Основные кораблестроительные программы ВМС США ч.2Капитан 2 ранга Д. Шинкоренко В первой части статьи1 были представлены основные программы ВМС США по строительству атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта SSBN(X), атомных многоцелевых ПЛ типа «Виргиния», атомных авианосцев типа «Джеральд Р. Форд», эскадренных миноносцев УРО типа «Замволт» и многофункциональных кораблей прибрежной зоны LCS. В данной публикации читатели продолжат ознакомление с программами строительства кораблей ВМС США класса универсальный десантный корабль, десантно-вертолетный корабль-док, десантный транспорт-док, судно обеспечения морских десантных операций, быстроходное десантное судно, универсальный транспорт снабжения и танкер-заправщик. Программа строительства универсальных десантных кораблей типа «Америка» для амфибийных силВ августе 1999 года управлением военно- морских исследований США (ONR - Office of Naval Research) было рекомендовано не продлевать жизненный цикл состоящих на вооружении УДК типа «Тарава», как это планировалось ранее. В 2002 году было принято решение о строительстве модернизированного варианта УДК типа «Уосп» - LHD-8, ввод в строй которого намечался на 2007 год, а также о разработке и строительстве серии перспективных УДК типа LHA-R (Replacement). В действительности из-за проблем, возникших во время урагана Катрина и связанных с некачественной сваркой корпуса, строительство серии УДК типа. «Уосп» было закончено в октябре 2009 года со сдачей ВМС последнего корабля серии - «Макин-Айленд» (LHD-8). Внимание ВМС сейчас направлено на строительство УДК нового поколения, которые заменят УДК типа «Тарава», срок службы которых заканчивается в 2011 году. Первый УДК новой серии LHA-6 был назван «Америка». 1 июня 2007 года компания «Нортроп- Грумман» получила от ВМС контракт стоимостью 2,4 млрд долларов на разработку технического проекта и строительство УДК нового поколения. В 2008 году по программе на строительство первого корпуса было выделено 1,1 млрд, в 2009-м - 1,4 млрд и тогда же на судоверфи компании в г. Паскагула (штат Миссисипи) был заложен головной в серии УДК «Америка » (LHA-6). В бюджете ВМС 2011 года предусмотрено финансирование начала строительства второго УДК серии LHA-7 в объеме 949,9 млн долларов. Передача ВМС первого УДК серии «Америка» запланирована на 2014 год. Программой предусматривается применение метода спирального проектирования, широко используемого в США в кораблестроении, который предполагает приемлемую, с низкой долей риска, эволюцию надводных кораблей и подводных лодок. Основное отличие УДК нового проекта «Америка» от УДК типа «Уосп» - увеличенные главные размерения: он на 23,5 м длиннее и на 3 м шире. Это позволяет расширить его возможности по приему авиационной техники, техники и грузов морской пехоты, повышает живучесть, соответствует современным стандартам обитаемости. Если УДК типа «Уосп» были первыми кораблями такого класса, спроектированными под самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой, то УДК нового поколения будут способны принимать все типы авиатехники, состоящей на вооружении авиации МП. Доковая камера в проекте этого корабля не предусмотрена, за счет чего увеличены возможности по приему боеприпасов и топлива, расширены ангар и корабельный госпиталь. Высадка десанта на необорудованное побережье будет производиться в основном транспортно- десантными вертолетами. Типовой состав авиагруппы будет состоять из 30 летательных аппаратов, включая конвертопланы типа MV-22 «Оспрей» или до 24 многоцелевых истребителей F-35B для авиационной поддержки высадки морских десантов. Согласно существующим планам к 2041 году намечается построить семь УДК, которые заменят корабли типа «Тарава» и первые в серии УДК типа «Уосп». Программа строительства десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Сан-Антонио» для амфибийных силКонцепция десантно-вертолетных кораблей-доков была выдвинута еще в 50-е годы прошлого столетия. Такие корабли должны были прийти на смену более чем 100 тихоходным малотоннажным танкодесантным кораблям, эффективность использования которых в новых условиях была крайне низка. На протяжении последующих десятилетий командование ВМС США несколько раз принималось за строительство кораблей этого класса. В 1960-е годы строились ДВКД типа «Рэлей» и «Остин», однако первоначальные планы были пересмотрены, и программа была урезана до общего количества ДВКД 15 единиц из-за необходимости строительства атомных подводных лодок. Вступление США в войну с Вьетнамом помешало возобновлению строительства этой серии ДВКД. Затем программа была отложена из-за сокращения финансирования ВС США администрацией президента Картера. И наконец, к началу 2000-х годов началось строительство серии ДВКД нового поколения - типа «Сан-Антонио». В настоящее время общая стоимость программы составляет 10,7 млрд долларов при стоимости одного ДВКД 745 млн (в ценах 1999 года). Проект ДВКД типа «Сан- Антонио» был одобрен 11 января 1993 года советом МО США после спуска на воду по приобретениям ВВТ. В декабре 1996-го был подписан контракт с судоверфью «Эвондэйл» на постройку головного корабля этого типа. В бюджете МО США 1999 года были выделены ассигнования на постройку второго ДВКД, а в 2000-2001 -м - еще четырех кораблей. Первоначально планировалось построить девять ДВКД этого типа, а впоследствии серия расширилась до 11 единиц. Первый корабль намечалось подготовить к передаче флоту в 2003 году, однако дата была сдвинута на два года. Стоимость его строительства превысила рамки бюджета (приблизительно 1,6 млрд долларов), и корабль не был сдан флоту до 2008 года. Ураган «Катрина» также не способствовал своевременному выполнению графика строительных работ. В итоге только один из ранее запланированных трех кораблей - «Нью-Орлеан» (LPD-18) - был сдан флоту к 2006 году. Более серьезное отставание от графика было отмечено при строительстве ДВКД «Грин Бэй» (LPD-20), сдача флоту которого была отсрочена на 21 месяц. Данный класс кораблей столкнулся с рядом серьезных проблем уже в период эксплуатации. В августе 2008 года во время первого плавания на ДВКД «Сан-Антонио» была отмечена поломка ворот кормовой доковой камеры, что воспрепятствовало высадке техники. В ноябре того же года одиночное плавание было прервано в результате протечки масла, и корабль вне плана простоял две недели на ремонте в Бахрейне. Ранее военные инспекторы докладывали о проблемах, связанных с некачественной сваркой корпусных конструкций, что привело к нарушению герметичности корпуса, предрасположенностью к поломкам системы технического контроля, низкой надежностью системы вентиляции и кондиционирования воздуха, нарушением технологий проведения строительных работ и низкой квалификацией рабочих. Между тем в 2008 году в отчете группы технического контроля и проверок ВМС был отмечен ряд недостатков на втором корпусе серии ДВКД. В нем, в частности, указывалось что: «.. .возможности корабля по проведению военных операций деградировали». Среди указанных недостатков одним из самых важных был следующий: энергетическая установка имеет низкую надежность - отмечались частые поломки ГЭУ и отказы ЭЭС корабля. К проблемам технического и природного плана, которые постоянно преследуют корабли этого типа, в марте 2009 года добавились нарушения в системе навигации и безопасности плавания, когда ДВКД «Нью-Орлеан» в ходе своего первого плавания столкнулся с подводной лодкой в Ормузском проливе. Третий корабль серии - «Месса Верде», построенный на другой судоверфи («Инголс») - прошел инспекторскую проверку без особых проблем. А в октябре 2008 года в отчете группы технического контроля и проверок ВМС отмечалось, что четвертый в серии «Грин Бэй» - это «качественно построенный корабль с высокими возможностями». Он был укомплектован экипажем и подготовлен к сдаче ВМС в январе 2009 года. На ДВКД «Нью-Йорк» (LPD-21), подготовленном к сдаче флоту в ноябре 2009 года, возникли проблемы из-за преждевременной поломки главного подшипника одного из четырех дизельных двигателей, в результате чего в декабре корабль вернулся в ВМБ Норфолк. При тщательной ревизии технического состояния всех ДВКД серии инспекторы ВМС отметили, что сбои в работе масляной системы, а также проблемы с главным подшипником дизельного двигателя типичны для кораблей данного класса и могут возникнуть и на других кораблях серии. В отчете указано, что необходимо провести всестороннюю проверку всех кораблей, построенных в последние несколько лет на судоверфях «Эвондэйл» (штат Луизиана) и в г. Паскагула (Миссисипи). В настоящее время ведется строительство пяти десантных кораблей этого типа (LPD-22 - LPD-26). Стоимость ДВКД «Сомерсет» (LPD-25) составляет 1,2 млрд долларов. В финансовом законопроекте 2010 года было предусмотрено выделение дополнительно 872,4 млн долларов на финансирование окончания строительства десятого корабля в серии. 11 -й ДВКД согласно графику проведения работ намечается профинансировать в 2012 году. ДВКД типа «Сан-Антонио» предназначены для замены более чем 40 десантных кораблей четырех подклассов: десантных транспортов типа «Чарльстон», Д В К Д - «Остин», десантных транспортов-доков - «Анкоридж», танкодесантных кораблей - «Ньюпорт», большая часть которых уже выведена из состава ВМС. Программа строительства десантных транспортов-доков проекта LSD(X) для амфибийных силВ текущий момент данная программа гипотетически связана с заменой серии ДТД «Уидби Айленд» и «Харпере Ферри», предельный срок эксплуатации которых 2025 год. Для замены выслуживших свой срок кораблей запланировано строительство ДТД нового поколения LSD(X). Согласно долгосрочному кораблестроительному плану целевое финансирование программы создания ДТД нового поколения начнется в 2017 году. На этот год предусмотрены работы над эскизным проектом. Скорее всего, при создании судов этого класса будет использоваться метод спирального проектирования, который в настоящее время широко используется в американской кораблестроительной отрасли. Проект ДТД нового поколения станет усовершенствованным вариантом предшествующих ДТД - типа «Уидби Айленд» и «Харпере Ферри». Предварительно планируется закладывать один корабль каждые два года, начиная с 2025-го. Программа строительства судов обеспечения морских десантных операций проекта MLP (Mobile Landing Platform)Суда нового типа разработаны компанией «Дженерал дайнэмикс». Целью программы их строительства является придание новых возможностей МП и амфибийным силам ВМС США в рамках концепции «Морское базирование». Суда проекта MLP предполагается использовать в качестве плавучих баз при высадке морского десанта. Они предназначены для приема грузов и техники МП с большегрузных транспортов роллкеров, контейнеровозов и др. с последующей транспортировкой их непосредственно на берег десантными катерами на воздушной подушке (ДКВП) типа LCAC-1. Согласно разработанному компанией «Дженерал дайнэмикс» первому эскизному проекту судно MLP способно принимать шесть ДКВП типа LCAC-1 (размещались по три с борта) и разворачиваться на месте для удобства проведения операций приема- передачи грузов в море. Стоимость постройки каждого оценивалась в 1,5 млрд долларов. В сентябре 2005 года ВМС провели демонстрационные испытания судов в рамках концепции MLP. В них участвовали большегрузное судно «Майтли Сервент-1», переоборудованное для этих целей и задействованное в испытаниях в качестве судна MLP, и транспорт-контейнеровоз класса «ро-ро» T-AKR 315 «Уоткинс», который предполагается использовать для транспортировки грузов и техники МП с континентальных морских баз в район проведения МДО. Первый этап испытаний заключался в передаче грузов друг другу. Затем суда проследовали в Сан-Диего, где грузы МП были переданы с транспорта «Уоткинс» на «Майтли Сервент-1». Затем ДКВП доставили груз на берег непосредственно с борта этого судна, которое притапливалось для беспрепятственного выхода ДКВП с верхней палубы. В середине 2009 года проект был модернизирован с целью снижения стоимости постройки, что продиктовано значительным превышением планируемых ассигнований на закупки ВВТ. В этой связи компания в качестве базового выбрала уже готовый проект нефтеналивных танкеров типа «Аляска», строящихся для гражданского флота. В результате некоторые возможности и характеристики, присущие первоначальному проекту MLP, были занижены или исключены. Например, количество принимаемых ДКВП было сокращено в 2 раза (до трех единиц). 31 мая 2011 года компания «Джене- рал дайнэмикс» объявила о получении контракта стоимостью 744 млн долларов на строительство двух судов обеспечения морских десантных операций проекта MLP. До 2015 года ВМС планируют выделить средства на строительство трех таких судов. Программа JHSV (Joint High Speed Vessel) строительства быстроходных многоцелевых десантных судов типа «Спирхэд» (JHSV-1)В рамках этой программы планируется строительство быстроходных многоцелевых десантных судов катамаранного типа. Такие суда (например, катамаран «Джойнт Венчер») успешно используются в ВМС США для быстрой переброски ограниченного контингента МП (до 600 человек) с техникой и грузами. Данный тип судов будет использоваться совместно СВ и ВМС США для переброски войск, грузов МТО и военной техники в пределах ТВД, а также для проведения гуманитарных операций. В ноябре 2008 года компания «Аустал» стала победителем тендера и заключила с МО США контракт на проектирование и постройку первого многоцелевого транспортно-десантного судна JHSV-1. Контрактом также предусмотрено строительство в период с 2009 по 2013 год еще девяти судов. Программа строительства быстроходных судов проекта JHSV является совместной министерств СВ и ВМС. Церемония закладки первого корпуса JHSV-1, получившего название «Спирхэд», состоялась на предприятии в г. Мобил (штат Алабама) 22 июля 2009 года. Согласно графику спуск его на воду должен был состояться в июне 2011 года, а передача СВ США - в декабре с. г. На текущий момент командование ВМС США выделило средства на поставку второго и третьего кораблей, а также заключило контракт на закупку материалов для постройки четвертого и пятого. Начало строительства JHSV-3 было запланировано на весну 2011 года. Общая стоимость программы строительства 10 кораблей JHSV составляет 1,6 млрд долларов. Строительство всех кораблей будет осуществляться американской компанией «Аустал», выбранной основным подрядчиком. Новый долгосрочный кораблестроительный план предполагает приобретение 41 судна этого типа за 30-летний период. В плане также предусмотрено финансирование в 2030 году программы замены первых судов серии, которые будут строиться вплоть до 2022 года и постепенно достигнут запланированного предельного срока службы 20 лет. Программа строительства универсальных транспортов снабжения типа «Льюис энд Кларк» (Т-АКЕ-1) С 2006 года было построено 12 судов данного типа. В настоящее время 13-й и 14-й корпуса находятся в постройке. В декабре 2008 года компания «Джене- рал дайнэмикс» получила контракт стоимостью 940 млн долларов на строительство двух судов типа «Льюис энд Кларк» (Т-АК Е-11 и Т-АКЕ-12). В 2010 году подписан контракт стоимостью 824,6 млн долларов на постройку 13-го и 14-го корпусов. Два последних судна предполагается передать командованию морских перевозок в 2012 году. Основной задачей УТРС типа «Льюис энд Кларк» является снабжение кораблей и группировок ВМС, развернутых в море, боеприпасами, продовольствием, топливом, запасными частями и т. п. с наземных баз, а также со специально оборудованных судов-складов (при необходимости зафрахтованных судов торгового флота), постоянно находящихся в море в заданном районе. Таким образом, судно обеспечивает присутствие группировок ВМС США в передовых районах. В ходе проектирования и строительства широко применялись коммерческие стандарты. Программа осуществлялась в два этапа. На первом большое внимание было уделено системе распределения складирования и хранения грузов, на втором, который истек в конце 2000 года, был разработан технический проект и начато строительство. Благодаря внедрению глубокой автоматизации разработчикам удалось вдвое сократить экипаж новых судов. По сравнению с общей численностью экипажей 15 судов, которые они заменят, - 4 045 человек, суммарный экипаж 12 УТРС составляет 2 064 человека. 14 судов данной серии предназначены для замены 15 вспомогательных судов двух классов: транспортов спецоружия и боеприпасов типа «Килауэа» и многоцелевых транспортов снабжения типов «Марс» и «Сириус». 11 судов данного класса предназначаются для переброски войск и три - для обеспечения эскадр судов заблаговременного складирования КМП ВМС. Программа строительства танкеров-заправщиков проекта Т-АО(Х)В 2017 году командование ВМС планирует выделить средства на строительство первого танкера-заправщика (ТЗ) нового поколения Т-АО(Х), а в период с 2021-го по 2035-й закладывать по одному кораблю. Всего предполагается построить 15 судов нового поколения класса Т-АО(Х) и в 2022 году начать замену ТЗ типа «Генри Кайзер». ТЗ нового поколения будут проектироваться с двойным корпусом, причем они соответствуют стандартам и требованиям экологической безопасности. Долгосрочный кораблестроительный план ВМС США предусматривает также замену двух плавучих баз атомных подводных лодок «Эмори С. Лэнд» (AS-39) и «Франк Кейбл» (AS-40), которые намечается вывести из состава флота в 2029 и 2030 годах, а по мере достижения предельного срока эксплуатации будут подлежать замене спасательные суда (T-ARS), океанские исследовательские суда (T-AGOS) и океанские буксиры T-ATF. Реализация данных программ свидетельствует об успехе четко спланированной военно-технической политики, проводимой руководством США. Например, одним из ближнесрочных приоритетов для ВМС является строительство крупной серии многофункциональных кораблей прибрежной зоны (LCS - Littoral Combat Ship) и быстроходных многоцелевых десантно-транспортных судов (JHSV). Стоимость кораблей данных классов относительно невелика, поэтому общие темпы строительства будут достаточно высокими (в период с 2011 по 2020 год в среднем 10 кораблей). В 2025 году значительная часть бюджетных средств пойдет на строительство 12 новых ПЛАРБ. Высокая стоимость каждой лодки при фиксированном уровне финансирования строительства (14-17 млрд долларов в ценах 2010 года) означает, что ВМС не смогут закупать большое количество кораблей и общая численность будет снижаться из-за падения темпов строительства до восьми-девяти единиц (с 2021 по 2030 год) и по мере вывода из состава ВМС отслуживших срок кораблей. По окончании программы закупки новых ПЛАРБ темпы строительства начнут постепенно наращиваться и достигнут девяти-десяти кораблей в период с 2031 по 2040 год, что, естественно, повлияет на рост общей численности корабельного состава ВМС, которая составит 301 корабль, но не достигнет желаемого уровня. В недалеком прошлом численность корабельного состава ВМС США составляла порядка 600 единиц. И хотя ее современный уровень вдвое ниже, речи о пропорциональном сокращении боевых возможностей флота не идет. Корабельный состав в значительной степени обновится - средний возраст кораблей не будет превышать 18 лет. Существенно изменится и качественный состав ВМС. Несмотря на отдельные сложности, на смену отслужившим свой срок кораблям приходят новые, боевые возможности которых гораздо выше. Корабли нового поколения проектируются под модульную компоновку различного назначения. Ракетное вооружение размещается в универсальных пусковых установках, что значительно расширяет спектр решаемых кораблем задач. Широко применяемые передовые технологии для создания новых корпусных конструкций, энергетики, общекорабельных систем и механизмов, способствуют увеличению надежности и живучести корабля в целом, сокращению эксплуатационных сроков, связанных с проведением ремонтных работ, что в итоге позволит заметно повысить коэффициент оперативной напряженности боевого использования сил флота. Особое внимание командование ВМС уделяет роботизированным средствам. Как отмечал еще в 2006 году бывший в то время начальником штаба ВМС США адмирал Майкл Маллен, «... В будущем все больше задач, возлагаемых на ВМС, должны решать беспилотные и безэкипажные боевые и вспомогательные системы», а на более дальнюю перспективу ставится задача проведения операций в «едином информационном пространстве» с участием безэкипажных средств, базирующихся на ПЛ и надводных кораблях. В целом 30-летний кораблестроительный план наглядно демонстрирует желание высшего военно-политического руководства США поддерживать боеспособность национальных ВМС на высоком уровне. Ни один флот в мире, даже самый динамично развивающийся, в настоящее время не имеет в своем составе такого количества кораблей всех основных классов. Тем не менее, ВПР США продолжает проводить военно-техническую политику, направленную на поддержание численности корабельного состава флота в 313 единиц, с одновременным повышением боевых возможностей кораблей и подводных лодок, которые должны прийти на замену устаревающим. При этом средний срок эксплуатации кораблей в период до 2025 года не будет превышать 18 лет.
1 Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 9. - С. 71-82.
Зарубежное военное обозрение 2011, №10, С. 79-87 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 10362 | | |
Всего комментариев: 0 | |