Система морского базирования и тылового обеспечения ВМС США на новом
этапе
Капитан 1 ранга В. Чертанов
Проблемы морского базирования (связанные прежде всего с заблаговременным
складированием ВВТ на ТВД) и тылового обеспечения экспедиционных сил не только
флота и морской пехоты, но и ВС США в целом, развертываемых в передовые районы
морских и океанских театров, всегда увязывались с задачами обеспечения
стратегической мобильности и боевой устойчивости вооруженных формирований.
Особенно актуальными они становятся с начала XXI столетия, когда экспедиционные
операции в военных доктринах США приобретают все более приоритетное значение. Экспедиционные действия вооруженных сил в современных условиях требуют не только
специально подготовленных оперативных формирований флота и МП, но и комплексной
системы тылового и боевого обеспечения морского базирования. Кроме современных
десантных кораблей для доставки экспедиционных сил в район проведения операции
необходимы боевые корабли флота для их охранения и прикрытия, а также
специализированные транспортные средства с вооружением и военной техникой,
заранее сосредоточенные в пределах ТВД. Непосредственно в море тыловое
обеспечение оперативных соединений флота осуществляют танкеры и универсальные
транспорты снабжения, а для экстренной переброски десантных отрядов и военных
грузов на участок высадки на побережье, обеспечения безопасности и огневой
поддержки в прибрежных районах требуются универсальные авиационные и морские
средства. В последние годы во всех видах вооруженных сил США принимаются действенные меры
в направлении обеспечения экспедиционных операций. В ВМС было создано
командование обеспечения экспедиционных сил (NECC - Naval Expeditionary Combat
Command), в ВВС сформированы воздушно-космические экспедиционные силы (Aerospace
Expeditionary Force), в сухопутных войсках тяжелые дивизии трансформируются в
более легкие экспедиционные бригадные группы. Наиболее кардинальная программа усиления экспедиционных возможностей нашла
отражение в одном из разделов сформулированной штабом ВМС в 2000 году морской
стратегии «Морская мощь-21» (Sea Power 21) - концепции «морского базирования» (Seabasing).
Одобренная министром обороны и объединенным комитетом начальников штабов, эта
концепция вобрала в себя не только программы флота и морской пехоты, но и
определенные проекты и ресурсы (по оценкам начальника отдела штаба ВМС по
экспедиционным действиям генерал-майора МП Г. Нэша) других видов вооруженных
сил. За свою историю флот и морская пехота США продемонстрировали немало примеров
успешного проведения экспедиционных операций (в том числе в последнее время в
Ираке, Афганистане, Сомали и ряде других). Все операции подобного рода надежно
поддерживались в тыловом отношении морскими силами заблаговременного
складирования (MPF - Maritime Preposition Force), состоящими из трех эскадр
грузовых судов (всего 16 судов КМП) с вооружением, тяжелой техникой и
30-суточным запасом предметов МТО, заранее раз- вернутых в передовых районах. Эти эскадры (1,2 и 3-я), каждая из которых
способна обеспечить экспедиционную бригаду морской пехоты, постоянно базируются
в Индийском океане (о. Диего-Гарсия), западной части Тихого океана (о. Гуам) и
Средиземном море соответственно. Заблаговременное складирование снаряжения и запасов авиационного топлива (из
резерва управления тыла МО) для ВВС обеспечивают девять судов МТО (LPS -Logistic
Preposition Ships) также из состава КМП ВМС США. Два из них служат судами
авиационного обеспечения (промежуточными ремонтными и обслуживающими базами)
морской пехоты. Еще десять судов КМП используются для передового обеспечения (CPS - Combat
Preposition Ships) сухопутных войск и загружены оборудованием и запасами МТО
армейской тяжелой бригады (вместе с поддерживающими и обслуживающими ее
элементами). Все эти 35 транспортов (государственных или коммерческих, зафрахтованных на
длительное время, либо мобилизованных из резерва 1-й очереди) различных классов
(грузовые, в том числе для перевозки колесной техники, контейнеровозы, включая «ро-ро»,
тылового обеспечения авиации) объединены в составе КМП ВМС в морские силы
передового обеспечения (Afloat Preposition Force) ВС США. Однако в силу ряда причин (сокращение передовых американских баз со 170 до 25,
зачастую отсутствие близлежащих аэропортов, затруднения с выборочной выгрузкой
необходимых вооружений в нужном месте и в нужное время, наконец, устаревание
самих судов) эти силы перестали полностью удовлетворять потребности
экспедиционных действий ВС США. Это признавали многие компетентные представители
командования ВМС, в частности командующий надводными силами флота вице-адмирал
Т. Этнайр. Но это были лишь формальные предпосылки к обоснованию необходимости
трансформации MPF. | Планируемый судовой состав эскадры MPF (F) |
Существенные изменения в структуре американского флота, включившей в себя к
настоящему времени формирования нового типа - экспедиционные ударные группы (ЭУГ),
привели не только к значительному усилению его ударных возможностей (в
соответствии с концепцией Sea Strike), но и заметно повысили стратегическую
мобильность и боевую устойчивость развертываемых оперативных соединений. Девять
штатных ЭУГ способны в короткие сроки перебросить в передовые районы суммарно не
менее двух экспедиционных бригад МП (по одному эбмп на десантных кораблях каждой
группы) с полным вооружением. Одновременно полностью (совместно с АУГ)
обеспечивается их боевое прикрытие и тыловое обслуживание в море (с
сопровождающих их судов подвижного тылового обеспечения), а также оказание
необходимой огневой поддержки на берегу (на участках высадки) силами авиации и
боевых надводных кораблей. То есть в определенной степени задачи, обозначенные
концепцией Seabasing, решаются в рамках действующих сил флота. Таким образом,
поддержание морских сил заблаговременного складирования в составе трех отдельных
эскадр на случай дальнейшего усиления экспедиционных формирований становится, по
оценкам американских экспертов, нерациональным, да и не рентабельным
предприятием, тем более что техника, загруженная на судах-складах, тоже требует
постоянного обновления. С учетом всех этих факторов концепция морского базирования и предусматривает в
первую очередь радикальную трансформацию сил MPF в будущие (реструктурированные)
силы передового морского базирования - MPF (F) -Maritime Preposition Force (Future). В процессе длительного выбора конструктивных особенностей будущих кораблей и
судов в составе MPF (F) рассматривались различные варианты. Первоначально
предлагалось укомплектовать их крупными транспортами, по тоннажу сравнимыми с
авианосцами, оборудованными полетной палубой, способной принимать как тяжелые
транспортные вертолеты и новые транспортные самолеты MV-22 «Оспрей», так и
боевые самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (JSF), а также
крупные транспортные машины типа С-130. По завершении анализа всех альтернативных решений в марте 2004 года было
предложено два основных варианта. Первым предусматривалось формирование эскадры
идентичных по своим возможностям судов, способных выполнять все необходимые
функции, то есть складирование ВВТ и запасов МТО, размещение войсковых
формирований, прием самолетов и вертолетов, а также десантных катеров. Все суда
в составе эскадры (как предполагалось, из 18 единиц) должны были быть специально
и заново спроектированными, что, по расчетам командования ВМС, не способствовало
достижению оптимального (как это принято в США) баланса эффективности и
стоимости. Второй вариант, предложенный в мае 2005 года министром ВМС Гордоном Инглэндом,
оказался более рациональным. Он предусматривал формирование сил MPF (F) в
составе 14 кораблей и судов различного класса и функциональных возможностей:
девять на базе существующих типов (с некоторыми модификациями), три абсолютно
новых проекта и два - из числа действующих. Корабли и суда эскадры должны, по
замыслу американских специалистов, полностью обеспечить тыловые потребности
наземных и авиационных элементов экспедиционной бригады морской пехоты (эбрмп)
образца 2015 года (численностью до 15 000 человек). Использование в основном
существующих проектов при строительстве новых кораблей, по оценкам экспертов,
снижает затраты, сокращает период проектирования и ускоряет реализацию новых
возможностей системы тылового обеспечения морского базирования в боевых
условиях. В состав сил MPF (F) по этому варианту должны войти: - два новых универсальных десантных корабля (T-LHA) на базе существующего УДК
проекта LHD, но оптимизированного для проведения воздушных операций и без
доковой камеры для десантных катеров; - один новый УДК (T-LHD), модифицированный таким образом, чтобы обеспечить
выборочную выгрузку военных грузов; - три быстроходных транспорта-контейнеровоза класса «ро-ро» (T-AKR), аналогичных
имеющимся в составе командования морских перевозок (КМП); - три грузовых транспорта типа «Льюис энд Кларк» (Т-АКЕ), предназначенных для
перевозки вспомогательных грузов, боеприпасов и снаряжения (в настоящее время в
постройке); - два обычных транспортных судна из действующего состава КМП; - три мобильные десантные платформы (MLP) нового проекта (на базе существующего
концептуального большегрузного судна «Блю Марлин», которое использовалось для
доставки в США ЭМ УРО «Коул», поврежденного взрывом в Йемене). Часть палубы MLP
будет приспособлена для транспортировки десантных катеров на воздушной подушке (ДКВП),
ДКА типа LCU или новых десантно-высадочных средств, которые придут им на замену.
Ряд отсеков судна будут оборудованы для размещения 1 300 военнослужащих. Хотя изначально проект концепции «морского базирования» разрабатывался в рамках
флота и МП, он нашел полную поддержку со стороны командования сухопутных войск и
ВВС США, рассчитывавших на сокращение объемов своих стратегических перевозок в
результате его реализации. Однако часть расходов на содержание сил тылового
обеспечения их собственных экспедиционных формирований им все-таки пришлось
взять на себя. В августе 2005 года концепция Seabasing в целом (с учетом поправок) была
утверждена председателем КНШ (в то время генерал ВВС Р. Б. Майерс). В рамках
командования разработки боевых действий морской пехоты (Marine Corp Combat
Development Command), расквартированного в базе Квонтико (штат Виргиния), был
создан объединенный отдел по морскому базированию (Seabasing Integration
Division) для ее реализации. Концепция морского базирования нацелена на тыловое обеспечение и пополнение
материальными ресурсами экстренно развертываемых сил быстрого реагирования, в
том числе авианосных и экспедиционных ударных групп, воздушно-десантных и
ударных бригад СВ, дальней авиации ВВС, всех ударных, воздушно-транспортных и
космических средств, как со стационарных баз, так и с кораблей и судов тыловой
морской группы (MPG), предварительно развернутой в зоне операции, а также сил
боевого и тылового обеспечения (CLF - Combat Logistics Force). Для технического
обслуживания этих судов будут по-прежнему использоваться береговые базы на о-вах
Гуам и Диего-Гарсия. В оперативном плане концепция охватывает пять основных этапов экспедиционной
операции: - экстренное сосредоточение всего имеющегося в наличии боеготового потенциала
объединенных сил в район кризиса с целью достижения инициативы действий; - восполнение боевых возможностей объединенных формирований за счет тылового
обеспечения силами и средствами системы морского базирования в течение 24-72 ч; - выдвижение двух батальонов МП или СВ на десантно-высадочных средствах с
кораблей (из-за горизонта) для захвата плацдарма высадки; - постоянная поддержка сил флота на море и до двух бригад на берегу ресурсами
морского базирования и тылового обеспечения по мере потребности; - обеспечение экстренного вывода одной бригады с берегового плацдарма,
восстановление ее боеспособности в системе морского базирования из расчета на
продолжение боевых действий еще в течение по крайней мере 30 сут. Все корабли сил MPF (F), кроме штатных судов КМП и мобильных десантных платформ
(MLP), должны строиться или модернизироваться с расчетом на выборочную выгрузку
стандартных контейнерных грузов, вооружения и техники, в том числе с перегрузкой
на быстроходные суда нового класса - HSC (High Speed Connector). Для этого
предусматривается использование специальных компьютеризованных крановых систем и
систем дозаправки топливом в море большой емкости. Суда HSC должны оперативно
доставлять необходимые грузы на промежуточные береговые базы в пределах зоны
операции (Intra-theater Connectors) и обратно. Исходя из технических требований
к ним (высокая скорость хода -до 50 уз, малая осадка, достаточная автономность
при дальности плавания до 2 500 миль), предпочтение отдается проекту корабля
катамаранного типа - JHSV (Joint High Speed Vessel) на базе HSV-2 «Свифт» и
опыто-вого судна HSV-XI «Джойнт Венчер» австралийской постройки, который
объединил соответствующие программы СВ (Theater Support Vessel) и ВМС/МП (High
Speed Connector). Новый корабль было намечено заложить в 2008 году с передачей
флоту в 2010-м. Планом предусматривается развертывание надежной системы связи и боевого
управления силами MPF (F), в том числе из расчета на новый командно-штабной
корабль JCC (F), походного медицинского обслуживания (плавучий госпиталь), а
также дополнительно кораблей противоминного обеспечения. Строительство новых судов MPF (F) предусмотрено новой кораблестроительной
программой, разработанной штабом ВМС в 2006 году1. Некоторые из них начнут
строиться уже в 2008 году. Этой же программой в соответствии с концепцией
«Морской щит» (Sea Shield) финансируется строительство и серий новых боевых
кораблей (крейсера CG (X) и эсминцы УРО DDG-1000, корабли прибрежной зоны LCS),
предназначенных, в частности, для прикрытия этих сил в море и в районе пунктов
выгрузки. Огневую поддержку экспедиционных сил в районе боевых действий эскадренные
миноносцы нового проекта (водоизмещением до 14 000 т) смогут оказывать ударами
крылатых ракет (в боекомплекте до 100 КР) далеко в глубину плацдарма высадки, а
также применением 155-мм артиллерийских систем с управляемыми снарядами,
способными поражать цели на дальностях до 80 морских миль. На продолжение
разработки эсминцев DDG-1000 текущим бюджетом на оборону предусмотрено 1,8 млрд
долларов, и комиссией по закупкам вооружений одобрено строительство семи таких
кораблей (два из них должны быть построены в этом финансовом году). Корабли прибрежной зоны (LCS) благодаря их универсальной модульной конструкции
смогут обеспечить в прибрежных водах противоминную защиту, борьбу с дизельными
подводными лодками и малыми быстроходными катерами, а также действия сил
специальных операций. Кораблестроительной программой предусмотрено строительство
не менее 55 таких кораблей (постройка двух из них - «Фридом» и «Индепенденс» -
должна была завершиться в 2007 году). Будут совершенствоваться и десантно-высадочные средства всех типов. Предметы МТО
и тяжелую технику с грузовых судов для сил высадки на берегу (на дальность до
500 миль) доставят новые высокоскоростные катера (SSC - Sea-Shore Connectors)
повышенной (в сравнении с действующими ДКА типов LCAC и LCU) грузоподъемности.
Новые экспедиционные боевые машины (EFV-Expeditionary Fighting Vehicle), которые
в 2009 году начнут поступать на замену устаревших плавающих БТР AAV-7, смогут
высаживаться с кораблей за линией горизонта и развивать скорость хода до 25 уз
(втрое выше, чем у их предшественника). Транспортные самолеты MV-22 «Оспрей»,
последние испытания которых в составе 22-й опытовой эскадрильи (VMX-22)
завершаются, также начнут поступать на флот в 2009 году. Их скорость будет
вдвое, а дальность полета втрое выше, чем у современных вертолетов. В стадии
разработки находятся транспортно-десантные вертолеты СН-53К, более мощные и
скоростные, чем СН-53Е. Поступающая на вооружение морской пехоты с конца 2005 года 155-мм гаубица
облегченного типа М-777, обеспечивающая ведение прицельного огня на дальность до
18 миль, может с успехом транспортироваться вместе с орудийным расчетом
вертолетами СН-53 и самолетами MV-22. Высокомобильная ракетно-артиллерийская
система HIMARS (вариант более тяжелой устанавливаемой на траке армейской системы
MLRS), способная обеспечить надежную огневую поддержку на дальность до 36 миль
(первая батарея должна быть сформирована в МП в 2008 году), также
транспортабельна. Самолетами «Оспрей» может доставляться еще один элемент системы огневой
поддержки экспедиционных сил - 120-мм миномет, буксируемый на земле вместе с
зарядным контейнером автомобилем типа джип. Что касается сформированного в январе 2006 года командования обеспечения
экспедиционных сил ВМС (NECC), то в его структуре предусмотрен комплекс мер и
средств боевого и тылового обеспечения экспедиционных формирований
непосредственно в районах их развертывания2. В его составе специальные
подразделения по обезвреживанию мин и других боеприпасов, охраны прибрежных
акваторий и внутренних водных путей от возможных террористических действий,
доставки боеприпасов и обработки грузов, а также инженерно-строительные отряды,
предназначенные для проведения фортификационных работ по оборудованию тыловых
баз и других элементов инфрастуктуры в районе проведения операций. В дополнение к системе морского базирования ВМС в сухопутных войсках
разрабатываются планы развертывания трех региональных флотилий (ARF - Army
Regional Flotillas), каждая из которых будет включать пять судов: два больших (LMRS)
и один с пониженной осадкой (для мелководных районов) класса «ро-ро», а также
два транспорта боеприпасов. Первая ARF частично уже сформирована с базированием
на о-вах Гуам и Сайпан в Тихом океане, вторая будет размещена в районе о.
Диего-Гарсия в Индийском океане, а третья - в Средиземном море. В комплексе со всеми ее элементами новая система тылового и боевого обеспечения
морского базирования существенно усилит, по оценкам военного руководства США,
возможности развертываемых объединенных и экспедиционных формирований ВС, в
особенности в плане повышения их боеспособности, стратегической и тактической
мобильности. Зарубежное военное обозрение №2 2008 С. 59-66
| Суда заблаговременного складирования военной техники и
запасов МТО (сверху вниз): транспорт-контейнеровоз T-AKR 310 «Уотсон»,
контейнеровоз T-AKR 3017 «Фред У. Стокхэм» (класса «ро-ро»), транспорт
для перевозки колесной и гусеничной техники Т-АК 3012 «Уильям Р. Баттон» | | | | Транспорт-контейнеровоз T-AKR 304 «Пилилау» используется для передового обеспечения сухопутных войск США | | Транспорт снабжения и боеприпасов Т-АКЕ1 «Льюис энд Кларк» из
состава КМП ВМС США | | Один из прототипов быстроходного корабля для перевозки грузов внутри
ТВД «Джойнт Венчер» | | Транспортное большегрузное судно «Блю Марлин» использовалось для транспортировки в США ЭМ УРО «Коул», поврежденного
взрывом в Йемене | | Транспортные самолеты MV-22 «Оспрей» в составе 22 испытательной аэ
готовятся к взлету с УДК LHD-5 «Батаан» | | Концептуальный облик быстроходных грузовых транспортов
для перевозки военной техники открытым способом (А) и ангарного типа (Б) | | | В 2006 году штабом ВМС была разработана кораблестроительная
программа по созданию судов для сил передового морского базирования | | Концептуальный облик мобильных десантных платформ
(MLP) нового проекта | |
|
Зарубежное военное обозрение №2 2008
Другие материалы по теме
Смотрите также
|