВМС США и 160 гражданских судов, включая танкеры, контейнеровозы, суда класса «ро-ро», частные яхты
и рыболовецкие суда. С 1968 года «Бат айрон уоркс» поставила 23 судна коммерческого назначения и 54 боевых корабля для ВМС США. В 1973 году компания стала основным звеном в строительстве фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри», построив 24 корабля этого класса, а в 1982-м она в качестве подрядчика второго уровня принимала участие в программах создания крейсеров УРО. С 1984 года завод прекратил постройку гражданских судов и выполняет заказы только МО США. В 1985 году был выигран тендер на строительство эскадренных миноносцев УРО типа «Орли Бёрк». Головной корабль передан флоту в 1991-м.
В настоящее время отделение осуществляет постройку боевого корабля прибрежной зоны в рамках программы LCS (Littoral Combat Ship). Этот второй опытный образец корабля (LCS-2 «Индепенденс») был заложен 19 января 2006 года на судоверфи «Остэл» (г. Мобил, штат Алабама) и должен быть передан флоту в 2008-м.
«Электрик боут корпорейшн» (Electric Bout Corporation, г. Гротон, штат Коннектикут) занимается разработкой, строительством и ремонтом атомных подводных лодок для ВМС США (на производстве занято около 9 800 человек).
Компания, основанная в 1899 году, осуществляла строительство первой подводной лодки ВМС США — «Холланд». С 1952 года она входит в состав «Дженерал дайнэмикс» в качестве отделения. Являясь основным строителем подводных лодок, «Электрик боут корпорейшн» поставила ВМС более половины всех кораблей этого класса, построенных в США, среди которых ПЛА «Наутилус» - первая лодка с атомной энергетической установкой (1954) и ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» — первая вооруженная баллистическими ракетами (1959). В настоящее время здесь осуществляется строительство многоцелевых ПЛА типа «Вирджиния». Специалисты компании также принимают участие в ремонте атомных подводных лодок в пунктах их постоянного базирования.
Производственные мощности компании позволяют не только вести проектные работы в полном объеме, но и одновременно строить до трех атомных подводных лодок.
«Нэшнл стил энд шипбилдинг компа-ни» (National Steel and Shipbuilding Company - NASSCO) является самой большой судостроительной компанией на Западном побережье США. Она выполняет коммерческие заказы и заказы от ВМС США на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт боевых кораблей и судов. Численность занятых на производстве превышает 3 000 человек.
Компания была основана в 1959 году, а в ноябре 1998-го была приобретена фирмой «Дженерал дайнэмикс», став частью подразделения «Дженерал дайнэмикс марин системз».
«Нэшнл стил энд шипбилдинг» занимается проектированием и строительством гражданских судов, включая танкеры-продуктовозы, танкеры для перевозки сырой нефти дедвейтом до 209 тыс. т, контейнеровозы, суда класса «ро-ро» и вспомогательные суда различного назначения для ВМС, в том числе плавучие базы и транспорты снабжения. Штаб-квартира корпорации «Нортроп-Грумман» (Northrop Grumman) расположена в г. Лос-Анджелес (штат Калифорния). На ее предприятиях проектируются и строятся боевые корабли, а также производятся электронные системы военного и гражданского назначения, в частности системы связи, разведки, РЭБ и управления, РЛС и космические аппараты. Численность персонала корпорации превышает 123 тыс. человек, стоимость активов более 34 млрд, объем продаж около 31 млрд долларов.
Дочерние фирмы и отделения корпорации распределены, в зависимости от видов деятельности, по шести производственным секторам: «Электро-ник системз», «Информейшн текнолоджи», «Интегрейтед системз», «Шипе», «Мишн системз» и «Спейс текнолоджи».
Доля секторов в общем объеме продаж корпорации, а также организационно-структурная схема представлены на рис. 3.
Разработкой и строительством боевых кораблей заняты две судостроительные компании, структурно определяющие сектор «Шипе»: «Нортроп-Грумман - Ньюпорт-Ньюс» и «Нортроп-Грумман шип системз».
Компания «Нортроп-Грумман - Ньюпорт-Ньюс» (Northrop Grumman Newport News, г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния) уже более 100 лет занимается разработкой, строительством, переоборудованием и ремонтом кораблей и судов всех классов как по заказу ВМС, так и по коммерческим контрактам. В настоящее время она является единственным судостроительным предприятием, выполняющим заказы ВМС на проектирование, строительство и обслуживание атомных авианосцев, и одной из двух компаний, способных проектировать и строить подводные лодки с атомной энергетической установкой. Подразделение предоставляет весь спектр услуг в области военного и гражданского судостроения. Численность занятых составляет около 18 тыс. человек. После безуспешной попытки выйти на международный рынок гражданских судов основой производственной деятельности отделения остается выполнение государственных военных контрактов.
Таблица 2. Распределение крупных предприятий судостроительной промышленности США по формам собственности и территориальному признаку. |
Район |
Заводы частных фирм |
Государственные заводы |
Всего |
Судострои-тельные |
Судо-ремонтные |
Судоремонтные заводы ВМС и ремонтно-стояночные комплексы ПЛАРБ |
Атлантическое побережье |
5 |
24 |
2 |
31 |
Побережье Мексиканского залива |
|
|
|
|
Тихоокеанское побережье и о-ва Тихого океана |
3 |
16 |
5 |
24 |
Великие озера |
5 |
2 |
- |
7 |
ИТОГО |
24 |
65 |
7 |
96 |
Кампания «Нортроп-Грумман шип системз» (Northrop Grumman Ship Systems) включает в себя отделения «Эвондэйл опе-рейшнз», расположенное в г. Новый Орлеан (штат Луизиана), и «Инголс оперейшнз» (г. Паскагула, штат Миссисипи).
Судостроительное предприятие «Инголс шипбилдинг» (Ingalls Shipbuilding), входящее структурно и территориально в состав отделения «Инголс оперэйшнз», является лидером в области проектирования и строительства надводных кораблей, корабельных силовых установок, сервисного обеспечения в течение всего жизненного цикла, а также ремонта и модернизации боевых кораблей ВМС США и зарубежных стран. Одновременно на предприятии налажено производство и ведется ремонт разнообразного коммерческого морско: го оборудования. Численность занятых рабочих и служащих превышает 10 тыс. человек.
С самого начала своей деятельности предприятие специализировалось на модульном строительстве кораблей и судов. По этой технологии обеспечивается выполнение до 70 проц. монтажных работ на берегу. Собранный из модулей корабль с помощью специального тележечного устройства передаточной системы выкатывается из сборочного цеха на плавучий док, в котором достраивается на плаву.
Ранее здесь на верфях строились коммерческие суда различного назначения - танкеры, грузовые транспорты, в том числе типа «ро-ро» и контейнеровозы, суда, обслуживающие сооружения на шельфе, землечерпалки и т. п. Однако в начале 1950-х годов производственные участки для строительства гражданских судов были перепрофилированы на военное кораблестроение. На предприятии, в частности, были построены ПЛА типа «Скип-джек», «Трэшер/Пермит», «Стёрджен», прошли ремонт или перезарядку активных зон реакторов не менее 11 атомных подводных лодок, выполнялись заказы на строительство десантных кораблей типов «Иводзима», «Остин», «Энкоридж», «Тарава» и «Уош», эскадренных миноносцев УРО типов «Спрюэнс», «Кидд» и «Орли Бёрк», а также крейсеров УРО типа «Ти-кондерога».
В общей сложности в период с 1975 года по настоящее время на верфях предприятия было построено свыше 75 надводных кораблей ВМС США. Кроме того, в 1992-1995 годах выполнялся заказ ВМС Израиля на строительство серии из трех корветов типа «Саар-5». Здесь же прошли модернизацию надводные корабли ВМС 12 стран Южной и Северной Америки.
В июне 1998 года началась подготовка к созданию перспективного эсминца УРО типа DD-X. На разработку проекта, создание прототипа и испытания «Инголс шипбилдинг» получило контракт стоимостью 265 млн долларов.
Судостроительное предприятие «Эвондейл индастриз» (Avondale Industries) подразделения «Эвондэйл опере-йшнз», расположенное на р. Миссисипи в г. Новый Орлеан, обеспечивает занятость более 5 000 рабочих.
Здесь традиционно осуществляется постройка десантных кораблей, вспомогательных и военно-транспортных судов, а также судов гражданского назначения.
Следует отметить, что в настоящее время на рынок военного судостроения вышла корпорация «Локхид-Мартин» (Lockheed Martin), ранее не занимавшаяся проектированием и строительством боевых кораблей. Как и «Дженерал дайнэмикс», она получила контракт на разработку своего проекта корабля прибрежной зоны - LCS-1 «Фридом». Ввиду отсутствия у «Локхид-Мартин» собственных производственных мощностей строительство корабля ведется на судоверфи, принадлежащей корпорации «Маринетт марин» (Marinette Marine Corporation - ММС, г. Маринетт, штат Висконсин), где он и был спущен на воду со стапелей в конце сентября 2006 года.
В настоящее время помимо заводов «большой шестерки» строительство судов ведется еще на трех крупных предприятиях, принадлежащих компаниям «Акер америкэн шиппинг», «Бендер шипбидцинг энд рипэар» и «Вижн текнолоджиз системз». Они осуществляют постройку только судов гражданского назначения.
Компания «Акер америкэн шиппинг» (Aker American Shipping) на принадлежащем ей судостроительном заводе «Акер Филадельфия шипъярд» (Aker Philadelphia Shipyard, г. Филадельфия, штат Пенсильвания) занимается проектированием и строительством контейнеровозов, судов класса «ро-ро», танкеров для перевозки сырой нефти и танкеров-продуктовозов.
Судостроительное предприятие компании «Бендер шипбилдинг энд рипэар» (Bender Shipbuilding & Repair, г. Мобил, штат Алабама) было создано в 1919 году и до 1952-го занималось судоремонтом. Затем оно специализировалось на строительстве рыболовецких судов, буксиров и барж. В настоящее время здесь строятся суда для обслуживания буровых установок, а также ведутся судоремонтные работы, в том числе и по контрактам МО. Численность занятых составляет около 900 человек.
Фирма «Вижн текнолоджиз системз» (Vision Technologies Systems, Inc. - VTS, г. Паскагула, штат Миссисипи) на принадлежащем ей судостроительном предприятии «Ви Ти Халтер марин» (VT Halter Marine, Inc.) осуществляет строительство и ремонт судов гражданского назначения, включая транспорты класса «ро-ро», контейнеровозы, танкеры, скоростные пассажирские катамараны, балкеры, буксиры и плавучие доки. За последние 50 лет здесь было построено около 2 600 судов.
Государственный сектор отрасли представлен четырьмя судоремонтными заводами ВМС, расположенными в военно-морских базах Бремертон (штат Вашингтон), Портсмут (Нью-Гемпшир), Норфолк (Виргиния) и Пёрл-Харбор (Гавайи), а также ремонтной базой трех ремонтно-стояночных комплексов ПЛАРБ - в ВМБ Бангор (штат Вашингтон), Нью-Лондон (Коннектикут) и Кингс-Бей (Джорджия).
В отличие от других отраслей военной промышленности США, где государственные предприятия проводят только ремонт вооружения и военной техники и не имеют мощностей по их производству, два из четырех крупных заводов ВМС США располагают мощностями, позволяющими строить боевые корабли (в городах Бремертон и Портсмут).
Несмотря на наличие необходимой промышленно-технологической базы, безусловное лидерство в военном судостроении, а также практически неограниченные возможности по проектированию и строительству боевых кораблей и судов любых классов и водоизмещения, доля американского судостроения на мировом рынке гражданских судов ничтожно мала. По объему тоннажа торговых судов, ежегодно спускаемых со стапелей в мире, США занимают только 15-е место (за последние 20 лет их доля сократилась с 9 до 1,8 проц.). В настоящее время свыше 75 проц. этого сегмента судостроения приходится на страны Азии (Республика Корея, Япония, КНР) и около 15 проц. - на европейские страны. В связи с этим перспективы развития отрасли напрямую связаны с выполнением военных заказов.
Изменения военно-политической обстановки в мире, произошедшие в начале 90-х годов прошлого столетия, привели к резкому снижению военных расходов и, как следствие, численности ВМС. Так, за последние 15 лет корабельный состав американского флота сократился с 550 до 286 боевых кораблей и вспомогательных судов(без учета транспортных средств командования морских перевозок). По мнению американских военных специалистов, тенденция к этому и в будущем может поставить под угрозу обеспечение национальной безопасности США.
В кораблестроительной программе на 2008-2037 финансовые годы намечается некоторое повышение темпов строительства боевых кораблей. Данная программа призвана обеспечить поддержание корабельного состава флота на уровне 300 и более единиц (до 313). В указанный период планируется разработать 10 новых проектов подводных лодок, включая перспективную ПЛАРБ, и надводных кораблей. При этом особое внимание уделяется разработке проектов кораблей нового поколения, в том числе: авианосца (CVN-78), строительство которого начато в 2005 году; боевых надводных кораблей, разрабатываемых в рамках программы SC-21 - «Боевой корабль XXI века» (первый корабль нового типа предполагается ввести в боевой состав в 2008-2010 годах); перспективных систем высокоточного морского оружия.
В 2019-2022 финансовых годах ВМС США намерены начать реализацию программы строительства ПЛАРБ нового поколения - SSBN-X. В течение последующих двух пятилеток планируется построить 10 таких ПЛАРБ. В период
с 2014 по 2018 год предполагается завершить строительство первой серии ПЛА типа «Вирджиния» и начать строительство второй серии по модернизированному проекту «Вирджиния импрувд» с темпом одна-две лодки в год. Чтобы поддерживать численность атомных подводных лодок в составе флота на уровне 55 единиц, ВМС должны строить две-три ПЛА в год.
В 2005 году началось строительство кораблей нового класса - прибрежной зоны (LCS). В настоящее время два головных образца находятся на завершающих стадиях постройки, а третий был заложен в 2006 году. В период с 2010 по 2016 год эти корабли планируется строить с темпом не менее пяти единиц ежегодно.
Программой обновления морских средств передового (заблаговременного) складирования и подвижного тылового обеспечения предусматривается также строительство ряда крупных транспортных судов, в том числе по коммерческим проектам.
Таким образом, реализация вышеупомянутых программ позволит обеспечить загрузку производственных мощностей предприятий судостроительной промышленности США заказами на строительство боевых кораблей основных классов и вспомогательных судов ВМС, что в условиях высокой конкуренции на рынке гражданских судов и ничтожно малой доли этой страны в мировом гражданском судостроении будет способствовать сохранению производственной базы отрасли.
Зарубежное военное обозрение №10 2007 с. 61-67
Смотрите также
|