ВМС США в начале XXI века часть 2
Капитан 1 ранга В. Константинов
Авианосцы. Корабли этого класса олицетворяют боевую мощь американского флота. Желая подчеркнуть особое место, которое занимают в структуре ВМС эти корабли, американские адмиралы обычно подчеркивают тот факт, что, когда президенту США докладывают о кризисной ситуации в том или ином районе мира, его первый вопрос звучит так: «где ближайший авианосец?».
В настоящее время в строю находятся 12 многоцелевых авианосцев - девять атомных (АВМА) и три с обычной энергетической установкой (АВМ). Эти корабли, водоизмещение которых составляет 80-100 тыс. т (АВМА «Гарри Трумэн» CVN 75 последней постройки), несут авиакрыло в составе 80 самолетов и вертолетов, включая 50 ударных самолетов, до трех тысяч тонн авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиационного топлива и способны пополнять запасы с судов снабжения непосредственно в районе боевых действий. Командование ВМС при каждом удобном случае утверждает, что для качественного выполнения возлагаемых на авианосные силы задач как военного, так и мирного времени, необходимо иметь в составе флота не менее 15 авианосцев. Только в этом случае флот мог бы обеспечить 100-процентное по времени прикрытие этими силами трех традиционных зон ответственности - западной части Тихого океана, Средиземного моря и Персидского залива.
Однако учитывая высокую (свыше 5 млрд долларов) стоимость строительства этих кораблей и необходимость плановой замены авианосцев, построенных в 60-е годы XX века, можно полагать, что в ближайшем будущем увеличение количества находящихся в строю авианосцев не предвидится.
Завершение строительства АВМА «Рональд Рейган» (CVN 76) в 2003 году позволит заменить прослуживший 42 года АВМ «Констеллейшн». Согласно утвержденной кораблестроительной программе в 2001-2008 годах будет построен десятый и последний авианосец типа «Нимитц» - CVN 77 (для замены АВМ «Китти Хок»). С 2006 года предполагается начать строительство авианосцев по проекту CVNX (первый - CVN 78) и закладывать их через каждые пять лет. В число основных требований к новому проекту входят такие, как возможность внедрения новейших технологий и существенное снижение уровня эксплуатационных расходов в течение жизненного цикла корабля (50 лет). Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу, что позволит базировать и обеспечивать полеты перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Непременным условием признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), обеспечивающей экстренную переброску корабля в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом. В интересах повышения живучести рекомендован ряд мер по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а для приемлемости по расходам - сокращение численности экипажа (с 3,5 до 2,5 тыс. человек), стоимости строительства и эксплуатационных расходов (на 20 проц.), исключение необходимости проведения перезарядки ядерных реакторов. Второй авианосец нового проекта (CVN 79) планируется ввести в состав ВМС в 2018 году.
Командование ВМС обеспокоено устареванием самолетного парка авианосной авиации, средний возраст которого составляет примерно 18 лет и будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев при сохранении принятого уровня закупок. Решение о снятии с вооружения самолетов ВВС EF-111A и возложении задачи подавления РЛС противника на флотские самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер» увеличило потребности объединенных оперативных формирований в этом устаревающем самолете.
Конгресс выделил дополнительные средства на проведение модернизации нескольких таких машин и разрешил провести дооборудование нескольких испытательных самолетов, что позволит в 2003 году сформировать дополнительную авиаэскадрилью РЭБ. Одновременно определяются требования к новому самолету, который мог бы начиная с 2010 года заменять самолеты «Проулер». В качестве наиболее вероятного варианта рассматривается самолет EF/A-18 «Гроулер», переоборудованный из двухместного истребителя-штурмовика F/A-18F «Супер Хорнет». Типовое авиакрыло авианосной авиации в настоящее время включает 14 истребителей F-14 «Томкэт», 36 истребителей-штурмовиков F/A-18C/D «Хорнет», четыре самолета ДРЛО Е-2С «Хокай», четыре самолета РЭБ ЕА-6В «Проулер», восемь противолодочных самолетов S-3B «Викинг», два самолета РТР ES-3A «Викинг», шесть противолодочных вертолетов SH-60 и два вертолета обеспечения НН-60 «Си Хок», - всего не менее 76 машин.
С 2001 года на вооружение (вместо F14) поступает самолет F/A-18 «Супер Хорнет» в модификациях Е (одноместный) и F (двухместный) с увеличенными полезной нагрузкой и радиусом действия. Производство продлится по 2015 год. Планируется закупить от 548 до 785 машин. Создание истребителя-штурмовика «Супер Хорнет» имеет целью компенсировать те потери, которые понесла авианосная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6 «Интрудер», поскольку пришедший ему на смену F/A-18C при всех его плюсах уступает «Интрудеру» по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка, всепогодность. Как отмечается в американской печати, изменения, внесенные в конструкцию, позволили на 33 проц. увеличить запас топлива и соответственно - дальность полета. Благодаря более совершенным аэродинамическим формам и применению радиопогло-щающих материалов уменьшена ЭПР самолета. Количество узлов подвески возросло с девяти до 11, а боевая нагрузка превышает 8000 кг. Самолет сможет нести различные виды оружия: управляемые ракеты (УР) класса «воздух - воздух» «Сай-двиндер», «Спарроу», AMRAAM, противокорабельные ракеты (ПКР) «Гарпун», УР класса «воздух - поверхность» «Слэм», «Мейверик», ракеты РЭБ «Харм», «Шрайк», неуправляемые ракеты (НУР), управляемые («Уоллай») и неуправляемые авиабомбы, мины, а также новейшие боеприпасы типов «Слэм-ER», JDAM, JSOW. Самолет оснащен многофункциональной РЛС APG-73 и системой РЭБ IDECM. Процесс замены истребителей F-14, применяемых для дальнего перехвата и нанесения ударов по наземным объектам, самолетами «Супер Хорнет» продлится как минимум до 2010 года.
ВМС, кроме собственных программ развития авиации, принимают участие в программе JSF, предусматривающей разработку истребителя-штурмовика F-35 в трех вариантах - для ВВС, морской пехоты (с коротким взлетом и вертикальной посадкой)и для авианосцев. Одним из достоинств этого самолета считается увеличенный радиус действия, составляющий без дозаправки 700 морских миль, а при наличии подвесных топливных баков болеет 1 000 миль (с двумя 2 000-фунтовыми управляемыми авиабомбами), что значительно превышает возможности современных самолетов авианосной авиации. Всего планируется закупить 480 самолетов F-35 для флота и 609 -
для морской пехоты. Поступление самолетов в авиаэскадрильи МП может начаться в 2008 году, а на авианосцы двумя годами позже. По результатам конкурса создание самолета поручено фирме «Локхид - Мартин».
Боевые надводные корабли. В нескольких выполненных во второй половине 90-х годов XX века исследованиях оценки потребностей в надводных кораблях в XXI веке варьировались в диапазоне от 134 до 194 крейсеров, эсминцев и фрегатов и в каждом случае превышали определенный министерством обороны уровень в 116 единиц. (В настоящее время в надводных силах Атлантического и Тихоокеанского флотов насчитывается 27 крейсеров УРО типа «Тикондерога», 57 ЭМ УРО типа «Орли Бёрк» и «Спрюенс», 33 ФР УРО типа «Оливер X. Перри» - всего 117 боевых кораблей основных классов.) Оценки последнего этапа исследований (2000 год) определяют этот уровень в 138 кораблей (30 крейсеров и 66 эсминцев УРО, оснащенных системой «Иджис», 30 эсминцев проекта DD-21 и 12 фрегатов УРО).
Наряду с завершением строительства второй серии ЭМ УРО типа «Орли Бёрк» наиболее значительной является программа создания нового надводного корабля DD-21, работы по которой начались в 1998 году, а позднее трансформировались в новую программу, получившую обозначение «проект DD (X)».
На перспективные корабли возлагается задача обеспечения доступа американских сил в ключевые районы мира. Поэтому они, обладая высокой мобильностью, должны быть способны отразить воздушные угрозы и обеспечить завоевание господства в воздухе в заданном районе, разгромить силы противника, препятствующие доступу в район, обеспечить высадку подразделений морской пехоты, выполнить задачу огневого поражения противника на берегу. Как показал анализ, эсминец DD-21 не смог бы решать такой широкий круг задач. Это обстоятельство и привело к принятию программы DD (X), предусматривающей создание семейства проектов надводных кораблей, которые будут строиться в течение предстоящих 25 лет. В это семейство войдут проекты собственно эсминца DD (X), крейсера УРО CG (X) и малого корабля прибрежной зоны LCS-X (Littoral Combat Ship). При этом на эсминцы будут возлагаться задачи борьбы с кораблями и подводными лодками противника, поражения наземных сил и объектов, на крейсера - обеспечение ПВО и ПРО объединенных оперативных формирований, на корабли LCS - выполнение ряда специфических задач в ограниченных для маневрирования районах, где применение крупных кораблей связано с риском.
По результатам проведенного конкурса контракт стоимостью 2,9 млрд долларов на эскизное проектирование надводных кораблей нового поколения в первой половине 2002 года получила группа промышленных фирм («Золотая команда»), возглавляемая «Нортроп - Грумман». В группу входят также фирмы «Рейтеон», «Юнайтед дефенс» и еще более 30 фирм. Выдача заказа на строительство эсминца DD (X) запланирована на 2005 год. Всего предполагается построить 31 корабль этого проекта.
Основные требования к проекту - существенное сокращение численности экипажа, сбалансированный набор боевых возможностей, целый ряд конструктивных новшеств. Так, например, предполагается, что перспективный корабль будет обладать малой эффективной поверхностью рассеяния, низкими инфракрасной и оптоэлектронной сигнатурами благодаря, в частности, уменьшенным размерам надстройки и размещению фазированных антенных решеток радиолокационных станций (в диапазонах 1-2 и 8-12 ГГц) на наклонных переборках надстройки. Полностью интегрированная АСБУ обеспечит ведение боевых действий с использованием компьютерной сети, объединяющей средства обнаружения, системы оружия и боевого управления корабельного соединения и сопряженной с глобальной системой управления GCCS-M. Эсминец планируется оснастить так называемой периферийной (разнесенной побортно) установкой вертикального пуска со 128 ячейками для крылатых ракет «Томахок», зенитных управляемых ракет «Стандарт-2» и «Си Спарроу». В состав вооружения корабля войдут также две 155-мм артиллерийские установки AGS (с общим автоматизированным магазином на 1 200-1 500 выстрелов) для поражения наземных объектов на дальностях до 185 км. Гидроакустический комплекс новой разработки объединит станции с носовой и буксируемой антеннами со средствами противоторпедной защиты и должен обеспечить обнаружение целей в условиях мелководья.
В двухвальной энергетической установке намечено применить газовые турбины LM2500 и LM500, электродвигатели на постоянных магнитах. Длительная скорость хода эсминца составит 30 уз. На корабле планируется оборудовать две взлетно-посадочные площадки, ангар для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, спуско-подъемные устройства для плавсредств и подводных аппаратов. Для практической проверки новых технологических решений предполагается использовать выведенный из боевого состава эсминец «Рэдфорд» (типа «Спрюенс»).
Командование ВМС предлагает проектировщикам добиться максимально возможной общности проектов перспективных эсминца и крейсера в отношении размерений и формы корпуса, энергетической установки и ряда основных систем этих кораблей. Оба проекта должны предусматривать возможность реализации процесса «развития по спирали» (spiral development), который позволит внедрять новейшие разработки как в ходе строительства, так и при модернизации уже построенных кораблей. В то же время крейсер CGX будет отличаться от эсминца, во-первых, составом вооружения, которое позволит ему осуществлять надежную оборону от воздушных угроз не только взаимодействующих кораблей, но и сил, действующих на берегу, и, во-вторых, возможностью выступать в качестве корабля управления. Первоначально крейсера будут дополнять, а впоследствии заменят собой 27 крейсеров типа «Тикондерога», которые с 2018 года будут выводиться из состава флота.
В рамках программы DD (X) вырабатываются также требования к перспективному кораблю прибрежной зоны и изучаются возможности применения в его проекте нетрадиционных архитектурных форм, элементов технологии «стелт» и современных технологий гражданского судостроения, способствующих увеличению скорости хода, дальности плавания и грузоподъемности. С этой целью ВМС арендовали на время быстроходный катамаран HSV-X1 «Джойнт венчер» (фирмы «Боллинджер»), опытовое судно «Си слайс» с четырьмя подводными каплеобразными корпусами-гондолами (фирма «Локхид - Мартин») и норвежский ракетный катер «Шелд». Все они стали участниками десятого флотского эксперимента, проведенного летом 2002 года, и выступали в роли перспективного корабля прибрежной зоны. Одна из особенностей этого эксперимента состояла в практической проверке способов применения подводных аппаратов с надводных кораблей, использования модульных систем оружия для быстрой подготовки корабля к выполнению конкретной задачи. Результаты эксперимента служат основой для определения требований к проекту.
В соответствии с замыслом корабль LCS будет способен вести борьбу с подводными лодками, действующими в прибрежных районах, противостоять минной угрозе и отражать атаки быстроходных катеров, обеспечивать действия разведывательно-диверсионных групп, участвовать в установлении блокады отдельных баз и портов и в информационных операциях. Для выполнения таких задач корабль должен обладать высокой (50-60 узлов) скоростью хода, небольшой осадкой, высоким уровнем автоматизации. Штаб ВМС финансировал создание шести демонстрационных образцов различных архитектурных форм и по результатам их испытаний намеревался осуществить выбор конструкции корабля (судя по последним испытаниям корабля «Джойнт Венчер» IX-532/ HSV-X1 конструкторы склоняются к корпусу катамаранного типа). Параллельно будет определяться состав его вооружения. В предварительном плане считается необходимым оснастить корабль артиллерийским комплексом «Фаланкс», ракетным комплексом RAM, системой выстреливания электронных ловушек «Нулка», приемной аппаратурой АСУ средствами ПВО соединения AN/USG-2(V), аппаратурой передачи данных «Линк-16». Корабль будет также нести вертолет MH-60R/S, три беспилотных летательных аппарата с вертикальным взлетом и посадкой, противоминную систему AN/WLD-1, дистанционно управляемый разведывательный катер «Спартан», два подводных аппарата системы минной разведки AN/BLQ-11. Исходя из перечисленного, американские специалисты считают, что водоизмещение LCS составит не менее 1000-1500 т, а стоимость - около 250 млн долларов. Финансирование первого должно состояться в 2005 году, еще двух в 2007-м, а всего оборонной программой 2004-2009 годов предусматриваются ассигнования на строительство девяти кораблей. По заявлению начальника штаба ВМС, флоту потребуется от 30 до 60 кораблей этого класса.
В ходе модернизации существующих крейсеров и эсминцев (рис. 4. - ЭМ УРО «Уинстон Черчилль» типа «Орли Бёрк» постройки 2001 года) внедряются новые технологии и организационные формы, позволяющие сокращать численность экипажей и эксплуатационные расходы. В число этих мероприятий входят, в частности, оборудование интегрированного ходового мостика, применение автоматизированных систем управления энергетической установкой и борьбой за живучесть, контроля и оценки состояния ЭУ, новой системы внутрикорабельной связи, местной вычислительной сети. Особое внимание командование ВМС уделяет оснащению крейсеров средствами противоракетной обороны.
Модернизация существующих и разработка новых систем оружия для надводных кораблей во многом определяется потребностями морской пехоты в корабельных средствах огневой поддержки. В число ближнесрочных программ входит программа оснащения крейсеров и эсминцев модернизированной 127-мм АУ Мк45 мод. 4, предназначенной для стрельбы управляемыми активно-реактивными снарядами ERGM. Для DD-21 разрабатывается перспективная АУ под индексом AGS. Ее первоначальный проект (VGAS), предусматривавший создание спаренной 155-мм АУ с вертикальным расположением стволов и автоматизированным магазином на 1400 снарядов, в настоящее время отменен. Разработчики предпочли вариант традиционной «поворотной» конструкции с применением технологии «стелт» и рассчитывают, что дальность стрельбы из новой 155-мм будет не менее 180 км. Начало наземных испытаний ее прототипа планировалось на 2002 год.
Особое место в мероприятиях, направленных на повышение ударных возможностей надводных кораблей, занимают работы по совершенствованию крылатых ракет «Томахок», которые в американских публикациях нередко называют «оружием национального выбора» или «основным средством современного варианта дипломатии канонерок». Только в 1998-1999 годах ВМС США израсходовали более 600 таких ракет: 220 - в Югославии, 330 - в ударах по Ираку, около 80 - по Судану и Афганистану. Оценки их эффективности различны, поскольку в отдельных ударах поражалось от 50 до 80 проц. намеченных целей. К достоинствам этого вида оружия, в частности, относят отсутствие риска для личного состава, возможность уничтожения или вывода из строя зенитных комплексов и РЛС системы ПВО противника, выполнение точечных ударов по зданиям.
По сообщениям печати, в настоящее время американские ВМС располагают 2 200 КР «Томахок» (без учета ракет в ядерном оснащении), из которых более половины составляют ракеты первых выпусков. Они считаются устаревшими и подлежат модернизации. Конгресс уже выделил 420 млн долларов на переоборудование 424 КР Block 2 и 200 КР в противокорабельном варианте в ракеты модификации Block 3, отличающейся наличием навигационной системы GPS и усовершенствованной системой наведения на конечном участке траектории по цифровым картам местности. Кроме того, ведутся работы по созданию КР Block 4, известной также под названием «Tactical Tomahawk». Уже определено, что в период с 2003 по 2008 год ВМС получат 1 353 ракеты этой модификации с увеличенной на 30 проц. дальностью стрельбы и возможностью перенацеливания в полете. Ракета будет способна барражировать в течение 3,5 ч на удалении до 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели. Еще одно требование к разработчикам -снизить стоимость КР на 40 проц. Новыми КР будут вооружаться все крейсера и эсминцы, включая перспективные корабли проекта DD-21.
Корабли других классов. Среди них наибольшее внимание уделяется строительству десантных. Кораблестроительной программой предусмотрено продолжение строительства десантно-вертолетных кораблей-доков типа LPD-17 «Сан-Анто-нио» (два корабля уже находятся в постройке, головной предполагается ввести в состав флота в 2005 году). Этот корабль водоизмещением 25 300 т, вооруженный УВП на 64 усовершенствованные ЗУР «Си Спарроу», двумя ЗРК RAM и двумя ЗАК «Фаланкс», способен нести на борту 720 морских пехотинцев, два десантных катера на воздушной подушке LCАС, 15 бронетранспортеров AAAV, самолет MV-22 «Оспрей» или два вертолета. Считается, что серия из 12 кораблей этого типа заменит в составе флота 41 корабль старых типов: десантно-вертолетные корабли-доки типа «Остин», танко-десантные корабли типа «Ньюпорт», десантные грузовые транспорты типа «Чарльстон», десантные транспорты-доки типа «Энкоридж».
В 2002 году выдан заказ на постройку восьмого универсального десантного корабля типа «Уосп» LHD-8 (водоизмещение 40 500 т, десантовместимость около 1 900 человек, три катера LCAC, 30 вертолетов различных типов, шесть-восемь самолетов AV-8B «Харриер», а в варианте авианесущего корабля - 20 AV-8B и четыре-шесть вертолетов SH-60F). Начало его строительства на верфи в Паскагула - май 2003 года. В отличие от первых семи кораблей этого типа, имеющих паросиловую энергетическую установку, на восьмом корабле будут две газотурбинные установки мощностью по 35 000 л. с, шесть дизель-генераторов, новая зональная электрораспределительная система. Реализация программы строительства десантных кораблей позволит формировать до 12 амфибийно-десантных групп, в состав каждой из которых будут входить универсальный десантный корабль типа «Уосп» или «Тарава», десантно-вертолетный корабль-док типа «Сан-Антонио» и десантный транспорт-док типов «Уидби Айленд» или «Харперс Ферри» (12 ДТД построены в 1985-1998 годах).
Программой оборонного планирования 2004-2009 годов предусматривается также строительство нового УДК LHA водоизмещением 50-56 тыс. т (с финансированием первого в 2006 году), модернизация ДКВП LCAC с продлением сроков их эксплуатации и разработка нового ДКВП большей десантовместимости, а также замена в будущем судов-складов в составе эскадр сил заблаговременного складирования МП (MPF-F) и командно-штабных кораблей по проекту JCC (X).
Командование МП считает, что реализация концепции «Операционный маневр с моря», предусматривающей, в частности, быструю доставку подразделений морской пехоты к назначенному объекту (без закрепления на плацдарме высадки) с помощью самолетов «Оспрей» и перспективных бронетранспортеров AAAV, станет возможной к концу следующего десятилетия. Маневренные действия морских пехотинцев потребуют корабельной огневой поддержки на глубину до 200 миль (370 км), что превысит дальность стрельбы разрабатываемых корабельных артиллерийских установок и систем.
Считается, что в полной мере потребности МП в огневой поддержке могут быть удовлетворены после 2008 года с принятием на вооружение кораблей новой УР ALAM (Advanced Land Attack Missile). Кроме того, не снимается с повестки дня вопрос о разработке корабельного варианта оперативно-тактической ракеты ATACMS.
Дальнейшее совершенствование минно-тральных сил (после завершения программ строительства МТК типа «Эвенджер» и «Оспрей» и переоборудования ABB «Иводзима» в корабль управления и поддержки МТС) направлено на придание развертываемым АУГ и БАГ противоминных возможностей путем оснащения боевых кораблей противоминными системами и аппаратами (в том числе дистанционно управляемыми), предназначенных в частности для поиска мин и траления в мелководных прибрежных районах. Рассматриваются также варианты придания минно-тральным силам возможностей постановки в этих районах активных минных заграждений.
Патрульные катера типа «Циклон» (13), используемые силами специальных операций, планируется передать в состав береговой охраны США после замены их в составе ВМС новыми, проекта LSCX (с поступлением первого в начальной серии из девяти в 2004 году).
Реализация программ развития ВМС США в первом десятилетии XXI века и далее до 2020 года позволит, как считают американские специалисты, «трансформировать» флот таким образом, чтобы он был в состоянии «делать больше меньшими силами», лишь при условии их четкого обоснования и стабильного финансирования. Министерство и штаб ВМС готовят в настоящее время новую концепцию оперативно-стратегического использования флота и морской пехоты, которая должна придти на смену действующей «Вперед...со стороны моря» («Forward...From the Sea» и «.. .From the Sea») и аналитически обосновать будущую структуру американских ВМС 375-корабельного состава. К этой работе привлекаются лучшие научные и интеллектуальные кадры Пентагона, военно-морского колледжа (г. Ньюпорт), школы профессионального совершенствования офицеров ВМС (г. Квонтико) и ведомственных научно-исследовательских центров.
Зарубежное военное обозрение №2 2003 с. 43-49
Смотрите также
|