search
menu
person

NEWS AND UDATES


Как ходил авиалайнер басурмана воевать (Семейство Боинг С/КС- 135) ч2

Как ходил авиалайнер басурмана воевать
(Семейство Боинг С/КС- 135) ч2 (ч1, ч3)

Дмитрий Комиссаров

Воздушные командные пункты

Благодаря просторной грузовой кабине, где прекрасно размещалось спецоборудование, «Стратотанкер» был идеальной базовой машиной для различных специализированных вариантов. В частности, на базе КС-135 было создано девять различных вариантов воздушных командных пунктов (ВКП).

Первый ВКП, созданный в 1962 г., был не переделан из заправщика, а специально построен как таковой. КС-135В (модель 717-166) был комбинированным заправщиком/ВКП, разработанным для САК по программе «Лукинг Гласе» (зеркало), начатой 3 февраля 1961 г. Самолет был оснащен двигателями TF33-P-9. Над пилотской кабиной имелся топливоприемник; мало того, самолет мог «сосать» топливо из другого самолета с помощью собственной штанги, как комар хоботком.

На концах крыла сверху, чуть отступя от законцовок, были установлены направленные вперед длинные штыревые антенны УКВ-связи на небольших «пилонах» (обтекателях аппаратуры), однотипные с той, что в порядке стандартной комплектации стояла на вершине киля. Над центропланом имелся квадратный радиопрозрачный обтекатель антенны сверхнизкочастотной связи, известной как «сэддл антенна», поскольку она отдаленно напоминала седло на лошади. Спереди него были два маленьких каплеобразных обтекателя, сзади - еще один; в них находились антенны спутниковой связи.

В обтекателе перед правой основной стойкой шасси был установлен барабан, с которого разматывалась буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Она служила для связи с погруженными подводными лодками. Выпустив антенну, самолет начинал описывать круги; конус, потеряв скорость, сваливался, и антенна повисала почти вертикально - только в этом положении сигнал мог пронзить толщу воды.

В грузовой кабине КС-135В были оборудованы кабинет, узел связи и жилое помещение. В любое время в воздухе находился минимум один такой самолет с представителем высшего командного состава на борту, чтобы обеспечить командование ядерными силами в случае нанесения ядерного удара по США, который мог вывести из строя наземные командные пункты, включая штаб САК на авиабазе Оффут (г. Омаха, штат Небраска).

В состав оборудования входит приемопередатчик Вестингауз AN/ ARC-96, система индикации AN/ ASQ-121 и радиостанции СВ, KB и УКВ диапазонов. Четыре ЕС-135С, в том числе борта 62-3581 и 62-3585, были дооборудованы системой спутниковой связи AN/ARC-208(V) «Милстарз»; их можно было узнать по внушительному каплеобразному обтекателю антенн сверху перед крылом.

17 КС-135В были построены как таковые; в октябре 1964 года все они, кроме трех последних машин (о них чуть позже), были переименованы в ЕС-135С. Кроме того, по стандарту ЕС-135С были дополнительно переоборудованы пять КС-135А поздних серий.

Вторая модификация ВКП, EC-135G, была создана в том же 1965 г.: четыре КС-135А были переделаны в пункты управления запуском межконтинентальных баллистических ракет (МБР) для САК. Подобно ЕС-135С, самолеты сохраняли заправочную штангу, имели топливоприемник и УКВ антенны на крыле (последние стали непременным атрибутом всех «электронных» вариантов КС-135).

В 1968 году пять КС-135А были переделаны в ВКП ЕС-135Н для Командования вооруженных сил США в Европе. Самолет имел кодовое название «Силк Перс» (шелковый кошелек).

Опять же, ЕС-135Н сохраняли заправочную штангу и имели топливоприемник. Кроме того, от пилотской кабины к килю тянулись две проволочные антенны, по бокам фюзеляжа за крылом располагались два радиопрозрачных обтекателя и еще один («седло») - над центропланом. Спереди и сзади него были обтекатели антенн спутниковой связи по типу ЕС-135С; сверху фюзеляжа торчали 10 штыревых антенн, снизу -пять. Перед грузовой дверью были четыре круглых окна, расположенных квадратом.

Первоначально на самолетах стояли двигатели J57, но в начале 80-х их заменили более мощными и экономичными TF33-PW-102. Заодно изменился состав оборудования - добавили буксируемую антенну СНЧ-связи.

Последние три машины первоначальной серии ЕС-135С были переделаны по стандарту EC-135J. Надо сказать, наличие грузовой двери позволяло легко и быстро переоборудовать «электронные» варианты КС-135 из одной модификации в другую; спецоборудование было модульным и размещалось в передней части грузовой кабины, а рабочие места операторов - в задней. Внешне EC-135J отличался от исходного варианта только семью дополнительными штыревыми антеннами сверху фюзеляжа.

Первоначально ЕС-135J выполняли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три ВКП Боинг Е-4А/В на базе Боинга 747-200. В 1993 г. самолет был снят с вооружения.
Для ТАК был разработан свой ВКП - ЕС-135К. Кроме УКВ антенн на концах крыла и двух лепестковых антенн сверху фюзеляжа, эти машины почти ничем не выделялись; заправочная штанга была снята и заменена трубкой для аварийного слива топлива. Любопытно, что таких машин всегда было не больше двух: новую делали только тогда, когда одна из двух имеющихся разбивалась.

Первый ЕС-135К был переделан из прототипа «Стратотанкера» (борта 55-3118). К тому времени самолет уже был дооборудован высоким килем и получил нарядную цветовую схему - глянцево-белый верх, полированный до блеска низ. В 1991 году борг 55-3118 был еще в строю - согласитесь, неплохо для 35-летнего самолета, да еще прототипа, а им всегда порядком достается в ходе испытаний.

Вторым экземпляром стал борт 62-3536, бывший «бассейн невесомости» (см. далее). 14 сентября 1977 г. он потерпел катастрофу на авиабазе Кертлэнд, штат Нью-Мексико. На замену ему в 1979 г. был переоборудован КС-135А 59-1518. В конце 80-х оба ЕС-135К были оборудованы двигателями TF33-PW-102.

Грузовая кабина КП ЕС-135 с рабочими местами операторов

В 1965 г. восемь «танкеров» КС-135А переделали в ВКП/ретрансляторы EC-135L, составлявшие часть системы командования и управления войсками в случае ядерного удара. Самолеты сохраняли заправочную штангу (с «кровососущей» функцией) и были снабжены топливоприемником. ECT35L тоже несли знаки «Опасно, радиация».

Следующим вариантом воздушного командного пункта на базе «135-го» стал ЕС-135Р с кодовым названием «Блю Игл» (синий орел). По этому стандарту были переделаны четыре ЕС-135А (борта 58-0007, 58-0018, 58-0019 и 58-0022), один КС-135А (борт 58-0009 позже разоборудован) и один NKC-135A (борт 55-3129, см. далее).

Самолеты находились в ведении ТАК и были оснащены двигателями-TF33-PW-102. Подобно EC-135L, они имели «кровососущую» заправочную штангу и знаки «Опасно, радиация». «Особыми приметами» являлись буксируемая антенна СНЧ-связи и «седло» над центропланом.
Наконец, на вооружении Центрального командования вооруженных сил США стояли два ВКП EC-135Y-борта 55-3125 и 61-0327 (соответственно бывшая летающая лаборатория NКС-135А и бывший самолетный измерительный пункт EC-135N). К сожалению, об особенностях этого варианта ничего не известно.

Семейство разведчиков

Наиболее представительным среди модификации С/КС-135 стало семейство разведывательных вариантов RC-135. Опять же, в большинстве случаев это были переоборудованные машины.
В середине 60-х - начале 70-х пять заправщиков КС-135А были переделаны в комбинированные заправщики-разведчики KC-135R. «R» в данном случае означало reconnaissance - разведка (не путать с заправщиком KC-135R с двигателями CFM56!). Все пять были разными, причем состав оборудования и внешний вид то и дело менялся.

Первый экземпляр, борт 55-3121,1 первоначально имел специальную капсулу с аппаратурой радиотехнической разведки, буксируемую на тросе длиной 3658 м. Позже сверху фюзеляжа появился целый частокол антенн (15 больших штыревых антенн на равном расстоянии друг от друга), объединенных в группы по три горизонтальными перекладинами, из-за чего самолет прозвали «Поркьюпайн» (дикобраз). Первая тройка антенн «обслуживала» радиотехническую систему дальней навигации (РСДН) AN/ALC-101, остальные - разведаппаратуру. Точно так же выглядел второй экземпляр (борт 59-1465).

Еще позже у обеих машин штатный метеорадар AN/APN-59E заменили радаром под характерным вытянутым обтекателем-«наперстком» на специальном переходнике; этот внушительный обтекатель получил прозвище «хог ноуз» - «свиное рыло». В передней его части находился тот же самый радар, а за ним - система разведки связи Хьюз AN/AMQ-15, испытанная на прототипе Боинга 707 (модели 367-80) в 1959 г. «Частокол» сверху фюзеляжа сняли, оставив только три антенны РСДН, зато перед ними появилась антенна в трапециевидном обтекателе. KC-135R номер 59-1465, кроме того, имел по бокам хвостовой части большие каплеобразные обтекатели с плоскими бортами, в которых находились антенны системы разведки связи.

В дальнейшем в KC-135R были переоборудованы еще три машины (58-0124, 58-0126 и 59-1514); позже этот вариант был переименован в RC-135R. Самолеты использовались в основном в качестве летающих лабораторий и для обучения экипажей КС-135, но время от времени их прикомандировывали к 82-й разведэскадрилье 376-го стратегического авиакрыла (СК) для разведки конкретных целей. Первый экземпляр в 1971 году стал тренировочным RC-135T (см. далее), второй разбился 17 июля 1967 г., а остальные были разоборудованы и снова стали обычными КС-135А.

Дальнейшие разведывательные варианты сразу получали обозначения в серии RC-135. Первый из них, RC-135A (модель 739-700), являлся фоторазведчиком; как видно по обозначению модели, самолет был специально построен как таковой. RC-135A имел двигатели J57; заправочную штангу упразднили, а вместо переднего фюзеляжного бака за носовой стойкой шасси разместили отсек с фотоаппаратурой, закрытый люком с плоским стеклом. На взлете и посадке стекло защищала от повреждений большая сдвижная крышка, выступавшая за обводы фюзеляжа. Место заправочной штанги занимал продолговатый обтекатель, задняя часть которого была радиопрозрачной.

Было построено четыре машины (борта 63-8058 по 63-8061); первая из них вышла из ворот цеха в Рентоне 15 апреля 1964 г. В отличие от С/КС-135, выходивших со сборки некрашеными, RC-135A были темно-серого цвета.

Несмотря на разведывательное назначение, самолеты принадлежали не САК, а военно-транспортной авиации - 1370-му аэрофотосъемочному авиакрылу (авиабаза Тэрнер, штат Джорджия). В 1972 году их передали 55-го стратегическому разведывательному крылу (СРК), где они служили до 1979 г., после чего были переделаны в заправщики KC-135D.

Вторым разведывательным вариантом С-135, изначально построенным как таковой, стал RC-135B (модель 739-445В). 10 построенных машин стали последними в семействе С/КС-135.

Самолеты имели двигатели TF33-Р-5 и стабилизатор увеличенного размаха по типу С-135В. RC-135B должен был быть комбинированным фото- и электронным разведчиком; в Рентоне самолеты изготовили «начерно» и затем отправили на завод фирмы «Мартин» в г. Балтимор, штат Мэриленд, для установки разведывательной аппаратуры. RC-135B тоже были покрашены, на этот раз «серебрянкой» «Коррогард».

В 1964-65 годах RC-135B поступил на вооружение 55-го СРК - ведущего подразделения электронной разведки ВВС США, размещенного на авиабазе Оффутт. Но аппаратура работала плохо, ВВС остались недовольны, и только что полученные машины отправили обратно в Балтимор для пе¬ределки. Работа затянулась на два года, в течение которых 55-му крылу приходилось довольствоваться порядком устаревшими RB-47H. Эту машину экипажи недолюбливали: в начиненном электроникой «брюхе» бомбардировщика было холодно и так тесно, что два или три оператора разведоборудования (именуемые на жаргоне ВВС «воронами») буквально не могли повернуться.

Наконец, в 1967 году поступили переделанные RC-135B, получившие новое обозначение RC-135C и кодовое название «Биг Тим» - «Большая команда». Название было метким  - «команда» на RC-135C подбиралась действительно большая (четыре члена экипажа и 17 операторов разведоборудования). Доработали машину весьма основательно: в состав оборудования входили автоматические разведывательные комплексы AN/ASD-1 и AN/USD-7, созданные фирмой «Эйрборн Инструментс Лаборатори»; на месте кабины оператора заправки был установлен аэрофотоаппарат КА-59 для плановой съемки.

Главной «особой приметой» RC-135C являлись огромные обтекатели антенн аппаратуры радиотехнической разведки (РТР) QRC-259 по бокам носовой части фюзеляжа, которые часто принимали за радиолокаторы бокового обзора (РЛСБО). Обтекатели, занимавшие все пространство от носовой опоры шасси до передней кромки крыла, имели наклонные плоские борта, в которые были врезаны прямоугольные радиопрозрачные панели антенн, набранные из отдельных «ячеек» с круглыми излучателями. Каждый обтекатель имел площадь 18,6 м2.

Левый обтекатель начинался сразу за входным люком и своей верхней частью перекрывал нижний край грузовой двери; спереди в нижней части обтекателей имелись небольшие воздухозаборники для охлаждения аппаратуры. Обтекатели напоминали раздутые щеки хомяка или бурундука, который набил еды в защечные мешки, и самолет немедленно прозвали «Чипманк» (бурундук).

Кроме того, на конце правого полукрыла появилась направленная вперед антенна УКВ-связи - такая же, как у воздушных командных пунктов; эта антенна тоже стала непременным атрибутом разведчиков. Под носом, сразу за обтекателем штатного радара, появился небольшой каплеобразный обтекатель антенны, а над пилотской кабиной - приемник топлива. Самолеты были некрашеными (за исключением мотогондол, частично окрашенных в белый цвет) и несли обозначения САК.

По сравнению с RB-47H самолет был просто мечтой разведчика. У операторов разведоборудования имелись отдельные рабочие столы, в просторной грузовой кабине можно было встать и поразмять ноги. С дозаправкой и сменным экипажем самолет мог находиться в воздухе до 72 часов (продолжительность полета ограничивал только расход масла двигателями). И с принятием на вооружение «Большой команды» ненавистные RB-47H наконец-то отправили в отставку.

Новое разведоборудование, стоявшее на RC-135C, превосходило по своим возможностям все стоявшее на вооружении до тех пор, но было весьма капризным. Поэтому в экипаж входили техники по аппаратуре, которые обслуживали аппаратуру и устраняли неполадки, как говорится, не отходя от кассы. Кроме того, на борту еще оставалось свободное место, куда можно было установить различную экспериментальную аппаратуру; таким образом, RCT35C служил еще и летающей лабораторией для отработки новейшей разведывательной техники!

В 1962-63 г. все три «ложных» С-135А были переделаны в разведчики КС-135А-П, первоначально носившие кодовое название «Оффис Бой» (клерк). Впрочем, 1 января 1965 г. самолет получил новое обозначение - RC-135D - и новое кодовое название «Коттон Кэнди» (сладкая вата).
Выглядели эти самолеты тоже весьма своеобразно. Вместо штатного радара стояло «свиное рыло», а по бокам носовой части были установлены обтекатели антенн РТР в виде разрезанного пополам цилиндра (которые опять-таки сплошь и рядом принимали за РЛСБО). В плавно закругленной металлической передней части каждого обтекателя находилось большое прямоугольное окно для фотоаппарата.

Заправочная штанга была заменена трубкой аварийного слива топлива, над пилотской кабиной имелся топливоприемник. Над передней частью фюзеляжа крепилась большая трапециевидная антенна, еще одна антенна, закрытая узким радиопрозрачным обтекателем, была врезана в переднюю кромку киля у его основания. RC-135D стояли на вооружении 4157-го СК (авиабаза Айелсон, штат Аляска). 1 марта 1967 г. оно бы¬ло расформировано, а взамен там же сформировано 6-е СК; разведчики достались 24-й стратегической разведэскадрилье в его составе.

Со временем RC-135D были модернизированы: бортовые обтекатели сняли, а вместо них под фюзеляжем перед крылом установили радар кругового обзора в широком приплюснутом обтекателе. В этом виде самолет предположительно носил кодовое название «Ривет Брасс» (заклепка латунная). В 1975-79 гг. самолеты были разоборудованы и снова стали заправщиками КС-135А.

Пожалуй, самым необычным разведывательным вариантом «135-го» был RC-135E, известный под прозвищем «Лиза Энн» (с января 1967 г. - «Ривет Эмбер», заклепка янтарная, во даже как). Этот единичный экземпляр (борт 62-4137, зав. № 18477), предназначенный для слежения за испытаниями советских МБР, был сильно переделанным С-135В; доработку проводила фирма «Линг-Темко-Воут».

Для сопровождения боеголовок ракет в носовой части фюзеляжа была установлена мощнейшая РЛСБО фирмы «Хьюз Электронике» с фазированной антенной решеткой. В этой связи весь правый борт от пилотской кабины до крыла был вырезан и заменен огромным радиопрозрачным обтекателем размером 3,65X6,1 м, повторявшим исходный контур фюзеляжа. Грузовая дверь с левого борта сохранялась (распространенное утверждение, будто обтекатель РЛСБО полностью опоясывал фюзеляж - враки).

Спереди и сзади отсека РЛСБО были установлены массивные свинцовые экраны для защиты экипажа от опасного высокочастотного излучения радара. Когда РЛСБО была включена, пройти в хвост самолета, чтобы воспользоваться туалетом, было уже нельзя.

Аппаратура потребляла огромное количество электроэнергии, и штатные генераторы уже не справлялись с нагрузкой. Поэтому под корневой частью левого полукрыла крепился на пилоне обтекаемый контейнер длиной 3,22 м и диаметром 0,94 м, в котором находился турбогенератор мощностью 350 кВА с приводом от вертолетного двигателя Лайкоминг T55-L-5. Справа в таком же контейнере находился теплообменник для охлаждения аппаратуры. Многие из тех, кто видел RC-135E, не разобрались в назначении этих подвесок, принимая их то за отборники проб воздуха, то за реактивные ускорители (чтобы удирать от советских перехватчиков, что ли?), и пошел гулять необычайно живучий миф о «шестимоторном КС-135»!

Мало того, самолет был снабжен уже знакомым читателю длинным носом с системой AN/AMQ-15. Над пилотской кабиной имелся топливоприемник, дальше назад - небольшой обтекатель антенны, в переднюю кромку киля была врезана антенна по типу RC-135D, а под хвостовой частью располагались обтекатель по типу RC-135A и трубка аварийного слива топлива.

Работы начались 30 сентября 1963 г. и затянулись ровно на два с половиной года -RC-135E был поставлен 4157-му СК на авиабазе Айелсон только 30 марта 1966 г. Карьера этой машины была недолгой - обтекатель РЛСБО оказался слабым местом конструкции. 5 июня 1969 г. во время перегоночного полета самолет разрушился в воздухе и упал в Берингов пролив, унеся с собой весь экипаж - 19 человек; ни обломков, ни трупов так и не нашли. По поводу гибели самолета строили разные догадки; была даже версия, что его сбила зенитной ракетой советская подводная лодка, а затем подобрала обломки и ушла. Но в конечном итоге пришли к выводу, что причиной катастрофы явилось усталостное разрушение фюзеляжа, ослабленного вырезом под РЛСБО.

Следующим разведывательным вариантом был RC-135M «Бернинг Кэнди» (горящая конфета)2; американцы вообще любят давать различным боевым операциям и экспериментальным программам такие названия, что хоть стой, хоть падай. Шесть таких самолетов были переоборудованы в 1967-68 гг. из военно-транспортных С-135В.

RC-135M опять-таки имел вытянутый нос с системой AN/AMQ-15, ставший своеобразной визитной карточкой разведывательных вариантов. По бокам хвостовой части фюзеляжа перед самыми стабилизаторами имелись каплеобразные обтекатели антенн с плоскими боками, в переднюю кромку киля была врезана антенна по типу RC-135D, а под хвостовой частью фюзеляжа на месте заправочной штанги стоял большой радиопрозрачный обтекатель с двумя «горбами». Под центропланом на уровне передней кромки были две квадратные радиопрозрачные панели, а сверху и снизу фюзеляжа - четыре штыревые антенны. Как и другие разведварианты, самолет был снабжен топливоприемником. RC-135M стоял на вооружении 4252-го СРК.

Все предыдущие варианты служили в основном для радиотехнической разведки, но на вооружении 6-го СК стояли также самолеты телеметрической разведки и фоторазведки RC-135S. Назначением их было слежение за испытаниями советских МБР. Они сменили стоявшие на вооружении с 1958 г. три самолета ЕВ-47Е(ТТ), которым был присущ серьезный недостаток - они не могли фотографировать цели и измерять их траектории.

Существовало четыре Экземпляра RC-135S. Как и в случае с KC-135R, все четыре были разными и постоянно переделывались, чтобы поспеть за развитием советской ракетной техники. Единственной постоянной приметой был «шнобель» с метеорадаром и системой разведки связи AN/AMQ-15.

Первый экземпляр, борт 59-1491, был переделан из летающей лаборатории JKC-135A. Сначала самолет был известен под прозвищем «Нэнси Рэй», потом «Уонда Белл» (Wanda Belle - красотка Ванда) и, наконец, получил кодовое название «Ривет Болл» (шар с заклепками). Этот самолет первоначально участвовал в программе «Джиг Тайм» (время танцевать джигу) вместе с разведчиками RC-135D; отсюда встречающееся в печати ошибочное утверждение, что этот самолет был переделанным RC-135D.

С правого борта перед крылом находились три расположенные друг над другом большие горизонтальные антенны-диполя на широких трапециевидных пилонах, которые служили для перехвата данных телеметрии, посылаемых ракетой. Еще одна такая антенна крепилась на грузовой двери. Также справа, немного отступя от носовой стойки шасси, располагались в ряд 10 больших круглых окон, тянувшихся до середины центроплана. Эти окна, придававшие самолету сходство с авиалайнером, были главной «особой приметой» RC-135S и служили для траекторных измерений, фото- и киносъемки боеголовок ракет, входящих в атмосферу.

Над центропланом имелся блистер, где сидел наводчик и вручную наводил фото- и киноаппаратуру на боеголовки с помощью оптического прицела. Как только цель захватывалась, слежение брала на себя автоматика. Во избежание бликов, могущих «ослепить» аппаратуру, верх правого полукрыла и внутренние части мотогондол правых двигателей окрашивались в черный цвет, а вокруг блистера наводчика был нарисован большой черный круг.

Кроме того, под фюзеляжем сразу за носовой стойкой шасси располагался каплеобразный радиопрозрачный обтекатель, сбоку - квадратное окно и три радиопрозрачные панели неправильной формы, а справа у корневой части киля - каплеобразный обтекатель поменьше. На киле за вмонтированной в переднюю кромку антенной имелись две квадратные радиопрозрачные панели.

Самолет был поставлен 4157-му СК 1 марта 1963 г. 13 января 1969 г. он потерпел аварию на авиабазе Шимиа, расположенной на одноименном острове - одном из Алеутских островов вблизи советской границы. Пилоты не смогли остановить машину на обледенелой полосе (двигатели J57 не имели реверса тяги), и RC-135S, «спикировав» по крутой насыпи, разрушился. Никто не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал - фюзеляж разломился пополам.

Два следующих RC-135S были спешно переделаны фирмой «И-Системз» из летающих лабораторий NC-135B, когда разбился RC-135E и следить за испытаниями советских ракет стало нечем. Эти машины сильно отличались от первого экземпляра, а потому имели иное кодовое название - «Кобра Болл» (клубок кобр). Учтя печальный опыт с бортом 59-1491, за основу взяли машины, оснащенные двигателями с реверсом тяги. В отличие от некрашеного первого экземпляра, эти самолеты имели серо-белую окраску.

Первый «гадюшник», «Кобра Болл I» (борт 61-2663), был поставлен 24 октября 1969 г. В исходном варианте имел справа два диполя (средний и нижний, если сравнивать с первым RC-135S) и три больших круглых окна, причем переднее было закрыто сдвижной крышкой. За ними размещались спектрометр и две системы фотоаппаратов и оптических датчиков. В хвостовой части фюзеляжа находилась фотолаборатория, позволявшая проявлять пленку прямо в полете.

Под фюзеляжем спереди были три штыревые антенны, сзади - лепестковая антенна, а по бокам хвостовой части - каплеобразные обтекатели с плоскими бортами по типу RC-135M. Киль не окрашивался, и потому за антенной, врезанной в переднюю кромку, хорошо просматривались три квадратные радиопрозрачные панели.

Позже оба диполя сняли, а на месте нижнего (под первым и вторым окнами) появился «зализанный» спереди и сзади коробчатый обтекатель. Еще позже его тоже сняли, а вместо него справа за носовой стойкой шасси установили большой квадратный радиопрозрачный «короб» с антеннами. От него тянулись назад до передней кромки крыла три большие шлейфовые антенны; нижняя антенна был чуть короче остальных. Антенны служили для перехвата сигналов телеметрии.

Крышку на первом окне сняли, позади второго окна прорезали еще одно (1+2+1); над двумя средними окнами и под корневой частью правого полукрыла крепились еще две короткие шлейфовые антенны. В первом окне размещалась система слежения среднего инфракрасного диапазона MIRA, разработанная фирмой «Текстрон», в двух средних - оптическая система слежения и видеозаписи изображения в реальном времени, а в последнем - телескоп с фокусным расстоянием 300 мм, позволявший отслеживать и фотографировать малоразмерные цели.

Сверху перед двумя средними окнами появился один диполь. Дальше назад размещались три небольших каплеобразных выступа (два над центропланом, один за крылом) и две антенны спутниковой связи в виде этаких грибков. На правом полукрыле была смонтирована направленная вперед УКВ-антенна. В таком виде самолет летал как минимум до начала 1993 г.; по некоторым источникам, программа, в которой он применяся, называлась «Бернинг Стар» (горящая звезда).

Третий RC-135S, он же «Кобра Болл II» (борт 61-2664), первоначально тоже имел два диполя, но расположенных по-другому (верхний и нижний); вместо среднего диполя стоял короткий обтекатель, сильно сплюснутый с боков. Окон было три, как на предыдущей машине, но крышка на первом окне отсутствовала.

Между вторым и третьим окнами располагались друг под другом четыре коротких шлейфовых антенны, расположенных друг под другом, по бокам хвостовой части - обтекатели по типу RC-135M, а над ними - каплеобразные выступы, как у первой машины. Позже на месте нижнего диполя (под первым и вторым окнами) появился «зализанный» спереди и сзади коробчатый обтекатель по типу экземпляра 61-2663, а сверху фюзеляжа - два маленьких каплеобразных выступа.

15 марта 1981 г. борт 61-2664 потерпел катастрофу на авиабазе Шимиа при посадке в сложных метеоусловиях. Погиб весь экипаж. Программа слежения за испытаниями МБР оказалась под угрозой - а ну как единственный оставшийся RC-135S сломается?

На замену разбившейся машине был срочно переделан С-135В 61-2662. Внешний вид и состав оборудования этого экземпляра, именуемого «Кобра Болл III», соответствуют позднейшему варианту «гадюш-ника-1». Судите сами, какое значение придавали программе «Бернинг Стар», если документы на переделку нового RC-135S подготовили всего за две недели и дали на подпись президенту Рональду Рейгану - невзирая на то, что последний в то время лежал в больнице после неудавшегося покушения.

«Бурундуки» RC-135C тоже совершенствовались с учетом опыта их боевого применения, в результате чего появился вариант RC-135U «Комбат Сент» (т. е. комбат сентри - «боевой часовой»?). Первым был доработан прототип (борт 63-9792), получивший новое оборудование и, как следствие, новые «наросты». Маленький каплеобразный обтекатель под носом был заменен увеличенным угловатым обтекателем антенн обзора передней полусферы. Под фюзеляжем на уровне переднего края грузовой двери появился чашеобразный обтекатель с радаром кругового обзора AN/ALR-46 и пеленгатором сигналов QRC-501, а на законцовке фюзеляжа - коробчатый обтекатель антенн обзора задней полусферы.

Позже чуть ниже вершины киля установили радар обзора задней полусферы Эмерсон MD-7 в сигарообразном обтекателе, немного выступающем за заднюю кромку киля (в 1991 г. он был снят). В утолщенные законцовки крыла с плоской боковой поверхностью тоже были вмонтированы антенны.

Затем самолет снова доработали: обтекатель антенн под носом был заметно увеличен и скруглен, отчего форма носа стала напоминать нос Ан-22 поздних серий. Над боковыми обтекателями антенн РТР появились по две антенны-диполя на широких трапециевидных стойках, которые экипажи прозвали «заячьими ушами». Эти антенны располагались друг за другом, причем оба конца задних антенн были соединены с фюзеляжем; левая задняя антенна была смонтирована на грузовой двери. (В начале 90-х диполи были сняты.)

Сверху фюзеляжа над передней кромкой крыла и за крылом появились два каплеобразных выступа, а нижняя поверхность обтекателя под хвостовой частью фюзеляжа стала ступенчатой (фотоаппарат при этом был снят) В 1971 году по этому стандарту были доработаны еще две машины - борта 64-14847 и 64-14849. Оборудование, стоящее на RC-135U, было полностью новым и до сих пор остается секретным, но, по уверениям западной печати, его возможности «на грани фантастики».

Начиная с 1973 г., семь оставшихся RC-135C (борта 64-14841 по 64-14846 и 64-14848) были переоборудованы в вариант RC-135V с кодовым названием «Ривет Джойнт» (заклепочное соединение). Эти машины выглядели и вовсе диковинно: сохраняя «раздутые щеки» системы РТР, они получили удлиненный нос с аппаратурой разведки связи AN/AMQ-15. Под фюзеляжем «рос» целый лес разнокалиберных антенн: на переходнике обтекателя радара торчали вниз три штыревые антенны, под центропланом - четыре больших лепестковых антенны с овальными пластинами на концах (1+1+2 бок о бок). За крылом крепилась Г-образная антенна, три больших штыревых, пять малых штыревых и еще одна Г-образная.

Радиопрозрачный обтекатель на месте заправочной штанги был идентичен RC-135M, а два выступа сверху фюзеляжа позаимствовали у RC-135U. Антенны системы РТР были новыми - их радиопрозрачные части имели иной рисунок с одной, а позже четырьмя узкими выступающими панелями. В 1977 г. прототип RC-135U (борт 63-9792) тоже переделали по стандарту RC-135V.

В начале 80-х все шесть RC-135M переоборудовали в RC-135W, носившие то же название «Ривет Джойнт». Этот вариант внешне практически не отличался от предыдущего - правда, здесь картина была обратная: самолет дооборуд Смотрите также

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (08.12.2008) | Автор: Дмитрий Комиссаров
Просмотров: 3413 | Теги: KC-135, C-135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar