Производство военной авиационной техники в США
Подполковник-инженер А. Викторов, подполковник Ю. Федотов Вопреки положительным сдвигам в международных отношениях, которые произошли на мировой арене благодаря миролюбивой политике Советского Союза и других стран социалистического содружества, милитаристские круги США продолжают наращивать темпы материальной подготовки к агрессивным войнам. В процессе непрерывного усиления военно-экономического потенциала американский империализм важную роль отводит дальнейшему развитию авиационной промышленности. В настоящее время эта отрасль характеризуется высоким уровнем технологии производства, развитой научно-технической базой и высокоорганизованной системой специализации и кооперирования. В выпуске авиационной продукции в США участвует свыше 530 тыс. человек, из них около 290 тыс. человек занято в производстве самолетов и вертолетов, примерно 150 тыс. человек - авиационных двигателей, остальные - вспомогательного оборудования. В последнее десятилетие наибольший стоимостный объем продажи военной авиационной продукции (свыше 11 млрд. долларов) имел место в 1968 году, когда наблюдался особый размах боевых действий американских вооруженных сил в Юго-Восточной Азии. В последующие годы произошло некоторое уменьшение производства военных самолетов и двигателей к ним, ежегодная стоимость которых в 1971-1974 годах составляла около 8 млрд. долларов. Затем наметился некоторый подъем военного авиационного производства, связанный главным образом с модернизацией авиационного парка американских вооруженных сил и завершением программ разработки ряда новейших боевых самолетов и вертолетов. Распределение количественного объема выпуска военной авиационной техники по видам в 1965-1975 годах приведено в табл. 1.
Значительная часть продукции авиационной промышленности США направляется на экспорт, суммарный объем которого в период 1970- 1974 годов возрос почти вдвое и составил в 1974 году около 7 млрд. долларов. В общей продаже авиационной техники за границу около 25% занимает военная продукция, причем наряду с поставками новых образцов самолетов и вертолетов наблюдается тенденция к сбыту имеющихся запасов устаревших моделей авиационной техники в развивающиеся страны. Количество экспортируемых военных самолетов и вертолетов в период 1970-1975 годов приводится в табл. 2.
На разработку и закупку военной авиационной техники министерству обороны США ежегодно ассигнуются крупные суммы, составляющие около трети средств, выделяемых па создание всех видов боевой техники. Сведения об ассигнованиях па разработку и закупки, а также количестве приобретенной Пентагоном авиационной техники в 1972/73 - 1976/77 финансовых годах даны в табл. 3 и 4.
Основными образцами военной авиационной техники, находящимися в производстве или завершающей стадии разработки, являются: для ВВС - стратегический бомбардировщик В-1, истребители F-15, F-I6 и F-111, штурмовик А-10 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗА; для ВМС и морской пехоты - истребитель F-14, палубные штурмовики А-6Е и А-7Е, самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ЕА-6В, палубный противолодочный самолет S-3A, базовый патрульный самолет Р-ЗС, самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-2С, вертолеты общего назначения UH-1N и огневой поддержки AH-1J; для сухопутных войск - многоцелевой вертолет UH-1H и вертолет огневой поддержки АН-1S, вооруженный ПТУРС "Тоу".
Согласно сообщениям американской печати, программа закупок основных образцов авиационной техники для ВВС США характеризуется данными, приведенными в табл. 5.
Значительные средства расходуются на создание стратегического бомбардировщика В-1 Головная фирма по его разработке - "Рокуэлл интернэшнл". К настоящему времени на проведение НИОКР. а также на изготовление и испытания трех опытных образцов самолета ассигновано уже 3 млрд. долларов. В 1976/77 финансовом году планировалось выделить свыше 1 млрд. долларов на подготовку производственной базы и выпуск первых трех серийных бомбардировщиков (из 241 предусмотренного программой). Эти фонды могут быть израсходованы лишь в случае положительного решения о начале серийного производства, которое предполагалось принять в конце 1976 года после проведения испытаний опытных образцов. По сведениям иностранной печати, на программу разработки и производства бомбардировщиков планируется затратить 21,5 млрд. долларов, что примерно в два раза превышает первоначальную оценку расходов. Стоимость В-1 с учетом расходов на НИОКР составляет почти 90 млн. долларов. Поставки первых серийных образцов бомбардировщика намечаются на 1979 гол, а завершение производства - во второй половине 80-х годов. К созданию тактического истребителя F-15 (рис. 2) приступили в 1969 году (фирма "Макдоннелл-Дуглас"). В серийном производстве самолет находится с 1974 года. По мнению военного руководства США, вместе с разрабатываемым легким истребителем F-16 он должен стать основой истребительной авиации ВВС США в 80-х годах. Всего предусматривается закупить около 730 самолетов F-15. По данным зарубежной прессы, стоимость самолета превысит 15 млн. долларов, а всей программы разработки и производства - 11 млрд. долларов. К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано в общей сложности около 6,2 млрд. долларов. На 1976/77 год Пентагон запросил примерно 1,4 млрд. долларов на закупку 108 самолетов. Завершение поставок истребителей F-15 в ВВС страны ожидается в 1981 году. В настоящее время авиационный завод в Сент-Луис (штат Миссури), как сообщает иностранная печать, выпускает шесть таких машин в месяц. Создание легкого истребителя F-16 велось с 1972 года на конкурсной основе фирмами "Нортроп" и "Дженерал дайнэмикс". В январе 1975 года после проведения испытаний опытных образцов предпочтение было отдано самолету YF-16 фирмы "Дженерал дайнэмикс", который и был выбран для дальнейшей разработки нового легкого истребителя ВВС, получившего обозначение F-16. Командование ВВС США планирует закупить 650 машин указанного типа. Кроме того, заключено соглашение с четырьмя западноевропейскими странами (Бельгией, Нидерландами, Норвегией и Данией) о продаже им около 350 самолетов F-16. Соглашением предусматривается участие названных стран в производстве этих истребителей. Фирма "Дженерал дайнэмикс" рассчитывает продать еще 500 таких самолетов союзникам США по блоку НАТО, а также другим странам. Стоимость F-16 составит около 6 млн. долларов. На программу создания истребителя F-16 по бюджету министерства обороны уже выделено 407 млн. долларов. На 1976/77 финансовый год Пентагон запросил на эту программу около 620 млн. долларов, в том числе 311 млн. на закупки 16 серийных самолетов, 259 млн. на проведение доработок и испытаний и 50 млн. на изготовление первой партии запасных частей. Самолет F-111 в серийном производстве находился с 1967 года (фирма "Дженерал дайнэмикс"). К настоящему времени все заказы на изготовление этих самолетов выполнены. Всего было выпущено 567 самолетов различных модификации, в том числе 76 стратегических бомбардировщиков FB-111. Общая стоимость программы создания самолета F-l 11 превысила 7 млрд. долларов. В настоящее время "Дженерал дайнэмикс" ведет разработку стратегического бомбардировщика FB-111H на случай, если выполнение программы производства бомбардировщика В-1 будет прекращено из-за его высокой стоимости. Кроме того, по заказу министерства обороны сейчас на базе истребителя F-111 создается самолет радиоэлектронной борьбы. Всего на эти цели предполагается израсходовать около 630 млн. долларов. К концу 1976/77 финансового года предполагается завершить все HИ0KP по данной программе. Стоимость модифицированного самолета, получившего обозначение FF-111А, составит около 10 млн. долларов. Штурмовик А-10 (головной разработчик и производитель - фирма "Фэрчайлд рипаблик") является современным самолетом непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. ВВС США планируют закупить более 730 таких самолетов. К началу 1976/77 финансового года на эту программу было ассигновано около 1064 млн. долларов. На 1976/77 год министерство обороны запросило 618 млн. долларов, в том числе 13 млн. на завершение НИОКР, а остальные на закупки 100 самолетов. По оценке американских специалистов, на программу разработки и производства штурмовиков А-10 предполагается затратить примерно 3,2 млрд. долларов. Стоимость самолета составит 4.3 млн. долларов. В 1978 году планируется довести темп выпуска штурмовиков на заводе фирмы "Фэрчайлд рипаблик" в Хагерстаун (штат Нью-Йорк), как сообщает зарубежная печать, до 20 машин в месяц. Завершить поставки всех самолетов намечается в 1981 году. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3А строится на заводе фирмы "Боинг" в Сиэтл (штат Вашингтон) иа базе транспортного самолета Боинг 7U7-320B. Для ВВС США предусматривается приобрести 25 самолетов. Кроме того, ожидается, что европейские страны НАТО закупят шесть-девять таких самолетов. Закупочная стоимость самолета около 80 млн. долларов. Сейчас выделены средства на приобретение десяти машин, первые из которых поступят иа вооружение ВВС страны в конце 1976 года. В 1976/77 финансовом году планируется закупить еще шесть самолетов (на эти пели запрашивается около 427 млн. долларов). Объем закупок основных образцов авиационной техники для американских ВМС приведен в табл. 6.
К разработкам палубного истребителя F-14 е США приступили в 1968 году (фирма "Грумман"), Программой предусматривается закупить 403 самолета для ВМС США. Стоимость всей программы составляет примерно 8.5 млрд. долларов, а одного самолета - около 20 млн. долларов. Кроме того, заключено соглашение о поставке 80 самолетов этого типа для ВВС Ирана. К началу 1976/77 финансового года на разработку и производство истребителя было ассигновано 5,6 млрд. долларов, в том числе 1.1 млрд. на НИОКР и свыше 4,5 млрд. на приобретение 279 самолетов (включая 12 опытных и предсерийных образцов). На текущий бюджетный год на закупки ещё 36 самолетов министерство обороны намерено получить около 700 млн. долларов. Завершить поставки этих истребителей /для авиации ВМС планируется в 1981 году. Сейчас завод в Калвертон (штаг Нью-Йорк) выпускает шесть таких машин в месяц. Палубный штурмовик А-6Е находится в серийном производстве с 1971 года (головной изготовитель - фирма "Грумман"). Планами командования ВМС предусматривается закупить 96 указанных самолетов, после чего производство их планируется прекратить. В дальнейшем будет проводиться только модернизация устаревших палубных штурмовиков А-6А. К середине 1975 года было выпущено около 70 новых и модернизировано примерно 100 самолетов. Палубный штурмовик А-7Е находится в производстве с 1969 года (фирма "Линг-Темко Воут"). ВМС США планируют до 1980/81 финансового года закупить более 690 таких самолетов. Общая стоимость программы разработки и производства штурмовика А-7Е составляет 2,8 млрд. долларов. Самолеты РЭБ ЕА-6В производятся фирмой "Грумман" с 1969 года. ВМС США планируют к 1979/80 финансовому году закупить 90 машин этого типа (по шесть самолетов и год). Общая стоимость программы разработки и производства самолетов EA-6B составляет 1,7 млрд. долларов. Палубный противолодочный самолет S-3A разрабатывался фирмой "Локхид" в период 1968-1973 годов. До 1975/76 финансового года ВМС закупили 187 самолетов. Общая стоимость программы закупки 3,3 млрд. долларов, а одного самолета - около 18 млн. В 1976/77 году намечено приобрести первую партию транспортных самолетов US-3A (12 машин), созданных на базе S-3A и предназначенных для доставки грузов на борт авианосцев. Базовый патрульный самолет Р-ЗС в серийном производстве находится с 1968 года (фирма "Локхид"). Он имеет более совершенную радиоэлектронную и акустическую аппаратуру по сравнению с устаревшими самолетами Р-ЗA и Р-ЗВ. Стоимость серийного образца составляет примерно 14 млн. долларов. К началу 1975/76 финансового года на поставки 142 самолетов ассигновано свыше 1,5 млрд. долларов. Сейчас авиация ВВС уже имеет около 140 таких машин. На 1975/76-1976/77 бюджетные годы на приобретение 27 самолетов Р-ЗС запрашивается 464 млн. долларов. На заводе фирмы "Локхид" в Бербанк (штат Калифорния) выпускается ежегодно около 12 самолетов. Всего планируется закупить 241 самолет Р-ЗС. Самолет ДРЛО Е-2С производится фирмой "Грумман" с 1971 года. Командование ВМС США намерено закупить 64-67 машин. К середине 1975 года заводом в Бетпейдж (штат Нью-Йорк) выпушено 30 самолетов. В дальнейшем предусматривается изготовлять ежегодно шесть таких машин и завершить программу производства в 1981 году. С целью повышения боевой эффективности вертолетов огневой поддержки фирма "Белл" в настоящее время оснащает 290 вертолетов AH-1G установками для ПТУРС "Тоу" (модернизированный вертолет получил наименование AH-1Q). Кроме того, планируется выпустить 305 вертолетов АН-1S, вооруженных ПТУРС "Тоу" и имеющих более мощный двигатель. На 1976/77 финансовый год на закупку 82 указанных вертолетов запрашивается 114 млн. долларов. По программе создания современного вертолета огневой поддержки для морской пехоты предусматривается оснастить существующие вертолеты AH-1J ПТУРС "Тоу", а также установить на них более мощные двигатели. После переоборудования вертолет получит обозначение АН-1T. Предполагается также начать производство новых вертолетов АН-1T. На реализацию этой программы министерство обороны США запрашивает на 1975/76-1976/77 годы 103 млн. долларов. Для ВМС США продолжаются закупки многоцелевых вертолетов Uh-1N. В 1975/76-1976/77 годах на приобретение 42 машин этого типа намечено ассигновать около 57 млн долларов. Многоцелевой истребитель F-5E производится фирмой "Нортроп" с 1972 года (главным образом на экспорт). Заинтересованность в этом самолете проявили ВВС более 10 стран. Экспортные заказы составили уже свыше 500 машин. Стоимость самолета примерно 3 млн. долларов. В середине 1975 года их выпуск па заводе в Хоторн (штат Калифорния) доведен до 16 машин в месяц. Разработан также двухместный учебно-тренировочный вариант этого самолета, получивший обозначение F-5F. Он имеет примерно такие же тактико-технические характеристики и бортовые системы вооружения, что и одноместный вариант F-5E. Всего планируется изготовить около 200 самолетов F-5F (стоимость каждого около 3 млн. долларов). Руководство вооруженных сил США уделяет серьезное внимание разработке новых образцов авиационной техники. В настоящее время ведутся работы по созданию легкого палубного истребителя F-I8, среднего военно-транспортного самолета с укороченным взлетом и посадкой (по программе AMST), армейских вертолетов различного назначения и противолодочного вертолета системы "Лэмпс". Планами ВМС США предусматривается закупить 800 самолетов F-18, 500 из которых намечается построить в варианте истребителя, а 300 - в варианте штурмовика (А-18). Предполагается, что самолеты обоих вариантов будут иметь одинаковые планер и двигатель, но разные радиоэлектронное оборудование и вооружение. Стоимость всей программы разработки и производства 800 самолетов составит 7-8 млрд. долларов, а одного самолета - около 6 млн. долларов. На 1976/77 год на продолжение НИОКР Пентагон запрашивает около 350 млн. долларов. Поступление первых самолетов на вооружение авиации ВМС и морской пехоты ожидается в 1982 году. Средний транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой разрабатывается с 1973 года на конкурсной основе фирмами "Боинг" и "Макдоннелл-Дуглас", которые должны построить по два прототипа и провести их летные испытания. Для продолжения работ по этой программе на 1976/77 финансовый год запрашивается около 30 млн. долларов. Летные испытания четырех прототипов намечается провести в 1976-1977 годах. После этого должно быть принято решение о производстве самолетов. С 1972 года по программе UTTAS фирмы "Боинг" и "Сикорский" разрабатывают многоцелевой вертолет. В соответствии с контрактом они обязаны построить по четыре опытных образца и провести летные испытания. По данным зарубежной прессы, министерство обороны США планирует закупить примерно 1100 указанных вертолетов. Стоимость всей программы разработки и производства составит, по оценке американских специалистов, 4 млрд. долларов, а серийного образца-1,5 млн. К началу 1976/77 финансового года на создание вертолета ассигновано более 350 млн. долларов. На 1976/77 год на продолжение работ запрашивается около 213 млн. долларов из которых 138 млн. долларов предполагается направить на закупки 15 вертолетов и запасных частей к ним, а 75 млн. - на НИОКР. Вертолет огневой поддержки ААH разрабатывается на конкурсной основе фирмами "Белл" и "Хьюз". К началу 1976/77 финансового года на программу ассигновано около 200 млн. долларов. На продолжение работ по созданию вертолета в 1976/77 годах намечается выделить почти 112 млн. долларов. Всего планируется закупить 472 вертолета. Поставки в войска первых серийных образцов ожидаются в 1979 году. Разрабатываемый противолодочный вертолет системы "Лэмпс" МкЗ значительно расширит, по мнению американского военного руководства, возможности флота по обнаружению и борьбе с подводными лодками и надводными кораблями противника. В 1975/76- 1976/77 бюджетных годах на программу создания вертолета предусматривается ассигновать около 111 млн. долларов. Завершить ее намечается к началу 80-х годов. Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том. что, следуя курсом агрессивных военных приготовлений, американские милитаристы продолжают наращивать ударную мощь своих вооруженных сил. При этом большое внимание уделяется постоянному развитию и совершенствованию авиации, призванной, по мнению военного руководства США, сыграть важную роль в современной войне. Зарубежное военное обозрение, 1977, №1, с.97-104 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4656 | | |
Всего комментариев: 0 | |