Реализация концепции "Сетецентрическая война" в ВМС СШАПолковник В. Баулин; «В будущих морских операциях будут использоваться революционные информационные технологии и возможности рассредоточенных сил, объединенных единым информационны.» пространства», для достижения беспрецедентной наступательной мощи, гарантированной обороны и операбельности в составе объединенных соединений». Адмирал Вернер Кларк (начальник штаба ВМС США) Анализ вооруженных конфликтов последних лет показывает, что военно-морские силы по-прежнему вносят особый вклад в обеспечение обороноспособности и национальной безопасности США. Многоцелевые экспедиционные формирования ВМС. как правило, первыми задействуются в кризисных ситуациях, и их боевое применение играет решающую роль в урегулировании кризисов.
Продолжающееся в настоящее время реформирование ВМС является составной частью общей реорганизации американских вооруженных сил. Реформы направлены на реструктуризацию боевого состава и повышение боеспособности сил флота и морской пехоты и способствуют, по мнению американских военных специалистов, расширению возможностей объединенных оперативных соединений ВМС по проецированию военной силы, обеспечению стратегической мобильности, продвижению и защите американских интересов в условиях возникновения любых стратегических угроз во всех регионах мира. Трансформация ВМС базируется на новых современных технологиях, в том числе информационных, позволяющих создавать новые образцы военно-морской техники и высокоточного оружия, повысить оперативность и эффективность боевого управления и взаимодействия мобильных соединений флота с силами и средствами морского базирования как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Реструктуризация ВМС и наращивание боевого потенциала всех их компонентов планомерно осуществляются в соответствии с концепциями развития морских ударных сил (Sea strike), боевых оборонительных сил и средств флота (Sea shield), а также обеспечивающих сил морского базирования (Sea based), составляющими основу принятой в начале XXI столетия стратегии «Морская мощь-21» (Sea Power-21). При этом предусматривается достижение полной интеграции компонентов сил флота, морской пехоты и береговой охраны США в единые морские силы. Принятая в США к началу 2008 года новая «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века» определила роль всех морских компонентов вооруженных сил страны (силы флота, МП и БОХР) в урегулировании кризисов, ведении (и предотвращении) войн и вооруженных конфликтов всех уровней в условиях непростой современной международной обстановки и растущей экономической напряженности. На ее основе были выработаны основные направления и концепции оперативного применения морских сил. Наряду с традиционными установками на обеспечение передового присутствия и демонстрации силы, стратегического сдерживания и силового давления, поддержания господства на море и гарантированной свободы мореплавания, морская стратегия выдвинула в разряд основных новые концепции: обеспечения коллективной безопасности на море (TSC - Theater Security Cooperation) и глобального сотрудничества морских сил (Global Maritime Partnership). Эти концепции предусматривают расширение и углубление сотрудничества с морскими силами всех союзных государств и стран-партнеров в области обеспечения безопасности в Мировом океане, повышение возможностей морской составляющей системы противоракетной обороны, организацию эффективного и устойчивого оперативного взаимодействия ВМС США и их союзников в составе объединенных и коалиционных формирований в любых регионах мира. В конечном итоге предполагается даже формирование международного флота 1000-корабельного состава (концепция, выдвинутая бывшим начальником штаба ВМС, а ныне председателем КНШ адмиралом Майклом Мулленом). Успешная реализация вышеуказанных концепций возможна, по мнению западных военных экспертов, лишь на базе создания интегрированной структуры, или, как ее называют на западе, функциональной концепции «Единая сеть сил ВМС» (ForceNet), объединяющей системы боевого управления силами флота, оружием и обеспечивающими средствами. Выполнение всех предусмотренных концепцией мероприятий позволит, как они полагают, достичь недосягаемых ранее возможностей по добыванию, обработке, обобщению, распределению и защите информации в интересах любых объединенных или коалиционных формирований военно-морских сил. Одновременно на Западе продолжается дискуссия на предмет существа «Единой сети сил ВМС». Одни аналитики называют ее основой построения и оперативного применения ВМС в перспективных операциях «информационной эры», другие представляют ее составной частью общей концепции вооруженных сил США «Сетецентрическая война» (Network Centric Warfare - NCW), отмечая, что «сетецентрическая война (Net-Centric Warfare) - это теория, сетецентрические операции (Net-centric Operations) - это концепция, a FORCEnet является процессом, объединяющим в рамках ВМС теорию с практикой». Однако, по сути, и то и другое понятие предопределяет «ведение боевых действий в едином информационном пространстве». Как функциональная концепция «Единая сеть сил ВМС» (FORCEnet) пришла на смену существовавшей раннее концепции «Информационные технологии XXI века» (IT-21 - Information Technology for 21-st Century). Она интегрирует всех участников операции (боевых действий), системы управления и разведки, боевые платформы (надводные корабли, подводные лодки, самолеты и т. д.), а также комплексы и средства вооружения в единую взаимосвязанную структуру рассредоточенных боевых сил, способных проводить успешные операции в конфликтах любого уровня и масштаба (рис. 3). Успешное выполнение мероприятий концепций «Сетецентрическая война» и «Единая сеть сил ВМС» зависит от взаимосвязанности средств автоматизации органов управления, систем вооружения и боевого обеспечения, а также от наличия эффективной интеграции различных сетей, и в первую очередь автоматизированных систем боевого управления, связи, разведки и наблюдения (C4ISR). Среди основных программ, реализуемых в настоящее время в ходе выполнения концепции «Единая сеть сил ВМС», можно выделить следующие: усовершенствование стационарных объединенных органов управления (Joint Command and Control - JC2), развертываемых (мобильных) объединенных пунктов управления (Deployable Joint Command and Control Capability - DJC2) и автоматизированной системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации ВМС (Distributed Common Ground System-Navy - DCGS-N). Данные программы, по мнению американских специалистов, являются ключевыми. Объединенные органы управления. Программа развертывания унифицированных модульных аппаратных средств стационарных (центральных) объединенных органов управления, находящаяся под контролем МО, выполняется в рамках реализации общей концепции ВС «сетецентрическая война». Планами программы предусматривается замена существующих аппаратных средств глобальной системы оперативного управления ВС США (Global Command and Control Systems - GCCS) унифицированными комплексами модульного типа. По мнению американских военных специалистов, это позволит использовать единые базы данных разведывательной информации, единые системы и инструментарии планирования операций, организации всех видов обеспечения и в конечном итоге осуществить беспрецедентную горизонтальную и вертикальную интеграцию всех компонентов объединенных сил (ОС). Развертываемые объединенные пункты управления. Данная программа также находится под контролем Пентагона и направлена на обеспечение унифицированными и стандартизированными аппаратными средствами развертываемых пунктов управления морских компонентов региональных объединенных командований (ОК) и командований ОС (ООФ) на ТВД. В соответствии с планами министерства обороны, аппаратуру перспективных органов управления такого типа планировалось разместить: в 2005 году при штабах Объединенного центрального командования (ОЦК) и Объединенного командования ВС США в Тихоокеанской зоне; в 2006-м - в ОК ВС США в Европейской зоне; в 2007 году - в ОК ВС США в Центральной и Южной Америке. Появление первых унифицированных аппаратных средств мобильных объединенных пунктов управления корабельного (морского) базирования ожидается в 2009 году. Программа разработки автоматизированной системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации ВМС (DCGS-N) является неотъемлемой частью мероприятий, проводимых в рамках концепции FORCE-net. Аппаратно-программные средства системы планируется интегрировать в боевые информационно-управляющие системы кораблей, что обеспечит пользователям доступ к различным базам данных. Основу системы DCGS-N составляет разрабатываемый по заказу ВВС США интегрированный комплекс обработки информации DIB (DCGS integration backbone), который позволит связать станции DCGS-N ВМС между собой, а также с аналогичными системами других видов ВС. Разработчики интегрированного комплекса при описании структуры и принципа функционирования сравнили его с электрической схемой дома - «...в доме имеется электрическая сеть со стандартным напряжением, и каждый его житель может включить в розетку компьютер, тостер или другой электроприбор и пользоваться им. Так же и пользователи новых станций сбора и обработки разведывательной информации должны иметь возможность через подсистему интеграции подключать необходимые им аппаратные и программные приложения, разработанные с использованием объектно-ориентированного языка программирования JAVA 2». В соответствии с программой для ВМС разрабатываются станции DCGS-N трех типов. Станции первого типа предназначены для установки на береговых ПУ (ЦУ) и штабных кораблях управления с целью осуществления обмена информацией на театре. Станциями второго типа оснащаются флагманские корабли авианосных и экспедиционных ударных групп (авианосцы и универсальные десантные корабли). Станции третьего типа предназначены для обеспечения информацией отдельных кораблей, выполняющих тактические задачи. В период с 2008 по 2013 год командование ВМС рассчитывает получить 53 комплекта аппаратно-программных средств DCGS-N, которые должны будут заменить уже развернутые комплексы систем JSIPS и JFN. Как считают американские военные специалисты, развертывание системы DCGS-N позволит не только приступить к масштабным преобразованиям системы разведки, но и перейти к новому принципу осуществления всего разведывательного обеспечения «адаптивное взаимодействие» (Reach-in). Данный принцип касается возможности пользователей глобальной информационной сети (Global information grid) иметь доступ к информации из различных источников, в том числе от других компонентов ОС, развернутых на ТВД или находящихся на континентальной части США. Принцип Reach-in еще называют деятельностью, позволяющей организовать взаимодействие между органами управления и аналитическими структурами (органами). По сравнению с существовавшим ранее принципом «иерархического взаимодействия» (Reach-back), предусматривающим необходимость обращения к разведывательным органам (аналитическим центрам) строго в соответствии с командной субординацией, принцип осуществления разведывательного обеспечения Reach-in предполагает возможность вхождения пользователей непосредственно в сеть для доступа к требуемым данным независимо от того, где (в какой базе данных) они хранятся.
Принцип Reach-in согласно руководящим документам ВС США является основополагающим для всех операций и не зависит от того, какие органы будут задействоваться для обеспечения объединенных сил. Основными особенностями архитектуры (аналитических и разведывательных центров, органов управления, принятия решений и т. д.) системы разведывательного обеспечения будет снижение количества органов и центров передового развертывания, что повлечет за собой сокращение времени реагирования, а также снижение потребностей в технике и квалифицированном персонале непосредственно в зоне конфликта. По своей сути архитектура органов и центров будет представлять собой единую интерактивную систему с разветвленной сетью взаимодействия и доступа. Применение принципа Reach-in, а также развертывание системы DCGS-N позволят пользователям на театре осуществлять быстрый доступ к разнообразным базам разведывательных данных, имеющим определенную иерархию, в частности к таким, как «национальная информационная библиотека» (National Information Library - NIL) Национального управления геопространственной разведки, «командная информационная библиотека» (Command Information Library - CIL) и «базы данных видовой информации» (Image Product Library - IPL), размещаемые в стационарных и мобильных (на штабных кораблях, авианосцах, ПЛАРБ и других) комплексах системы DCGS-N. Серьезность проводимых в ВС США мероприятий не вызывает сомнений. Главными принципами этих мероприятий можно считать обеспечение реальной интеграции сил в составе группировок, применение открытой архитектуры и модульности построения современных систем и комплексов вооруженной борьбы, а также осуществление взаимодействия всех участников операции (боевых действий) как по вертикали, так и по горизонтали. Ведь основным недостатком разрабатываемых ранее систем разведки и доведения информации было полное отсутствие взаимодействия с другими системами. Например, устаревшие ударные системы состояли из средств разведки и поражения с прямым .каналом передачи данных целеуказания. Такая «система систем» (рис. 4) представляет собой совокупность средств разведки, управления и передачи данных, а также средств поражения, интегрированных в единую разведывательно-информационно-ударную сеть. Единое информационное поле позволяет назначать для поражения вскрытой цели любое наиболее подходящее средство поражения. При этом передача данных целеуказания на него осуществляется посредством организации виртуальных каналов передачи данных или через Web-портал. Успешное функционирование разведывательно-информационной сети по сути и является реализацией концепции «сетецентрическая война», то есть позволяет вести боевые действия в едином информационном пространстве. Программы реализации функциональной концепции «Единая сеть сил ВМС» как неотъемлемой части общей концепции ВС США «сетецентрическая война», объединяют в себе все современные разработки и технологии, в том числе перспективные протоколы сетевого уровня, отвечающие за передачу и маршрутизацию сообщений версии IPv6, а также единые форматы представления данных, базирующиеся на XML-технологии, и др. Применение технологии XML, по мнению специалистов, позволит осуществлять эффективный поиск, обработку и обмен информацией между базами данных, разведывательными и аналитическими центрами, системами разведки и вооружения. Кроме того, на основе данной технологии планируется разработать специальные правила обмена информацией (формализация сообщения), например, при передаче данных от разведывательного средства через систему DCGS-N в глобальную информационную сеть.
Вместе с тем проводимые учения и эксперименты показали, что в настоящее время нерешенной остается проблема пропускной способности каналов передачи данных. Как отмечают некоторые американские эксперты, ее не удастся решить в ближайшее время. По оценкам бюджетного управления конгресса и американского высшего командования, потребности ВС в пропускной способности каналов связи в 20 раз превышают существующие возможности. Так, управление информационных систем МО США констатирует, что во время операции в Ираке собственными средствами МО осуществляло передачу только 20 проц. информации, а остальные 80 проц. передавались через коммерческие системы спутниковой связи. Основные надежды в ВМС возлагаются на запуск системы спутниковой связи TSAT (начало ее эксплуатации ожидается не ранее 2012 года). До этого момента трудно говорить об осуществлении так называемой горизонтальной интеграции. Более того, потребности в пропускной способности в дальнейшем будут только возрастать. В частности, применение языка формата XML* при обмене информацией в сети повышает объем сообщения сразу на 10 проц. А это значит, что, например, каждый многофункциональный корабль прибрежной зоны (Littoral Combat Ship - LCS) в повседневной обстановке должен будет иметь постоянный канал передачи данных со скоростью не менее 8 Мбит/с, а в боевой - до 20 Мбит/с. Поэтому военные специалисты ломают голову, где взять столько каналов с такой высокой пропускной способностью, чтобы обеспечить нормальное функционирование всей глобальной сети. Одним из вариантов решения проблемы является развертывание системы телепортов (меморандум о разработке системы телепортов был принят 5 мая 2000 года) связи и передачи данных министерства обороны, облегчающих доступ тактических пользователей в глобальную информационную сеть (ГИС). Телепорты, коммутируя военные каналы с коммерческими, обеспечивают доступ органов управления региональных объединенных командований в сеть военных информационных систем МО (Defense Information Systems Network) и сети разведывательного сообщества. В настоящее время американские ВМС располагают телепортами на Гавайях, северо-западе штата Виргиния, а также в Италии и Бахрейне. Кроме того, в их интересах могут использоваться телепорты, развернутые в Японии, Германии и в ряде штатов на континентальной части США. *Язык формата XML - метаязык форматирования документов Word-Wide Web позволяет создавать языки разметки, учитывающие специфику документов заданной предметной области, например MathML, XLink, SMIL и другие. XML-документ состоит из двух частей: из определения используемого языка и собственно документа. Определение языка задается с помощью шаблонов DTD и может храниться как в файле с документом, так и отдельно. Зарубежное военное обозрение №6 2009 С. 61-67 Смотрите также | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Просмотров: 18904 | | |
Всего комментариев: 0 | |