search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние и направления развития средств эвакуации раненых с поля боя (2015)

Состояние и направления развития средств эвакуации раненых с поля боя

Полковник В. Русаков

Для эвакуации раненых и оказания первой медицинской помощи на передовой в период до 2030 года будут использоваться медико-эвакуационные машины (МЭМ), выполненные на базе колесных или гусеничных боевых бронированных машин (ББМ), а также колесных автомобилей повышенной проходимости. Разновидностью такой машины является передовой подвижный операционный блок/медицинский пункт, предназначенный не только для оказания первой медицинской помощи при эвакуации, но и интенсивной терапии и хирургического вмешательства непосредственно на переднем крае. Техническое оснащение медицинских подразделений зависит от назначения и организационно-штатной структуры тех частей, в чей состав они входят. Наиболее интенсивно средства эвакуации раненых развиваются в США и Германии.

В США в составе танковых и мотопехотных бригад до 2030 года медицинские взводы будут оснащены гусеничными медико-эвакуационными машинами на базе боевой машины пехоты "Брэдли". На вооружении бригад "Страйкер" поступают колесные МЭМ M1133. В штате медицинского взвода бригады "Страйкер" состоят также многоцелевые колесные автомобили М997 из семейства "Хамви".

МЭМ "Брэдли" предназначена для хранения медикаментов и медицинского оборудования, оказания первой медицинской помощи раненым на поле боя и для обеспечения наблюдения за их состоянием во время эвакуации с поля боя. Экипаж четыре человека: командир машины, врач, фельдшер и водитель-санитар. Основное медицинское оборудование включает систему вентилирования легких, аппаратуру для переливания крови, места для лежачих раненых. Средства связи позволяют обмениваться информацией в трех радиосетях одновременно. Салон МЭМ "Брэдли" рассчитан на эвакуацию до четырех раненых лежа или восьми сидя.

Броня машины обеспечивает противоосколочную, противопульную и противоминную защиту. Для защиты от кумулятивных снарядов на нее устанавливаются модули динамической защиты. По подвижности медико-эвакуационной машины аналогичны боевым машинам мотопехотного батальона.

МЭМ М1133 отличается от медицинской машины на базе "Брэдли" тем, что позволяет проще переносить внутри салона раненых. В последней медицинский персонал вынужден переносить раненых в согнутом положении. С кормы М1133 оборудована площадкой с гидравлическим приводом, которая поднимает при загрузке или опускает при разгрузке носилки с ранеными.

Экипаж этой МЭМ три человека: врач, фельдшер и водитель-санитар, которые оснащены индивидуальными переносными медицинскими комплектами массой 13,4 кг. Кроме этого, в состав оборудования машины входит комплект санитарного имущества, включающий перевязочные материалы, медикаменты для купирования неотложных состояний, средства гемостаза (остановка кровотечения), дыхательная аппаратура (маска, баллоны с кислородом), складные санитарные носилки, шерстяные одеяла и теплозащитные экраны для предотвращения гипотермии.

Врач во время движения машины прикреплен ремнем безопасности к сиденью, положение которого регулирует он сам. Это обеспечивает удобство наблюдения за ранеными и показаниями медицинских приборов.

Согласно Женевской конвенции на борту МЭМ размещается знак Международного комитета Красного Креста, который не закрывается и должен быть виден всегда (в китайской НОА знак МККК необязателен).

На базе МЭМ M1133 разработан вариант передвижного операционного блока (перевязочной), который с большой вероятностью заменит машины MS77 в танковых бригадах и будет дополнять МЭМ M1133 в бригадах "Страйкер". В отличие от передвижной перевязочной на базе "Брэдли", вариант "Страйкер" будет оснащен более функциональным хирургическим столом и оборудованием.

Хирургический стол планируется сделать регулируемым по высоте.

В состав основного оборудования будут входить: дефибриллятор; два кислородных концентратора; переносное ультразвуковое диагностическое оборудование; система регулирования температуры в салоне, которая обеспечит комфортные условия для пациента и для хранения/перевозки крови и плазмы. Под хирургическим столом разместится емкость объемом 4 л для хранения аспирата. Рассматривается возможность оснащения передвижного оперблока аппаратом искусственной вентиляции легких с целью более раннего оказания помощи пострадавшему.

Внутренний объем передвижного оперблока позволит группе хирургов из трех^четырех человек проводить хирургические операции непосредственно на переднем крае.

На базе бронеавтомобиля "Кайман" разработан вариант медико-эвакуационной машины. В настоящее время изготовлено несколько опытных образцов. В дальнейшем ожидается модернизация 1 700 таких броеавтомобилей с целью преобразования их в медико-эвакуационные.

МЭМ "Кайман" предназначена для перевозки и оказания первой медицинской помощи четырем тяжелораненым одновременно. Оборудование предусматривает их подъем с помощью площадки с гидравлическим приводом.

Салон медицинского отделения оборудовался с учетом мнения заказчика - ВС США. В частности, с представителями медицинской службы согласовывалось размещение освещения, рабочих мест, сидений и других предметов интерьера.

Особенностями медико-эвакуационной машины "Кайман" являются:
- подъем и опускание носилок с лежачими ранеными в салон производятся с помощью электрического привода;
- электропитание осуществляется от генератора переменного тока;
- салон оборудован автоматизированной противопожарной системой;
- окна в темное время суток закрываются светомаскировочными шторами;
- для освещения при проведении медицинских манипуляций предусмотрен белый свет;
- при ночном режиме освещения используются зеленые светофильтры;
- для проветривания применяется ФВУ производительностью 2,8 м3 воздуха в минуту;
- для хранения оборудования используются внешние контейнеры общим объемом 0,9 м3;
- сиденья крепятся к крыше с целью снижения воздействия на организм ударного фактора при подрыве машины на мине или СВУ;
- для подъема на крышу автомобиля предусмотрены две боковые лестницы.

В настоящее время ведется разработка медицинского бронированного автомобиля повышенной проходимости M-ATV ТА (All-Terrain Vehicle Tactical Ambulance). Изготовлено четыре опытных образца со специальным и вспомогательным оборудованием. При создании последних опытных образцов учитывались замечания и предложения представителей заказчика - СВ США.

Например, первоначально два места для лежачих пациентов размещались на одной стороне салона друг над другом, а рабочее место персонала - на другой. Такое расположение обеспечивает хороший доступ к пострадавшим как со стороны кормы машины, так и сбоку. На нижнюю койку пациенты загружаются с помощью погрузочной платформы, а на верхнюю их доставляют подъемником с гидравлическим приводом.

В дальнейшем в салоне было установлено два места для лежачих пациентов на одном уровне. Расстояние между койками составляет 0,5 м, что обеспечивает перемещение медицинского персонала и обслуживание раненых с обеих сторон.

При необходимости одно лежачее место заменяется на три сиденья.

Последняя версия МЭМ предусматривает размещение также кислородного генератора, дефибриллятора и системы поддержания температуры в салоне. При проектировании пола салона обращалось внимание на обеспечение асептических условий в помещении. С этой целью использовался опыт разработки стационарных медицинских учреждений.

МЭМ на базе автомобиля M-ATV ТА обеспечивает защиту экипажа и раненых, а также проходимость практически в любых условиях. Противоминная защита обеспечивается благодаря V-образному сечению днища.

Таким образом, командование СВ США в ходе осуществляемого реформирования планирует увеличить число машин медицинского назначения. Особое внимание уделяется повышению
возможности проводить хирургические операции непосредственно в боевых порядках расположения войск, то есть на переднем крае.

На оснащении медицинских подразделений СВ Германии состоят 3,9-т легкие машины для десантных формирований и четырехосные 35-т автомобили для проведения интенсивной терапии раненых и пострадавших на переднем крае. Столь значительное увеличение массы последнего обусловлено наличием брони, обеспечивающей противопульную, противоосколочную и противоминную защиту на уровне боевых машин пехоты. Высокая проходимость обеспечивается приводом на все четыре оси и достаточно мощным двигателем.

МЭМ на шасси "Визель-2" предназначена для соответствующего обеспечения подразделений быстрого реагирования, в частности десантно-штурмовых. Масса машины (3,9 т) дает возможность транспортировать ее воздушным путем. Несмотря на небольшие габариты, внутренний объем позволяет медицинскому персоналу оказывать первую медицинскую помощь раненым уже на переднем крае. МЭМ "Визель-2" рассчитана на перевозку одного лежачего или трех сидячих раненых. Доступ в ее медицинское отделение осуществляется через две задние двери.

Бронирование машины обеспечивает защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Навигационная система на базе приемника КРНС "Навстар" способствует точному определению координат МЭМ для ориентирования на местности и передачи информации о своем местоположении, в первую очередь, командиру подразделения и медицинскому начальнику.

Для транспортировки раненых в тыловой зоне используются автомобили повышенной грузоподъемности без бронирования. Например, медико-эвакуационный автомобиль массой 7,5 т на шасси "Мерседес-Бенц Унимог 1300 Л" (колесная формула 4x4) предназначен для перевозки до шести раненых в сидячем положении.

Медицинское отделение оборудовано четырьмя койками для лежачих больных. Возможно сочетание двух лежачих и трех сидячих раненых.

Для эвакуации пациентов на труднопроходимой местности используется бронированная медицинская машина Bv-206 шведского производства массой 7,1 т. Она представляет собой сочлененный из двух корпусов гусеничный вездеход. Оба корпуса соединяются с помощью гидравлического привода. Запрограммированное управление соединением оптимизирует движение машины. На переднем вездеходе расположено моторно-трансмиссионное отделение. Bv-206 выполняет функции медицинского транспортера.

Бронирование машины обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. Она оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ). В медицинском отделении возможна перевозка двух лежачих либо одного лежачего и трех сидячих больных.

Для интенсивной терапии и эвакуации одного раненого используется медико-эвакуационная машина на базе бронеавтомобиля "Игл-4" массой 9,5 т. Преимуществом этой МЭМ являются высокая скорость движения, что сокращает время доставки раненого до госпиталя, а также относительно небольшие масса и габариты. Автомобиль обладает противопульной, противоосколочной и противоминной защитой.

В качестве бронированной медико-эвакуационной машины высокой проходимости в вооруженных силах Германии используется автомобиль на шасси "Дуро-3" массой 12,5 т. Бронирование обеспечивает противопульную, противоосколочную и противоминную защиту экипажу из трех человек и раненым: одному лежачему или двум сидячим. Полезный объем салона составляет 12,8 м3.

Для срочной эвакуации раненых с поля боя, в условиях опасности поражения осколками мин и снарядов, а также средствами ближнего огневого поражения и немедленного оказания им медицинской помощи на вооружении Германии поступают медицинские машины на базе бронеавтомобиля "Динго-2" массой 12,5 т. Существует три основных модификации: для обычной терапии, для интенсивной терапии и для терапии пострадавших от ОМП и инфекционных больных.

Медицинское отделение МЭМ обычной терапии позволяет эвакуировать и оказывать помощь одновременно трем раненым при их положении лежа или четверым сидя. Объем медицинского отделения 11м3 при высоте салона 1,35 м.

Вариант МЭМ интенсивной терапии "Динго-2" отличается более мощным двигателем, повышенной проходимостью, большими объемом (13 м3) и высотой (1,63 м) медицинского салона. Медоборудование машины обеспечивает более значительный объем медицинской помощи, чем в машине предыдущей модификации. Одновременно в этой МЭМ можно эвакуировать двух лежачих больных.

У МЭМ для терапии и изоляции пострадавших от ОМП и инфекционных больных и оказания им первой медицинской помощи аналогичные тактико-технические характеристики. Автомобиль может эвакуировать одновременно одного пострадавшего от ОМП или двух лежачих незараженных раненых.

В 2010 году был разработан передовой подвижный медицинский пункт на базе транспортера с повышенной защитой TPz-I А8А2 "Фукс" IED. Машина массой 22,5 т рассчитана на эвакуацию одного раненого с проведением комплекса интенсивной терапии. В состав медицинского оборудования входит аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор и шприцевой насос.

Экипаж данной медико-эвакуационной машины три человека: врач-реаниматолог, его ассистент и водитель-санитар. Кресла персонала, установленные в медицинском салоне, прикреплены к крыше машины. Для защиты ног предусмотрены подвесные площадки. Для защиты экипажа при нахождении его вне машины используются каски, хранящиеся в походном положении в боковых сетках. Для ориентирования на местности и сокращения времени на поиск пострадавших машина оснащена навигационной аппаратурой.

Рабочее место врача находится за кабиной водителя. Фельдшер располагается на боковом сиденье. Полезный объем медицинского отделения 12,8 м3.

Одним из наиболее защищенных и, соответственно, тяжелых вариантов медико-эвакуационной машины является автомобиль массой 25 т семейства GFF 4. Высота салона (1,8 м) предоставляет возможность выполнять медицинскому персоналу свои профессиональные обязанности в положении стоя (в полный рост). Внутренний объем салона 17м3.

Наибольшую защиту экипажа и пациентов обеспечивает медико-эвакуационная машина массой 33 т на базе бронетранспортера "Боксер" (колесная формула 8х8). Руководство МО ФРГ заключило контракт на поставку до 2016 года 72 таких МЭМ. Они должны поступить в подразделения центральной медико-санитарной службы, а также в соответствующие подразделения СВ, которые входят в состав танковых, мотопехотных, горнопехотных, пехотных и инженерных батальонов. Предполагается, что к 2030 году всего в эксплуатации будет находиться до 300 МЭМ "Боксер".

Бронирование бортов медицинского отделения обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Днище выдерживает подрыв мины фугасного действия массой до 10 кг.

Машина оснащена ФВУ и системой пожаротушения. В конструкции корпуса применены материалы, снижающие излучение в инфракрасном и акустическом диапазонах. Для постановки аэрозольных завес на МЭМ предусмотрены восемь ПУ дымовых гранат. Впереди автомобиля и с левого борта установлены три камеры наблюдения, дисплеи от которых располагаются в кабине. Экипаж МЭМ "Боксер" три человека: врач, фельдшер и механик-водитель.

В зависимости от обстановки медицинское отделение объемом 17,5 м3 и высотой 1,85 м может быть сформировано для перевозки раненых в следующих вариантах: семеро сидячих; трое лежачих; двое лежачих и трое сидячих; один лежачий для интенсивной терапии.

Машина оснащена аппаратом искусственной вентиляции легких, дефибриллятором и аппаратом регистрации ЭКГ, электровакуумным аспиратором запасом кислорода, комплектом перевязочного материала и хирургического инструментария для проведения первичной обработки ран, остановки кровотечений и оказания неотложной хирургической помощи.

В набор медикаментов входят главным образом сильные обезболивающие, а также лекарственные средства для стабилизации общего состояния раненых во время их транспортировки в медицинский батальон или госпиталь.

Одним из направлений развития технических средств медицинской службы является разработка роботизированных машин, предназначенных для поиска, эвакуации и оказания первой помощи. Первые медицинские безэкипажные наземные машины будут выполнять в основном роль санитаров. Например, один из экспериментальных образцов обеспечивает транспортировку до четырех раненых. Кроме того, предусмотрено место для робота-погрузчика.

Дистанционно управляемая МЭМ оснащена средствами телемедицины, обеспечивающими постоянный контроль за параметрами организмов пациентов и возможность двусторонней аудио-и видеосвязи с ними. Масса машины около 4 т, масса полезной нагрузки 800 кг.

В дальнейшем предполагается использовать в составе роботизированных МЭМ дистанционно управляемых роботов-хирургов, что позволит оказывать экстренную квалифицированную медицинскую помощь во время эвакуации раненых с поля боя.

Анализ состояния и направлений развития зарубежной военной техники показывает, что в ведущих зарубежных странах, в первую очередь в США и Германии, совершенствованию медико-эвакуационных машин уделяется существенное внимание. При сокращении общего числа ББМ в ходе реформирования вооруженных сил на период до 2030 года количество МЭМ в расчете на одного военнослужащего увеличится.

Состоящие на вооружении медицинские машины в зависимости от их массы и размеров обеспечивают экипажу и раненым противопульную и противоосколочную защиту. Для оказания хирургической помощи или проведения интенсивной терапии на передовой предусмотрен вариант машины, оборудованной специальной аппаратурой и медикаментами для эвакуации одного пострадавшего.

Таким образом, основными направлениями развития медико-эвакуационных машин являются: повышение их защищенности, расширение выполняемых медперсоналом задач, увеличение полезного внутреннего объема корпуса МЭМ, механизация машины для переноса и подъема раненых, оснащение средствами телемедицины, а также новыми средствами связи и автоматизации управления, В США и других западных странах разрабатываются роботизированные средства для эвакуации раненых и оказания им первой медицинской помощи. Возможно, к 2030 году будут созданы роботы-терапевты и роботы-хирурги, которые под дистанционным управлением врачей-операторов будут оказывать соответствующую помощь пострадавшим.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №2, С.53-60

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (16.03.2015) | Автор: Полковник В. Русаков
Просмотров: 6888 | Теги: В. Русаков, медицина | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar