search
menu
person

NEWS AND UDATES


ВМС США в операциях "Дезерт шилд" и "Дезерт сторм"

ВМС США в операциях "Дезерт шилд" и "Дезерт сторм"

Полковник В. Лосев

В первой части статьи были рассмотрены вопросы стратегического и оперативного развертывания американских ВМС по плану операции "Дезерт шилд" ("Щит пустыни"), участие командования морских перевозок в перебросках оружия, военной техники и средств МТО частей и соединений сухопутных войск и ВВС США в зону Персидского залива. Ниже показано боевое использование группировки ВМС Соединенных Штатов в операции "Дезерт сторм" ("Буря в пустыне"), которая являлась, по существу, первой попыткой реализации американской оперативно-тактической концепции "воздушно-наземная операция (сражение)" в условиях Ближневосточного ТВД.
Группировка ВМС в составе объединенного центрального командования (ОЦК) вооруженных сил США к 17 января 1991 года включала более 140 тыс. человек (в том числе морская пехота свыше 70 тыс.) личного состава, более 90 боевых кораблей, включая шесть авианосцев, а также два линкора ,16 надводных кораблей и две атомные многоцелевые подводные лодки (ПЛА)2 - носители крылатых ракет (324 пусковые установки, боезапас 332 ЕР), около 680 боевых самолетов авиации флота и морской пехоты, две экспедиционные дивизии (на берегу), две экспедиционные бригады и один экспедиционный батальон морской пехоты (на кораблях амфибийно-десантного соединения). При этом с учетом изменения типового боекомплекта на некоторых кораблях для решения поставленных задач в зоне конфликта количество КР "Томахок" на кораблях-носителях могло составлять более 500 единиц..
Основная часть группировки ВМС США была сосредоточена в Персидском и Оманском заливах, в том числе две авианосные ударные группы (АУГ), две ракетные ударные группы (РУГ), амфибийно-десантное соединение (АДС). Наземная группировка морской пехоты была дислоцирована в северо-восточной части Саудовской Аравии, южнее Кувейта, АУГ во главе с атомным многоцелевым авианосцем (АВМА) CVN 71 "Теодор Рузвельт" находилась в западной части Аравийского моря на переходе в Персидский залив. Остальные силы, в том числе три АУГ, маневрировали в северной части Красного моря и в восточной части Средиземного.
Общее руководство силами осуществлялось с основного командного пункта ОДЕ в Эр-Рияд (Саудовская Аравия), а непосредственное - с флагманского командного пункта (ФКП) ВМС США в составе ОЦК (командующего 7-м оперативным флотом) на борту штабного корабля LCC19 "Блю Ридж", а такай через ФКП оперативных соединений.
В соответствии с оперативным планом операции "Дезерт сторм" на ВМС в составе ОЦК были возложены следующие задачи:
- осуществление морской блокады Ирака и контроль основных коммуникаций из США и Европы в зону конфликта;
- участие в первых операциях начального периода военных действий, в том ' числе силами палубной авиации и кораблей - носителей крылатых ракет "Томахок" в воздушной наступательной операции совместно с ВВС США и других стран антииракской коалиции;
- привлечение к систематическим боевым действиям сил авиации флота и морской пехоты;
- поддержание господства в Персидском заливе путем поиска и уничтожения надводных сил ВМС Ирака;
- подготовка к проведению морской десантной операции (МДО), а также ведение боевых действий местного значения отдельными подразделениями морской пехоты на границе с Кувейтом;
- борьба с минной опасностью в Персидском заливе;
- оказание огневой поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях силами корабельной артиллерии. /
В начальный период военных действий в ходе решения поставленных боевых задач отмечались следующие основные особенности действий сил флота и морской пехоты ВМС США.
Блокада Ирака со стороны моря осуществлялась боевыми кораблями в составе оперативного соединения сил обеспечения блокадных действий. Эти действия согласовывались с мероприятиями по контролю за линиями коммуникаций в Ормузском проливе. Оманском и Персидском заливах, в Красном море и восточной части Средиземного. Данная задача решалась постоянно ввиду непрерывного подхода транспортов с оружием, военной техникой и средствами МТО для группировки ОЦК вооруженных сил Соединенных Штатов и их союзников в зоне конфликта.
С началом боевых действий ВМС США приняли непосредственное участие в проведении воздушной наступательной операции силами кораблей - носителей КР "Томахок" и авиации ВМС (авианосной и морской пехоты).
С кораблей - носителей КР "Томахок" в первые часы боевых действий 17 января 1991 года были произведены два залпа ракетами (по 50 единиц) по важным военным и правительственным объектам на территории Ирака, и в первую очередь в интересах последующих действий авиации по активным средствам ПВО. Выли поражены, в частности, президентский дворец, министерство обороны, пункты управления, а также склады боеприпасов в пригородах Багдада - Таджи и Рамади. В последующие 2 сут было выполнено еще до 80 и более 50 пусков крылатых ракет по объектам в районах городов Багдад и Басра соответственно. Всего в ходе военных действий в Персидском заливе было осуществлено 297 пусков КР "Томахок" с кораблей-носителей ВМС США3.
Авиация морской пехоты и палубные самолеты с авианосцев из состава 151, 154 и 155-го оперативных ударных соединений соответственно в Персидском заливе, Аравийском и Красном морях совместно с ВВС участвовали в нанесении массированных, согласованных по месту и времени ракетно-бомбовых ударов по авиационным я ракетным базам, пунктам управления и узлам связи, важным военно-промышленным и правительственным объектам, а также группировкам войск.
Оперативное построение сил флота в зоне конфликта предусматривало возможность боевого воздействия по Ираку с трех направлений - из Персидского залива, северной части Красного моря и восточной части Средиземного.
В Персидском заливе действовала основная ударная часть группировки ВМС США в составе более 30 боевых кораблей, в том числе АВМ CV41 "Мидуэй", CV61 "Рэндвер", АВМА CVN 71 "Теодор Рузвельт" (с 19 января 1991 года), ЛК ВВ63, "Миссури", ВВ64 "Висконсин", штабной корабль LCC "Блю Ридж" и 11 десантных кораблей.
В Оманском заливе и северной части Аравийского моря сосредоточилось до* 30 боевых кораблей, из них большая часть десантных кораблей во главе с десантными вертолетоносцами (ABB) LPH2 "Иводзима", LPH11 "Новый Орлеан" и LPH9 "Гуам", универсальные десантные корабли (УДК) LHA4 "Нассау", LHA1 "Тарава", а также три атомные многоцелевые подводные лодки.
В северной части Красного моря находилось более 20 боевых кораблей, среди которых АВМ CV67 "Джон Ф. Кеннеди", CV60 "Саратога", CV66 "Америка" и две ПДА.
В восточной части Средиземного моря маневрировало до восьми боевых кораб.? лей, в том числе ПЛА.
Всего в операции "Дезерт шилд" приняли участие восемь ПЛА, которые вели разведку в интересах командиров оперативных соединений и решали задачи противолодочной обороны АУГ на маршрутах их переходов в зону военных действий. В дальнейшем, к началу операции "Дезерт стори", группировка атомных многоцелевых под-' водных лодок была усилена еще пятью единицами, две из которых впервые произвели боевые пускк КР "Томахок" из подводного положения на дальность около 1100ки из восточной части Средиземного моря и северной части Красного. :"
Оперативное построение сил на главном направлении (Персидский залив) включало:
- Авианосное ударное соединение (АУС) в составе трех АУГ с задачами нанесения ракетво-бомбовых ударов по наземным и морским объектам Ирака, а также обес-^ печения воздушного прикрытия корабельной группировки в Заливе. Район боевого маневрирования авианосцев располагался в центральной части Залива. Отдельные корабли охранения АУС (рис. 2), выдвинутые в направлении Ирака на дистанцию 100-120 миль от авианосцев, решали задачи ПВО соединения совместно с палуба ными истребителями и самолетами ДРЛО и управления.
- Две РУГ (ВВ63 "Миссури" и ВВ64 "Висконсин"), находившиеся на удалении 50-90 миль к северо-западу от авианосцев, решали задачи нанесения ракетных ударов по объектам на территории Ирака, а также ПВО АУС. В дальнейшем линкор "Висконсин" сместился в восточную часть Залива, предположительно, после израсхо-дования им боезапаса КР "Томахок".
- Объединенную корабельную минно-тральную группу в составе четырех тральщиков ВМС США и трех - Великобритании с задачей траления мин у побережья Кувейта. Прикрытие группы с моря и воздуха осуществляли корабли АУС и палубные истребители.
В Красном море корабли второй АУС располагались между параллелями 24 и 26° с. ш. в сосредоточенном боевом порядке. С этого направления авианосная авиация наносила удары по военным и промышленным объектам в западной части Ирака.
В восточной части Средиземного моря корабли ВМС США маневрировали в рассредоточенных ордерах и обеспечивали все виды обороны кораблей - носителей КР "Томахок", наносивших удары по объектам в северной части территории Ирака. Маршруты крылатых ракет морского базирования проходили над территорией Турции.
Участие ВМС США в боевых действиях выражалось в регулярном использовании авианосной авиации совместно с самолетами ВВС для решения следующих основных задач: нанесение бомбоштурмовых ударов по военным объектам на территориях Ирака и Кувейта; сопровождение истребителями F-14 "Томкэт" стратегических бомбардировщиков В-52 при боевых вылетах для нанесения ударов по группировкам сухопутных войск Ирака (в частности, 7 ак в районе г. Басра); обеспечение ПВО корабельных соединений ВМС в Персидском заливе, в отдельных случаях - нанесение ударов по надводным целям ВМС Ирака в Персидском заливе (минно-тральным кораблям, патрульным и ракетным катерам); ведение воздушной разведки самолетами ДРЛО и управления Е-2С "Хокай"; непосредственная авиационная аоддержка/подразделений морской пехоты и сухопутных войск в эпизодических боевых столкнове-' ниях на границе с Кувейтом.
В ходе военных действий отмечались следующие особенности использования авианосных сил:
- Боевые действия начались при незавершенном развертывании авианосных 'групп в районы боевого предназначения. Так, АВМА CVN 71 "Теодор Рузвельт" ва-ходился в это время на переходе в Персидский залив, и применение авиации с него началось только с 20 января 1991 года. Показательно, что переразвертывание из Красного моря авианосец совершил со скоростью хода 32 уз.
- Палубная авиация приняла участие в боевых действиях, начиная с первого массированного авиационного удара. В период с 0.52 до 6.00 17 января был произведен подъем трех групп авиации (15-22 самолета в каждой) с авианосцев CV41 кМидуэй" и CV61 "Рэнджер". Соотношение ударных и обеспечивающих самолетов в группах составляло 1:2.
- Палубная авиация решала в основном задачи нанесения ударов по наземньто и морским целям, патрулирования для решения задач ПВО группировок ВМС, прикрытия в воздухе стратегической авиации и разведки. Ежесуточно выполнялось от 80 до 300 самолето-вылетов.
- Средняя продолжительность полета самолетов истребительной авиации составляла 3 ч, максимальная - до 5 ч, а самолетов ДРЛО и управления Е-2С "Хо-кай" - 7 ч. К дозаправке топливом в воздухе наряду с палубными самолетами KA-6D "Интрудер" привлекались заправщики ВВС США КС-135.
- Для обеспечения действий стратегических бомбардировщиков в воздух поднималось 10-15 самолетов палубной авиации. Так, в 15.50 19 января с АВМ CV61 "Рэнджер" с этой целью было поднято 13 самолетов, в том числе шесть F-14 "Томкэт", четыре F/A-18 "Хорнет", два S-3A "Викинг" и Е-2С "Хокай".
- В Красном море действия авиации с авианосцев CV60 "Саратога" и CV67 "Джон Ф. Кеннеди" в значительной мере зависели от самолетов-заправщиков ВВС США. В ходе полетов палубных самолетов, которые продолжались около 5 ч (обычно около 2 ч), дозаправки производились дважды - на маршруте к объектам ударов и при возвращении. В таких условиях для нанесения штурмовых ударов с авианосцев группы самолетов от 20 до 30 единиц могли подниматься в воздух только 2 раза в сутки.
- Наибольшей гибкости использования авианосной авиации удалось достичь в последние две недели военных действий, когда в северной части Персидского залива ' были сосредоточены четыре АУГ (АВМА CVN 71 "Теодор Рузвельт", АВМ CV41 "Мидуэй", CV66 "Америка" и CV61 "Рэнджер"). При этом в большинстве случаев в ходе нанесения штурмовых ударов авианосной авиацией при сокращении расстояния до целей отпала необходимость в дозаправке самолетов топливом в воздухе и штурмовая авиация смогла осуществлять так называемые "цикличные операции". В указанный период ежедневно каждый час в течение 18 ч с авианосцев поднимались в воздух ударные группы в среднем по 20 самолетов.
- В интересах ведения боевых действий в течение длительного времени палубная авиация использовалась с оптимальным боевым напряжением сил. При этом осуществлялось восполнение потерь (переброска из США трех штурмовиков А-6 "Интрудер") и был установлен определенный порядок использования авианосцев: пять дней активных боевых действий, два - с пониженной интенсивностью.
- В целом потери авиации ВМС США в результате военных действий в зоне Персидского залива составили 0,4 самолета на 1 тыс. вылетов, соответствующий показатель для авиации ВВС США - 0,22, авиации многонациональных сил (МНС) - 0,4, в том числе для авиации морсквй пехоты-0,81. Высокий уровень потерь авиации морской пехоты, как отмечают американские военные специалисты, объясняется тем, что она в основном решала задачу непосредственной авиационной поддержки.
Оперативное построение авиационной ударной группы палубной авиации (15- 20 самолетов) включало группу истребителей сопровождения (F-14 "Томкэт"), группу самолетов РЭБ (ЕА-6В "Проулер"), ударный эшелон штурмовиков (А-6Е "Интрудер") и истребителей-штурмовиков (F/A-18 "Хорнет"). Управление авиацией в полете и в районе цели осуществлялось с самолетов ДРЛО (Е-2С "Хокай").
Высокую эффективность при выполнении ударов показало применение управляемых авиабомб, эпизодически новых УР SLAM со штурмовиков, заградительных и штурмовых помех большой мощности с самолетов РЭБ. Точность выхода на цель в ночных условиях достигалась использованием спутниковой навигационной системы НАВСТАР, а в отдельных случаях - и СНС "Флитсатком" (при обеспечении бомбардировщиков В-52).
Всего в ходе военных действий авиация ВМС США выполнила 23 проц. всех боевых вылетов авиации МНС. По состоянию на 6 марта 1991 года она осуществила 28 929 боевых вылетов, из которых 36 проц. были направлены на решение штурмовых задач, а 30 проц. - на ПВО корабельных соединений и боевое патрулирование, За это время авиация флота и морской пехоты израсходовала 4,5 тыс. боеприпасов. Потери авиации флота составила семь самолетов, а морской пехоты - восемь.
Эпизодически в зоне боевых действий осуществлялось 10-30 пусков ЕР "Томахок" по наземным целям, в том числе с американских ПЛА типа "Лос-Анджелес" из северной части Красного моря и восточной части Средиземного.
Задача поддержания господства в Персидском заливе решалась действиями надводных сил и авиации ВМС по поиску и уничтожению отдельных кораблей, судов и катеров Ирака (всего в начальный период боевых действий было уничтожено до 25 боевых катеров, тральщик и два судна - постановщика мин), организацией всех видов обороны корабельных соединений, контролем минной обстановки в Заливе, обеспечением беспрепятственного судоходства кораблей и судов МНС в Персидском заливе и прилегающей акватории.
ПВО корабельной группировки строилось по зонально-объектовому принципу и позволяло создать эшелонированную защиту главных сил от ударов с воздуха. Воздушные цели обнаруживались со всех направлений с двух- или трехкратным перекрытием на глубину до 1000 км от центра построения сил с использованием собственных средств соединения и самолетов ДРЛО и управления Е-3 системы АВАКС. Контроль за воздушным пространством обеспечивался постоянным нахождением в воздухе двух-трех самолетов Е-3 и до пяти палубных самолетов Е-2С "Хокай". Корабли радиолокационного дозора (РЛД) как один из компонентов системы наблюдения за воздушной обстановкой еще до начала боевых действий были выдвинуты в направлении Ирака. В целом созданная система обнаружения распространялась на прибрежную зону Ирака, территорию Кувейта и гарантировала обнаружение самолетов противника за 300-400 км до выхода их на рубежи применения оружия по передовым кораблям соединения.
Уничтожение воздушных целей обеспечивалось средствами корабельных барьеров ПВО и палубными истребителями. Созданные к 17 января 1991 года два барьера включали по четыре-пять кораблей с ЗРК среднего и ближнего радиуса действия, которые были выдвинуты на угрожаемых направлениях на 90-130 км. В наиболее выраженном виде эти барьеры существовали в первые сутки боевых действий, когда степень угрозы с воздуха еще не была определена.
Палубные истребители с началом конфликта использовались в двух режимах - "дежурство в воздухе" и "дежурство на палубе". В первые дни в воздухе одновременно находилось до десяти самолетов. В дальнейшем это количество было уменьшено в 2-3 раза.
Борьба с минной опасностью в северо-западной части Персидского залива возлагалась с началом конфликта на соединение минно-тральных сил МНС, в состав которого были включены минно-тральные корабли "Эвенджер", "Эдройт", "Импервиос" и "Лидер", а также шесть вертолетов-тральщиков МН-53 ВМС США.
Наиболее интенсивные противоминные действия осуществлялись в период подготовки морской десантной операции у побережья Кувейта, когда проводилось траление внешних и внутренних районов стоянки и маневрирования десантных кораблей, фарватеров и подходов к участкам высадки десанта.
До начала февраля 1991 года у побережья Кувейта было обнаружено и обезврежено около 80 мин с акустическими, магнитными, гидродинамическими и комбинированными взрывателями. Всего ВМС США обезвредили более 1250 мин.
Огневая поддержка сухопутных войск и морской пехоты корабельной артиллерией начала осуществляться непосредственно с началом боевых действий: обстрелом иракских войск в прибрежной полосе Кувейта и позиций противодесантной обороны на м. Эль-Заур в районе Эль-Ахмади.
3 февраля 1991 года линейные корабли "Миссури" и "Висконсин" перешли в северную часть Персидского залива. При оказании артиллерийской поддержки из 406-мм орудий главного калибра ЛК ВВ63 "Миссури" были обстреляны позиции иракских войск на глубину до 25 км в районе саудовско-кувейтской границы. 4 февраля линкор обстрелял объекты противодесантной обороны на побережье Кувейта.
В дальнейшем линкоры с кораблями охранения периодически выдвигались в северную часть Персидского залива для обстрела иракских войск и объектов противодесантной обороны в прибрежной полосе Кувейта и на о-вах Файлака и Бубиян. Другие боевые надводные корабли обеспечивали безопасность судоходства в акватории Залива и осуществляли эскортирование транспортных судов, следовавших в порты разгрузки. Действия сил морской пехоты были направлены в основном на подготовку морской десантной операции.
20 января 1991 года гидрографические подразделения приступили к уточнению районоь возможной высадки десанта к югу от г. Эль-Кувейт; передовые авианаводчики из подразделений 1 эдмп отрабатывали вопросы организации управления авиацией при выполнении зада', непосредственной авиационной поддержки десантных сил.
21 января части 1 и 2 эдмп начали выдвижение в районы оперативного предназначения, прилегающие к саудовско-кувейтской границе.
23 января силы в составе амфибийно-десантного соединения (АДС) провели тре-вировки по высадке десанта в районе о. Масира.
24 января на борту LCC19 "Блю Ридж" командования сухопутных войск, ВМС к ВВС многонациональных сил согласовывали планы совместных действий в ходе наземной наступательаой операции.
25 января подразделения 4 и 5 эбрмп провели тренировку по высадке десанта на необорудованное побережье с использованием морских десантно-высадочных средств и траяспортно-десантных вертолетов.
26 января в районе Даммам (Саудовская Аравия) была репетиция высадки морского десанта в составе штурмового эшелона батальонной десантной группы 5 эбрмп. С десантного транспорта-дока LSD36 "Энкоридж" на 46 десантных катерах с интервалом до 10 мин восемью волнами было высажено до 500 человек. /
27 января проводились тренировки по преодолению заминированных участков района высадки десанта, уточнялись планы десантной операции в связи с распространением к югу от г. Эль-Кувейт нефтяного пятна, возможный состав сил и средств обеспечения.
В период с 31 января по 1 февраля подразделения морской пехоты 4 и 5 эбрмд завершили погрузку на десантные корабли в районе о. Масира.
3 февраля АДС в составе до 25 десантных кораблей, включая ABB LPH9 "Гу-"м", LPH2 "Иводзима" и LPH11 "Новый Орлеан", УДК LHA4 "Нассау" и LHA1 сТарава", с 4 и 5 эбрмп на борту (около 20 тыс. человек) начало выдвижение из района о. Масира в Персидский залив.
В начале февраля 1991 года исследовательской службой конгресса США был .разработан доклад о возможном варианте проведения морской десантной операция (МДО) в ходе боевых действий по освобождению Кувейта.
При подготовке к этой операции проводились следующие основные мероприятия:' разведка береговой линии обороны вооруженных сил Ирака в предполагаемом районе высадкг десанта, активная воздушная и космическая разведка группировки противника, генеральная репетиция МДО на территории Омана (конец января 1991 года).
В качестве предполагаемого района проведения операции был утвержден г. Эль-Кувейт и назначен возможный срок ее проведения. При этом отмечалось, что для достижения внезапности МДО будет прове", дена в ночное время.
Замыслом предусматривалась высадка подразделений морской пехоты с десантных кораблей с одновременным вертолетным десантом в глубину обороны противника. В дальнейшем планировались наращивание сил и средств на захваченном плацдарме, переброска на него бронетанковой техники и артиллерии. По оценкам специалистов, время на приведение сил и средств выса-женной группировки в готовность к отражению контрудара войск противника могло 'составить до 1,5 ч.
Основными этапами операции являлись:
- нанесение ударов самолетами морской пехоты и палубной авиации ВМС США совместно со стратегическими бомбардировщиками В-52 и самолетами F-117A по позициям иракских войск на передовом рубеже обороны;
- ведение заградительного огня орудиями главного калибра линкоров по внешнему периметру предполагаемого района высадки десанта;
- высадка морского десанта (более 1500 морских пехотинцев, рис. 3) с использованием десантных катеров на воздушной подушке и плавающих бронетранспортеров, спуск которых на воду с десантных кораблей планировался на удалении до 1,8 км от береговой черты. Высадку вертолетного десанта намечалось осуществить в составе батальона морской пехоты на удаление до 10 км от переднего края обороны противника;
- наращивание сил и средств передового эшелона десанта предусматривалось провести путем переброски с кораблей на берег подразделений второго эшелона катерами на воздушной подушке, а артиллерии - транспортно-десантными вертолетами.
Для непосредственной авиационной поддержки предполагалось привлечь штурмовую авиацию морской пехоты, а в качестве мобильных огневых средств для подавления огневых точек и для борьбы с танками противника - вертолеты огневой поддержки AH-1W "Супер Кобра". . . ,
В целях подготовки к проведению МДО по освобождению Кувейта командование морской пехоты США в Саудовской Аравии в начале февраля 1991 года разработало план тылового обеспечения передовых подразделений, которые должны были принять участие в этой операции. В частности, 8 февраля был рассмотрен вопрос об организации перебросок средств МТО по воздуху в интересах, обеспечения 26 ебмп США;
Подготовка к проведению морской десантной операции сочеталась с эпизодическим участием морской пехоты в боевых действиях. Так, 19 января подразделения морской пехоты участвовали в захвате девяти нефтяных платформ при поддержке самолетов и вертолетов авиации флота и морской пехоты (взято в плен 12 военнослужащих Ирака, уничтожены посты ПВО); 25 января при поддержке авиации морской пехоты был занят остров в 35 км восточное побережья, к югу от Эль-Кувейта; в период с 31 января по 1 февраля подразделения морской пехоты при поддержке авиации и корабельной артиллерии заняли о. Умм-Эль-Марадим в 25 км восточное побережья Кувейта (уничтожены иракские средства ПВО и артиллерийские позиции); с 30 января по 2 февраля морские пехотинцы' приняли участие в отражении прорыва двух бригад сухопутных войск Ирака в направлении на населенный пункт Рас-Эль-Хафджи. В ходе этих боев была отмечена относительно низкая координация действий тактической авиации и морской пехоты ВМС США, что, в частности, привело к уничтожению боевой машины пехоты с семью морскими пехотинцами ракетой "Мейверик" со штурмовика А-10А авиации ВВС США.
По оценке генерала Н. Шварцкопфа (Эр-Рияд, 27 февраля), ситуация, сложившаяся к 24 февраля, требовала нанесения первых ударов в центральном и восточном секторах границы Кувейта с Саудовской Аравией и осуществления именно тех действий, которых ожидали иракцы. Одновременно с этим проводились высадка морских десантов на флангах и обстрел побережья корабельной артиллерией с тем, чтобы противник продолжал считать, что наступление будет осуществляться вдоль побережья.
В этот период в целях подготовки к МДО активизировались минно-тральные действия в северной части Персидского залива, к которым привлекались четыре тральщика ВМС США, шесть вертолетов-тральщиков МН-53, отдельные боевые корабли и вертолеты из состава МНС. Руководство минно-тральными действиями осуществлялось с борта штабного корабля "Ла Салль". В ходе этих действий 18 февраля на минах подорвались два боевых корабля ВМС США. Десантный вертолетоносец LPH10 "Триполи" получил незначительные повреждения, а крейсер УРО CG59 "Приветен", получив повреждения гребного вала и винта, потерял ход. На нем были ранены три члена экипажа, вышли из строя кормовые 127-мм артиллерийская башня и установка вертикального пуска для стрельбы КР "Томахок" и ЗУР "Стандарт-2". В дальнейшем он был отбуксирован из зоны боевых действий и поставлен на две недели на ремонт в док в Дубай (ОАЭ). Возможности ВМС США по тралению мин в водах Персидского залива, по мнению генерала Н. Шварцкопфа (выступление в сенате США 12 июня 1991 года), не соответствовали предъявляемым требованиям и условиям обстановки.
В 1.00 24 февраля 1991 года за 3 ч до начала наземной части операции "Дезерт сторм" линкоры ВВ 64 "Висконсин" и ВВ63 "Миссури", находившиеся у побережья Кувейта, начали массированный обстрел прибрежной полосы из 406-мм орудий главного калибра, с тем чтобы заставить иракское командование поверить в неизбежность высадки крупного морского десанта.
В дальнейшем, утром 24 февраля, на нескольких участках побережья в восточных пригородах и южнее г. Эль-Кувейт с кораблей амфибийного соединения была осуществлена высадка морского и воздушного десантов общей численностью до батальонной десантной группы. Эти действия носили главным образом демонстративный характер.
В последующие два дня к активным действиям приступили подразделения сил специальных операций ВМС США, которые, используя малые быстроходные плавсредства, начали расчистку минных заграждений побережья, создавая также угрозу и заставляя тем самым иракцев по-прежнему считать, что группировка морской пехоты США готовится к проведению крупной МДО.
По оценке командования ВМС, в начале февраля 1991 года в результате успешных действий вооруженных сил и их союзников были созданы условия для проведения морской десантной операции в рамках наступательной операции сухопутных войск на территории Кувейта.
В целом боевое использование ВМС США и их союзников в ходе военных действий в зоне Персидского залива характеризуется следующими особенностями.
1. Впервые после воины во Вьетнаме в районе конфликта была развернута и приняла участие в боевых действиях крупнейшая группировка военно-морских сил Соединенных Штатов - до 90 боевых кораблей, в том числе шесть многоцелевых авианосцев (50 проц. всех боеготовых), два линейных корабля (из трех в боевом составе), семь авианесущих десантных кораблей (два УДК и пять ABB, более 50 проц. из находящихся в боевом составе) и около 18 надводных и подводных кораблей - носителей КР "Томахок".
2. Действия основных ударных группировок ВМС США осуществлялись из районов боевого применения в Красном море и Персидском заливе практически без противодействия со стороны вооруженных сил Ирака.
3. В начальный период войны усилия военно-морских сил США были направлены на участие в воздушной наступательной операции палубной авиации и КР "Томахок".
4. Первый ракетный удар продолжался около 3 ч и проводился массированно в ночное время. При этом он был скоординирован с действиями стратегической, тактической и палубной авиации.
5. В начальный период военных действий наиболее полно и успешно были решены задачи завоевания и удержания господства в Персидском заливе и превосходства в воздухе.
6. В значительной степени не оправдал надежд некоторых специалистов Пентагона легкий штурмовик AV-8B "Харриер-2". Главным недостатком самолета, по их оценкам, помимо небольших радиуса действия и продолжительности нахождения в районе решения боевой задачи, что не позволяло ему осуществлять поиск и нанесение ударов по тактическим целям, явилась его низкая, по сравнению с другими типами штурмовиков, живучесть. В результате эти самолеты понесли наибольшие потери (было сбито шесть из 60 принимавших участие в боевых действиях).
7. В ходе военных действий в зоне Персидского залива ВМС США впервые:
- практически оценили эффективность боевого применения новых высокоточных систем и видов оружия- "Томахок" и УР SLAM;
- со времен войны в Корее осуществили боевое применение линейных кораблей; .
- использовали в военных действиях с линкоров беспилотные летательные аппараты типа "Пионер";
- легкие штурмовики AV-8B "Харриер-2" проводили боевые вылеты с УДК LHA4 "Нассау" ;
- в боевых действиях приняли участие корабли новых типов, в том числе крейсера УРО типа "Тикондерога", минно-тральные корабли-"Эвенджер", катера на воздушной подушке - LCAC;
- было осуществлено боевое применение трех эскадр судов - складов с оружием, военной техникой и средствами МТО, предназначенных для трех экспедиционных бригад морской пехоты.
По оценке начальника штаба ВМС США адмирала Ф. Келсо, конфликт в районе Персидского залива является ярким примером возможностей ВМС реагировать на кризисную ситуацию. С самого начала операции "Дезерт шилд" группировка военно-морских сил в зоне Персидского залива была главным инструментом оказания давления на Ирак.
В дальнейшем, с убытием 24 апреля 1991 года штабного корабля 7-го флота LCC19 "Блю Ридж" из Персидского залива в передовой пункт базирования Иокосука (Япония), ВМС США в зоне конфликта перешли на оперативную организацию мирного времени. Командование сил флота в регионе возглавил командующий ВМС США на Среднем Востоке контр-адмирал Тейлор, штаб которого размещен на борту штабного корабля "Ла Салль".

Зарубежное военное обозрение №11 2000



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Боевые операции | Добавил: pentagonus (02.11.2003) | Автор: Полковник В. Лосев
Просмотров: 8062 | Теги: Авиация ВМС, В. Лосев, Буря в пустыне, Щит пустыни, боевое применение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar