Сверхзвуковой крестоносецДмитрий Кондратков Поскольку боевые действия во Вьетнаме существенно сократили численность парка F-8, Пентагон срочно потребовал повысить их живучесть и эффективность еще до того, как все они будут потеряны. Справедливости ради отметим, что к разработчикам F-4 было также немало претензий. С этой целью в 1967 г. «Воут», к тому времени слившаяся с «Линг Тимко Электронике» (Ling Temco Electronics) и переименованная в «ЛТВ Аэроспейс» (LTV-Aerospace), приступила к обновлению парка F-8*. Модернизации подверглись все самолёты, кроме F-8A, которых оставалось слишком мало. В частности, F-8B, получившие новое наименование F-8L, обзавелись подкрыльевыми пилонами и новой системой освещения кабины. Всего модернизировали 61 F-8B, большая часть которых находилась в эскадрильях Корпуса Морской Пехоты США, хотя некоторые из них попали и во вспомогательные эскадрильи флота.
87 F-8C модернизировали с целью продления ресурса и приведения в соответствие с изменившимися требованиями. Как и в случае с F-8B, F-8C оснастили подкрыльевыми пилонами и новой системой освещения кабины. Получившие наименование F-8K эти самолеты также попали в распоряжение американских морских пехотинцев. Более серьезные изменения были внесены в конструкцию F-8D, получивших новые, более мощные двигатели J57-P-20A. Самолёты также обзавелись пилонами под крылом и аппаратурой для наведения ракет «Буллпап». После всех доработок эти машины были обозначены как F-8K Модифицированные F-8E обозначили как F-8J и также оснастили двигателем J57-P-20А. На подкрыльевые пилоны вместо боевой нагрузки стало возможно подвешивать два 1163-литровых ПТБ, но самое главное было то, что F-8J оснастили крылом с системой управления пограничным слоем, применённым на французских F-8E(FN).
Однако больше всего изменений было внесено в конструкцию разведчиков RF-8A. Поскольку на авианосцах типа «Эссекс» и «Орискани» даже в принципе не могли базироваться огромные «Виджиленты», то проблема палубного разведчика стояла перед флотом очень остро. Эти авианосцы были маловаты даже для постепенно набиравшего в весе RF-4, так что при всем богатстве выбора различных типов разведчиков, выпускаемых авиапромышленностью США, альтернативы «Крусейдеру» в этой роли практически не было. В сущности, работы по модернизации разведчиков начались даже раньше, чем на истребителях, а в ходе их реализации были использованы наработки по доводке рекордного F8U-1Р Джона Гленна (проект «Пуля»). Самолёты получили новый двигатель J57-P-22, более совершенную навигационную систему и авионику, а также новые фотокамеры. Внешне обновленные самолеты отличались от RF-8A наплывами внизу хвостовой части фюзеляжа, подкрыльевыми пилонами для подвесных топливных баков и двумя вертикальными гребнями под фюзеляжем. Изменений было так много, что по окончании процесса «омоложения» «фотографы» получили новое обозначение — RF-8G. В боевые эскадрильи машины начали поступать уже в октябре 1965 г., а к концу года они уже были на всех авианосцах, действовавших у берегов Северного Вьетнама.
Первоначально казалось, что новых «следопытов» много не понадобится, так как в связи с сокращением в составе флота числа авианосцев типа «Эссекс» и «Орискани» (им на смену уже шли атомные корабли), разведывательная эскадрилья VFP-62 была расформирована 5 января 1966 г. и единственной эскадрильей ВМФ, вооружённой RF-8, осталась VFP-63. Рассталась с «Крусейдерами» и разведывательная эскадрилья авиации Корпуса Морской Пехоты VMCJ-1, которая еще в 1966 г. получила RF-4B1. Поэтому в 1965-1967 гг. были модифицированы 53 RF-8A, однако потери довольно быстро сократили их число и вынудили довести до конца программу, осуществив в 1968-1970 гг доработку еще 20 экземпляров. Безусловно, новые «следопыты» могли с большей эффективностью вести разведку, но и противодействие противника тоже возрастало. Видимо, первый RF-8G лейтенант коммандера Хайнца из состава звена эскадрильи VPF-63, базировавшегося на авианосце «Бон Омм Ричард», был сбит зенитным огнем над районом Тхань Хоа 5 июня 1967 г. Сам пилот остался жив, но попал в плен. Определенную проблему продолжали представлять и вьетнамские истребители. Тактика удара и ухода, принятая их пилотами, не претендовавшими (перед лицом многократно превосходящего противника) на завоевание господства в небе, а направленная на сбережение собственных сил и нанесение противнику возможно большего ущерба, сильно осложняла организацию прикрытия ударных самолетов. Так например, 11 июля пара МиГ-21 из состава 921-го полка над районом Хай Дуонга внезапной атакой на кабрировании сбила А-4, а как только сопровождавшие «Скайхоки» «Крусейдеры» попытались организовать контратаку, тут же вышла из боя. При таких же обстоятельствах (внезапная атака снизу-сзади, завершившаяся пуском двух управляемых ракет Р-ЗС) 17 июля 1967 г. пилот МиГ-21 Нгуен Нат Чу из состава 921-го полка уничтожил над районом Ланг Чана один F-8 из состава VF-242. Гоняться за выходящими из боя вьетнамскими истребителями было смертельно опасно, так как маршруты отхода последних как правило пролегали над позициями зенитчиков или проходили рядом с находящимися в засаде на предельно малой высоте перехватчиками второго или третьего эшелона. К тому же истребителей сопровождения никогда не хватало и отход пары или четверки в сторону неизбежно приводил к оголению фланга или тыла, куда, пользуясь четким наведением постов ВНОС или расчетов РЛС, тут же устремлялись прятавшиеся в засаде перехватчики. В то же время, быстрое увеличение в составе ПВО Северного Вьетнама числа зенитно-ракетных комплексов буквально прижимало американские самолеты к земле, прямо под огонь многочисленных зенитных батарей, имевших радарное наведение и атаки все тех же перехватчиков. К тому же, полеты на малых высотах требовали повышенного расхода топлива, что заставляло подвешивать на самолеты дополнительные топливные баки, которые серьезно ухудшали их скоростные характеристики и ограничивали маневренность, делая сверхзвуковые машины удобными мишенями для стрельбы как с земли, так и с воздуха. И все же профессиональная подготовка американских летчиков-истребителей была очень высокой, что отмечалось всеми их вьетнамскими vis-a-vis. 21 июля пилоты «Крусейдеров» записали на свой счет еще четыре победы над МиГ-17. Отличились в тот день лейтенант коммандеры Марион Изаакс и Роберт Кирквуд, причем последний умудрился сбить МиГ-17 огнем 20-мм пушек. Наряду с бравыми кавторангами отличился также лейтенант Филипп Демпвольф (все на F-8С из состава VF-24). Еще более «экзотическим» способом расправился со своим противником лейтенант-коммандер Рэй Хаббард: в ходе энергичного маневрирования у его F-8E перекосило патронные ленты и в тот момент, когда поврежденный «Fresco» завис в прицеле его истребителя, уходя со снижением, все четыре пушки смолкли! Управляемых ракет на «Крусей-дере» Хаббарда не было, поскольку на их месте висели 127-мм НУРСы «Зуни». Несколько попыток оживить оружие, ставшее ненужным балластом, закончились ничем и Рей, продолжая висеть «на пистолетной» дистанции, выпустил НУРСы, масса боевой части которых была не меньше, чем у «Сайдуиндеров». Спустя мгновение вьетнамский истребитель исчез в облаке взрыва... Любопытно, что к этому времени счет побед флотских пилотов, летавших на «Крусей-дерах» и «Фантомах,» был явно в пользу первых и составлял 14:9 (еще на три победы претендовали экипажи «Скайрейдеров» и на одну — пилот «Скайхока»). Пилоты «призраков» из состава ВВС претендовали на 42 сбитых МиГа, а поскольку действовавшие с береговых авиабаз «крестоносцы» Корпуса Морской Пехоты результативных встреч с МиГами не имели, то достижение пилотов из состава ВВС конечно произвело куда большее впечатление на Пентагон, нежели результаты «состязания» флотских летчиков. К этому времени вьетнамцы во все больших количествах начали применять МиГ-21, значительно превосходивший по скоростным и разгонным характеристикам F-8. Вступив в бой с двумя управляемыми ракетами Р-ЗС и одной 30-мм пушкой МиГ-21Ф-13 быстро совершенствовался и, при примерно равном с F-8 вооружении (четыре управляемые ракеты и 23-мм пушка ГШ-23 на модификации МиГ-21ПФ), сохранил превосходство над этим противником по основным характеристикам, хотя может быть при несколько худшей маневренности. Но вьетнамские пилоты и не старались на этих машинах вести маневренные бои в духе прежних войн (для этого в избытке имелись куда более верткие МиГ-17). В то же время по остальным данным «Fishbed» был почти недосягаем. Достаточно сказать, что если по величине начальной скороподъемности у земли «янки» не слишком сильно проигрывал советской машине, то уже на высоте 3-5 тыс. м., по данным американских экспертов, подавляющее превосходство последней не вызывало сомнений (7500 м/мин против 2670 м/мин!). Все эти обстоятельства привели к тому, что «Крусейдеры» все реже стали применяться для сопровождения ударных групп, соответственно начало снижаться и количество побед, одержанных их пилотами. Так, 14 декабря 1967 г. лейтенант Ричард Виман из состава VF-162 сбил МиГ-17, но в тот же день пилоты 923-го авиаполка заявили об уничтожении над районом Нинх Гьянг одного F-8. Очередной F-8C эскадрилья VF-111 с авианосца «Орискани» потеряла 2 января 1968 г. 14 февраля 1968 г. не досчиталась одного F-8E эскадрилья VF-194 с авианосца «Тикондерога». Кстати обе эти потери признаны только в середине 90-х гг!!..
Для
разведчиков тяжелым днем оказалось 28 марта, когда были сбиты два RF-8G из
состава VFP-63, а 22 мая не вернулся еще один самолет этого типа. К этому
времени стало очевидно, что посылать «Крусейдеры» для фотоконтроля результатов
авиаударов очень опасно и в вскоре эта практика была прекращена. Фактически
полем деятельности этих самолетов стал Южный Вьетнам, где отсутствие
перехватчиков и заметно меньшие масштабы применения зенитных ракет создавали
более благоприятные условия для применения этих самолетов. 1 августа поединок с МиГ-21 из состава 921-го полка над районом До Лаонга закончился вничью, поскольку лейтенант Норман МакКой из состава VF-51, пилотируя F-8H сбил МиГ-21, а вьетнамский пилот Нгуен Хонг Нхи заявил об уничтожении одного F-8. 17 сентября 1968 г. в бою с вьетнамскими истребителями VF-51 потеряла один F-8H (и этот факт был признан только в середине 90-х), а последний сбитый вражеский истребитель пилоты «Крусейдеров» записали на свой счет 19 сентября 1968 г. когда лейтенант Энтони Нарджи из состава VF-111, пилотируя F-8C, отправил на землю МиГ-21. Осенью 1968 г. воздушные налеты были временно прекращены, а когда они возобновились в декабре 1969 г., F-8 были переквалифицированы в самолеты поддержки, атакуя наземные цели и сопровождая разведчики, а с МиГами сражались исключительно F-4. В течение последних 18 месяцев вьетнамской войны F-8J был основной истребительной модификацией «Крусейдера» в регионе, но несмотря на это, ни один из них так и не встретился в воздушном бою с вьетнамскими истребителями. В 1972 г., в ответ на вторжение армии Северного Вьетнама на юг, боевые действия в Юго-Восточной Азии разгорелись с новой силой. К тому времени F-4 прочно занял место основного истребителя ВВС и авиации флота, однако кличку «убийца МиГов» получил явно незаслуженно, поскольку число его побед, одержанных в схватках с вьетнамскими истребителями, даже по самым оптимистическим подсчетам было примерно вдвое меньше собственных потерь. Однако надо было хоть как-то спасать реноме американских вооруженных сил и на «Фантомы» навесили этот ярлык, прилепившийся к ним до конца карьеры. Всего же с 1966 г. по 1968 г. пилоты F-8 засчитали себе сбитыми 15 МиГ-17 и четыре МиГ-21. В публикациях времен «холодной войны» американцы неизменно указывали, что непосредственно в воздушных боях с вьетнамскими истребителями потеряли лишь три «Крусейдера», что давало примерное соотношение 6:1. Однако в работах последних лет, в значительной степени избавленных от идеологического гнета официальной пропаганды, количество сбитых истребителей этого типа в воздушных боях оценивается в пределах от шести до 15. Кроме того, было признано, что МиГи сбили и некоторое количество разведчиков RF-8A и RF-8G, тогда как раньше все их потери относились на счет зенитной артиллерии и ЗРК. Согласно вьетнамским данным, пилотами МиГ-17 и МиГ-21 было сбито не менее 14 «Крусейдеров», два из которых были разведчиками, что дает соотношение 0,73:1. Положившись на известный стереотип об истине, по словам создателей сериала «X-files» «находящейся где-то рядом», т.е. между полярными мнениями сторон, участвовавших в конфликте, можно было бы «выровнять соотношение» в пользу американцев до 2:1 и поставить точку в этом вопросе. Но, к сожалению, это вряд ли будет правомерно. И причин для такого скепсиса вполне достаточно. Во-первых, до сих пор не опубликованы ежедневные списки потерь американской авиатехники во Вьетнаме, во-вторых, часть американских боевых самолетов, отнесенная на счет зенитных ракет, уничтожена на самом деле в районах, где ПВО Северного Вьетнама ЗРК не имела и, наконец, некоторое количество сбитых вьетнамскими истребителями американских самолетов не удалось идентифицировать во время войны. Вряд ли стоит надеяться на то, что полные списки потерь во Вьетнаме будут опубликованы в ближайшее время — американцы не любят вспоминать об этом. С учетом же имеющихся данных, можно прогнозировать, что почти наверняка соотношение по сбитым будет скорее всего сдвинуто до уровня 1:1, что является весьма неплохим результатом и абсолютно недостижимым для F-4. В заключение же описания вьетнамской карьеры «Крусейдера» отметим, что в течение войны было сбито всеми видами ПВО 42 флотских F-8 и 10 самолетов Корпуса Морской Пехоты. Разведчикам также досталось: действовавшие на ТВД VFP-63 и VMCJ-1 потеряли соответственно 20 и 12 самолетов. Кстати, последние две цифры (при условии, что они достоверны) рисуют поразительную картину. Если VFP-63, действовавшая над Северным Вьетнамом с его зенитными ракетами и перехватчиками с 1965 г. по 1972 г. умудрилась потерять 20 машин, то бравые морпехи из VMCJ-1 менее чем за два года умудрились лишиться 12! Так что еще не известно, где было жарче... Еще до окончания войны во Вьетнаме единственная оставшаяся в составе флота оснащенная разведчиками RF-8G эскадрилья VFP-63 в 1971 г. подверглась переформированию, после чего часть её базировалась на береговых авиабазах, два звена — на авианосцах Атлантического флота и три звена — на авианосцах Тихоокеанского флота. Под конец американского участия в боевых действиях в Юго-Восточной Азии, F-8 стояли на вооружении только четырёх эскадрилий: VF-24 и VF-211 на авианосце «Хэнкок» и VF-191 и VF-194 на «Орискани». VFP-63 также продолжала эксплуатировать RF-8G. К тому времени почти все авианосцы этого типа, кроме указанных двух кораблей, были выведены из состава флота, а почти все F-8 с авианосцев Атлантического флота — списаны. В октябре 1973 г. после вывода американских войск из региона, в Тонкинском заливе оставался только «Хэнкок». В октябре, когда началась давно ожидаемая «Война судного дня» между израильтянами и арабами, авианосец направился в Красное море. Находящиеся на его борту F-8 и А-4 должны были быть переданы израильтянам для восполнения потерь. Но к тому времени, когда авианосец был уже на подходе, израильтянам удалось переломить ход трагично складывавшейся для них кампании. Они добились успеха, а «Хэнкок» вернулся в США. Последний выход на боевую службу истребители F-8 совершили в составе VF-191 и VF-194 на борту «Орискани» в начале 1974 г. После этого плавания авианосец вывели из состава флота, а самолеты отправили на базу хранения Дэвис-Монтан. Практически в это же время завершилась эксплуатация F-8Н в резервных эскадрильях флота (VF-201, VF-202.VF-301 nVC-13), где эти истребители были заменены штурмовиками A-4L, а единственной палубной эскадрильей, продолжавшей летать на «Крусейдерах», осталась VFP-63. Ее RF-8G пережили на палубах авианосцев создававшиеся им на замену и, как считалось, более совершенные RA-5C, списанные в 1979 г. Служба RF-8G продлилась намного дольше, чем можно было рассчитывать. В феврале 1977 г. началась вторая модернизация разведчика. На многих RF-8G двигатель J57-P-22 был заменён на более мощный J57-P-429. Эти самолёты получили дополнительные воздухозаборники системы охлаждения форсажной камеры (как F-8C), а в нижней части киля разместили датчик системы предупреждения об облучение радаров противника, после чего эти «следопыты» продержались в первой линии авиации флота до начала 80-х годов. Во время захвата американского посольства в Иране RF-8G базировались на авианосцах, прибывших в Персидский залив. Последние RF-8G покинули авианосец «Корал Си» в марте 1982 г., после чего в июне эскадрилья VFP-63 была расформирована. В резервных же частях (VFP-206 и VFP-306) на авиабазе Эндрюс они находились еще пять лет. Так, VFP-206 только 29 марта 1987 г. сдала на базу хранения свои RF-8G, один из которых на следующий день был передан Смитсоновскому институту. На следующий день эта эскадрилья прекратила своё существование. Несколько RF-8G из резервных подразделений забрала фирма «Рокуэлл Интернэшнл» (Rockwell International) со штаб-квартирой в Палмсдейле (шт. Калифорния). До мая 1987 г. она использовала их для различных исследовательских программ. Снимаемые с вооружения F-8 передавались резервным частям, которые использовали их в интересах как флота, так и Корпуса Морской Пехоты, так что часто самолёты имели маркировку NAVY и MARINES одновременно! В 1968 г. после захвата северокорейцами американского разведывательного судна «Пуэбло» в боевую готовность были приведены шесть эскадрилий резерва, в том числе VF-703, VF-661 и VF-931. Эти три подразделения получили F-8A и F-8B ещё в 1965 г. Обслуживание устаревших самолётов создавало столько проблем, что даже спустя год их ещё нельзя было назвать боеготовыми. В 1970 г. резервные эскадрильи передали в состав двух резервных авианосных авиакрыльев CVWR-20 и CVWR-30, входивших в состав Атлантического и Тихоокеанского флотов соответственно. Их укомплектовали более новыми самолётами, которые в случае необходимости были готовы к немедленному применению. Каждое CVWR включало восемь эскадрилий: две истребительных, три штурмовых, одну ДРЛО, одну заправочную и одну лёгкую разведывательную. При этом F-8 входили в состав как истребительных (VF-201 и VF-202 на авиабазе Даллас и VF-301 и VF-302 на Мирамар), так и разведывательных эскадрилий (VFP-206 и VFP-306 с авиабазы Эндрюс). Кроме того, смешанная эскадрилья VC-13 в Нью-Орлеане в 1973 г. получила F-8H, которые спустя год сменила на A-4L. VFP-206 и VFP-306 часто привлекались для съёмок местности перед выступлениями пилотажной группы «Голубые Ангелы». В 1975 г. F-8 резервных эскадрилий заменили на F-4, которые в свою очередь уступали первую линию F-14 и F/A-18. В строю оставались только RF-8G (только до конца марта 1987 г. в составе упоминавшейся VFP-206). Последний же полёт американского F-8 состоялся 12 октября 1996 г. В этот день транспортный вертолёт СН-47 доставил на внешней подвеске «Крусейдер» F-8K из флотского центра боевого применения на переоборудованный в музей авианосец «Интрепид», ставший музейным экспонатом. В то время, как в составе авиации американского флота «Крусейдеры» быстро заменялись на более совершенные истребители, эти машины приглянулись правительству Филиппин, которое в 1977 г. с целью обновления своих военно-воздушных сил решило приобрести 35 более чем недорогих F-8H, находившихся на базе хранения Дэвис-Монтан. Контракт предусматривал, что 25 самолётов должны были быть модернизированы фирмой «Воут», а остальные 10 являлись запасными. Согласно заключённому договору, американцы должны были обеспечить переучивание филиппинских пилотов на новые самолёты, для чего у НАСА забрали единственный построенный TF-8A. Но в привычном амплуа жизнь этой машины оказалась короткой — 28 июля 1978 г. во время тренировочного полёта отказал двигатель и экипаж в составе американского инструктора и филиппинского курсанта катапультировался, а самолёт разбился. Это происшествие, впрочем, никак не сказалось на репутации самолета и обучение было продолжено на «спарках» Корпуса Морской Пехоты. Все филиппинские F-8H поступили на вооружение 7-й тактической истребительной эскадрильи (7 TFS), входившей в состав 5-го истребительного авиакрыла (5 FW), которая дислоцировалась на авиабазе Баса неподалёку от Пампанги в северной части острова Лусон. До получения F-8H эта часть эксплуатировала «Сейбры», безнадёжно устаревшие ещё к началу 60-х. Как и в составе американского флота, за время своей службы филиппинские F-8H неоднократно участвовали в перехватах советских ракетоносцев и разведчиков, причем экипажи последних особенно интересовала крупная американская база Субик-Бэй. По свидетельству летчиков, советские самолеты неоднократно нарушали воздушное пространство Филиппин, но как отмечали тамошние пилоты, вели себя весьма корректно (в отличие от союзников американцев, которым было попросту плевать на местных жителей и законы, по которым они жили) и сразу же уходили в нейтральное воздушное пространство. За девять лет эксплуатации F-8 в филиппинских ВВС произошло пять серьёзных аварий, в ходе которых погибли два пилота. Коррупция и практически полное безвластие, охарактеризовавшие последние годы правления филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса, сказались не лучшим образом на состоянии ВВС страны. Большая часть F-8 пришла в негодность. Во время беспорядков после смерти Маркоса в 1986 г. все F-8H, способные подняться в воздух, перелетели на американскую авиабазу Кларк, где их пилоты могли не опасаться за свою жизнь и самолеты. Впрочем, карьера последних все равно подошла к концу и уцелевшие филиппинские «крестоносцы» были списаны 23 января 1988 г. Таким образом, к началу 90-х Франция оказалась последней страной, где еще находились на вооружении «Крусейдеры». Правда, их количество было весьма символическим, поскольку в 1978 г. эскадрилья 14F была перевооружена штурмовиками «Супер Этандар», что сделало эскадрилью 12F единственной авиачастью французского ВМФ, оснащенной F-8. Несмотря на то, что F-8E(FN) был иностранным самолётом, он пользовался огромной популярностью у французских лётчиков.
В течение всего срока эксплуатации F-8 во Франции его система вооружения подвергалась постоянному обновлению. Первоначально F-8E(FN) оснащался, наряду с ракетами «MaTpa»R.530, еще и американскими «Сайдуиндерами», но позже их арсенал дополнили мощные управляемые ракеты средней дальности ракет «Матра Супер»530, а с 1973 г. F-8E(FN) получили новые ракеты R.550 «Мажик» с ИК ГСН, а с 1988 г. — «Мажик»2. Помимо этого в 1969 французские F-8E(FN) наряду с американским F-8E прошли модернизацию до стандарта F-8J. В частности, французские самолёты получили новое крыло. В 1979 г. на F-8E(FN) установили двигатели J57-P-20A с новой конструкцией форсажной камеры. Французские F-8 не участвовали в боях, хотя им и довелось послужить в зонах военных конфликтов. В 1973 г., когда «Супер Этан-дары» нанесли удары по территории Ливана в отместку за теракты против французских объектов в Бейруте, F-8E(FN) эскадрильи 12F обеспечивали их прикрытие. В 1987 г., во время ирано-иракской войны, авианосец «Клемансо» с F-8E(FN) на борту прибыл в Персидский залив в составе международного соединения для защиты торговых судов от нападений иранских катеров. Несмотря на то, что F-8E(FN) осуществили несколько успешных перехватов иранских самолётов, до применения оружия дело к счастью не дошло. «Крусейдеры» прослужили в ВМФ Франции около 30 лет, но время брало свое и несмотря на почти постоянные доводочные работы, эти самолеты все меньше отвечали предъявляемым требованиям, хотя их служба могла бы продолжаться ещё не один год, учитывая огромный запас запчастей на базах хранения в США. Первоначально планировалось, что в 1997 г. F-8E(FN) уступит место на палубах авианосцев новейшему «Рафалю»М, однако доводка последнего затянулась и это потребовало продления срока службы оставшихся F-8E(FN). Начавшаяся в 1992 г. программа модернизации 17 машин стоимостью около 600 млн. франков (около 100 млн. долл.) включала усиление планера, замену гидравлических систем и электропроводки, перекомпоновку приборной панели и оснащение самолетов катапультными креслами класса «ноль-ноль» фирмы «Мартин Бэйкер». Кроме того, бортовая авионика дополнилась инерциальной навигационной системой, аналогичной той, что установлена на «Мираже»Е1, радиолокационным высотомером, а на вершине киля появился датчик системы предупреждения об облучения радарами противника CSF «Шерлок», разработанный фирмой «Томсон» (Thomson). Шедшая неспешно модернизация завершилась в 1995 г., а 4 декабря 1999-го над Ландвизо (где базировалась эскадрилья 12F) состоялся последний полёт французского «Крусейдера» и в итоге F-8E(FN) оказались на базе хранения Дэвис-Монтан. Но сначала состоялась торжественная церемония завершения эксплуатации F-8E(FN) в авиации флота Пятой Республики, на которой присутствовали почти все французские лётчики, летавшие на F-8E(FN) и 180 американских пилотов, ветеранов войны во Вьетнаме, сохранивших об этом самолете самые тёплые воспоминания. Так завершилась более чем сорокалетняя история «крестоносца». Немало F-8 находится в экспозициях различных авиамузеев, немало их осталось лежать и в джунглях Юго-Восточной Азии. «Крусейдер» так и не встал в один ряд с «Мустангом», «Сейбром» и «Фантомом», но для многих пилотов он на всю жизнь остался самым лучшим самолётом. 1 После этого на береговых авиабазах в Индокитае остались только две эскадрильи авиации Корпуса Морской Пехоты оснащенные F-8E — VMF(AW)-232 и VMF(AW)-235. 2 Ранее считалось, что самолет был сбит зенитной ракетой ЗРК С-75. История авиации №1 2001 С.35-40 Смотрите также | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Просмотров: 3270 | | |
Всего комментариев: 0 | |