Атомные подводные лодки типа "Лос-Анджелес"
Ф.Сагайдаков
Усиленно наращивая гонку вооружений, военно-политическое руководство США тратит крупные суммы на строительство атомных подводных лодок. В конце 1971 года американская фирма "Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док" разработала проект многоцелевой атомной подводной лодки (ПЛА) "Лос-Анджелес". Она, как сообщает зарубежная печать, предназначается для решения следующих задач: борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника; охрана ПЛАРБ и авианосных ударных соединений; защита морских и океанских коммуникаций; минные постановки. После оснащения таких лодок крылатыми ракетами большой дальности стрельбы (с обычной или ядерной боевой частью) они смогут наносить удары по береговым объектам. Головная лодка была заложена в январе 1972 года, а в ноябре 1976-го она вступила в строй. В начале 1983 года в ВМС США находилось 20 лодок и ассигнованы средства на строительство еще 21, из которых 15 находятся в различных стадиях постройки. Отмечается, что в настоящее время стоимость одной ПЛА составляет 800 млн. долларов. По пятилетней кораблестроительной программе (1984-1988 финансовые годы) планируется выделить ассигнования еще на 21 ПЛА (1984-й - три, 1985-й - четыре. 1986-й - четыре, 1987-й - пять, 1988-й - пять). Большое внимание при создании атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" было уделено оснащению их эффективным вооружением. На лодке установлены четыре торпедных аппарата для стрельбы торпедами Мк48, противолодочными ракетами САБРОК и противокорабельными УР "Гарпун" и КР "Томагавк", а также для пуска имитаторов Мк30. Они могут использоваться и для постановки мин Мк57. В 1981 года разрабатывается система вертикального пуска КР "Томагавк" для установки на ПЛА типа "Лос-Анджелес", а также проект модернизации этой лодки, предусматривающий размещение 12 вертикальных ПУ в районе носовой цистерны главного балласта вне прочного корпуса. По сообщениям иностранной печати, это не должно снизить эффективность борьбы с подводными лодками, поскольку стрельба будет вестись не из торпедных аппаратов, а также вызвать значительные изменения корпусных конструкций и повлиять на ходовые качества. На лодке типа "Лос-Анджелес" с бортовым номером SSN719 вертикальные ПУ будут установлены в 1985 году после ввода ее в строй. Начиная с SSN723 все лодки будут оборудоваться 12 вертикальными ПУ в процессе их постройки, а на ПЛА SSN688 - 718 такие пусковые установки будут размещаться в процессе их капитального ремонта. Атомная подводная лодка "Лос-Анджелес" имеет однокорпусную архитектуру на большей части длины и в отличие от всех предыдущих серий не имеет двухкорпусной конструкции в районе отсеков вспомогательных механизмов. Запас плавучести составляет 15 проц. Стандартное водоизмещение "Лос-Анджелес" на 2400 т больше, чем, например, "Стёрджен", что объясняется установкой более мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и нового радиоэлектронного оборудования, увеличенным боезапасом, а также другими факторами. Корпусные конструкции изготовляются из стали HY-80/100 с нижним, пределом текучести 70 кг/мм2. Корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами. Через носовой конус под углом к диаметральной плоскости проходят трубы четырех торпедных аппаратов. Прочный корпус делится поперечными переборками на три отсека: центральный, реакторный и турбинный. Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения команды, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование. По данным зарубежной печати, большое внимание при проектировании ПЛА было уделено снижению ее шумности. В качестве ЯЭУ использована стандартная по составу для всех серийных атомных лодок турборедукторная установка, состоящая из паропроизводящей установки с реактором S6G и двух турбин, передающих через редуктор вращение семилопастному гребному винту. Реактор разработан фирмой "Дженерал электрик". По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W * фирмы "Вестингауз" он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками около десяти лет. На ПЛА установлены усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, использующая масс-спектрометр, управляемый ЭВМ (программируется на различные газовые составы внутриотсечного воздуха), а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. Система, по замыслу ее разработчиков, должна обеспечивать нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 сут. На ее базе предполагалось создать систему CAMS-ИВ, которая должна автоматически контролировать и управлять всеми средствами вентиляции и регенерации. ЭВМ регулирует содержание кислорода в отсеках лодки, непосредственно воздействуя на кислородную установку, работу скруббера, температурный режим установки дожигания водорода и окиси углерода, а также контролирует состояние древесно-угольных фильтров. При создании ПЛА типа "Лос-Анджелес" было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. К ним, в частности, относится гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, созданный на базе AN/BQQ-2, который включает сферическую антенну AN/BQS-13 (диаметр 4,57 м), конформную шумопеленгаторную ГАС, буксируемую антенну, размещаемую на корпусе лодки в кожухе (рис. 2), и другие гидроакустические системы. Обслуживается он четырьмя операторами. На ПЛА типа "Лос-Анджелес" установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Мк117 и другое радиоэлектронное оборудование. По мнению американских военных специалистов, дальнейшее совершенствование атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" пойдет по пути улучшения радиоэлектронного оборудования на базе единой системы управления и контроля, которой будут оснащаться как строящиеся лодки, так и перспективные. Разрабатывается корабельная мультиплексная система передачи данных AN/USQ-82 (V), которая позволит объединить информацию, поступающую от систем оружия и освещения обстановки, а также от общекорабельных, и передавать ее по мультиплексному кабелю. Ее предполагается устанавливать на ПЛА типа "Лос-Анджелес" начиная с номера SSN751. В иностранной печати сообщается, что в конце 80-х начале 90-х годов она будет совершенствоваться в направлении широкого использования распределенной обработки информации, стандартных модулей и волоконной оптики, что существенно повысит надежность кабелей и позволит исключить из состава оборудования преобразователи данных.
Водоизмещение, т: |
|
- надводное |
6000 |
- подводное |
6900 |
Главные размерения, м: |
|
- длина |
109,7 |
- ширина |
10,1 |
- осадка |
9,9 |
Мощность ЯЭУ, л.с. |
35 000 |
Скорость подводного хода, уз. |
32-35 |
Глубина погружения, м |
450 |
Экипаж, человек: |
|
- офицеры |
12 |
- унтер-офицеры и рядовые |
115 |
Основные ТТХ оружия ПЛА типа "ЛОС-АНДЖЕЛЕС"
Характеристики |
Торпеда Мк48 |
Противолодочная ракета SABROC |
Противокорабельные ракеты |
Мины |
Гарпун |
Томагавк |
Мк57 |
Мк67 |
Вес, кг: общий BB |
1600 . |
1853 . |
667 225 |
1400 454 |
930 154 |
754 . |
Габариты, м: длина диаметр |
5,8 0,53 |
6,25 0,34 |
4,6 0,53 |
6,4 0,53 |
3,0 0,5 |
4,0 0,5 |
Скорость, число М |
50 уз. |
1,0 |
0,85 |
0,7 |
- |
- |
Дальность стрельбы, км |
46 |
50 |
110 |
500 |
- |
- |
Глубина постановки, м |
- |
- |
- |
- |
300 |
100 |
Зарубежное военное обозрение №12 1988
Другие материалы по теме
Смотрите также
|