search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новая ядерная стратегия США (2002)

Новая ядерная стратегия США

И. Иванов

 

В Вашингтоне 9 января 2002 года состоялась презентация новой ядерной стратегии США. На пресс-конференции, специально созванной по этому поводу в Пентагоне, помощник министра обороны по вопросам политики в области международной безопасности Дж. Крауч обнародовал результаты всестороннего обзора состояния ядерных сил государства и концепцию их развития на ближайшие десять лет.
Обзор проводился по инициативе конгресса в соответствии с требованием одного из разделов закона «Об ассигнованиях на национальную оборону в 2001 финансовом году», «для того чтобы разъяснить политику и стратегию ядерного сдерживания США на ближайшую перспективу». Согласно закону ответственность за проведение обзора была возложена на министерство обороны США, а обязательными элементами обзора были определены:
- роль ядерных сил в военной стратегии Соединенных Штатов и перспективных планах строительства вооруженных сил страны;
- обоснование цели политики ядерного сдерживания США, а также потребностей ВС в безопасном и надежном потенциале ядерного сдерживания;
- взаимосвязь между американской политикой ядерного сдерживания, стратегией выбора объектов для ядерных ударов и контролем над вооружениями;
- количество и структура средств доставки ядерного оружия, которые потребуются для реализации государственной и военной политики страны, включая планы замены или модернизации состоящих на вооружении систем;
- оружейный ядерный комплекс, который потребуется для реализации государственной и военной стратегии США, включая планы замены или модернизации боезарядов.
Содержание упомянутого выше закона в части, касающейся американской ядерной стратегии, интересно само по себе, поскольку дает общее представление о параметрах национального потенциала стратегического сдерживания, интересующих законодателей страны. В частности, закон обязал министра обороны во взаимодействии с министром энергетики разработать долгосрочный план поддержания в готовности и модернизации стратегических ядерных сил США, способных противостоять возникающим угрозам и удовлетворить возрастающие потребности сдерживания. При этом предполагалось, что в плане должны быть раскрыты перспективы в отношении каждой системы, входящей в состав ядерной триады - межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и стратегическая бомбардировочная авиация (СБА), а также план их модернизации или замены, в том числе за счет
возможной разработки единой (универсальной) межконтинентальной баллистической ракеты наземного и морского базирования, нового стратегического бомбардировщика и новой ракеты для него, а также «подходящих боеголовок» для этих носителей. Законодатели обратили особое внимание разработчиков новой ядерной стратегии на необходимость подготовки отдельного доклада по вопросу повышения возможностей американских вооруженных сил по разрушению укрепленных подземных объектов, а также хранилищ химического и биологического оружия.
Среди немногих ограничений, которые законодатели предложили министру обороны принять во внимание в ходе пересмотра ядерной стратегии США, в законе особо выделены следующие:
- национальным интересам отвечает сохранение сильной и сбалансированной триады носителей ядерного оружия, включая стратегические бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок;
- национальным интересам не отвечает сокращение стратегических бомбардировщиков, предназначенных для решения задач с использованием неядерного оружия.
Возвращаясь к упомянутой в начале статьи пресс-конференции в министерстве обороны США, следует отметить, что на ней не затрагивались многие вопросы, раскрывающие содержание ядерной стратегии страны. Тем не менее материалы, распространенные организаторами пресс-конференции, а также последующие комментарии должностных лиц МО позволяют создать достаточно полное представление о ключевых положениях новой американской ядерной стратегии. Доклад начинается с оценки обстановки в сфере глобальной безопасности.
Разработчики ядерной стратегии США считают, что новая эра международных отношений характеризуется наличием многочисленных потенциальных противников, источников конфликтов и беспрецедентных вызовов, а также спектром трудно прогнозируемых вариантов развития событий.
Отсюда следует вывод, что по сравнению с эпохой «холодной войны» мир стал более опасным для США. Как результат, старая политика сдерживания, в основу которой было положено ядерное противостояние с одной страной - Советским Союзом, должна быть адаптирована к новым условиям.
Традиционная триада ядерных сил - МБР, БРПЛ и СБА - согласно новой ядерной стратегии США будет трансформироваться в триаду, состоящую из ядерных и неядерных стратегических сил; систем активной и пассивной противоракетной обороны глобального охвата, а также гибкой, способной к воссозданию своих возможностей инфраструктуры испытаний, производства и боевого применения стратегического ядерного и неядерного оружия,
объединенных системой связи, разведки и управления на основе новых информационных технологий.
Структура и возможности новой триады должны быть такими, чтобы обеспечивать решение следующих задач:
- гарантировать безопасность союзников и дружественных стран;
- сдерживать любого агрессора;
- убедить соперников в бесперспективности гонки вооружений с Соединенными Штатами;
- наносить поражение любому противнику.
То, каким образом американцы планируют решить указанные выше задачи, заслуживает особого внимания, поскольку дает возможность убедиться в том, что на обозримую перспективу США намерены сохранить за ядерным оружием чисто военную функцию - разгром потенциального противника - и использовать его отнюдь не как средство политического давления.
В будущем безопасность союзников и друзей США предполагают обеспечивать, используя «надежные варианты ядерного и безъядерного ответа», а также «мощнейший в мире ядерный потенциал», подкрепленный развернутыми оборонительными системами и системой переброски войск.
В новой ядерной доктрине особое место отведено неядерному стратегическому сдерживанию.
Пожалуй, впервые в официальных документах американцы заговорили о наличии у них планов трансформации стратегического ядерного сдерживания в стратегическое сдерживание обычными средствами. «Неядерные ударные силы (удар обычными средствами и информационные операции) снижают зависимость от ядерных сил в рамках общей стратегии сдерживания» - утверждается в материалах пресс-конференции.
Особый интерес в новой ядерной стратегии представляет та ее часть, в которой речь идет о количественном составе и структуре ядерных сил США. Американцы признают необходимость сокращения нынешнего ядерного арсенала страны, планируя иметь к 2012 году 1 700 -2 200 единиц оперативно развернутых ядерных боезарядов. Впервые в терминологию разоруженческого процесса в области СНВ вводится понятие «оперативно развернутые ядерные боезаряды», под которыми
понимаются «ядерные боезаряды на развернутых баллистических ракетах и ядерные вооружения на бомбардировщиках, а также в хранилищах ядерного оружия на аэродромах базирования стратегических бомбардировщиков. Предпочтительным является сокращение в одностороннем режиме без жестких договорных ограничений. Сокращение до уровня, объявленного президентом США, планируется осуществить в три этапа:
- 2002 - 2007 примерно 3 800 единиц оперативно развернутых боезарядов;
- 2007 - 2009 - 2 500 оперативно развернутых боезарядов;
- 2009 - 2012 годы - 2 200 оперативно развернутых боезарядов.
При этом Соединенные Штаты оставляют за собой право прекратить сокращение и нарастить ядерные силы для ответа на непредвиденную угрозу. В новой ядерной доктрине декларируется, что снятие боеголовок с носителей является предпочтительным способом сокращения стратегических ядерных сил. Большая часть снятых боеголовок и «разгруженных носителей», как это следует из материалов пресс-конференции в Пентагоне, не уничтожается, а переводится в резерв, где из них формируется та часть так называемых «гибких сил», которая предназначена для возможного реагирования на протяженные по времени появления угрозы (от нескольких недель до более одного года). В части, касающейся структуры стратегических ядерных сил, новая американская стратегия ориентируется на сохранение на вооружении всех систем нынешней триады - МБР «Минит-мен-3», ПЛАРБ «Огайо» с БРПЛ «Трай-дент-2», а также стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А. При этом, однако, не исключается возможность разработки следующего поколения ядерных вооружений и возобновления ядерных испытаний.
Заявленный порог сокращений оперативно развернутых боезарядов (2 200 единиц к 2012 году) должен быть достигнут с сохранением следующего состава стратегических наступательных сил США:
- 14 ПЛАРБ «Трайдент-2», - 500 МБР «Минит-мэн-3», - 21 бомбардировщик В-2А, - 76 бомбардировщиков В-52Н.
Нельзя не обратить внимание на то, что в случае учета ядерных боезарядов по процедурам не вступившего в силу Договора СНВ-2 общее количество боезарядов на перечисленных выше носителях значительно превысит заявленный американцами рубеж - 2 200 единиц. Министерство обороны США намерено выйти из этой ситуации следующим образом . Его руководство предлагает исключить из расчета боезаряды, которые находятся на носителях, временно выведенных из состава оперативно развернутых (числящихся в боевом составе) сил. Например, не должны учитываться боезаряды, находящиеся на баллистических ракетах подводных лодок, которые проходят капитальный или межпоходовый ремонт. Вероятно, это должно распространяться и на боезаряды для стратегических бомбардировщиков, находящихся на заводской модернизации или базирующихся на аэродромах, при которых нет складов ядерных боеприпасов.
В отличие от «старой» ядерной стратегии, которая была объявлена Пентагоном в 1994 году, в новой значительное место отведено готовности стратегических ядерных средств, находящихся на боевом дежурстве,- по терминологии американцев, «потенциал немедленного реагирования». Для этих сил допускается режим пониженной степени боевой готовности к пуску - до нескольких дней.
Министерство обороны США отдает предпочтение исключению боезарядов из расчета путем снятия боеголовок с носителей и перевода их в активный (постоянная готовность к использованию) или пассивный (для перевода в готовность к использованию требуются отдельные операции по сборке боезаряда в специальных условиях) резерв. Исходя из материалов пресс-конференции 9 января, количество боезарядов в активном резерве будет превышать количество оперативно развернутых боезарядов. Несложный подсчет показывает, что даже после заявленных США «глубоких сокращений» у них в арсенале будет около 5 тыс. боезарядов, готовых к применению, и еще, возможно, 2-3 тыс. в пассивном резерве.
В заключение статьи - коротко о решениях по сокращению американского ядерного арсенала, принятых и уже финансируемых министерством обороны США. Это -снятие с вооружения межконтинентальных баллистических ракет системы MX - всего 50 ракет по 10 боезарядов; вывод из боевого состава четырех подводных лодок с баллистическими ракетами системы «Трайдент-1» - 96 ракет по восемь боезарядов; перевод всех стратегических бомбардировщиков В-1В в неядерный статус.
Пока рано проводить детальный анализ новой ядерной стратегии Соединенных Штатов, так как для этого явно не хватает необходимых сведений. Тем не менее уже сейчас можно сказать,.что до реального, необратимого и контролируемого сокращения стратегического ядерного арсенала США еще далеко. Напротив, принципиальные положения новой американской ядерной стратегии подталкивают к выводу о том, что Белый дом резервируют себе возможность распространить в будущем концепцию ядерного устрашения на те государства, которые могут оказаться «не с ними».
Иначе зачем американцам необходимо иметь в 2012 году более 5 тыс. готовых к боевому прим
енению ядерных боезарядов?

ЗВО №2 2002 с 9-11

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (30.12.2003) | Автор: И. Иванов
Просмотров: 8891 | Теги: ЯО, И. Иванов, стратегия | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar