search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новый буксировщик водолазов-разведчиков для Морской пехоты США 2007

Новый буксировщик водолазов-разведчиков для Морской пехоты США

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

В феврале 2005 года американская фирма «СТИДД системе» (STIDD Systems Inc.), расположенная в г. Гринпорт (штат Нью-Йорк), заключила контракт стоимостью 6,8 млн долларов с командованием морской пехоты США на производство и поставку 76 двухместных буксировщиков водолазов DPD (Diver Propulsion Device). Контрактом предусматривались также поставка комплекта ЗИП, сервисное обслуживание и проведение тренировок инструкторов водолазной подготовки МП. Поставки буксировщиков завершились по плану, в июле 2006 года. Все аппараты DPD поступили в распоряжение разведывательных подразделений, входящих в состав командования специальных операций МП. Предполагается, что фирма «СТИДД» может получить дополнительный заказ на поставку еще свыше 200 буксировщиков в период до 2008 года. В результате общее количество закупленных буксировщиков возрастет до 300, а предполагаемая общая сумма двух контрактов может составить 25 млн долларов. Стоимость одного образца, в зависимости от комплектации, составляет 5-6 тыс. долларов США.

Общий вид буксировщика в рабочем и транспортном положении
Тренировка водолазов на буксировщике
Общий вид буксировщика с маркерным буем
Буксировщик может сбрасываться с воздушного судна совместно с парашютистом на управляемой планирующей парашютной системе в специальном пластиковом цилиндрическом контейнере типа TORDS

Грузовой отсек, приборы управления (верхний рисунок), горизонтальный руль и движителъно-рулевая поворотная колонка (нижний)

Кроме того, в 2006 году та же фирма заключила контракт на поставку партии буксировщиков DPD для специальных подразделений ВС Норвегии.
Начало разработки нового средства доставки водолазов-разведчиков относится к марту 1997 года, когда рабочая группа объединенного командования специальных операций (ОКСО) ВС США приступила к проведению научно-исследовательских работ в данном направлении. Целью НИР стало обоснование необходимости создания для сил специальных операций такого аппарата, которого не было на вооружении разведывательно-диверсионных подразделений в течение всего периода существования КСО ВМС (20 лет), и выработки тактико-технических требований к нему. В это время шла активная работа по созданию новой сверхмалой подводной лодки (СмПЛ) типа ASDS, на которой предусматривалась транспортировка дополнительных средств доставки водолазов-разведчиков в подводном положении в те прибрежные районы, где она не могла подойти близко к берегу из-за малых глубин.
В апреле 1999 года ОКСО опубликовало техническое задание (ТЗ) на разработку буксировщика. Основными требованиями к нему являлись: скорость хода 2-3 уз, возможность транспортировки одного-двух водолазов-разведчиков в полном снаряжении и с грузом массой 38 кг на дальность 5-7 миль в условиях отсутствия течения. В ТЗ отдельным пунктом оговаривалось требование обеспечения возможности транспортировки подводного аппарата внутри корпуса СМПЛ сухого типа и выхода водолазов-разведчиков с ним в подводном положении через люк шлюзовой камеры диаметром 63,5 см.
По результатам оценочных испытаний буксировщик фирмы «СТИДД» не только соответствовал требованиям ТЗ, но даже превзошел их по отдельным показателям. В сентябре 2000 года ОКСО ВС США заключило контракт с фирмой сроком на девять лет, в стоимость которого включалась поставка 28 таких аппаратов и комплектов ЗИП, обучение водолазов-разведчиков и послепродажное обслуживание. Буксировщик получил в ССО ВМС США обозначение STD (Swimmer Transport Device), и его планировалось использовать в качестве средства высадки водолазов-разведчиков с СмПЛ типа ASDS, строительство которых
было прекращено из-за технических и финансовых проблем в ноябре 2005 года (Всего была построена и передана в состав ССО ВМС США только одна СМПЛ типа ASDS вместо шести планировавшихся. — Прим. автора).
В начале 2001 года интерес к новому подводному средству доставки водолазов-разведчиков проявило командование МП США, которому оно требовалось для обеспечения скрытного ведения разведки участков высадки морского десанта (противодесантных заграждений, гидрографических условий и т. п.). После проведения интенсивных испытаний буксировщика в течение 1,5 лет производителю было предложено внести ряд изменений в его конструкцию. В частности, рекомендовалось увеличить дальность и скорость подводного плавания, смонтировать ручки для удобства переноски и удержания водолазов при движении под водой, увеличить диаметр носового иллюминатора, демонтировать носовые рули, установить кормовой горизонтальный руль и обеспечить возможность дифферентовки буксировщика в зависимости от массы полезной нагрузки. В октябре 2004 года, после выполнения всех доработок, испытания продолжились и завершились подписанием контракта на поставку первой партии аппаратов.
Корпус буксировщика (раздвижного типа), выполненный из алюминиевого сплава, состоит из двух отсеков: носового с приборами управления, контроля и камерой для размещения груза и кормового (выдвижного), предназначенного для размещения аккумуляторной ямы, горизонтального руля и движительно-рулевой поворотной колонки (ДРПК). При хранении и транспортировке аппарат находится в сложенном положении. По краям на верхней части отсеков наварены ручки для удобства переноски, которую выполняют два человека, а также для удержания водолазов при движении под водой. В передней части носового отсека находится иллюминатор из армированного стекла для ведения наблюдения водителем буксировщика в горизонтальном и вертикальном секторах по ходу движения. Над иллюминатором снаружи отсека установлен кронштейн для сцепления в пару с другим буксировщиком карабином соединительного звена или для зацепления карабина спускоподъемного устройства при подъеме DPD из воды на борт надводного плавсредства.
Для удобства размещения водолазов, предотвращения их сваливания и разброса ног при движении под водой внутри корпуса и на крышке отсека аккумуляторной батареи закреплены два линя с Т-образными металлическими держателями. Длина линя регулируется пряжкой. При размещении водолазов на буксировщике держатель надевается так, чтобы верхняя его перекладина находилась на задней поверхности бедра водолаза.
Движение аппарата обеспечивается с помощью бесщеточного электродвигателя постоянного тока с двухлопастным винтом регулируемого шага, расположенного в ДРПК, с тягой 34 кгс. Питание электродвигателя осуществляется от специально разработанной литиево-ионной аккумуляторной батареи MUSCLES (Massive Unit Small Cell Lithium Energy System) напряжением 26 В и емкостью 90 А/ч, которая была установлена вместо серебряно-цинковой в ходе доработки с целью увеличения скорости и дальности плавания. Батарея выдерживает до 250 циклов зарядки с уровнем емкости не менее 80 А/ч (при подготовке к выполнению боевой задачи) или 875 циклов с уровнем емкости не менее 40 А/ч (при тренировках). Срок хранения аккумуляторов в заряженном состоянии свыше пяти лет. Их зарядка осуществляется от автоматического зарядного устройства массой 20 кг. Время полной зарядки 8 ч. Для увеличения дальности плавания в переднем отсеке вместо груза может устанавливаться дополнительная (запасная) батарея.

Основные тактико-технические характеристики буксировщика DPD
Характеристика Значение
Длина, м:
в рабочем положении
в транспортном положении

2,24
1,4
Диаметр, м 0,61
Масса в боевом положении, кг 72
Объем грузового отсека (м3)
и масса транспортируемого груза (кг)
0,85
46
Рабочая глубина погружения, м 41
Максимальная скорость, уз:
с одним водолазом с двумя водолазами
3,2
2,7
Дальность плавания под водой с одной батареей, км:
с одним водолазом с двумя водолазами

9,9
7,3

В передней части носового отсека буксировщика находятся следующие приборы, а также устройства управления и контроля: колонка управления кормовым горизонтальным рулем и ДРПК, магнитный компас, глубиномер и светодиодный индикатор емкости аккумуляторной батареи.
При плавании в темное время суток между магнитным компасом и глубиномером устанавливается химический источник света. По требованию заказчика буксировщик может оснащаться дополнительным оборудованием, например гидроакустической станцией разведки противодесантных заграждений и картографирования.
Несмотря на то что носовые рули управления демонтированы, техническая возможность для их установки и использования при плавании под водой сохранена. Как правило, они устанавливаются на начальном этапе обучения водолазов-разведчиков, а затем, после приобретения ими устойчивых навыков в управлении буксировщиком, демонтируются.
Буксировщик DPD может сбрасываться с воздушного судна на стандартной парашютно-грузовой системе А-21 как обычный груз или совместно с парашютистом на управляемой планирующей парашютной системе в специальном пластиковом цилиндрическом контейнере типа TORDS (Tandem Offset Resupply Delivery System), куда также укладывается и водолазное снаряжение разведчика.

Зарубежное военное обозрение №9 2007 С.71-75

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (19.09.2007) | Автор: Капитан 2 ранга С. Прокофьев
Просмотров: 7298 | Теги: МТО МП, буксировщик, С. Прокофьев, TORDS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar