Основные кораблестроительные программы ВМС США Капитан 2 ранга Д. Шинкоренко Стремясь к глобальному превосходству на море, военно-политическое руководство США, учитывая опыт эксплуатации и боевого применения сил флота, постоянно корректирует документы, в которых излагаются концептуальные основы использования ВМС на обозримую перспективу. Опыт участия американских ВМС в недавних конфликтах показал, что они нуждаются в кораблях, способных: наносить массированные высокоточные удары по всей территории противника в короткие промежутки времени, поражая сотни стационарных и подвижных объектов в течение суток; эффективно вести боевые действия в прибрежной зоне в условиях минной опасности и противодействия противника; обеспечивать непрерывное передовое присутствие ВМС США и их союзников, действовать совместно в едином информационном пространстве. В настоящее время основополагающим документом, где содержатся конкретные требования к боевым возможностям ВМС будущего и задающим приоритеты в военном строительстве, на базе которых формируется военно-техническая политика в области создания средств ведения вооруженной борьбы на океанских и морских ТВД и принимаются решения о финансировании военных программ развития ВМС, является "Морская мощь США в XXI веке". Согласно этому документу морская мощь США будет обеспечиваться в результате выполнения трех взаимосвязанных концепций: "Удар с моря", "Морской щит", "Морское базирование". Реализация концепции "Единая сеть сил" позволит ВМС вести согласованные по месту и времени боевые действия в рамках этих концепций. Полагаясь на высокий научно-технический потенциал США в области создания средств ведения борьбы на морских и океанских ТВД, документ "Морская мощь США в XXI веке" не только отражает пересмотр взглядов ВПР США на формы и способы ведения боевых действий на море сообразно современным условиям, но и предполагает реорганизацию сил, а также создает предпосылки для количественного и качественного изменения корабельного состава ВМС - корректировки кораблестроительных программ. Принятый в конце 2010 года в США скорректированный 30-летний план строительства кораблей подразумевает поэтапную реализацию кораблестроительных программ, в полной мере отвечающих требованиям к боевым возможностям ВМС будущего. На ближнесрочную перспективу (2011-2020) разработаны подробные ежегодные расходы на закупку военно-морской техники. Для второго, среднесрочного периода (2021-2030) определены предварительные требования к численному составу флота и объемы финансирования, необходимые для реализации кораблестроительной программы. На долгосрочную перспективу (2031-2040) были предложены лишь предварительные расчетные потребности флота по численности кораблей и судов. Если первый этап программы достаточно полно конкретизирован, то второй и особенно третий содержит много условностей, хотя и обоснованных прогнозом развития военно-политической обстановки в мире до 2040 года с учетом современной динамики развития событий. Такое разделение объясняется несколькими причинами. Невозможно с абсолютной точностью предсказать те или иные изменения в военно-политической и экономической обстановке в мире на столь продолжительный период. Так же сложно рассчитать потребности в кораблях и судах конкретных классов и типов. Кроме того, программа военно-морского строительства увязана с другими программами Пентагона, например в области закупок авиатехники, и точно согласовать их на долгосрочную перспективу весьма проблематично. Текущая модель планируемой структуры ВМС, предложенная в 2005 году, базируется на минимально требуемом уровне численности корабельного состава - 313 кораблей (при современном уровне 286 надводных кораблей и подводных лодок). Фактически же этот показатель из года в год меняется в зависимости от динамики вывода отслуживших срок и ввода новых кораблей в состав ВМС. В действительности в долгосрочном кораблестроительном плане 2010 года сокращено количество закупаемых кораблей за 30-летний период в сравнении с планом 2009-го, что объясняется сдвигом или увеличением сроков их закупки, а в некоторых случаях сокращением объемов кораблестроительных программ. Изменения такого характера, внесенные в план, нацелены на стабилизацию растущей стоимости этих программ, а также на удержание их в рамках кораблестроительного бюджета. Это является основной проблемой, с которой командование ВМС США столкнулось в последние годы. Принимая во внимание, что годовой бюджет ВМС фиксирован, а в числе расходных статей средства на строительство кораблей (их средний уровень составляет 14,5 млрд долларов за период до 2016 года, и 15,9 млрд до 2040-го), незапланированные перерасходы этих средств неприемлемы. Новый план явно сдвигает сроки достижения уровня численности 313 единиц на период до 2020-2026 годов Однако при этом можно ожидать, что при благоприятном развитии финансово-экономической ситуации и в силу изменения военно-политической обстановки в мире, корабельный состав национального флота все-таки может превысить отметку в 313 кораблей. Поэтому создание ВМС такой численности в новом кораблестроительном плане определено скорее как "отправная точка", а не финальный рубеж.
Как было отмечено ранее, долгосрочный кораблестроительный план, рассчитанный на
период с 2011 по 2040 год, содержит ряд изменений относительно предыдущего-2009
года. Он, в частности, подразумевает: В табл. 1 и 2 представлены общая численность и объемы закупок кораблей основных классов ВМС США в период с 2011 по 2040 года, а в табл. 3 - финансирование кораблестроительных программ, а также объемы закупок кораблей основных классов ВМС США до 2015 года. Объемы и годы закупок фактически соответствуют количеству и датам закладки корпусов надводных кораблей и подводных лодок флота страны. Особого внимания заслуживают планы командования ВМС и руководства Пентагона по дальнейшему повышению боевых возможностей подводных сил флота - как морского компонента стратегических ядерных сил США - ПЛАРБ, так и многоцелевых ПЛА, предназначенных для завоевания господства на море и обеспечения боевой устойчивости своих ПЛАРБ и авианосных ударных групп. При этом в новом плане не нашлось места ГШ, которые должны были бы к 2028 году (табл. 1) заменить атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) типа "Огайо", которые, неся на борту до 154 крылатых ракет "Томахок", играют важную роль в повышении боевого потенциала ВМС США. Учитывая направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проводимых в США в интересах подводного кораблестроения, решение задач ПЛАРК командование ВМС США, по-видимому, планирует переложить на ПЛАРБ и многоцелевые ПЛА. Программа строительства атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта SSBN(X) С 2010 года в США начато целевое финансирование программы создания серии новых ПЛАРБ - SSBN(X), которые должны заменить к 2040 году состоящие на вооружении ПЛАРБ типа "Огайо". В бюджет ВМС 2011 года заложено значительное увеличение финансирования (672 млн долларов) на продолжение НИОКР нацеленных на разработку ПЛАРБ нового поколения. В 2011 году исследования будут нацелены на разработку ядерной энергетической установки (ЯЭУ), отсека универсальных пусковых установок, технологий корпусных конструкций ПЛАРБ. На 2011 год предварительно планируемая общая стоимость проекта создания ПЛАРБ нового поколения составляет более 110 млрд долларов из них НИОКР - около 10 млрд, стоимость закупки серии из 12 ПЛАРБ - около 99 млрд долларов. При средней стоимости одного корпуса 8,2 млрд заявленная стоимость первого корпуса ПЛАРБ составляет 13 млрд долларов, оценочная стоимость 11 и 12 лодки составляет 5 млрд. Учитывая стоимость одной ПЛАРБ нового поколения, программа их строительства будет способствовать увеличению ассигнований, выделяемых ВМС на строительство, до уровня 17,049 млрд долларов в 2015 году и 17,9 млрд в 2019 году (в ценах 2010 года), что, пб крайней мере, на 2 млрд выше среднего годового уровня финансирования кораблестроительных программ планируемого на 30 лет (табл, 3). Программой намечено строительство серии из 12 ПЛАРБ нового поколения, которые предназначены для замены 14 ПЛАРБ типа "Огайо". Начало рабочего проекта запланировано на 2015 год. Закладка первого корпуса лодки серии, согласно планам 30-ти летней кораблестроительной программы ВМС США, состоится в 2019 году, второго - в 2022 году, третьего - в 2024 году. Остальные девять лодок данного типа, по одной субмарине в год, предполагается заложить в период 2025-2033 год. Ввод в строй первой ПЛАРБ типа SSBN(X) и соответственно вывод из состава ПЛАРБ типа "Огайо" запланировано на 2027 год. Соблюдение плана закупки и сроков строительства ПЛАРБ нового поколения позволит к 2040 году. ВМС США провести полную замену ПЛАРБ типа "Огайо". Учитывая запланированный срок службы ПЛАРБ типа SSBN(X), который составляет 40 лет, лодки нового поколения останутся в составе ВМС США вплоть до 2080 года. Программа строительства атомных многоцелевых подводных лодок типа "Виргиния" (SSN-774) Ввиду удорожания программы строительства ПЛА типа "Сивулф" (SSN-21) была предложена разработка нового проекта серии многоцелевых ПЛА типа "Виргиния" - меньшими главными размерениями, недорогой, менее функционально-эффективной чем "Сивулф", но более массовой подводной лодки. ПЛА типа типа "Виргиния" строятся на судоверфях "Электрик боут" и "Ньюпорт ньюс шипбилдинг". В 2005 году управлению перспективных исследований США (ДАРПА) было поручено проведение оценки возможности внедрения на перспективных ПЛА ряда передовых технологий в области подводного кораблестроения. Программа получила наименование "Танго браво". Она определяет пять ключевых технологических областей по усовершенствованию ПЛА типа "Виргиния": 1 - создание безвального двигательно-движительного комплекса; 2 - хранение и запуск оружия вне прочного корпуса; 3 - размещение на прочном корпусе конформных гидроакустических антенных решеток и покрытия; 4 - снижение заметности, существенное упрощение корпусных конструкций и замена механических и гидравлических исполнительных механизмов электрическими; 5 - автоматизация всех процессов в ИСБУ После общего положительного заключения ДАРПА, работы по этим направлениям продолжились в рамках программных элементов: "Совершенствование систем подводных додок" и "Новая конструкция атомных подводных лодок". Головная ПЛА "Виргиния" (SSN-774) прошла приемочные испытания в августе 2004 года и была принята на вооружение. Вторая ПЛА "Техас" (SSN-775) была введена в состав ВМС в сентябре 2006 года, третья "Гаваи" (SSN-776) в мае 2007 года и четвертая ПЛА "Северная Каролина" (SSN-777) в мае 2008 года. Первая лодка второй подсерии ПЛА "Нью-Гемпшйр" (SSN-778) вошла в состав ВМС в октябре 2008 года, следующая ПЛА "Нью-Мексико" (SSN-779) в марте 2010 года. В декабре 2008 года ВМС подписали пятилетний контракт на сумму 14 млрд долларов на постройку восьми ПЛА типа "Виргиния" (включая закупку лодок третьей подсерии). Контрактом предусмотрена закупка по одной лодке в 2009-2010 годах и по две лодки в год в период 2011-2013. В контракте также закреплено положение, внесенное начальником штаба ВМС США и руководителями проекта, о снижении стоимости субмарин с 2012 года на 20 проц. ПЛА второй подсерии (SSN-778 - SSN-783) строятся из четырех секций, а не из десяти в сравнении с головной лодкой "Вирджиния". На второй подсерии ПЛА внедрен ряд новых технологий. Одной из них является программное обеспечение, позволяющее не только отслеживать состояние электромагнитного поля корабля, но и корректировать его при необходимости. Впервые оно было установлено на ПЛА "Калифорния" (SSN-781), а при модернизации предыдущих лодок серии будет переустановлено и на них. Также на второй подсерии ПЛА установлен ГАК нового поколения с конформной антенной решеткой с приемником колебательной скорости (CAVES WAA-Conformal Acoustic Velocity Sensor Wide Aperture Array). Основными технологиями, внедренными на ПЛА третьей подсерии являются: замена 12 УВП двумя вертикальными модулями большого диаметра для размещения полезной нагрузки (MAC - Multiple All-up Rounds Canister) под шесть КРМБ "Томахок" каждый; замена более дорогих и трудоемких при установке сферических антенн на подковообразные антенны большой апертуры. В настоящее время проводятся испытания модулей полезной нагрузки, предназначенных для размещения вне прочного корпуса ПЛА, что значительно увеличивает ее полезную нагрузку. В случае успешного проведения испытаний данная система будет устанавливаться на последующие подсерии ПЛА. Первоначально ВМС планировали закупать по одной ПЛА в год, однако отмеченная командованием ВМС реальная угроза снижения количества ПЛА привела к пересмотру планов строительства с увеличением темпов строительства лодок с ранее запланированной одной ПЛА в год до двух ПЛА в год начиная с 2011 года. Однако, несмотря на такие кардинальные меры ВМС еще долго не смогут достичь поставленных ранее требований численности многоцелевых ПЛА 48 единиц. Кораблестроительный план 2011 года демонстрирует спад численности до 46 ПЛА в 2024 году и до 39 в 2030 году (таблица 1). Командование ВМС США считает, что увеличение темпов закупки позволит снизить стоимость каждой лодки на 200 млн долларов. В общем же с инициативы командования ВМС принимаются беспрецедентные меры по снижению стоимости жизненного цикла ПЛА нового поколения. В настоящее время ВМС выдвинули требование снижения стоимости каждой лодки на 400 млн долларов к 2012 году, что сократит стоимость каждой лодки до 2 млрд (в ценах 2005 года). Уже затрачено около 600 млн на снижение стоимости каждой лодки на 172 млн. Приблизительно 84 млн на каждый корпус ПЛА будет сэкономлено за счет внесения изменений в проект лодки при разработке третьей подсерии ПЛА. Более 100 отдельных изменений, нацеленных на снижение стоимости и сроков постройки, уже внесены в проект ПЛА. Только около 90 млн долларов были сэкономлены за счет сокращения сроков постройки с 95 до 66 месяцев. ВМС США планировало иметь в своем составе 30 ПЛА типа "Виргиния", однако в 2008 году было заявлено о рассмотрении возможности увеличения численности до 41 ПЛА. В период до 2035 года планируется полностью заменить ПЛА ВМС США типа "Лос-Анджелес" на многоцелевые ПЛА типа "Виргиния". Главная задача для ВМС США, по мнению высшего руководства ВМС США, -это обеспечение эффективных действий американских войск в районах прибрежной, ближней морской и дальней океанской зоны. Американский флот должен быть многофункциональным и обладать возможностью стратегического проецирования силы, обеспечивая наряду с этим эффективное и длительное по времени базирование на кораблях крупных авиационных и десантных сил, предназначенных для действий на приморских направлениях и на побережье противника. С этой целью, кроме развития подводного флота, в США проводится ряд программ направленных на создание надводных кораблей класса авианосец, эскадренный миноносец, фрегат, корвет, десантный корабль и др. CVN-21 - программа строительства атомных авианосцев типа "Джеральд Р. Форд" (CVN-78) Многоцелевой атомный авианосец (АВМА) "Джорж Буш" (CVN-77) был заложен 6 сентября 2003 года, построен и укомплектован личным составом в январе 2009-го и сдан ВМС в мае 2009 года. Однако через семь месяцев корабль был возвращен на завод компании "Нортроп-Грумман" для устранения выявленных в ходе эксплуатации недостатков. После проведения успешных ходовых испытаний в январе 2010 года он вошел в состав ВМС. АВМА является десятым и последним кораблем в серии типа "Нимитц". Заявленная в 1997 году стоимость АВМА "Джорж Буш" 5,2 млрд долларов. Он имеет ряд технических новинок и поэтому считается переходным вариантом к авианосцам нового поколения, разрабатываемым по программе CVN-21. Основные изменения в проекте коснулись перекомпоновки машинных отделений, на корабле были поставлены гребные винты нового типа, новая система покрытия подводной части корпуса, бульбообразная носовая оконечность, улучшающая плавучесть и гидродинамические характеристики корпуса, модернизированы система распределения авиационного топлива, катапульты, аэрофинишеры, островная надстройка. В рамках программы CVN-21 будут построены авианосцы CVN-78 и -79 -первые корабли серии АВМА нового поколения. Несмотря на то, что строительство первого АВМА нового поколения "Джеральд Р. Форд" (CVN-78) близится к завершению, проектные работы генерального подрядчика "Нортроп-Грумман" продолжаются. Первая нарезка корпуса для CVN-21 состоялась в августе 2005 года. В декабре того же года пройден этап рассмотрения требований к системам корабля. В сентябре 2008 года компания "Нортроп-Грумман" выиграла семилетний контракт (с оплатой издержек плюс поощрительное вознаграждение) стоимостью 5,1 млрд долларов на разработку рабочего проекта и строительство АВМА "Джеральд Р. Форд". Корабль заложен в ноябре 2009 года. Спуск на воду первого АВМА серии ожидается в 2013 году, сдача ВМС - в 2015-м. Оценочно общая стоимость его постройки составит 11 млрд долларов. При этом расходы на НИОКР по программе создания авианосца составляют 3,635 млрд. Целями программы CVN-21 являются разработка и строительство авианосцев с боевыми возможностями, превышающими таковые у современных АВМА типа "Нимитц", включая увеличение количества самолетовылетов до 200-220 вылетов в сутки и в тоже время уменьшение, по сравнению с АВМА типа "Нимитц", стоимости жизненного цикла кораблей, а также сокращение уровня их эксплуатационных расходов на 20-40 проц. и численности экипажа с 5 000 до 3500 человек, что по оценкам поможет сэкономить более 9 млрд долларов на протяжении срока службы АВМА (50 лет). В апреле 2009 года официальные лица ВМС подтвердили свою заинтересованность в установке электромагнитной катапульты (ЭМК) на АВМА нового поколения. Были проведена ревизия стоимости программы и выполнения графика работ. Несмотря на это проект электромагнитной катапульты (EMALS - Electromagnetic Aircraft Launch System), а также отдельных механизмов аэрофинишеров и радиолокационной станции (РЛС) нового поколения с двумя рабочими диапазонами вызывает озабоченность заказчиков. В случае неудачи названных проектов ввод в состав ВМС новых АВМА будет отложен, кроме того, их стоимость неминуемо возрастет. Разработчики утверждают, что ЭМК предполагает низкую стоимость жизненного цикла, низкий уровень трудозатрат при эксплуатации, более мягкие условия эксплуатации самолетов палубной авиации и увеличение количества самолетовылетов в сравнении с традиционно используемыми на авианосцах паровыми катапультами. В июне 2009 года подписан контракт с компанией "Дженерал атомикс" стоимостью 537 млн долларов на изготовление первой ЭМК, которую испытали летом 2010 года. Двухдиапазонная РЛС прошла стадию критического анализа проекта в ноябре 2009 года, планируемый срок завершения испытаний - 2012 год. Предположительно такая РЛС будет использоваться и на ЭМ УРО типа "Замволт" (DDG-1000). Сокращение серии ЭМ УРО типа "Замволт" вызовет в производстве РЛС временной зазор в четыре года, пока не начнется строительство второго корпуса АВМА нового поколения (CVN-79). Бюджет ВМС 2011 года рекомендует увеличение сроков постройки АВМА с 4 до 5 лет. Такое решение позволит удерживать численность АВМА на уровне 11 единиц, за исключением 2013-2014 годов, в период, когда АВМА "Энтерпрайз" (в 2013 году) выведут из состава ВМС, а АВМА нового поколения введут в состав ВМС только в 2015-м. Результатом увеличения сроков постройки также будет снижение численности АВМА до 10 единиц после 2040 года. Кроме того, новый план сдвинет сроки постройки третьего АВМА (CVN-80) на два года. Всего планируется построить 11 АВМА типа "Джеральд Р. Форд". Первый корабль серии заменит АВМА "Энтерпрайз", а 10 других - АВМА типа "Нимитц". Программа строительства эскадренных миноносцев УРО типа "Замволт" (DDG-1000) Программа создания ЭМ УРО типа "Замволт" началась в 1997 году и первоначально называлась "Программа создания эскадренного миноносца для уничтожения береговых целей DD-21" (Landing Attack Destroyer DD-21). В 2001 году она трансформировалась и получила обозначение DD(X), затем - в 2006 году - DDG-1000 "Замволт". В 2007 и 2008 годах было выделено 2,6 млрд долларов и 2,8 млрд соответственно на строительство первых двух кораблей серии. Вместе с тем было принято решение о значительном сокращении строительства серии с 32 ранее запланированных кораблей до 7 единиц. В июле 2008 года командование ВМС раскрыло свои планы по очередному сокращению программы DDG-1000 до двух кораблей. Вместо строительства ЭМ УРО нового поколения было принято решение о продолжении строительства серии ЭМ УРО типа "Орли Бёрк" подсерии IIА. Далее курс ВМС был быстро скорректирован в сторону изыскания средств на строительство третьего корабля, что было объяснено нежеланием "подрывать" индустриальную кораблестроительную базу государства. Решение сократить программу строительства стало результатом значительного роста стоимости кораблей. Общая стоимость программы создания ЭМ УРО нового поколения, которая включает средства, выделяемые на НИОКР, возросла на 86,5 проц. от первоначальной, стоимость одного ЭМ УРО на 24,9 проц. Отчет Главного бюджетно-контрольного управления (GAO) опубликованный в марте 2010 года указывает на стабилизацию стоимости проекта. Хотя, принимая во внимание высокую степень готовности разработанных и разрабатываемых передовых технологий, которые возможно будут внедрены в проект корабля, стоимость еще может возрасти. Программа строительства эсминцев УРО Типа "Орли Бёрк" (DDG-51) В связи с отменой программы создания крейсеров УРО нового поколения типа CG(X) и сокращением программы закупки ЭМ УРО типа "Замволт" (DDG-1000) с семи до трех единиц, командованием ВМС США принято решение продолжить строительство серии ЭМ УРО типа "Берк" с возможным последующим переходом на строительство новой третьей подсерии. В 2010 году, впервые с 2005 года были выделены средства на постройку одного ЭМ УРО типа "Орли Бёрк". В период 2011-2015 годы планируется построить восемь кораблей на сумму 14 млрд долларов. Восемь ЭМ УРО, которые будут закуплены в этот период, относятся к подсерии ПА, которую начали строить с ЭМ УРО "Оскар Остин" (DDG-79). Начиная с 2016 года, ВМС предлагают строить усовершенствованный вариант ЭМ УРО подсерии Ш как альтернативный вариант несостоявшейся программе создания крейсеров с управляемым ракетным оружием (КР УРО) нового поколения типа CG(X). ЭМ УРО подсерии III предполагается оснащать уменьшенной версией РЛС ПВО/ПРО (AMDR-Air and Missile Defense Radar), разработанной для КР УРО CG(X). С целью реализации требований обеспечения противоракетной обороны (ПРО) ЭМ УРО подсерии Ш, планируется повысить требования к мощности электроэнергетической установки, в этой связи корабль предполагается оснастить гибридной корабельной энергетической установкой подобной той, которая используется на УДК "Макин Айленд". ВМС также разрабатывает план модернизации состоящих на вооружении ЭМ УРО типа "Орли Бёрк" различных подсерий, эксплуатация которых предполагается как минимум до 2050 года. Согласно планам ВМС ранние подсерии ЭМ УРО типа "Орли Бёрк" (до ЭМ УРО "Милиас" DDG-69) будут модернизированы в период 2010-2016 годов до возможностей ЭМ УРО последних корпусов подсерии НА (DDG-110-DDG-112). После этого ВМС планируют модернизацию последующих кораблей серии (DDG-70-DDG-109) по достижении их срока службы 17 лет. Средства на первый корпус ЭМ УРО подсерии III предполагается выделить в 2016 году, а корабли данной подсерии строить как минимум до 2022 года. Программа строительства многофункциональных кораблей прибрежной морской зоны действия LCS (Littoral Combat Ship) Ключевым фактором программы LCS - создание кораблей прибрежной морской зоны была низкая стоимость. Первоначально командование ВМС планировало закупать корабли по цене не более 220 млн. долл. - в пять и более раз дешевле стоимости закупки ЭМ УРО. Однако этот фактор был полностью перечеркнут в результате ошеломляющего роста стоимости двух первых кораблей, построенных по двум различным проектам двумя компаниями: "Дженерал дайнэмикс" и "Локхид-Мартин" (с 215,5 млн долларов в 2005 году до 531 млн в 2009-м для LCS-1 и с 213,7 млн в 2005 году до 507 млн в 2009-м для LCS-2 - без учета модулей вооружения). К 2010 году стоимость полностью снаряженных кораблей LCS-1 и LCS-2 с модулями вооружения приблизилась к 631 млн и 636 млн долларов соответственно. Сенаторы, выражая свою озабоченность ростом стоимости первых кораблей, отметили: "... Программа LCS - наглядный пример как не надо закупать корабли". Программу разработки модулей вооружения также пришлось пересмотреть. Ранее планировалось закупить 90-110 модулей. Теперь речь идет только о 64-х. ВМС в настоящее время планирует закупать три модуля полезной нагрузки для LCS: для проведения противоминных операций (ПМО), противолодочных операций (ПЛО) и для борьбы с надводными целями. Возможна разработка дополнительных модулей для проведения морских десантных операций (МДО): модуль огневой поддержки, модуль для сил спецопераций и обеспечения проведения гуманитарных операций. В планах этих модулей нет, поэтому для их разработки потребуется несколько лет. В апреле 2007 года командование ВМС отменило заказ копании "Локхид-Мартин" на строительство LCS-3 для того, чтобы покрыть перерасход средств на строительство первого корабля серии. Отмена не повлияла на проведение работ компанией "Дженерал дайнэмикс", однако в ноябре 2007 года, после провала попытки компании пересмотреть условия контракта, ВМС отменили заказ на LCS-4. Средства, выделенные в 2007 году на строительство LCS-5 и LCS-6 также были потрачены на покрытие перерасхода при строительстве первых двух кораблей. Из девяти профинансированных или заказанных кораблей вплоть до 2008 года только три были включены в планы постройки. В марте 2009 года командование ВМС выдало контракт с фиксированной ценой плюс поощрительное вознаграждение компании "Локхид-Мартин" на постройку LCS-3 "Форт-Уорт". В мае компании "Бат айрон уоркс" был выдан контракт на постройку LCS-4 "Коронадо". Стоимость каждого из контрактов составила 550 млн долларов, однако реальная стоимость каждого корабля была оценена в 600 млн. В сентябре 2009 года командование ВМС выступило с инициативой выбора одного проекта для продолжения строительства кораблей прибрежной морской зоны. По его мнению, новая стратегия на основе конкурса за несколько лет позволит закупить большее количество кораблей этого типа. Одна из двух компаний получит контракт на строительство более 10 кораблей по своему проекту в период до 2014 года. В 2012 году планируется провести тендер с целью определения второго подрядчика, который будет строить корабли на своих верфях по тому же проекту. Такое решение не повлияет на достройку трех заказанных кораблей - второго, третьего и четвертого корпуса. Первый корабль серии был укомплектован экипажем и готов к сдаточным испытаниям в ноябре 2008 года, которые были успешно проведены. Корабль был отправлен в первое плавание в феврале 2010 года, на два года позже запланированного срока. Второй корпус "Индепендент" было запланировано достроить в апреле 2008 года, однако реально это произошло в декабре 2009 года. В январе 2010 года он был готов к сдаче и в апреле того же года прибыл из своего первого плавания. Несмотря на возросшую стоимость, командование ВМС сохраняет требование численности LCS в 55 кораблей, которое предполагается достичь в период до 2035 года. С учетом этого за 30 лет (до 2040-го) ВМС намерены приобрести 66 кораблей, включая 17 единиц, которые заменят первые корпуса LCS, срок службы которых к тому времени достигнет предельного - 25 лет. В бюджете 2010 года было заложено 1,2 млрд долларов на строительство двух кораблей этого типа, а в период до 2015 года всего планируется закупить 17 кораблей. Строительство кораблей типа LCS будет вестись несколькими подсериями. В каждом корпусе будут учитываться достоинства и недостатки предыдущих кораблей, поэтому такой план постройки был назван "развитие по спирали", а принцип проектирования "спиральным". Финансирование строительства кораблей прибрежной морской зоны, представленное в табл. 3, не учитывает стоимость модулей полезной нагрузки (оружия и вооружения).
Зарубежное военное обозрение 2011 №9 С.71-82 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 11507 | | |
Всего комментариев: 0 | |