search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проектирование многофункционального корабля прибрежной зоны действия для ВМС США (2005)

Проектирование многофункционального корабля прибрежной зоны действия для ВМС США

Капитан 3 ранга Б. Лодочкин

Многофункциональные корабли прибрежной зоны действия проекта LCS (Littoral Combat Ship) разрабатываются в соответствии с оперативной концепцией «Морской щит» (Sea Shield), являющейся составной частью стратегии военно-морских сил США «Морская мощь-21» (Sea Power-21), представленной конгрессу начальником штаба ВМС адмиралом В. Кларком в 2002 году. Концепция «Морской щит» призвана обеспечить благоприятную оперативную обстановку для ударных соединений флота и сил вторжения, то есть их противовоздушную, противолодочную и противоминную оборону в морской зоне, непосредственно примыкающей к территории противника. Современные боевые корабельные системы позволяют эффективно действовать в открытом море, однако, по мнению американских экспертов, угрозы, исходящие от дизельных подводных лодок, ракетных катеров и минного оружия противника, могут осложнить, если не сорвать, военные операции, проводимые в прибрежной зоне.
Первоочередными задачами, которые призваны решать корабли проекта LCS, являются борьба с дизель-электрическими подводными лодками (ПЛ) и нейтрализация минной опасности в прибрежной зоне и на подходах к базам и портам. В то же время модульно-контейнерный принцип, заложенный в основу проекта корабля, даст возможность устанавливать оборудование и вооружение, позволяющее вести борьбу с катерами противника, разведывательную деятельность, производить высадку и оказывать поддержку разведывательно-диверсионным подразделениям ССО, а также выполнять функции кораблей подвижного тылового обеспечения.
Корабли, предназначенные для целей противолодочной обороны, будут иметь средства обнаружения и уничтожения ПЛ противника. В частности, на вооружении кораблей данного типа поступит быстро развертываемая гидроакустическая система ADS (Advanced Deployable System), обеспечивающая обнаружение подводных лодок в акватории моря в радиусе нескольких сотен километров. Кроме того, на них будет базироваться противолодочный вертолет и до трех беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
Корабли, целевое предназначение которых ориентировано на обеспечение противоминной обороны, будут способны выставлять, обнаруживать и обезвреживать мины с помощью противоминных систем, специального оборудования и морских животных. На них также предусмотрена платформа для вертолета-тральщика.
Корабли, предназначенные для борьбы с быстроходными катерами, будут оборудованы платформой для многоцелевого вертолета, системами радиолокационного наблюдения и разведки, оснащены артиллерийскими или ракетными установками, соответствующими системами управления стрельбой, БЛА и другими боевыми средствами, необходимыми для борьбы с надводными целями.
Боевое применение кораблей LCS планируется в составе однородных корабельных групп (по два-три корабля) с нацеливанием их на решение комплекса разноплановых задач при ведении операций в прибрежной зоне. Все корабли данного назначения будут оснащены ЗРК самообороны типа RAM, крупнокалиберными пулеметами, средствами связи и управления и т. п.
Кроме выше приведенных целей корабли LCS предполагается использовать в качестве обеспечивающих для переброски различных военных грузов (до 750 т), а также до 970 десантников в полном снаряжении (в специально оборудованных помещениях-отсеках), 150 единиц боевой и вспомогательной техники, в том числе 12 амфибийных десантно-высадочных (плавающих БТР) и до 20 легкобронированных (БМП) машин (рис. 1). При использовании в гуманитарных целях корабль LCS будет способен принять на борт мобильный госпитальный комплекс (шесть трейлеров), радиационную, фармацевтическую и ортометрическую лаборатории или до шести пассажирских автобусов.
Исходя из целевого предназначения были сформулированы следующие предварительные тактико-технические требования, предъявляемые к кораблю проекта LCS: водоизмещение не более 3 000 т, осадка около 3 м, скорость полного хода (при волнении моря до 3 баллов) около 50 уз, дальность плавания до 4 500 миль при скорости хода 20 уз, автономность около 20 сут. В создании корабля приняли участие многочисленные кораблестроительные фирмы, научные лаборатории и центры, предлагающие различные варианты его компоновки и концепции использования. Итогом этих проработок стало подписание в 2002 году контракта с шестью промышленными группами на предварительное эскизное проектирование вариантов LCS. После проведения конкурса представители ВМС США остановили свой выбор на двух консорциумах, возглавляемых фирмами «Локхид-Мартин» и «Дженерал дайнэмикс».
К непосредственной постройке кораблей проекта LCS ВМС приступили в 2005 году. Общий бюджет программы составил более 6 млрд долларов (см.таблицу). Каждая из фирм должна построить два корабля, которые будут объединены в опытовую серию Flight 0. Корабли этой серии будут использоваться для отработки различных технологических решений и конструкторских разработок. Вторая серия кораблей этого проекта получит обозначение Flight 1. В каждом новом корпусе будут учитываться выявленные достоинства и недостатки, поэтому такой план постройки был назван «развитие по спирали».
Контракт на строительство первого корабля LCS фирмой «Локхид-Мартин» (рис. 2) на верфи «Маринетте марин» подписан 15 декабря 2004 года, и в феврале 2005-го был заложен первый корпус. Завершение его сборки ожидается в декабре 2006 года. Строительство второго корабля по проекту той же фирмы будет осуществляться на верфи «Боллингер».
Одной из особенностей корабля, создаваемого фирмой «Локхид-Мартин», является использование глубоко погруженного массивного несущего крыла (рис. 3). Его применение совместно с системой контроля профиля встречного волнения позволит регулировать подъемную силу по мере увеличения скорости хода, а с выходом на крыло - уменьшить площадь действующей ватерлинии и влияние волнового сопротивления воды, что обеспечит высокие мореходные качества. Данное конструкторское решение разрабатывалось при участии специалистов фирм «Финкантьери» (Италия) и «Дональд Л. Блаунт энд эссошиэйтс». Стабилизаторы качки также предложены компанией «Финкантьери».
При проектировании корабля широко применялась технология «стелт». В качестве материала для корпуса выбрана сталь. Надстройки предполагается изготовить из сплава алюминия. Кроме того, на корабле будет установлена специальная система, перемещающая функциональные модули при помощи электродвигателей и специальных направляющих, что позволит трансформировать конструкцию корабля в зависимости от целевого предназначения. В случае обесточивания системы предусмотрена возможность механического перемещения модулей.

Характеристики корабля LCS, разработанного по проекту фирмы «Локхид-Мартин»
Полное водоизмещение, т 2 839
Длина, м 115,5
Ширина, м 13,1
Осадка, м 3,7
Скорость полного хода, уз (при волнении моря до 3 баллов) 50
Экономическая скорость хода, уз... 18
Дальность плавания, миль на экономической скорости хода) 3 550
Дальность плавания, миль (на скорости хода 45 уз) 1 150

В создании корабля принимают участие ряд европейских стран. В состав энергетической установки LCS вошли две газовые турбины МТ-30 фирмы «Роллс-Ройс» (Великобритания) и два дизель-генератора компании «Финкантьери». Редукторы выполнены фирмой MAAG (Швейцария). Система управления и защиты ГЭУ разрабатывается фирмой «DRS текнолоджис» (Парсиппани, штат Нью-Джерси). В качестве движителя выбраны четыре водомета фирмы «Камева», входящей в состав концерна «Роллс-Ройс».
Вооружение представлено ЗРК RAM Mk 31, разработанным концерном «Рэйтеон», и 57-мм АУ фирмы «Бофорс дефенс» (Швеция), производить которую должна компания «Юнайтед дефенс» в г. Арлингтон . Вместо 57-мм возможна установка 76-мм АУ «ОТО Мелара». Побортно, в носовой части надстройки, оборудуются площадки с крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. Еще два пулемета разместятся в районе вертолетной платформы. Кроме того, на LCS будут базироваться вертолет и три БЛА. Система взлета и посадки летательных аппаратов разработана фирмой «МакТаггарт Скотт» (Великобритания). Взлетно-посадочная площадка в 1,7 раза превышает ВПП эсминцев типа «Орли Бёрк» и в 1,5 раза больше, чем у фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри». Под ангаром и ВПП расположен отсек, где находятся сменные модули вооружения, устройства для спуска на воду на ходу катеров (в том числе телеуправляемых) и подводных противоминных аппаратов.
Корабль будет также оснащен радиолокационной станцией обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D (фирмы EADS, Германия), автоматизированной системой боевого управления COMBATSS-21 (компании «Локхид-Мартин» концерна «Рэйтеон», США), системой постановки помех и ложных целей (фирмы «Терма», Дания), многофункциональной ГАС с буксируемой гидроакустической антенной. При разработке системы связи и передачи данных использованы те же технологии, что и при создании такой системы для ПЛА типа «Вирджиния».
Одновременно с «Локхид-Мартин» к созданию своего проекта LCS с архитектурой корпуса типа тримаран приступила и компания «Дженерал дайнэмикс» (рис. 4). При его разработке широко используются технологии, примененные при постройке британского опытного судна «Тритон» и австралийского быстроходного грузопассажирского парома. Значительное внимание уделено мерам повышения скорости движения корабля. В этих целях проведены широкомасштабные исследования по определению оптимальных обводов корпусов, обладающих улучшенными гидродинамическими характеристиками и наиболее высоким коэффициентом пропульсивности. При создании гидродинамических моделей и опытовых судов (ОС) использовались преимущественно проекты кораблей с нетрадиционной многокорпусной архитектурой или такие принципы движения, которые на скоростных режимах способствовали выходу корпуса из воды, обеспечивая тем самым уменьшение его подводной части и осадки. Одновременно с этим предпринимались меры по разработке активной системы снижения сопротивления трения воды. В результате специалисты фирмы остановились на тримаранной форме корпуса, преимуществом которой является низкое гидродинамическое сопротивление, что, в свою очередь, позволяет достичь более высоких скоростей хода по сравнению с кораблем традиционной архитектуры при той же мощности ЭУ или иметь ту же скорость, но при меньших значениях мощности. По мнению специалистов судоверфи «Воспер Торникрофт» (VT), корпус типа «тримаран» обеспечивает снижение гидродинамического сопротивления на больших скоростях на 20 проц. по сравнению с однокорпусным кораблем.

Все корабли проекта LCS серии Flight 0 компании «Дженерал дайнэмикс» будут строиться на кораблестроительной верфи «Аустэл» (США). В создании корабля задействован целый ряд компаний: «Дженерал дайнэмикс эдвансд информэйшн си-темз» (г. Арлингтон, штат Виргиния), «Армамент энд текникэл продактс» (г. Берлингтон, Вермонт), «Электрик боут» (Гротон, Коннектикут), «Дженерал дайнэмикс Кэнада» (Оттава, штат Онтарио, Канада), а также САЕ (г. Лисбург, Виргиния), «ВАе системз» (г. Роквил, Мэриленд); «Маритайм эплайд физике» и «Нортроп-Грумман электроник системз» (г. Балтимор, Мэриленд). Как и в проекте LCS фирмы «Локхид-Мартин», в качестве материалов для корпуса корабля выбрана сталь, а для надстроек использованы сплавы алюминия.
В состав энергетической установки войдут два газотурбинных и два дизельных двигателя, а также два гребных электродвигателя. В качестве движителей выбраны водометы. Состав вооружения и радиоэлектронного оборудования представлен на рис. 5.
Основные характеристики корабля проекта LSC, разработанного фирмой «Дженерал дайнэмикс».

Полное водоизмещение, т 2 637
Длина, м 127,8
Ширина (с аутригерами), м 28,4
Осадка, м 4,6
Скорость полного хода, уз 50
Экономическая скорость хода, уз... 20
Дальность плавания, миль (при экономической скорости хода) 4 300
Дальность плавания, миль (при скорости хода 46 уз) 1 942

В состав вооружения корабля войдут также вертолеты, беспилотные летательные и необитаемые подводные аппараты дистанционного управления.
Автоматизированные средства боевого управления, связи, разведки и наблюдения кораблей обоих вариантов предполагается интегрировать в единую информационную сеть ВМС и морской пехоты.
Сравнительные испытания опытных образцов кораблей LCS компаний «Локхид-Мартин» и «Дженерал дайнэмикс» позволят окончательно определиться с выбором проекта, который будет запущен в серийное производство. Согласно программе финансирования строительства кораблей проекта LCS стоимость каждого не должна превышать 220 млн долларов. Однако, учитывая предъявляемые к будущему кораблю требования, есть основания считать, что стоимость его будет существенно выше, чем предполагалось ранее специалистами США.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ КОРАБЛЯ LCS НА 2003-2009 ГОДЫ

  2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год затрат, млн долларов

Исследования, разработки , испытания и оценка образцов(RDT&EN)LCS

Первый образец (корабль)     107,7* 107,8*       215,5
Второй образец (корабль)       106,7** 107,0**     213,7
Другие исследования (выходящие за рамки создания первого и второго образцов) LCS 35,3 166,2 244,4 288,4 285,9 130,5 207,5 1 358,3
Общие затраты на RDT&EN 35,3 166,2 352,1 502,9 392,9 130,5 207,5 1 787,5

Серийное строительство и модернизация LCS (SCN)

Третий корабль       219,7       219,7
Четвертый корабль         220,0     220,0
Пятый, шестой и седьмой корабли           625,7   625,7
Корабли с 8-го по 13-й             1 303,6 1 303,6
Общие затраты на SCN       219,7 220,0 625,7 1 303,6 2 369,0

Приобретение боевых модулей для LCS

Стоимость(количество)модулей       180,0 (2) 180,0 (2) 351,3 (4) 1 171,3 (15) 1 882,6 (23)
Общая сумма затрат на RDT&EN, SCN, приобретение боевых модулей LCS 35,3 166,2 352,1 902,6 792,9 1 107,5 2 682,4 6 039,1

Зарубежное военное обозрение №9 2005

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (10.09.2005) | Автор: Капитан 3 ранга Б. Лодочкин
Просмотров: 5364 | Теги: LCS, Б. Лодочкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar