Выполнение программы строительства ПЛА типа "Виргиния" ВМС СШАКапитан 3 ранга Б. Лодочкин История создания в США подводных лодок начинается с 1773 года, когда Дэвид Бушнель построил первую боевую одноместную лодку. Ее корпус представлял собой оболочку из дубовых досок, стянутых железными обручами и проконопаченных пенькой, а в качестве оружия применялся бури С тех пор прошло почти два с половиной века, и подводные лодки превратились в грозное современное оружие, способное выполнять боевые задачи в любой нитке Мирового океана. Сегодня они являются незаменимым компонентам ВМС ведущих держав. Атомные подводные лодки типа "Виргиния" представляют собой концентрацию самых современных достижений в области кораблестроения, а программа их создания определяющим образом влияет на национальную безопасность США.
Эскизы ПЛА типа "Виргиния" ВМС США Проектирование многоцелевых атомных подводных лодок типа "Виргиния" началось в конце 80-х годов XX века. Они предназначены для замены постепенно выводимых из боевого состава ПЛА типа "Лос-Анджелес". Первоначально на смену "Лос-Анджелес" предназначались ПЛА типа "Сивулф", но вследствие изменения политической ситуации, связанной с окончанием "холодной войны", а также с высокой стоимостью лодок данного типа, их строительство было прекращено.
Атомные подводные лодки типа "Виргиния" создаются тремя подсериями, включающими
пять модификаций, в каждой из которых внедряются новые достижения в
подводном кораблестроении. В 1998 году был подписан контракт на строительство
первых четырех лодок первой подсерии. Головной корабль был принят на вооружение
в 2004 году. В этом же году был подписан второй контракт, предусматривавший
создание шести лодок второй подсерии. Спустя четыре года представители ВМС США,
компаний "Дженерал дайнэмикс электрик боат" (GD Electric Boat) и "Нор-гроп-Грумман
ньюпорт-ньюс" (Northrop Grumman Newport News) подписали третий контракт
стоимостью 14 млрд долларов на создание еще восьми субмарин.
Строительство ПЛА типа "Виргиния" ведется совместно судостроительной корпорацией "Дженерал дайнэмикс электрик боут дивижн" (General Dynamics' Electric Boat Division - GD/EB, Гротон, штат Коннектикут, и Куинсет-Пойнт, штат Род-Айленд) и судоверфью "Ньюпорт-Ньюс" (Newport News, Виргиния), являющейся частью судостроительной корпорации "Нортроп-Грумман шипбилдинг" (Northrop Grumman Shipbuilding - NGSB). В настоящее время только эти предприятия в США занимаются строительством атомных подводных лодок. На судоверфи "Ньюпорт-Ньюс" осуществляется сборка кормовой и носовой оконечности подводных лодок, модуля главных турбозубчатых агрегатов, жилых помещений, выгородки торпедно-ракетного вооружения, а также ограждения выдвижных устройств. Компания GD/EB разрабатывает модули вспомогательных механизмов и системы боевого управления. Созданием реакторного отсека, монтажом, испытанием и вводом в эксплуатацию ядерной реакторной установки каждая фирма занимается самостоятельно. Кроме того, на каждой верфи происходит окончательная сборка ПЛА. Например, если GD/EB строит нечетные подводные лодки, то "Ньюпорт-Ньюс" производит сборку четных корпусов. Таким образом, между верфями примерно поровну распределены средства на создание ПЛА.
Размещение выдвижных устройств и главного командного поста на ПЛА типа "Лос-Анджелес" (А) и "Виргиния" (Б)
Состав выдвижного подъемно-мачтового устройства AN/BVS-1 ПЛА типа "Виргиния" Подобный подход позволяет сохранить на двух верфях полный цикл сборки таких лодок, включая технологии создания реакторных отсеков, что является ключевым моментом в атомном подводном кораблестроении. Также снижаются стоимость и сокращаются сроки строительства ПЛА. Кроме GD/EB и "Ньюпорт-Ньюс" в процессе создания подводных лодок участвует множество других фирм, лабораторий и научно-исследовательских организаций. Около 80% всех материалов, необходимых для постройки атомных подводных лодок, поступает от эксклюзивных поставщиков. Большая часть конструкторских и инженерных проблем находится в ведении корпорации GD/E В. В меньшей степени ими занимается "Ньюпорт-Ньюс" и некоторые смежники. При проектировании ПЛА типа "Виргиния" предполагалось, что она будет значительно дешевле ПЛА типа "Сивулф".
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, стоимость лодки остается достаточно высокой - свыше 2,4 млрд долларов (здесь и далее в ценах 2005 года). В связи с этим постоянно выдвигаются требования по снижению стоимости ПЛА до 2 млрд долларов. На это направлена программа "2 за 4 в 12", целью которой является сокращение расходов на постройку одной субмарины на 400 млн долларов. Ее название расшифровывается как "две атомные подводные лодки за 4 млрд долларов в 2012 году". Несмотря на название программы, предусматривающей закладку двух лодок ежегодно начиная с 2012-го, в действительности закладка двух субмарин состоялась на год раньше - в 2011-м, что, по всей видимости, не позволило в полной мере реализовать все намеченные мероприятия по снижению стоимости лодок. Поэтому стоимость этих ПЛА будет, по мнению зарубежных специалистов, выше примерно на 30 млн долларов желаемой цифры в 2 млрд. Однако, предполагается, что программа заработает в полном объеме с 2012 года, и стоимость закладываемых лодок достигнет заданного уровня. Представители ВМС заявляют, что снижение стоимости корабля на 400 млн долларов будет достигнуто за счет увеличения количества ежегодно закладываемых лодок до двух единиц, оптимизации производственного процесса и внедрения новых технологических решений. В частности, ожидается сокращение времени строительства ПЛА с 72 до 60 месяцев. Длина секций составляющих ПЛА будет увеличена, а их количество сокращено. Наглядным примером усилий руководства ВМС США и промышленности по снижению стоимости современных субмарин является создание первой подводной лодки второй подсерии - "Нью-Гемпшир" (SSN 778). В октябре 2008 года она вошла в боевой состав на восемь месяцев раньше запланированного срока. Конструкция лодки включает четыре мегасекции, в отличие от кораблей первой подсерии, собирающихся из 10 секций. Новые решения, используемые при создании этого корабля, позволили не только сократить сроки строительства, но и сэкономить 54 млн долларов. Наравне с мерами, направленными на удешевление субмарин и сокращение сроков их строительства, проводятся мероприятия, нацеленные на повышение их тактико-технических характеристик. При этом в некоторых случаях приходиться идти на разумный компромисс. Например, корпус ПЛА типа "Виргиния" выполнен из стали марки HY-80 вместо HY-100, как у ПЛА типа "Сивулф". Это снизило стоимость лодки, но в то же время уменьшило ее глубину погружения. В состав корпусных конструкций интегрированы выгородки, предназначенные для размещения стандартных модулей оборудования, шириной 48,26 см (19 дюймов) и 60,96 см (24 дюйма). Это облегчает установку, ремонт и модернизацию корабельных систем. Палубные конструкции лодки также амортизированы и развязаны от корпуса. Вместо обычных перископов на ПЛ установлено два выдвижных телескопических подъемно-мачтовых устройства (ПМУ) AN/BVS-1 вне прочного корпуса корабля. Они разработаны фирмой "Колл морген" (Kollmorgen) и ее дочерним подразделением "Калзони" (Calzoni). Каждое устройство оснащено несколькими камерами высокого разрешения с оптическими усилителями и инфракрасными датчиками, лазерными дальномерами ИК-диапазона, антеннами системы радиотехнической разведки. (Основные ТТХ ПМУ см. в таблице 3). Сигналы от оборудования подъемно-мачтовых устройств поступают в интегрированную систему боевого управления (СБУ) лодки через оптоволоконные кабели. Также в ограждении выдвижных устройств (ОВУ) расположены две антенны связи AN/BRA-34, проволочная антенна OE-315(V), навигационная РЛС AN/BPS-16(V)4 и устройство работы компрессора под водой. Главный командный пост (ГКП) ПЛА типа "Виргиния" размещен под ограждением выдвижных устройств на первой и второй палубе. Размещение ГКП под ОВУ позволяет сократить время выхода из ГКП на мостик, а также сократить протяженность кабельных трасс от выдвижных устройств до обрабатывающей аппаратуры. Размещение ГКП на двух палубах позволяет установить большее количество пультов и рабочих мест. ГКП ПЛА типа "Виргиния" сформирован в виде единого блока, целиком закатываемого в отсек лодки, что упрощает монтаж, наладку и тестирование оборудования, но требует тщательной проработки вопросов расположения оборудования и всех коммуникаций (трубопроводов и кабель-трасс).
Интегрированная СБУ лодки разработана под руководством фирмы NE&SS-US (Lockheed Martin Naval Electronics & Surveillance Systems - Undersea Systems, Манассас, штат Виргиния). В нее интегрированы различные корабельные датчики, система постановки помех и ложных целей, навигационная система, система управления оружием. ИСБУ выполнена на базе открытой архитектуры. Система управления оружием разработана фирмой "Рейтеон" на базе СУО CCS Мк 2 и AN/ BYG-1. Системы управления лодкой оснащены компьютерами с мониторами сенсорного управления. Оператор осуществляет управление при помощи двух-координатного джойстика. Компоновка комплекса тор-педно-ракетного вооружения ПЛА типа "Виргиния" в основном сохранила традиционные черты, присущие ПЛА типа "Лос-Анджелес". Четыре ТА калибра 533 мм размещены в носовой переборке побортно под углом к диаметральной плоскости, ниже оси корпуса. ТА оснащены волнорезными щитами, которые разворачиваются вокруг продольной оси, освобождая пространство для выхода оружия. Установка ТА, обеспечивающая пуск торпед, воздушная турбонасосная. На второй подсерии ПЛА типа "Виргиния" она будет заменена на электрическую. Так как ограждение выдвижных устройств ПЛА типа "Виргиния" смещено в нос, торпедопогрузочный люк размещен за рубкой. В связи с возросшей ролью сил специальных операций конструкторы пошли на революционный шаг. Центральные стеллажи боезапаса имеют конструкцию, позволяющую проводить их демонтаж в условиях базы. Демонтаж центральных стеллажей боезапаса обеспечивает возможность создания пространства объемом 68 м3 для размещения 40 человек сил специальных операций и их снаряжения. Кроме торпедных аппаратов в носовой части ПЛА, вне прочного корпуса, расположены 12 УВП для КРМБ "Томахок". В отличие от ПЛА типа "Лос-Анджелес", на ПЛА типа "Виргиния" четыре носовых УВП (по два на борт) разнесены более широко, чем ближние к диаметральной плоскости восемь УВП.
Носовая часть ПЛА типа "Виргиния"
Кормовая оконечность ПЛА типа "Виргиния": 1 - насадка движителя типа pump-jet; 2 - верхнее перо кормового вертикального руля; 3 - перо левого борта кормового горизонтального руля; 4 - движитель pump-jet; 5- буксируемая антенна ТВ-29А; 6- кормовое оперение левого борта; 7 -балластная цистерна №5; 8- линия вала; 9 - клапана воздушной вентиляции; 10 - балластная цистернам 4; 11 - баллоны воздуха высокого давления; 12 - кормовая сферическая прочная переборка; 13 - гребной вал; 14 - перо правого борта кормового горизонтального руля; 15 - буксируемая антенна ТВ-16; 16 - нижнее перо кормового вертикального тля; 17 - кормовое оперение правого борта; 18 - вьюшка буксируемой антенны TB-J9A; 19- выдвижная вспомогательная движительная установка; 20 - трап для доступа к баллонам системы ВВД и клапанам вентиляции; 21 - выгородка подруливающего устройства; 22 - цепной ящик; 23 - якорь; 24 - якорная цепь и вьюшка; 25 - редуктор; 26 - конструкция перекрытий
В состав типового боекомплекта субмарины входят 16 КРМБ "Томахок" (12 в УВП и четыре на стеллажах), 22 торпеды Мк 48 ADCAP мод. 6 и 4 ПКР "Гарпун". Вместо части боезапаса на лодке могут быть размещены необитаемые подводные аппараты, мины Мк 60 CAPTOR или Мк67. Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на побережье противника в конструкцию ПЛА типа "Виргиния", включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и личного состава сил специального назначения при нахождении лодки в подводном положении (на глубинах, позволяющих проведение таких операций). Шлюзовая камера размещена в верхней части коффердама, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек ПЛА (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, возможно, АБ) от второго (жилого) отсека. Люк шлюзовой камеры оборудован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки. Кроме шлюзовой камеры в конструкции; субмарины предусмотрены специальные хранилища для оборудования и снаряжения ССО, размещенные в ограждении выдвижных устройств. ПЛА типа "Виргиния" могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры). Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) лодки включает один ядерный реактор (ЯР) S9G и две паровые турбины мощностью около 30 МВт, обеспечивающие скорость полного подводного хода свыше 25 уз. В качестве вспомогательных движителей используются выдвижные движительные рулевые колонки, получающие питание от аккумуляторной батареи в подводном положении или от дизельного генератора в надводном положении. Ядерная энергетическая установка ПЛА типа "Виргиния" выполнена по традиционной схеме и включает паропроизводящую и паротурбинную установки. В состав паропроизводящей установки входит ядерный реактор оценочной тепловой мощностью 165 МВт. По оценкам американских специалистов, его плотность энергии по сравнению с ЯР ПЛА предыдущих поколений существенно выше (таблица 4).
Кампания активной зоны, испытания которой проходили на стенде "Усовершенствованный корабельный реактор" (AFR-Advanced Fleet Reactor), предположительно составляет 33 года и позволяет эксплуатировать ЯР без перезарядки в течение всего жизненного цикла подлодки. В состав ППУ входят также парогенераторы, разработанные в рамках концепции "Новый паровой генератор" (New Concept Steam Generator). С целью увеличения их срока службы и своевременного выявления коррозии были внедрены современные системы химического и электрохимического контроля. Применены также новые стандарты водного режима, а в конструкции трубок ПГ - новые сплавы. Парогенераторы при более высоком КПД обладают меньшей массой и стоимостью в сравнении с ПГ ППУ предыдущих поколений. За счет новой пространственной ориентации парогенераторов удалось расширить диапазон работы ЯЭУ в режиме естественной циркуляции теплоносителя. Для диагностирования состояния наиболее важных систем ППУ установлены новые контрольно-измерительные системы, в которых применены микропроцессоры и оптоволокно. В состав паротурбинной установки входят: главный турбозубчатый агрегат, включающий две паровые турбины, работающие через редуктор на единую линию вала, два главных конденсатора, два турбогенератора, а также различные обеспечивающие системы (конденсатно-питательная, системы смазки ГТЗА, охлаждения главных конденсаторов и т. д.). Насосы главные питательные, конденсатные, охлаждения главных конденсаторов морской водой, вспомогательные насосы охлаждения оборудования морской водой, системы очистки теплоносителя, системы подпитки, охлаждения электронного оборудования пресной водой, охлаждения сальников линии вала и др. разрабатываются подразделением "Инжиниринг пумп дивижн" (Engineering Pump Division, Филипсбург, штат Нью-Джерси), занимающимся поставкой соответствующего оборудования для ВМС и береговой охраны США.
Основное оборудование ПТУ размещено в теплозвукоизоляционном кожухе, установленном на фундаментной раме. В паротурбинном отсеке также расположены система выработки кислорода и регенерации воздуха, холодильные машины и водоопреснительная установка, работающая по принципу обратного осмоса. В качестве движителя используется pump-jet В системе выработки кислорода и регенерации воздуха применены компактные и надежные электролизные установки фирмы Giner. В их состав входят протонные мембраны, позволяющие эксплуатировать установку свыше 30 ООО ч. В отличие от электролизных установок, размещенных на ПЛА типа "Сивулф", работающих с давлением газа в 200 кг/см2, эти установки эксплуатируются при более низком давлении - 55 кг/см2. Основные характеристики электролизной установки ПЛА типа "Виргиния" приведены в таблице 5. В качестве аварийного источника тока на ПЛА типа "Виргиния" применяются аккумуляторные батареи, разрабатываемые промышленным подразделением GNB Industrial Power концерна EXIDE Tecnologies. Это подразделение осуществляет также техническое обслуживание АБ ПЛА типа "Лос-Анджелес", "Сивулф" и ПЛАРБ "Огайо". В целом внедрение новых технологий при создании ядерной энергетической установки ПЛА типа "Виргиния" привело к уменьшению количества клапанов и массы силовых кабелей на 50 проц. (по сравнению с ЯЭУ ПЛА типа "Лос-Анджелес"), количества прерывателей тока и насосов - на 40 проц. и 30 проц. соответственно. Масса ЯЭУ ПЛА типа "Виргиния" составляет 67 проц. массы установки ПЛА типа "Лос-Анджелес". В состав гидроакустического оборудования новых лодок входят: гидроакустический комплекс AN/BQQ- 10(V)4 с антенной AN/BQS-15DNA диаметром 4,57 м, шесть бортовых антенн типа WA A AN/BQG-5E, буксируемые антенны ТВ-16 и ТВ-29А. На ПЛА типа "Виргиния" размещены также две станции РРТР AN/WLQ-4(V) и AN/BLD-1. По уровню шумности эта лодка сопоставима с ПЛА типа "Сивулф".
Размещение и зоны освещения подводной обстановки средствами гидроакустического наблюдения ПЛА типа "Виргиния" Принятие ПЛА типа "Виргиния" в боевой состав ВМС США, как и любой другой сложной боевой системы, было сопряжено с определенными трудностями. Во время проведения ходовых испытаний и последующей эксплуатации субмарин были отмечены сбои в работе буксируемой антенны AN/TB-29 А, оптической части выдвижного устройства, РЛС AN/BPS-16, системы гидроакустического противодействия AN/ WLY-1, интегрированной со средствами перехвата гидроакустических сигналов, общекорабельной системы мониторинга, контейнеров установок вертикального пуска, системы заземления линии вала и размагничивания, системы обслуживания магнитных подшипников турбогенераторов (дроссельной системы управления) и ряда других. Происходило частичное отслаивание гидроакустического покрытия, требовалась специальная обработка больших участков корпуса лодки (до сотен квадратных футов) во время межпоходного ремонта. Для организации работы по устранению выявленных замечаний и повышению надежности систем и механизмов ПЛА типа "Виргиния" были созданы рабочие группы из представителей МО, ВМС и промышленности. К настоящему времени большую часть недостатков, за исключением проблемы отслаивания покрытия, удалось устранить. Это подтверждается успешным выполнением боевых служб ПЛА типа "Виргиния" в зонах ответственности европейского и африканского командований (некоторые продолжались 75 сут). В настоящее время не прекращаются работы, направленные на улучшение тактико-технических характеристик ПЛА типа "Виргиния". Ведутся НИОКР по созданию усовершенствованной системы снижения электромагнитного поля корабля (AESR - Advanced Electromagnetic Signature Reduction). В случае их успешного завершения установка новой системы начнется с ПЛА "Калифорния" (SSN-781). Новое оборудование и программное обеспечение позволит в случае необходимости контролировать и корректировать электромагнитное поле подводной лодки. В дальнейшем все ПЛА типа "Виргиния", включая первые семь, будут оснащены данной системой. Разрабатывается конформная антенная решетка с приемниками колебательной скорости. Однако на данный момент высокая стоимость антенны и сложность в обслуживании являются основными препятствиями для установки ее на подводных лодках. Продолжаются работы по созданию нового ограждения выдвижных устройств, в котором будет размещаться дополнительное оборудование. В связи с изменением ряда требований предполагается, что длина нового ОВУ по сравнению с ранее рассматриваемыми вариантами будет уменьшена.
В носовой части подводных лодок третьей подсерии вместо 12 УВП планируется установка двух УВП кассетного типа, в которых возможно размещение 12 КРМБ "Томахок". Дальнейшее развитие УВП кассетного типа предусматривает возможность запуска из них не только КРМБ, но также различных гидроакустических датчиков и необитаемых аппаратов.
Перспективы развития ПЛА типа "Виргиния" также связаны с достижением успехов в
ходе исследований и разработок, проводимых в рамках программы "Танго Браво"
направленных на: Таким образом, в США продолжает-ся интенсивное обновление подводного флота. Программа создания ПЛА типа "Виргиния" - пример того, как в условиях сокращения военного бюджета министерство ВМС стремится обеспечить необходимую боеготовность флота в современных условиях и на перспективу. Совместная работа специалистов Минобороны, ВМС, министерств энергетики, промышленности и научно-исследовательских организаций позволяет создавать лодки с приемлемой стоимостью и высокой боевой эффективностью. Зарубежное военное обозрение. ~ 2012. № 5. - С. 73-83 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 13909 | | |
Всего комментариев: 0 | |