Самоходная гаубица M109: история создания и этапы развитияПолковник В. Русаков Серия самоходных артиллерийских установок (САУ), в том числе самоходных гаубиц (СГ), занимает одно из ведущих мест в системе артиллерийского вооружения США. К 50-м годам прошлого столетия разработчики артсистем в США имели достаточный опыт в данной области. Основу вооружения в то время составляла 155-мм буксируемая гаубица (БГ) Ml 14, разработанная в начале Второй мировой войны. Данное орудие серийно производилось под обозначением M1 с октября 1942 по июнь 1945 года. Всего было изготовлено 4 035 БГ Ml. После войны гаубица получила обозначение Ml 14. В конце 1970-х годов она была заменена на 155-мм гаубицу Ml98. Кроме этого, артиллерийскую поддержку в сухопутных войсках США обеспечивала 155-мм САУ М44. Экипаж в составе пяти человек размещался открыто либо под брезентом в барбете: командир - справа сзади; наводчик -справа спереди; механик-водитель -слева спереди; два заряжающих - слева сзади. Ходовая часть гусеничного шасси САУ М44 каждого борта включала: спереди - ведущее колесо с 12 зубцами и пять катков с индивидуальным подрессориванием; сзади-направляющее колесо и четыре опорных катка для верхней ветви гусеницы. Обе артиллерийские системы имели ствол длиной 20 клб. В январе 1952 года было принято решение о необходимости создания новой самоходной гаубицы на замену САУ М44. Одновременно разрабатывалось две варианта: 105-мм Т195 и 156-мм Т196. Первый после принятия на вооружение получил наименование Ml08. Известно, что в 1956 году в НАТО калибр 155 мм был определен в качестве стандартного для орудий наземной артиллерии. В октябре того же года было принято решение на изготовление опытного образца Т196, но он был представлен только в 1959-м. В 1961 году было изготовлено два опытных образца, получивших обозначение М196Е1. В ходе испытаний в октябре того же года было принято решение начать производство опытной партии СГ Т196Е1, которое продолжалось до октября 1962-го, а весной 1963-го был подписан контракт на серийное производство гаубиц в течение двух лет.
Первые орудия поступили в подразделения сухопутных войск США в июне 1963 года, а в июле Т196Е1 была классифицирована как 155-мм СГ среднего калибра с индексом М109. В декабре того же года подписан контракт, предусматривавший дальнейшее производство этих орудий. Конструктивно самоходная гаубица M109 представляла собой бронированный корпус и башню 105-мм СГ М108 со 155-мм артиллерийской частью. Башня была расположена в кормовой части корпуса.
СГ Ml09 могла вести стрельбу с закрытых позиций и прямой наводкой. По современным стандартам довольно короткий ствол длиной 23 клб обеспечивал максимальную дальность стрельбы только 14,6 км. Башня, выполненная из сварной алюминиевой брони толщиной 3,18 см, обеспечивала защиту экипажа от пуль и осколков. Кроме командира и механика-водителя в экипаж входили наводчик и три заряжающих. Наводчик размещался в левой части башни, а механик-водитель - в передней части корпуса слева от двигателя и перед башней. Люк водителя открывался влево. Спереди располагались три перископических прибора наблюдения М45, которые могли закрываться металлическими щитками. Место командира, находившегося в башне справа, было оборудовано перископическим прибором наблюдения М27, вращающейся турельной установкой крупнокалиберного пулемета и люком. СГ Ml09 могла преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м. Для этого машина оборудовалась девятью воздушными баллонами: по четыре с обеих сторон и один - спереди. Скорость на плаву составляла 6,43 км/ч. В СВ США на вооружении в каждой бронетанковой и механизированной дивизии находилось 54 СГ Ml09 (по три дивизиона 18-орудийного состава). В 1973 году была проведена первая модернизация гаубицы Ml09 до уровня М109А1 путем замены артиллерийской части. Принципиальное отличие версии А1 - новый ствол Ml85 длиной 39 клб для увеличения дальности стрельбы. Новый эжектор имел вытянутую, менее выпуклую цилиндрическую форму и располагался дальше от дульного тормоза. Ствол Ml85 позволял использовать более мощный метательный заряд M119. Для замены ствола потребовались незначительные изменения башни и механизма крепления ствола. Люлька Ml27 и механизм подачи боеприпасов остались прежние. Производство экспортного варианта началось в 1974 году. Он получил обозначение М109А1В и отличался от базового тем, что некоторые отдельные агрегаты были оптимизированы. Второй модернизированный вариант гаубицы под обозначением М109А2 поступил на вооружение в 1979 году. Его принципиальным отличием являлась новая люлька Ml78 с механизмом заряжания снарядов и усовершенствованной противооткатной системой. Всего в конструкцию было внесено 27 изменений с целью повышения надежности, ремонтопригодности, увеличения срока службы, а также улучшения боевых возможностей. Башня нового образца была удлинена, а в кормовой ее части для увеличения возимого боезапаса с 28 до 34 выстрелов были установлены дополнительные секции для боеприпасов. Кроме этого, были усовершенствованы крепления дверей и датчики состояния двигателя. Исключено использование баллонов для преодоления водных преград на плаву. Для защиты панорамного прицела был установлен противопульный щит. Механизм крепления ствола в походном положении оснащался электрическим приводом. Модификации СГ М109А3 и А3В имели те же характеристики, что и СГ М109А2. Отличие состояло в том, что М109А2 - это доработанная СГ М109А1, варианты A3 и А3В представляли собой новые изделия. С 1983 по 1989 год проводились работы по модернизации СГ Ml09 А2/АЗ до версии М109А4. В отличие от предыдущей модификации она была оснащена системой радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) с комбинированной схемой очистки, подогрева и распределения воздуха. Для хранения средств индивидуальной защиты от ОМП предусматривались ящики под сиденьями заряжающих. Днище боевого отделения оборудовано 13 дренажными каналами для слива воды после дезактивации раствором DS2. Поворот башни на моделях СГ М109А2/М109АЗ осуществлялся с помощью электрического привода, а у варианта гаубицы М109А4 на машины были установлены электрогидравлические приводы. Кроме того, механизм крепления ствола в походном положении был оснащен гидравлическим приводом с ручным дублированием. Люк командира на ранних модификациях мог открываться как изнутри, так и снаружи; а на версиях с А4 он открывается только изнутри. На ранних версиях турель с пулеметом вращалась после ослабления стопора, а на поздних для ее вращения необходимо вынуть фиксатор и после установки пулемета в нужное положение поместить его в одно из 10 отверстий. На последних версиях ручка люка наводчика имела фиксатор. Силовой блок двух вариантов был оснащен одним внутренним гидравлическим фильтром, расположенным внутри гидротрансформатора. Версии СГ, начиная с М109А4, оборудовались двумя гидравлическими фильтрами, которые крепились снаружи гидротрансформатора. Кроме того, на поздних образцах были установлены дополнительные фильтры для очистки масла гидравлической системы от влаги. Усовершенствована система запуска двигателя. Возимый боезапас не изменился. Модификация СГ М109А5, поступившая на вооружение в 1990 году, отличается от предыдущей (А4) двумя основными элементами: новым стволом М284 и люлькой М182. Данные изменения позволили увеличить максимальную дальность и интенсивность ведения огня. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляет 30 км, а стандартным ОФС - 22 км. Ствол М284 создан на основе Ml85, но оборудован более мощным механизмом крепления. На СГ М109А5 установлен ударно-спусковой механизм М49 вместо М35, а две кормовые двери заменены одной большой. Вариант М109А5 отличается некоторыми изменениями в конструкции, а именно в системе управления огнем. Последняя состоящая на вооружении СВ США модификация СГ М109А6 "Паладин" (Paladin) была введена в эксплуатацию в 1993 году. До этого уровня были модернизированы более 950 гаубиц серии Ml09. В частности, были изменены корпус и башня СГ М109А2/ A3, а также размещено дополнительное оборудование. Оставшиеся гаубицы были доведены до варианта М109А5. В ходе работ по модернизации бортовой системы управления СГ М109А6 на нее были установлены: АСУ управления огнем в комплексе с инерциальной навигационной системой обеспечивает возможность находится гаубицам на удалении до 1 ООО м друг от друга, что повышает живучесть подразделения. Однако из-за несовершенства программного обеспечения не исключено возникновение сбоев в работе навигационной системы и СУО, что в итоге приводит к остановке бортового компьютера. Его можно запустить вновь только после выключения питания и перезагрузки. Негативная сторона повышении уровня автоматизации также заключается в увеличении энергопотребления и, следовательно, в возрастании энергозависимости. При выходе из строя системы электропитания гаубицы предусмотрено использование системы электроснабжения транспортно-заряжающей машины. С целью повышения живучести СГ проведены следующие мероприятия: В интересах повышения надежности и ремонтопригодности изделия в его конструкцию были внесены следующие изменения: Развитию вооружения гаубицы способствовали: Основные внешние отличия М109А6 от предыдущих версий заключаются в следующем: Благодаря проведенным работам по усовершенствованию СГ М109А6 огневой взвод способен выполнять боевые задачи автономно, что отражено в боевом уставе, разработанном специально для подразделений, имеющих на вооружении эти САУ. Получив во время марша боевую задачу, экипажи рассчитывают данные для стрельбы, не покидая боевого отделения, переводят орудия из походного положения в боевое, подготавливают огневую позицию. Обычно расчет данных осуществляется совместно с центром управления огневым взводом, размещаемым на командно-штабной машине. В экстренных случаях экипаж готовит данные самостоятельно. Время подготовки первого выстрела составляет 60 с. После остановки экипаж гаубицы готов к стрельбе через 30 с. Для производства трех выстрелов ему необходимо 20 с. Возможно, что уже после первого выстрела СГ сменит огневую позицию с целью повышения живучести за счет исключения поражения в контрбатарейной борьбе.
За 50 лет эксплуатации серия самоходных гаубиц Ml09 постоянно совершенствовалась. Одновременно в США крупные суммы направлялись на разработку двух 155-мм гаубиц: "Крусейдер" (Crusader) и "Нлос-к" (NLOS-C - Non-Line-of-Sight Cannon). Цель первой программы заключалась в создании СГ нового поколения. Длина ствола вместе дульным тормозом по техническим требованиям составляла 57 клб. Принципиальным отличием новой гаубицы должна была стать автоматическая система заряжания при дистанционном управлении экипажем, которая располагаясь бы во время стрельбы в кабине. Команды управления на экспериментальном образце вводились с помощью дисплеев с сенсорными экранами. Для СГ планировался режим одновременной доставки нескольких снарядов в район цели. В дальнейшем псевдозалп стал рассматриваться как обязательный режим стрельбы и для других артиллерийских орудий, имеющих высокую скорострельность. К разрабатываемым зарубежным гаубицам стали предъявлять специальное требование - минимальное время на производство первых трех выстрелов. Частично задуманное конструкторами США было реализовано в Германии при создании гаубиц PzH-2000 и "Донар" (DONAR), но при этом в самих Соединенных Штатах планы так и остались на бумаге - разработка гаубицы "Крусейдэр" была прекращена в 2002 году. В интересах использования имевшихся наработок американские специалисты в 2003 приступили к созданию СГ "Нлос-к". Она отличалась от "Крусейдер" вдвое меньшей массой, стволом длиной только 38 клб, меньшей степенью автоматизации и защиты. Однако разработка этой системы была прекращена в 2009 году в основном из-за невозможности выполнить технические требования заказчика. В 2006 году приступили к реализации программы "Пим" (РЕМ - Paladin Integrated Management), предполагавшей модернизацию гаубицы "Паладин". Экспериментальный образец был изготовлен к сентябрю 2007 года. Первоначальная цель модернизации заключалась в повышении автоматизации бортовой системы управления огнем и продлении ее ресурса. После закрытия программы "Нлос-к" перечень мероприятий, запланированных по модернизации СГ М109А6, существенно расширился. Наиболее заметными изменениями являются: использование шасси боевой машины пехоты "Брэдли"; оснащение СГ двигателем мощностью 600 л. с. и автоматической трансмиссией; совершенствование электросистемы, включая установку генератора мощностью 70 кВт с выходным напряжением 600 В для питания приводов башни и другого оборудования. Для сохранения запаса хода по топливу около 300 км емкость топливных баков увеличена на 10 % В гусеничном движителе будет шесть, а не семь катков по каждому борту. Прежние траки шириной 356 мм заменят двухсекционными XT-161 шириной 485 мм. Это позволит снизить давление на грунт, что особенно важно при движении по слабому грунту. Электроснабжение башни будет осуществляться не через вращающееся контактное устройство, а с помощью кабельной системы передачи электроэнергии. Вероятно, что по этой причине башня гаубицы М109 "Пим" будет иметь угол горизонтального наведения не 360, а 160° (по 80° вправо и влево) от продольной оси машины. В случае расположения цели вне зоны поворота ствола до ворот должен осуществляться поворотом на месте самой машины. Удлинение корпуса машины позволит довести возимый боезапас до 42 снарядов, включая 10-15 М982. Возможно увеличение общей массы СГ до 39 т. В башне гаубицы М109 "Пим" намечается установить полуавтоматический досылатель зарядов и электрические приводы, разрабатывавшиеся по программе "Нлос-к". Снаряды будут загружаться вручную. Экипаж планируется оснастить индивидуальными системами охлаждения для ведения боевых действий в жарких условиях. Рабочее место водителя будет оборудовано видеокамерами для улучшения обзора спереди и сзади машины. Установленный еще на версии СГ М109А5 ствол М284 длиной 39 клб будет использоваться и на других гаубицах, а, значит, внутренняя баллистика остается на уровне СГ М109А1. Намечается обновить цифровую систему управления огнем. Картузные метательные заряды будут заменены модульными. Скорострельность варианта СГ "Пим" составит 4 выстр./мин в течение первых 3 мин. Режим одновременной доставки нескольких снарядов для гаубицы не предусмотрен из-за опасности перегрева ствола. Западные военные эксперты считают, что проводимая в настоящее время модернизация гаубицы Ml09 направлена на повышение ее мобильности и подвижности. Внутренняя баллистика и другие принципиально важные для артиллерийского орудия характеристики будут сохранены на уровне характеристик образцов 1980-х годов. Переход на модульные метательные заряды существенно не повлияет на скорострельность СГ при сохранении заряжания снарядов вручную. Согласно программе модернизации СУО должна обеспечивать автоматизацию процесса подготовки стрельбы и ведения огня управляемыми снарядами, в том числе с использованием данных целеуказания АСУ наземной артиллерией "Афатдс" (AFATDS - Advanced Field Artillery Tactical Digital System). Ее функционирование поддерживается системой обработки и анализа информации, поступающей от пилотируемых средств воздушной радиолокационной, радио-, радиотехнической разведки и беспилотных летательных аппаратов. Зоны нанесения ударов отображаются на фоне электронных карт района боевых действий, осуществляется расчет необходимых для выполнения задач средств и потребного количества боеприпасов, а также разрабатывается план огневого поражения. Вся необходимая информация, включая список целей и их расположение, с учетом важности в графическом и текстовом виде выводится на дисплеи командира и наводчика орудия. После выработки разрешающей команды на открытие огня необходимые данные в систему управления снаряда, находящегося на линии досылания, вводятся автоматически с помощью индукционного установщика взрывателя. В настоящее время в рамках программы "Пим" проводятся испытания опытных образцов. Поступление в войска первьщ СГ Ml09 "Пим" запланировано на 2017 год. Первоначально будет модернизировано 177 СГ М109А6. По результатам оценки военного руководства СВ США, они, возможно, получат обозначение М109А7. Цена одной гаубицы М109 возрастет до 3-5 млн долларов. В каждой секции огневого взвода батареи кроме гаубицы М109 штатно состоит транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) М992 "Фаасв" (FAASV - Field Artillery Ammunition Support Vehicle). Обе оснащены шасси единой конструкции. Вместо башни на ТЗМ установлен легкобронированный фургон с укладками для хранения боеприпасов (снарядов, метательных зарядов и взрывателей), которые могут загружаться в машину с помощью расположенного спереди крана. Перемещение боеприпасов внутри нее механизировано. Подача снарядов из ТЗМ в нижний люк гаубицы осуществляется по транспортеру, для чего машина и гаубица размещаются по отношению друг к другу кормовыми сторонами, при этом скорость подачи снарядов из ТЗМ в СГ составляет восемь штук в минуту. ТЗМ М992 была принята на вооружение в 1983 году; всего произведено 664 изделия. В 1991-м часть машин использовалась совместно с СГ Ml09 в боевых действиях в Персидском заливе. С учетом опыта применения этой ТЗМ в операции в середине 1990-х было проведено ее усовершенствование в два этапа. На первом произведено 125 вариантов М992А1, а на втором - модернизованы все 664 изделий М992А0 до уровня М992А2. Вариант М992А1 оснащен тем же двигателем, что и СГ М109А6. В целях повышения эффективности подачи боеприпасов во втором образце усовершенствованы укладка для метательных зарядов, кормовая дверь и транспортер. В дальнейшем все 125 ТЗМ М992А1 были доведены до уровня М992А2. ТЗМ М992А2 перевозит 91 обычный снаряд длиной около 0,9 м и четыре "Копперхед" -1,3 м. В боевых условиях эта машина в сутки осуществляет до пяти перемещений с целью своевременной загрузки боеприпасов в гаубицу. Обычно секция из СГ М109А6 и ТЗМ М992А2 действует в составе огневого взвода. При необходимости она может выполнять боевые задания в отрыве от взвода. Традиционный способ организации обеспечения боеприпасами - одна ТЗМ закрепляется за одной СГ. При этом управление тремя машинами взвода координирует заместитель командира взвода. Две из них обеспечивают пополнение боекомплекта всех гаубиц взвода, если третья убыла для загрузки на пункт боепитания или назначена для охраны ОП взвода. Если две машины израсходовали возимый боекомплект, то они отправляются на загрузку, а третья осуществляет пополнение гаубиц боеприпасами. Для выполнения этой операции данные о наличии боеприпасов в гаубицах и ТЗМ вводятся в бортовой компьютер центра управления взводом. Согласно программе "Пим" все ТЗМ М992 будут оснащены новым шасси, аналогичным шасси СГ. ТЗМ будет именоваться не "Фаасв", а "Кат" (CAT -Carrier, Ammunition, Tracked). Вероятно, смена названия символизирует новый этап в развитии самоходной артиллерии США. Скорее всего, возможности машины изменятся не столь значительно, как название. Экипаж ТЗМ будет включать четыре человека. Масса машины увеличится с 29,26 до 36 т, а количество перевозимых снарядов увеличится на единицу (с 95 до 96). Таким образом, военное руководство США уделяет значительное внимание совершенствованию артиллерийского вооружения сухопутных войск и морской пехоты. Повышение технического уровня наземной артиллерии позволило сократить количество орудий, большая часть из которых имеет калибр 155 мм. Однако следует отметить, что даже после модернизации по программе "Пим" гаубица М109 по техническому уровню будет отставать от западных аналогов, особенно это касается автоматизации заряжания и дальности стрельбы.
Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №2. - С.41-49 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 32043 | | |
Всего комментариев: 0 | |