Инженерные формирования Сухопутных войск США
Генерал-полковник Н.Сердцев подполковник Н.Евтушенко
В соответствии с принятой концепцией "Армия-21" командование сухопутных войск (СВ) США продолжает проводить широкий комплекс мероприятий по повышению боеспособности и боеготовности войск, совершенствованию организационно-штатной структуры подразделений, частей и соединений. При этом немаловажное место отводится инженерным войскам, которые, по взглядам командования, предназначены для обеспечения боевых действий основных родов войск. Для решения задач инженерного обеспечения в составе СВ США развернуты инженерные войска (Corps of Engineers), руководство которыми возложено на инженерное командование (Engineer Command). Оно подчинено министру армии (Secretary of the Army), осуществляющему административное руководство СВ через начальника штаба сухопутных войск (Chief of the Army Staff). На инженерное командование возложены следующие задачи: - планирование и координация оперативной деятельности всех формирований, участвующих в выполнении задач инженерного обеспечения; - планирование, координация и контроль за строительством и ремонтом, осуществляемыми вооруженными силами (ВС) и коммерческими организациями по контракту в интересах армии и других видов ВС, а также союзников в районах сосредоточения войск и на тыловых базах; - планирование, координация и выполнение мероприятий по совершенствованию инфраструктуры в военное время в рамках программы комитета начальников штабов (КНШ); - планирование, координация и руководство строительством или восстановлением объектов на театре военных действий (ТВД); - проектирование размещения формирований инженерных войск, техники и оборудования, а также оказание технической помощи в реализации этих проектов; - координация топографического обеспечения и военно-топографической разведки на ТВД; - координация производства необходимых топографических документов и работы военно-картографической службы; - руководство управлением недвижимостью в зоне боев при проведении операций по стабилизации обстановки; - руководство управлением недвижимостью в зоне линий коммуникаций при проведении операций по переброске войск; - осуществление контроля за проведением строительных работ, которые выполняются по контракту персоналом, нанимаемым из граждан как США, так и из других стран. Основные положения о принципах действий инженерных войск изложены в полевом уставе FM 5-100 1996 года "Инженерное обеспечение". Главными задачами Инженерных войск при ведении боевых действий всех видов являются обеспечение мобильности, контрмобильности, живучести и выполнение общих инженерных задач. Мобильность предусматривает осуществление свободы маневра боевым и поддерживающим частям в любых условиях боевой обстановки путем решения следующих задач: разведка маршрутов движения, восстановление и содержание дорожной сети; преодоление взрывных и невзрывных заграждений, предусматривающее их разведку, поиск и оборудование обходов, проделывание и обозначение проходов; обеспечение движения войск (за счет строительства и содержания военных дорог и колонных путей); преодоление водных преград (их разведка, подготовка табельных средств, сборка мостов и паромов, организация комендантской службы на переправе); обеспечение передового базирования армейской авиации (АА), которое включает проведение рекогносцировочных мероприятий, строительных и ремонтных работ, а также содержание посадочных площадок. Контрмобильность предполагает максимальное ограничение подвижности противника, в первую очередь его танковых и механизированных соединений. Для этого широко применяются заграждения всех видов, главенствующая роль среди которых отводится минным. При ведении боевых действий предусматривается широкомасштабное применение мин, в установке которых будут участвовать не только инженерные формирования, но и артиллерия, АА, а также авиация ВВС, ВМС и морской пехоты. С помощью современных мин планируется ставить заграждения, посредством которых можно остановить продвижение противника, задержать его или направить в зоны, где возможно наиболее эффективное использование против него различных видов оружия. Живучесть предусматривает проведение мероприятий, обеспечивающих скрытность войск от разведки противника и поражения его различными огневыми средствами. Эту задачу решает весь личный состав, а на инженерные подразделения возложены обязанности по проведению крупных маскировочных мероприятий, возведению защитных сооружений для вооружения и военной техники (В и ВТ), оборудованию и защите командных пунктов, узлов связи и центров управления. В обороне особое внимание обращается на тщательное оборудование защитных сооружений, которые по степени важности распределяются в следующем порядке: пункты управления; огневые позиции (включая позиции оперативно-тактических ракет, полевой артиллерии и систем ПВО); позиции противотанковых средств; укрытия для танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты. В наступлении защитные сооружения оборудуются при наличии для этого времени, а также во время остановок, вызываемых перегруппировкой и перестроением войск. В настоящее время при принятии решения на выполнение данной задачи рекомендуется следующая шкала приоритетов: оборудование пунктов управления; огневых позиций для противотанковых средств; позиций для средств ведения огня непрямой наводкой; важнейших пунктов снабжения боеприпасами и горюче-смазочными материалами. К общим инженерным задачам относятся специфические мероприятия, выполняемые инженерными частями в тыловой зоне. Важнейшими из них считаются оборудование, содержание и восстановление линий коммуникаций, возведение защитных и других сооружений для подразделений тыла, строительство взлетно-посадочных полос, производство сплошного разминирования, оборудование водозаборных пунктов. Организация инженерных подразделений СВ США. В период со второй половины 80-х до середины 90-х годов с целью повышения эффективности инженерного обеспечения боевых действий в США была проведена реорганизация инженерных подразделений, основными направлениями которой стали: оснащение войск новыми средствами, выполненными на базе современных технологий; усовершенствование систем связи и процессов управления и взаимодействия; создание условий для самостоятельных действий в передовых районах; повышение способности к быстрому развертыванию для действий в составе общевойсковых формирований. Результатом этой реорганизации стало изменение боевого и численного состава инженерных формирований корпусов и дивизий СВ США. Согласно новым положениям устава FM 5-100 инженерная бригада армейского корпуса (АК) может включать штаб и штабное подразделение, топографическую роту, одну - две инженерные группы, в каждой из которых два - пять инженерных батальонов (инженерных, тяжелых инженерных, легких инженерных), одну строительную группу, в которой может быть три - шесть инженерных батальонов, а также отдельные роты, которые будут вводиться в состав бригады по необходимости. Количество, тип и численный состав инженерных батальонов в корпусе будет зависеть от его структуры, решаемых задач, группировки и возможностей противника, а также особенностей ТВД. Штаб инженерной бригады является штабом инженерной службы АК. Обычно он подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. По своим возможностям он почти соответствует батальону бронетанковой или механизированной дивизии, но имеет больший штат. Это формирование используется для инженерного обеспечения боевых действий дивизии в более сложных условиях. При выполнении задач по обеспечению мобильности механизированный батальон организует разведку и рекогносцировку. Он обеспечивает преодоление особо сложных природных и искусственных заграждений и преград. В ходе операций по обеспечению преодоления заграждений дивизиями и бригадами механизированный инженерный батальон может: заменить подразделения дивизионного подчинения, высвободив их для выполнения других, менее сложных задач; обеспечивать поддержку и усиление дивизионных частей; решать задачи по преодолению преград параллельно с дивизионными подразделениями. При выполнении задач контрмобильности корпусной инженерный батальон (механизированный) должен устанавливать минные поля, разрушать дороги и мосты. Инженерный батальон колесных машин, как правило, подчинен штабу инженерной группы и состоит из штабной и трех линейных рот. Это формирование обычно используется для выполнения задач инженерного обеспечения в тыловых районах АК. Подразделения этого батальона строят, восстанавливают и ремонтируют дороги, колонные пути, аэродромы передового базирования, обеспечивают маневренность тыловых частей и подразделений, в некоторых случаях они могут привлекаться к строительству тыловых баз. Тяжелый инженерный батальон обычно состоит их штабной и трех линейных рот. Он имеет большие возможности по строительству и ремонту взлетно-посадочных полос, аэродромов, дорог, мостов, зданий. Оснащение этого батальона позволяет строить порты, линии коммуникаций, дамбы, электростанции. Кроме боевых действий, он широко применяется при ликвидации последствий войны, оказании гуманитарной помощи, при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. "Тяжелый" инженерный батальон обычно используется для усиления дивизионных и бригадных инженерных подразделений. Инженерная и десантная инженерная роты (легкого оборудования), как правило, подчинены начальнику инженерной службы корпуса и оснащены быстро разворачиваемым оборудованием, имеющим низкие массо-габаритные показатели и обеспечивающим выполнение задач по обеспечению живучести. Обычно они выполняют задачи вместе с корпусным инженерным батальоном (легким инженерным батальоном - воздушно-десантным), но иногда они применяются вместе с механизированным инженерным батальоном или инженерным батальоном колесных машин. Инженерная рота (легкого оборудования) и воздушно-штурмовая инженерная рота (легкого оборудования) помогают маневренным силам в выполнении землеройных работ. Эти подразделения, как правило, используются для усиления легкого инженерного батальона и десантного инженерного батальона. Инженерная рота оборудования для боевого обеспечения обычно подчинена штабу инженерной службы корпуса и оснащена высокопроизводительной землеройной техникой. Обычно она входит в состав корпусного инженерного батальона (механизированного или колесных машин), а в некоторых случаях может действовать самостоятельно, подчиняясь штабу инженерной группы. Инженерная рота (понтонная) оснащена понтонным мостом "Рибон Бридж", который позволяет быстро наводить наплавные мосты. Она обычно входит в состав корпусного инженерного батальона или корпусной инженерной группы. Секции моста транспортируются специальными автомобилями, а в некоторых случаях вертолетами средней грузоподъемности. Кроме того, подразделения занимаются перевозкой грузов, после того как понтонные секции разгружены. Инженерная рота сборно-разборных мостов и инженерная рота моста MGB предназначены для быстрой сборки мостов на жестких опорах. Для решения этой задачи роты оснащены сборно-разборными мостами "Бейли" или MGB. Часто эти мосты собираются с целью замены ранее установленных штурмовых мостов. Обычно роты мостов на жестких опорах входят в состав корпусного инженерного батальона или подчинены инженерной группе. Транспортные автомобили рот могут использоваться и для перевозки различных грузов. Инженерный отрад (подводных работ) предназначен для выполнения подводных работ в интересах командования корпуса, в частности для подводной разведки, обеспечения форсирования реки, создания и преодоления подводных преград. Он может оказывать также помощь в эксплуатации портов и очистке прибрежной зоны. Инженерная бригада из состава "тяжелой" дивизии (штатная численность около 1 300 человек) включает штаб и штабную роту, три механизированных инженерных батальона (аналогичны механизированным инженерным батальонам из состава АК). Механизированный инженерный батальон состоит из штаба, штабной и трех инженерных рот и подразделения обеспечения. Они осуществляют инженерное обеспечение бригадных тактических групп. Командир бригады обычно является и начальником инженерной службы дивизии. Он вместе со своим штабом отвечает за организацию инженерного обеспечения дивизии и планирует все мероприятия, проводимые в дивизии в рамках его полномочий. Он определяет объем задач, которые необходимо выполнить батальонам дивизии, приданым корпусным батальонам и отдельным ротам. Командир инженерной бригады механизированной или бронетанковой дивизии имеет право передавать роты одного инженерного батальона дивизии в распоряжения другого или придавать их другим маневренным частям, например бронекавалерийскому эскадрону. В современной структуре "легких" дивизий функции инженерного обеспечения возложены на инженерные батальоны. Эти батальоны однотипны по своему составу и включают: штаб, штабную и три инженерные роты. Численность личного состава в батальонах колеблется от 410 до 43 6 человек и зависит от количества вооружения и техники, находящихся на оснащении этих батальонов. Однако опыт учений показывает, что выделяемых бригадам инженерных сил для решения требуемых задач в необходимом высоком темпе может быть недостаточно. Поэтому разработчики структуры новой "легкой" дивизии предполагают иметь в ней отдельную инженерную бригаду в составе штаба и штабной роты, двух батальонов - общей и непосредственной поддержки. Общая численность бригады будет составлять около 1 600 -1 800 человек. Характерным для этих подразделений будет их оснащение легкой инженерной техникой, рассчитанной на перевозку штатными военно-транспортными самолетами С-130 и С-17. К настоящему времени перспективная организация инженерных войск проверяется в ходе войсковых учений и штабных игр, которые должны способствовать уточнению и корректировке планируемых организационно-штатных преобразований инженерных войск корпусного и дивизионного звена. Таким образом, сухопутные войска ВС США в зоне боевых действий имеют боеспособные части и подразделения инженерных войск, способные эффективно выполнять разнообразные задачи по инженерному обеспечению во всех видах боевых действий.
Зарубежное военное обозрение №6 2000
Смотрите также
|