Вооружённые силы США: организация, строительство, и применениеПолковник В. Сатаров, Вооруженные силы США оснащены всеми современными средствами ведения военных действий и имеют высокий уровень боевой готовности. В их боевом составе находится более 2 млн человек, 250 тыс. единиц автомобильной и бронетанковой техники, 200 космических и 13 тыс. летательных аппаратов, 500 океанских кораблей и судов*. Ядерный арсенал с учетом нестратегического ЯO включает более 10 тыс. боеприпасов. Соединенные Штаты, как наиболее мощное в экономическом и военном отношении государство мира, продолжают наращивать свой военный потенциал, рассматривая вооруженные силы как наиболее действенный инструмент достижения внешнеполитических целей и обеспечения национальной безопасности. По американской конституции главнокомандующим ВС США является президент. Он имеет право вводить в стране чрезвычайное положение, объявлять частичную мобилизацию, отдавать приказ вооруженным силам на ведение боевых действий. Руководство ими президент осуществляет через министерство обороны с помощью совета национальной безопасности. Согласно американскому законодательству глава государства обязан ежегодно представлять конгрессу доклад о стратегии национальной безопасности США. Документ под таким названием, подписанный президентом, периодически публикуется в открытой печати. В нем раскрываются основные геополитические аспекты американской военной доктрины. Ежегодно в апреле - августе президент утверждает «Указания по разработке бюджета» на очередной финансовый год (начинается с 1 октября) и направляет этот документ министру обороны и в виды вооруженных сил, а не позднее первого понедельника февраля он представляет Совет национальной безопасности (СНБ) разрабатывает и представляет президенту рекомендации по вопросам внешней и оборонной политики, а также координирует и направляет деятельность всех государственных учреждений в области военных мероприятий. Постоянными членами СНБ являются президент (председатель), вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Аппарат совета национальной безопасности возглавляет помощник президента по национальной безопасности. Министерство обороны - это орган исполнительной власти, на который возложена ответственность за решение следующих основных задач: МО включает министерства армии, ВМС и ВВС, аппарат министра обороны, а также управления и службы. Министр обороны назначается президентом из гражданских лиц и утверждается сенатом конгресса. Являясь постоянным членом совета национальной безопасности и главным советником президента по вопросам военной политики, он отвечает за ее разработку и реализацию, а также за все вопросы, имеющие прямое отношение к сфере деятельности МО. Под непосредственным руководством президента глава Пентагона осуществляет управление вооруженными силами и контроль за их деятельностью. Министр обороны имеет полномочия изменять по мере необходимости структуру военного ведомства (см. схему 2), численность личного состава его органов управления, не выходя за пределы, установленные конгрессом. Глава МО утверждает «Стратегию национальной обороны США» - документ, где излагаются военно-политические аспекты американской военной доктрины. В соответствии с законодательством он обязан раз в четыре года представлять конгрессу доклад «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США», в котором дается оценка возможностей ВС и раскрываются ключевые направления их строительства. К основным документам, регулярно издаваемым министром обороны, относятся также «Указания по планированию действий в чрезвычайных ситуациях», «Указания по взаимодействию в области безопасности», «Указания по стратегическому планированию», «Указания по объединенному программированию», «Меморандумы о целях программы строительства ВС», «Меморандумы об утверждении программы строительства ВС» и «Проект бюджетной заявки». Основным штатным органом по разработке политики, планированию, использованию ресурсов, решению финансовых вопросов и оценке военных программ является аппарат министра обороны. В его состав входят должностные лица и органы, непосредственно обеспечивающие деятельность главы военного ведомства, его первого заместителя, других заместителей, помощников и специальных помощников министра обороны, генерального юрисконсульта, а также некоторых начальников управлений. Состав аппарата определяет министр обороны. Максимальная численность этой структуры, установленная законодательством, 3 767 человек. Министр обороны через свой аппарат организует работу управлений, учреждений и служб МО, в которых занято более 10 тыс. военных и 100 тыс. гражданских сотрудников. Для системы управления вооруженным и силами США характерно строгое разграничение административных и оперативных функции (cm. схему I). Административное управление (подготовкой войск и сил к ведению военных действий) осуществляется по линии министерств видов ВС, а оперативное управление (военными действиями) возлагается на объединенные командования ВС, организованные по территориальному или функциональному принципу. При этом председателю КНШ отводится роль координатора деятельности всех органов военного управления, а также главного военного советника министра обороны и президента. Комитет начальников штабов является основным консультативным органом президента, СНБ и министра обороны по оперативному управлению вооруженными силами. Он включает председателя КНШ, начальников штабов сухопутных войск, ВМС и ВВС и коменданта морской пехоты. Деятельность КНШ обеспечивает объединенный штаб, численность которого составляет около 1 000 военнослужащих и 200 человек гражданского персонала. Члены КНШ имеют статус военных советников, а председатель - главного военного советника президента, председателя СНБ и министра обороны. Председатель комитета начальников штабов (ПКНШ) оказывает помощь президенту и министру обороны в вопросах стратегического руководства вооруженными силами и отвечает за разработку глобальных планов задействования ВС, планов их материально-технического обеспечения и перебросок, а также готовит обобщенную оценку возможностей ВС США и их союзников с учетом военного потенциала вероятных противников. Он координирует разработку единых оперативно-стратегических концепций вооруженных сил, а также определяет принципы организации оперативной и боевой подготовки. В качестве советника высшего военно-политического руководства Соединенных Штатов по вопросам деятельности объединенных командований ПКНШ регулярно анализирует задачи, возлагаемые на них, боевой состав ОК и вырабатывает соответствующие рекомендации по своевременному внесению необходимых изменений. Он также обеспечивает реализацию объединенным командованиям ВС США указаний министра обороны по заблаговременному планированию действий в чрезвычайных ситуациях, докладывает главе Пентагона о состоянии вооруженных сил и приоритетности финансирования военных программ. Уставы, наставления и инструкции, издаваемые председателем КНШ, являются нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все вооруженные силы. Выполнение ПКНШ возложенных на него обязанностей обеспечивает так называемая объединенная система стратегического планирования (ОССП). Она является ключевым +инструментом, при помощи которого председатель КНШ во взаимодействии с другими его членами и командующими ОК разрабатывает основополагающие документы в области военной стратегии и рекомендации по вопросам совершенствования возможностей ВС, представляемые военно-политическому руководству страны. В рамках ОССП ежегодно разрабатываются: «Объединенный анализ стратегии», «Оценка рисков председателем КНШ», «Объединенный план стратегических возможностей», «Рекомендации председателя КНШ по программе строительства ВС», «Оценка председателем КНШ программы строительства ВС». Важнейшим документом, издаваемым ПКНШ, является «Национальная военная стратегия США». В этом документе, исходя из положений «Стратегии национальной безопасности» и «Стратегии национальной обороны», определяются цели вооруженных сил и пути их достижения, требования к возможностям ВС, а также проводится анализ возникающих и вероятных угроз и дается оценка военно-политической обстановки в целом. По административной организации ВС США делятся на три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы (включая морскую пехоту), которые находятся соответственно в составе министерств армии, ВВС и ВМС. В мирное время береговая охрана организационно входит в состав министерства внутренней безопасности (МВБ) США и обеспечивает под его руководством безопасность морских границ; с объявлением в стране чрезвычайного положения она может быть передана в состав ВМС. Министерства видов вооруженных сил несут ответственность за подготовку и оснащение вооружением и военной техникой войск (сил), выделяемых в состав объединенных командований. Министерство каждого вида возглавляет министр (гражданское лицо). Непосредственное руководство строительством сухопутных войск и их подготовкой осуществляет начальник штаба армии, военно-воздушных сил - НШ ВВС, флота - НШ ВМС, морской пехоты - комендант МП, береговой охраны - комендант БОХР. Сухопутные войска составляют основу так называемой наземной мощи государства, ВВС - воздушной и космической, ВМС - морской. Особенностью американских ВМС является наличие в их составе большого количества бронетехники (морская пехота), самолетов и вертолетов (морская авиация). * Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 7. Справочные данные «Вооруженные силы зарубежных стран». зарубежное военное обозрение №7 2009 С.10-14 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 18344 | | |
Всего комментариев: 0 | |