search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американская десантная парашютная система Т-11 (2007)

Американская десантная парашютная система Т-11

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Осенью 2006 года в ходе проведения операции по уничтожению отрядов талибов частями и подразделениями Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) в течение 12 дней самолетами сил специальных операций ВВС США МС-130Н были десантированы на парашютах несколько групп боевого управления и разведывательных групп из состава ССО США и европейских стран НАТО общей численностью около 150 человек. Их целью являлось осуществление боевого управления экипажами самолетов и вертолетов ISAF при нанесении ударов по наземным целям, ведении разведки и организации засад на путях вероятного выдвижения противника. Позднее им трижды сбрасывались снабженческие грузы на парашютно-грузовых системах для пополнения боеприпасами, продовольствием и доставки некоторых видов вооружения и снаряжения.
В ночь на 6 марта 2007 года в районе населенного пункта Бирао (Центрально-Африканская Республика) был высажен парашютный десант из состава частей СпН ВС Франции общей численностью 58 человек для оказания срочной поддержки французскому гарнизону, насчитывающему 58 человек и подвергшемуся нападению превосходящих сил незаконных вооруженных формирований. Десантирование осуществлялось на управляемых планирующих парашютных системах с высоты 4 000 м на удалении несколько километров от площадки приземления.
Эти примеры наглядно подтверждают, что десантирование на парашютах с последующей доставкой необходимых грузов по воздуху с помощью ПГС остается одним из основных способов скрытного вывода подразделений СпН в район выполнения боевой задачи.

Парашютная система Т-11
Приземление на запасном парашюте T-11R парашютной системы Т-11

В ходе десантирования в Афганистане несколько военнослужащих получили травмы при приземлении на незнакомые и необорудованные площадки приземления. Это явилось результатом, как полагают американские специалисты, превышения полетной массы и, как следствие, увеличения вертикальной скорости приземления. Подобные случаи в ходе боевого десантирования отмечались в ВС США и ранее. Например, при проведения операции «Справедливое возмездие» в Панаме (1989) 4 проц. военнослужащих 2-го батальона 75-го полка СпН «Рейнджерс» получили травмы при приземлении в ходе высадки парашютного десанта и выбыли из строя. Все они имели полетную массу 159-197,5 кг при допустимой полетной массе десантной парашютной системы типа Т-10 136 кг. Почти все травмы в приведенных выше случаях классифицировались как переломы или разрывы суставной сумки ног в области голеностопного сустава. Но и в том случае, если полетная масса парашютиста не превышает допустимую, вертикальная скорость снижения при приземлении на ПС типа Т-10 различных модификаций, которые широко применяются для десантирования подразделений СпН НАТО, считается довольно высокой - 6,4-7,9 м/с. Несмотря на предпринимаемые в ВС США меры (например, разработка и принятие на снабжение устройства фиксации голеностопного сустава, которое парашютисты надевают поверх обуви, привело к снижению подобного рода травм на 80 проц.), общий уровень травматизма остается, по мнению американских специалистов, высоким.
Это привело к необходимости разработки новых десантных ПС, которая ведется в странах НАТО.
В вооруженных силах США завершаются испытания десантной ПС типа Т-11 по программе ATPS (Advanced Tactical Parachute System), работы над которой ведутся с середины 1990-х годов. Она предназначена для замены находящейся на снабжении с 1950-х годов ПС типа Т-10, которая несколько раз модернизировались, однако, по мнению американских специалистов, исчерпала ресурс для проведения таких работ в дальнейшем. Окончательные требования к разработке всех составных частей новой ПС, содержащие 58 пунктов, были утверждены в феврале 1997 года.
7-8 июня 2004 года на полигоне Юма (США) были проведены испытания пяти типов ПС, допущенных к участию в конкурсе и представленных как американскими, так и иностранными фирмами. В ходе их использовались биодинамические манекены, оснащенные датчиками, позволяющими установить перегрузки, действующие на них по различным осям координат в момент раскрытия купола парашюта, угол колебания парашюта по тангажу, вертикальную скорость снижения, потерю высоты в процессе раскрытия купола парашюта и возможность уклонения от препятствий на этапе снижения и приземления. В наземных условиях проверялись соответствие массо-габаритных характеристик ПС техническому заданию и время, необходимое для укладки ПС, а также возможность крепления оружия и снаряжения к подвесной системе. Всего было проведено 87 сбросов манекенов. По результатам испытаний 3 августа 2004 года были отобраны две ПС для проведения дальнейших их проверок: типа MTR-1C фирмы «Пара-Флайт» (Para-Flight, США), разработки которой начались в 1993 году, и типа 8mLLP фирмы «Ирвинг аэроспейс»
(Irving Aerospace, Великобритания), которым присвоили условные обозначения XT-11 и XT-12 соответственно.
Позже были проведены дополнительные испытания этих ПС на биодинамических манекенах для изучения возможности десантирования одновременно в два потока (из боковых дверей) с самолетов типа С-17, а затем, в мае 2005 года, по результатам второго этапа с участием парашютистов-испытателей для дальнейших проверок и доработки была выбрана ПС XT-11 фирмы «Пара-Флайт». Основные ее преимущества перед конкурентом: меньшая вертикальная скорость снижения, отсутствие колебаний по тангажу на этапе снижения и приземления, меньшие габаритные размеры в уложенном виде, большая полетная масса, а также менее сложный процесс укладки. На снабжение войск она будет поступать под обозначением Т-11.
Парашютная система Т-11 предназначена для десантирования и безопасного приземления военнослужащих полетной
массой до 182 кг из самолетов и вертолетов на скорости до 278 км/ч по прибору с высоты 150-7 600 м. Она состоит из трех основных частей: основной парашютной системы Т-11, запасного парашюта T-11R и унифицированной подвесной системы.
Купол основной ПС имеет крестообразную форму в раскрое с тормозной площадью 115 м2. Он изготовлен из низкопористого нейлона. На снабжение будет поставляться ПС с куполом зеленого цвета. Каждая из четырех лопастей основного купола сшита из семи полотнищ с двойным каркасированием, вдоль которых для упрочнения располагаются ленты продольного каркаса, которые переходят в стропы.
К куполу крепятся 28 подвесных строп с тефлоновым покрытием длиной 6,4 м. Они сводятся в четыре группы по семь строп, каждая из которых крепится к D-образной пряжке свободного конца. Свободные концы крепятся через кольцевое замковое устройство (КЗУ) к унифицированной подвесной системе. КЗУ предназначено для отсоединения основного купола перед вводом в действие запасного парашюта или для гашения купола и предотвращения протаскивания парашютиста по земле после приземления. Кроме того, имеются две управляющие стропы, позволяющие осуществлять разворот на куполе на 360°.
Нижние края лопастей основного купола сшиты между собой с оставлением щелей длиной 2,6 м в верхней части, которые предназначены для уменьшения динамических нагрузок при наполнении купола парашюта, а также для осуществления разворота при втягивании управляющих строп. Парашютная система обеспечивает приземление парашютиста с максимальной полетной массой со скоростью 4,9 м/с. Масса уложенного основного парашюта с подвесной системой составляет 17,25 кг. Ранец парашюта и камера основного купола изготовлены из материала кордура, имеющего повышенную абразивную прочность и влагостойкость.
Основной парашют вводится в действие принудительно от бортового троса принудительного раскрытия парашюта (ПРП) воздушного судна. Длина вытяжного фала зависит от типа воздушного судна, с которого совершается прыжок: 6,1 м при прыжках с самолетов С-17 и С-47 и 4,6 м при прыжках с самолетов С-130 и С-141. После отделения парашютиста от воздушного судна вытяжной фал выдергивает шпильку, зачековывающую ранец ПС, раскрывается, и вводится в действие вытяжной парашют. Он имеет конусообразную форму и крепится к центру основного
купола. Кромка парашюта армирована упругим материалом для быстрейшего его раскрытия и наполнения.
Вытяжной парашют извлекает из ранца камеру основного парашюта с уложенными стропами. После вытягивания строп и извлечения из камеры основного купола происходит его наполнение. Для уменьшения аэродинамических нагрузок, действующих на купол при наполнении, осуществляется искусственное замедление процесса раскрытия с помощью устройства рифления («слайдера»), которое по мере наполнения купола опускается по стропам к свободным концам подвесной системы. После наполнения основного парашюта вытяжной остается сверху на куполе основного. Потеря высоты парашютистом с момента отделения от воздушного судна до полного наполнения основного купола и начала устойчивого снижения не превышает 84 м.
По мнению американских специалистов, уменьшение скорости приземления на ПС типа Т-11 по сравнению с ПС типа Т-10 снижает вероятность получения травм при приземлении. Кроме того, купол крестообразной формы позволяет использовать безотходную технологию раскроя ткани, он проще в изготовлении и дешевле осе-симметричного парашюта аналогичного класса, а также имеет хорошие стабилизирующие и тормозные характеристики. По расчетам американских экспертов, нормальное функционирование основной парашютной системы обеспечивается с вероятностью не ниже 0,95 (у ПС типа Т-10-0,75-0,80).
Срок службы ПС 16,5 лет, в том числе 4,5 года - нахождение на складском хранении. Время укладки основного парашюта одним укладчиком не превышает 17 мин. В течение рабочего дня он должен уложить не менее 25 ПС типа Т-11. Интервал переукладки ПС 120 сут.
Запасный парашют (ЗП) T-11R разработан британской фирмой «Ирвинг» на базе спасательной парашютной системы летчиков, которая успешно применяется в составе катапультных кресел канадской фирмы «Мартин-Бейкер» (Martin-Baker). При его разработке исходили из требований обеспечения максимально быстрого наполнения купола после ввода в действие, минимального схлопывания купола после наполнения и минимальной потери высоты при его наполнении. ЗП предназначен для обеспечения безопасного приземления парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта. Запасный парашют также может применяться и при полностью наполненном куполе основной ПС. Купол ЗП имеет конусообразную форму в плане площадью 42 м2. По мнению его разработчиков, такая форма купола уменьшает вероятность различных неисправностей в работе, например перехлестывания купола подвесными стропами. Масса запасного парашюта 6,67 кг.
К полюсной части купола присоединяется вытяжной парашют круглой формы с тормозной площадью 2,6 м2 и 12 стропами. В верхней, конусной части купола ЗП, нашиты специальные карманы для ускорения наполнения купола после ввода в действие, а внутри вставлено пружинное устройство для ускорения ввода в поток конусной части с карманами и вытяжного парашюта. К нижней кромке купола запасного парашюта крепятся 20 подвесных строп длиной 6,18 м, которые сводятся в четыре группы по пять строп и крепятся к четырем свободным концам. Свободные концы попарно сводятся вместе, сшиваются в нижней части и крепятся к карабину с пряжкой. Карабины крепятся к D-образным пряжкам подвесной системы, которые, в отличие от ПС типа Т-10, расположены не на уровне пояса парашютиста, а в области плеч. Это сделано для равномерного распределения нагрузки и снижения возможности получения парашютистом травм в области поясничного отдела при вводе в действие ЗП в случае полного отказа основного. Вертикальная скорость снижения на запасном парашюте 8,22 м/с.
ЗП вводится в действие с помощью звена ручного раскрытия, выполненного в виде мягкой полупетли. В случае частичного отказа основной ПС перед вводом запасной парашютист должен произвести отсоединение купола основной ПС. Для этого ему нужно сдернуть с помощью двух цветных лент (красного или желтого цвета) блокировки КЗУ и одновременно нажать на обе кнопки замка. Свободные концы отсоединятся от подвесной системы, и парашютист любой рукой выдергивает звено ручного раскрытия запасного парашюта. Под воздействием пружинного устройства конусная часть парашюта вбрасывается
в поток, одновременно выталкивая перед собой вытяжной парашют. Тот наполняется и извлекает из ранца уложенный «змейкой» основной купол запасной ПС, а затем стропы. Происходит наполнение купола запасного парашюта. Время его наполнения при массе парашютиста 173 кг и скорости полета при вводе в действие ЗП 278 км/ч составляет 0,7 с.
Унифицированная подвесная система предназначена для крепления основного и запасного парашютов, равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста в момент раскрытия парашюта, удобного размещения парашютиста на этапе снижения и приземления, а также для крепления оружия и снаряжения. Вместо основного купола системы типа Т-11 к ней может крепиться основной купол ПС типа МС-6, которая также применяется с запасным парашютом Т-11R. Подвесная система может регулироваться по размерам парашютиста и, по заявлениям американских специалистов, соответствует стандартам для 95 проц. военнослужащих-мужчин и 5 проц. военнослужащих-женщин.
К летным испытаниям ПС Т-11 в ВВС приступили в октябре 2005 года. Всего было выполнено 252 успешных прыжка без отказов в работе парашютных систем вместо требуемых 229. Войсковые испытания ПС начались в январе 2007 года в Форт-Брэгг на базе 18 ВДК. Согласно плану испытаний должно быть совершено не менее 3 289 прыжков без отказов в работе парашютной системы.
Принять на снабжение ПС типа Т-11 планируется в конце октября 2007 года. Первыми в 2008-2009 годах новые системы получат 75-й полк СпН «Рейнджере», учебный центр по подготовке укладчиков парашютов и учебный центр парашютно-десантной подготовки (ПДП), в котором проходят начальный курс ПДП все военнослужащие ВС США. Остальные части и подразделения, включая 18 ВДК, будут переоснащены в 2009-2011 годах. Всего до 2014 года планируется закупить свыше 52 тыс. ПС типа Т-11 и полностью снять со снабжения образцы ПС типа Т-10.
Таким образам, по заявлениям представителей Международной ассоциации производителей ПС и СД, на разработку десантной ПС потребовалось 10 лет. За это время были созданы 94 прототипа и модификации новой ПС при почти полном отсутствии финансирования со стороны заказывающих управлений МО США, что, по их мнению, неизбежно повлечет удорожание ПС в связи с необходимостью компенсации расходов, связанных с ее разработкой. Кроме того, как полагают зарубежные специалисты, принятие на снабжение в ВС США новой десантной парашютной системы повлечет за собой постепенное снятие со снабжения ПС типа Т-10 в ВС других стран НА ТО и ее замену на Т-11.

Зарубежное военное обозрение №10 2007 с. 56-59

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (31.10.2007) | Автор: Капитан 2 ранга С. Прокофьев
Просмотров: 8248 | Теги: С. Прокофьев, T-11, парашют | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar